Экологический праздник для детей старшей группы «Праздник русской берёзки»
методическая разработка (старшая группа)

Сорокина Светлана Викторовна

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. 

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так «повезло» бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический праздник для детей старшей группы

«Праздник русской берёзки»

Цель: уточнить и углубить знания о традициях русского народа, познакомить с деревом, ставшим символом России; учить  замечать красоту родной природы и заботливое к ней отношение; закрепить знания о роли березы в жизни человека. 

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания о русской березе;

-  активизировать речь, расширить словарь;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, мышление, творческое воображение и коммуникативные навыки;

- развивать художественно-эстетический вкус через приобщение к фольклорному творчеству (хороводы, песни, игры);

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе родного края, желание сохранять ее;

- воспитывать патриотические чувства.

Материалы и оборудование:

- интерактивная доска;

- музыкальное сопровождение (картотека);

- слайды по содержанию сценария;

- два березовых дерева без листьев  (вырезать из бумаги);

- бумажные березовые  листья желтого цвета;

- изображения деревьев без листьев (рябина, береза, дуб);

- листья: коричневые дубовые, красные рябиновые, желтые  березовые;

- два ведерка;

- деревянные ложки для ансамбля «Ложкарей»;

Предварительная работа: разучивание русской народной песни «Во поле березка стояла», разучивание русской народной мелодии при помощи деревянных ложек, разучивание стихотворений о березе,

Участники: дети, родители, воспитатели.

Ход

№1. Ведущая под видео вальс «Березка» в исполнении Людмилы Зыкиной входит в зал и обращается к гостям.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем  вас на праздник, на  праздник русской   берёзки.

№2. Музыкальное вступление. В зал входят дети

Ведущая: Здравствуйте, дети! Проходите, присаживайтесь.

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Ведущая. Ребята, от кого пришло письмо, Вам хочется узнать? Тогда надо  постараться загадку отгадать:

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице – в полоску.

Зовут её…(берёзка)

Ведущая. Что же в письме написано. Прочитаем?

«Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Это пишу вам я – Березка. Набедокурила Баба Яга в моей березовой роще, веточки мне обломала, все листики березовые куда-то спрятала. А еще грозиться  все березки на дрова срубить. Помогите мне Бабу Ягу остановить».

- Ребята, поможем Березке?

- Давайте, представим, что мы с помощью волшебной музыки попали в березовую рощу. Закрывайте глаза, будем музыку слушать и перемещаться.

№3. Волшебная музыка.

На интерактивной доске березовая роща (слайд № 1)

Ведущая: Вот мы с вами и в березовой роще.

Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас в России. Нашу родину так и называют – Березовая Русь. Со времён глухой старины березка глубоко вошла в нашу жизнь. Мила она русскому человеку,  ласково называют ее девицей-красавицей. В старину девушки наряжали берёзку, завивали её веночками,  лентами,   водили  вокруг нее хороводы,  играли, прославляли (слайд № 2).

№4. Музыка выход Березки. Появляется Березка.

Берёзка: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!

Это я, берёзка белая, в новом сарафанчике!

С ветками кудрявыми, косами зелеными!

Ведущая: Здравствуй, березонька! Какая ты красивая!  Поэты, восхищаясь  твоей красотой, слагали о тебе песни и стихи?

Берёзка: А что такое стихи?

Ведущая: Наши дети  сейчас их прочтут, и ты поймешь, что это такое.

№5. Музыкальное сопровождение.  Дети читают  стихотворения  

На поляне, на пригорке,

под окном, среди полей
Белокрылая берёзка –

символ Родины моей.

Стройная красавица,

Зелёная причёска,

Всем нам  очень нравится

Русская берёзка.

Берёзка белоствольная,

Высокая и стройная,

Кудрявая, пушистая,

С листочками душистыми.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелеными сережками.

Люблю её нарядную

Родную, ненаглядную,

То юную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую –

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится.

Ведущая: Березка, а наши детки могут спеть  песню о тебе. Послушай, пожалуйста.

№6.  Видео Песня. Дети исполняют песню «Во поле березка стояла».

№7.  Музыка «Выход Бабы Яги».  В зал на метле влетает Баба Яга.

Б.Я.: Тпрууу! Стоять!

Что за шум и что за гам?

Я вам всем сейчас задам!

Шума я не потерплю,

Березку на дрова срублю!

Будет мне зимой тепло,

Будет мне зимой светло!

Я березку обломаю.

Веточек насобираю,

Чтобы новая метла

В небеса меня несла.

Ведущая:

Постой, Баба Яга!

Веточек ломать не надо,

Лучше уходи из леса.

Мы берёзку защитим

И в обиду не дадим.

       (детям)

В круг, ребята, становитесь,

Крепче за руки беритесь,

Будем мы в игру играть

И Берёзку защищать.

№ 8. Проводится игра «Защитим Березку от Бабы Яги»

Ведущая. Ну что, Баба-Яга, устала? Садись и отдохни, хоровод наш посмотри.

К нам сюда, скорее просим!

Приходи, честной народ,

Нынче русская берёзка

Начинает хоровод!

Дети под музыку строятся в хоровод. В это же время выходит Березка, встает в центр круга с русским поклоном.

№9. Девочки вокруг Березки исполняют хоровод («Березка белоствольная») 

Ведущая: Мы Березку в обиду никому не дадим, и тебе Баба Яга подружиться с нею надо.  Ведь березка – любимое дерево всех русских людей. Это символ России.

Б.Я.: И чем же ты, Береза, такую любовь от людей заслужила?

№ 10. Рассказ про березку.

Березка:

      Я, березка, простого рода:

Мой батюшка – ясен месяц, он ночью мне светит.

Мая матушка – красное солнышко, оно летом меня греет.

Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.

Мой брат – соловей в лесу, он мне песни распевает.

Ведущая:

      Будем тебя, Березка, чествовать, величать,

 Красоту твою воспевать.

Слова сопровождаются слайд показом, рассказывают дети:

     Ты лучиной избу освещаешь,

Из печи жаром всех согреваешь.

      В жаркий день над нами

Зелень свою распускаешь.

     А еще люди сок березовый пьют,

Его в жару на стол подают.

     Своими почками да листочками 

     людей лечишь, в бане веничком паришь.

    А из лыка лапти крепкие,

    Да корзины плетем.

     А какие ложки из березы умельцы

     Русские вырезают да расписывают.

Ведущая: А у нас тоже есть ложки. Наши ложки не простые, музыкальные, расписные.

Баба-Яга: Как это?

Ведущая: А вот как, бабушка!

Музыканты-ложкари, выходите,

бабушку  Ягу удивите!

№ 12. Мальчики играют на ложках.

Баба-Яга: Батюшки! Да я и не знала, сколько пользы от березы. Березка, прости ты меня, старую. Больше безобразничать не буду.

Березка: Прощу, бабушка, если моим подружкам березкам листики вернешь.

Баба-Яга: Да я вот и хотела бы вернуть, да не знаю как.  Вот тут в корзине у меня полно всяких листьев, а какие березовые, какие рябиновые как тут  разберешь?

Березка: Может нам ребята помогут?

№ 13. Проводится игра «Чьи это детки, и с какой они ветки?» (сначала девочки, затем мальчики).

Ход игры: Одни дети получают карточки с изображением деревьев, другие - листья различных деревьев. Под музыку они двигаются по залу. По сигналу: «Раз, два три свое дерево найди», начинают искать свое дерево.

Таким образом, дети находят листья от березы.

Баба-Яга: Вот так дети, вот так молодцы! Все листики нашли! Теперь их надо вернуть на место. Предлагаю сделать это наперегонки.

№ 14. Игра «Укрась березки листиками» (если детей мало, можно устроить состязание с родителями).

Ведущая: Ребята, давайте поможем березкам, польем их водичкой и заодно поиграем!

№15. Игра «Водоносы»

Ведущая: А вы знаете, что Березке ведомо человеческое  счастье. Ведь влюблённые часто под ее ветвями соловьиные песни слушают да на звёзды любуются. Береза    считается самым красивым деревом в России.  Русскую березку запечатлели на своих полотнах великие художники: И. И. Левитан «Березовая роща», А. И. Куинджи, А. А. Пластов, А. К. Саврасов «Березы у ручья». Посмотрите, пожалуйста, ребята, на экран…

№16. Рассматривание полотен на интерактивной доске под музыкальное сопровождение (Хоровод Березка).

Ведущая: Ребята, русский народ знает и другую березку – военную.

Тихо стоят березы у солдатских могил. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

№17. Видео песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Стоит в Волгограде березка».

Березка: Где бы я ни росла, всюду стараюсь  принести людям радость и свет.

Б.Я: Хорошо как у вас, в березовой роще! Заслушалась я вас.  А мне пора возвращаться в лесную глухомань. А ты, Березка, радуй людей своей красотой, исцеляй и утешай душевной простотой.

Березка: А еще, ребята, очень уж я люблю расти по берегам, речек, озер. Ведь туда сходятся все живые существа.  Испьют водицы и отдыхают в тени моей кроны. Люблю слушать журчание воды.

Ведущая: Березка, а давай в игру играть, «Ручейком» называется.

№18. Под русскую народную музыку проводится игра «Ручеек».

Ведущая: Ребята, давайте, когда совсем сойдет снег с нашей ямальской земли, тоже посадим березки, чтобы они росли не только в лесу, но и у нас в саду. Попросим наших пап, чтобы они для нас приготовили саженцы березки, а затем дружно их посадим. И будут они очень долго радовать ребят своей красотой.

№19. Заключение.

Ведущая: 

Славно мы провели время,

В тени березовой рощи.

А теперь пришла пора

Расставаться, детвора.

Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.

Берёзка: Спасибо вам ребята за стихи, песни, добрые слова.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

Свято помни, что лес – наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь!

Читает ребёнок: 

Будем берёзку любить, охранять,

Будем мы взрослым во всем помогать.

Реки, поля и леса сбережём,

Мы помним о том, что природа - наш дом.

№ 20. Звучит песня «На лугу, на лугу зеленешенька».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белокрылая берёзка – символ Родины моей Подготовила воспитатель Сорокина С. В. 2018

Слайд 2

Я, березка, простого рода: Мой батюшка – ясен месяц, он ночью мне светит. Мая матушка – красное солнышко, оно летом меня греет. Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает. Мой брат – соловей в лесу, он мне песни распевает!

Слайд 3

Будем тебя, Березка, чествовать, величать, красоту твою воспевать.

Слайд 4

Ты лучиной избу освещаешь, и з печи жаром всех согреваешь.

Слайд 5

В жаркий день над нами з елень свою распускаешь.

Слайд 6

А еще люди сок березовый пьют, е го в жару на стол подают.

Слайд 7

Своими почками да листочками людей лечишь.

Слайд 8

В бане веничком паришь

Слайд 9

А из лыка лапти крепкие, д а корзины плетем.

Слайд 10

А какие ложки из березы умельцы русские вырезают да расписывают.

Слайд 11

Березке ведомо человеческое счастье. Ведь влюблённые часто под ее ветвями соловьиные песни слушают да на звёзды любуются.

Слайд 12

Русскую березку запечатлели на своих полотнах великие художники И. И. Левитан «Березовая роща»

Слайд 13

А. И. Куинджи «Березовая роща»

Слайд 14

А. А. Пластов «Сенокос»

Слайд 16

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Слайд 17

Любит березка расти по берегам речек, озер. Ведь туда сходятся все живые существа. Испьют водицы и отдыхают в тени ее кроны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник для детей старших групп «Забавы русской зимы».

Спортивный праздник для детей старших групп«Забавы русской зимы».Цель:  Развивать интерес к зимним видам спорта.Задачи:  Развивать умение согласованно действовать в коллективе.Развивать...

Экологический праздник для детей старшей группы "День рождения Земли"

Участие в празднике формирует представления детей о том, что планета Земля - это наш дом....

Экологический праздник для детей старшей группы "Сбережём лес и его обитателей"

Экологический  осенний праздник в старшей группе. Дети в костюмах лесных деревьев, птиц, лесных обитателей, изготовленных родителями из бросового материала....

Сценарий экологического праздника для детей старшей группы "Весна собирает на праздник ребят!"

К детям приходит в гости Весна.  Ребята поют про неё песни, читают стихи, а она в ответ дарит  им сказку про Царя Берендея и его дочь Забаву.  Дети постигают науку поведения в лесу и пр...

Сценарий экологического праздника для детей старших групп «Праздник русской берёзки»

Формирование у детей культуры общения с природой и эстетическое отношение к ней, углубление знания детей о взаимосвязи человека и природы. Знакомство с народными традициями и праздниками.  ...

Экологический утренник для детей старшей группы "Праздник птиц"

Сценарий экологического утренника "Праздник птиц"....

Фольклорное развлечение для детей старшей группы «Праздник русского платка»

Цель данного разылечения  дать детям начальные представления об искусстве и традициях русского народа.Продолжать знакомить детей с историей русского платка,  приобщать детей к русской н...