Конспект ОД Тема: «Светлый праздник Рождества»
план-конспект занятия

Нигалидзе Елена Николаевна

Конспект образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo_konspekt.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад присмотра и оздоровления №1»

Конспект

 образовательной деятельности

Направление развития: духовно-нравственное

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Светлый праздник Рождества».

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Е.Н.Нигалидзе

2020 г.

Тема: «Светлый праздник Рождества».

Направление развития: духовно-нравственное.

Доминирующая область: социально-коммуникативное.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: знакомство с православным праздником «Рождество».

Задачи:

 Воспитательные:

-формировать интерес к православным традициям русского народа.

Развивающие:

-вызвать у детей радостное состояние в связи с праздником Рождества Христова;

-расширять кругозор детей.

Образовательные:

- способствовать становлению выразительной интонационной речи;

- учить проникновенно, с душой читать стихи и петь песни, посвященные Рождеству Христову.

Словарная работа: ангел, ясли, волхвы, Вифлеемская звезда, император, Иисус Христос, Всенощная, колодец, Николай Угодник, ладан, Миро. Божий храм.

Предварительная работа: экскурсия в Троицкий храм, знакомство с историей праздника «Рождества Христова», пение рождественских песен, чтение стихов, рассматривание иллюстраций на рождественскую тематику.

Создание среды для организации и проведения НОД: макет пещерки, колыбелька-ясли, игрушки домашних животных (корова, овцы), костюмы: ангелов (2), волхвов (3), Деда Мороза,

Вифлеемская звезда (для взрослого), Марфуши, Машеньки, сказочницы; 2 детских ведерка, камни-булыжники, «драгоценности», веник, игрушка-котенок, пряники, колодец.

Приёмы руководства деятельностью детей:

  1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей:

рассматривание иллюстраций, книг, комментирование.

  1. Приёмы активации детей:

создание развивающей среды, сюрпризные моменты, анализ, выводы.

  1. Приёмы организации практической деятельности детей:

инсценировка сказки, малые фольклорные формы.

  1. Приёмы поддержания интересов детей:

музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.

  1. Приёмы оценки и самооценки:

совместные с педагогом и детьми оценочные характеристики героев, поощрения.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Музыкальная

Планируемые результаты:

Личностные: активация познавательного интереса, формирование к интереса к традициям русского народа и православным праздникам.

Интеллектуальные: расширение и обогащение словарного запаса, формирование универсальных предпосылок к театрализованной деятельности.

Художественные: использование малых фольклорных форм в игровой         деятельности.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

  1. Активность.
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  4. Сопереживание.
  5. Эмоциональность.
  6. Самооценка.

Взаимодействие с родителями.

Изготовление атрибутов и костюмов.

Оформление выставок, поделок на рождественскую тематику.

Посещение Троицкого Храма.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности.

Ведущая:  Дорогие ребята! Сегодня в нашем детском саду гости. К нам пришли:

 - Батюшка, отец  Алексий, матушка  Елена и её детки Кирилл и Настя,

- православный  педагог Талагаева Татьяна Андреевна,

- представитель управления образованием Берникова Людмила Николаевна,

- родители, бабушки…

- Сегодня  мы отмечаем светлый праздник Рождества. Чуть более 2 тысяч лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос.

- Помню, как в детстве в первый раз

Слушала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез –

Ведь родился маленький Христос

Не в богатом, именитом доме

И лежал не в пышной колыбели,

А в глухой пещере, на соломе…

Ангелы, над ним склонившись, пели…

 А сейчас мы с вами послушаем Татьяну Андреевну, она расскажет нам о рождении Христа.

Т.А.  Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись.

 Дева Мария, так звали маму Иисуса Христа, и Праведный Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф

шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером и хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей.

   И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют.

   Этой ночью у Марии родился Сын – Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в Ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

    А как же узнали о рождении Христа люди? В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый, сияющий ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

   Мудрецы Востока – волхвы – знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к Нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары.

Ведущая:  Много было в небе звезд

Теплой ночью ясной.

Тихо спал Иисус Христос

На соломе в яслях.

Дева-Мать, склонясь над ним,

Нежно напевала,

Ночь мерцала золотым

Звездным покрывалом.

Пели ангелы Христу, славили рожденье.

В мир принес он красоту, веру во спасенье!

-

  А тем временем далеко-далеко от Вифлеема в русской деревне произошла очень поучительная история…

Инсценировка «Рождественский дед»

             (по мотивам русской народной сказки «Морозко»)

Действующие лица:

Сказочница  – Воробьева Л.Р.(воспитатель)

Машенька – Маслова Л.Г.(воспитатель)

Марфуша – Кучер М.И.(воспитатель)

Рождественский Дед – Раудина О.В.(воспитатель)

1 ангел-хранитель Машеньки – Даша Вдовина

2 ангел-хранитель Марфуши – Настя Воронова

1 волхв – Артем Драгунов

2 волхв – Дима Петров

3 волхв – Богдан Деннер

Звезда Рождественская – Тихонова Е.Н.(воспитатель)

Сцена 1

Музыка. Деревенская горница. На печи сидит Марфуша, гладит кошку.

Машенька подметает пол веником.

Сказочница: Жили-были две сестрицы: Машенька и Марфуша. Машенька вставала рано – Богу помолится, коровушку подоит, курочек покормит, в избе приберет, да завтрак  сготовит. А Марфуша знай себе лежит на печи, пряники жует да котенка поглаживает. Так у них и день проходит: у Машеньки – в делах да заботах, а Марфуше с печи вставать неохота.

А дело было накануне праздника великого – Рождества Христова.

Маша:Сестрица моя, Марфуша, пряников не ешь,

Сочельник Рождественский сегодня. Один денек до праздника святого остался. Лучше

помоги мне по воду сходить. Надо успеть и сочиво приготовить, и ко Всенощной в храм Божий сходить.

Марфа:  Вот ещё! Не охота! На улице мороз, а у колодца вся дорожка льдом покрылась – упаду ещё!

Маша:  Милая моя сестрица, ради праздника святого, помоги!

Марфа: Ну, разве что ради праздника да угощений помочь…

Сцена 2

Деревенская улица. Колодец.

Сказочница: Взяли они по ведру и направились к колодцу. А у колодца и правда, вся дорожка льдом покрылась. Наклонилась

Марфуша в колодец, чтобы ведром воды зачерпнуть, да подскользнулась, и… плюх в воду!

Марфа «падает» в колодец.

Марфа: Ой-ой-ой! Помогите!

Маша: Не бойся, Марфуша! Я тебе помогу!

Сказочница:Бросилась Маша на помощь сестрице – за ней  в колодец.

Маша «прыгает» в колодец.

Сцена 3

Музыка. Сказочный зимний лес. Маша и Марфа удивленно оглядываются  по сторонам.

Марфа: Ой, куда это мы попали?

Маша:  А где же наши ведра? Как же мы за водой ходить будем?

Музыка. Появляется Рождественский Дед с ведрами, подает их сестрам.

Маша:  Спасибо, дедушка!

Марфа (в сторону): Вот старик вредный! Приготовил подарки, а сам – «дать не могу»!

Маша:  Куда же нам идти дальше, дедушка?

Рождественский Дед: А вот идите прямо-прямо по этой дороге, да никуда не сворачивайте. И пусть вам помогут ваши ангелы-хранители.

Маша: Благодарим тебя! (кланяется).

Марфа(в сторону):  Чего благодарить, подарков-то никаких не дал.

РождествнскийДед уходит. Появляются ангелы. Маша и Марфуша их не замечают.

1 ангел: Доброе слово – алмаз драгоценный.

2 ангел:  Грубое слово – камень обыкновенный.

1 ангел кладет Маше в ведро что-то блестящее, а 2 ангел Марфуше в ведро кладет камень. Ангелы уходят. Маша и Марфа идут, взявшись за руку по музыку.

Сказочница: Шли они долго ли, коротко, только устали совсем.

Марфа: Куда идем – сами не знаем. Лучше бы домой вернулись. Обманул нас старик, никаких подарков не будет. Ох, как кушать хочется!  

Маша: Что ты, Марфушка, это же Никола Угодник был, а на Руси его Рождественским Дедом зовут. Он добрый и зря говорить не станет. А кушать пока рано, потерпи, первой звездочки дождаться нужно.

Марфа: Вот ещё! Буду я какой-то звезды ждать, когда в животе урчит!

Марфа достает пряник и начинает его есть. Появляются 1-й и 2-й ангелы.

1 ангел:  Терпение лучше драгоценного украшения.

2 ангел:  А тот, кто себе угождает – камни  собирает.

Ангелы кладут в ведерки девочкам Маше – драгоценный подарок, Марфе – простой камень и уходят.

 Маша: Ой, Марфуша, смотри, кто идет!

Звучит восточная музыка, заходят три волхва.

1 волхв: Здравствуйте, добрые девицы! Мы – цари-волхвы, идем из далеких восточных стран.

2 волхв: Долго мы были в пути, шли через пустыню, устали.

3 волхв: Не дадите ли  вы нам воды напиться?

Марфа: Вот ещё! Себя утруждать, ведро тяжелое поднимать!

Маша: Ну конечно!  Пейте на здоровье! А Марфу простите, она не со зла.

Маша подает ведро воды, поит волхвов. Появляются 1-й и 2-й ангелы.

1-й ангел: Ближнему послужить – подарок драгоценный получить.

2-й ангел: Ближнему не поможешь – камень в душу положишь.

Ангелы кладут драгоценность и камень в ведра девушек. Уходят. Хоть одним

Маша:  Куда же вы путь держите?

1-й волхв: Мы идем поклониться рожденному на Земле Спасителю. Он родился в Иудейской стране. Нам возвестила об этом чудесная Звезда.

2-й волхв:  Хотя Он еще совсем младенец, но Он – Тот, перед кем преклоняются и небе, и земля.

3-й волхв: Мы несем Ему в подарок золото, потому что Он – Царь. Миро – потому что Он – Человек, ладан – потому, что Он – Бог!

Волхвы кланяются и уходят.

Маша: Марфуша, неужели это те самые волхвы, которые идут поклониться Младенцу Иисусу Христу?!

Марфа: Ой, Машенька! Как интересно! Я бы тоже хотела взглянуть на Него хоть одним глазком. Это, наверное, тот подарок, о котором говорил Рождественский Дед.

Маша:  Но как же нам найти дорогу? Куда идти дальше?

Марфа: Машенька, смотри, что это?

Музыка. Появляется Рождественская звезда.

Звезда: Маша, Марфа, не бойтесь, идите за мной, я покажу вам дорогу!

Маша (Марфе): Да это же Вифлиемская Звезда!

Марфа: Какая она красивая! А я её ждать не хотела!  

Звезда (берет девушек за руки): Вы слышите: поет звезда –

Спешите все туда, туда,

Где на соломе, средь яслей,

Родился Тот, кто всех светлей,

Кто всех прекрасней и мудрей –

Спаситель мира – Царь царей!

Выносится вертеп с куклой-младенцем.

Звезда: Вон в той пещере, недалеко от города Вифлиема, вы найдете Божественного Младенца. Все, кто идет к Нему в эту ночь, несут свои дары. Даже звери и растения. Птицы поют Ему свои прекрасные песни. Животные согревают Его своим дыханием. А цветы дарят Ему свой чудесный аромат.

Маша: А что же подарим мы?

Марфа: У нас ничего нет.

Выходят ангелы.

1-й ангел: Как нет? Посмотрите в свои ведерки!

Маша (достает из своего ведерка драгоценности): Ах, какая красота!

1-й ангел: Это твои добрые дела. Их ты  и поднесешь в подарок Божественному Младенцу Христу?

Марфуша плачет еще сильнее. Появляется Рождественский Дед.

После инсценировки – дети поют песни и читают стихи про Рождество

Зав. Ребята, наши гости – Кирюша  и  Настенька учатся в воскресной школе. Кроме того, они уже поют в храме. Знают много молитв и

песнопений, прославляющих Рождество Иисуса Христа. Давайте послушаем их пение.

(Настя и Кирилл поют для детей). (Предложить спеть и матушке Елене).

Зав. А теперь послушаем Батюшку.

(О. Владимир поздравляет всех с праздником и вручает детям подарки – яблоки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника в подготовительной группе «Светлый праздник Рождество»

"Светлый праздник Рождество" сценарий в подготовительной группе, с использованием рождественских стихов, песен. Развлечение с детьми в форме подвижных игр....

Сценарий утренника "Светлый праздник Рождество"

Праздник" Рождество Христово" напоминает нам и о нас самих. Он призывает обратиься к своему внутреннему миру - душе.Он показывает детям, какими хорошими они могут стать. Ребёнок - это всегда рад...

Сценарий развлечения Светлый праздник Рождества Христова

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с целью познакомить детей с историей возникновения христианского праздника Рождества, используя текст книги "Библия для маленьких", создав ...

Светлый праздник Рождество

Праздник Рождество в старшей группе ДОУ...

Сценарий театральной постановки "Светлый праздник - Рождество"

Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение. Сценарий театральной постановкив младшей группе №7 «Цветик-семицветик»«Светлый праздник – Р...

Презентация «Светлый праздник - Рождество Христово»

Представленный в презентации материал раскрывает историю православного праздника "Рождество Христово"...

Сценарий праздника "Светлый праздник Рождество Христово"

Приобщение детей к истокам русской национальной культуры....