Сценарий для старшего дошкольного возраста «Мой край родной – Кузбасс!»
материал (старшая группа)

Цель: Воспитание интереса к народной культуре, чувство любви и гордости

за родной край на примере народных промыслов.

 

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории области; закреплять знание символики области.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою родину, любимый край.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Сказка» №9

Сценарий для старшего дошкольного возраста «Мой край родной – Кузбасс!»

Автор:

Петерс Татьяна Евгеньевна,

Воспитатели

Топки-2020

Цель: Воспитание интереса к народной культуре, чувство любви и гордости

за родной край на примере народных промыслов.

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории области; закреплять знание символики области.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою родину, любимый край.

Предварительная работа: беседа “Моя малая Родина – Кузбасс”, прослушивание аудиозаписи гимна Кемеровской области, знакомство с символикой Кемеровской области, дидактические игры собери картинку («Флаги», «Герб»), рассматривание и чтение глав из книг: «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьев, «Угольный Кузбасс. Страницы истории», «Природа Кузбасса» А. Куприянов, Ю. Манаков, «Кузбасс» фотоальбом о Кемеровской Области, экскурсия в Топкинский исторический музей.

Оборудование: Символика Кемеровской области, разрезные карточки с изображением герба и флага, куклы – берегини, мини-музей «Народные промыслы родного края», альбом с изображением и краткой историей народных промыслов, прослушивание русских, шорских, татарских народных песен, пословиц, загадок, песен.

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда?  Вы ответите, когда послушаете стихотворение.   

Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду - смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка — скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Ведущий: А что вам вспоминается, если звучит слово «Родина»? (Ответы детей)

Ведущий:

Есть в России уголок особый,

Где природа радует наш глаз

Имя носит гордое и звучное.

Знают в мире все - Кузбасс!

Это тонны угля и металла,

Это реки, горы и леса.

И, конечно, замечательные люди,

Создающие земные чудеса!

Горжусь, что я живу в Кузбассе!

И, что в Кузбассе родилась.

Сценка «Диалог мамы и сына»

Сын: Мама, а что такое Родина?

Мама: Родина – это место, где человек родился, где живут его самые близкие люди. Где смотришь в глубокое небо и дышишь ароматом трав, где радуешься тонкому нежному лучику и слушаешь звонкую трель, где понимаешь, что счастлив родившись на этой земле. Все это сынок – Родина!

Сын: А моя Родина в Кузбассе?

Мама: Да, ты родился в маленьком городе Топки, Кемеровской области, а сейчас нашу область зовут Кемеровская область - Кузбасс.

Ведущий: Ребята, а как вы понимаете слова «малая родина»? (ответы детей)

Ведущий: Да, все ваши ответы верны. Названия разные, но обозначают они одно, и тоже. Это наша с вами малая Родина, где мы с вами родились и живём. И где бы мы с вами не были, мы с тоской вспоминаем наш город. Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких ему людей. Но ведь родной дом – это не только жилой дом по улице, это еще и город, в котором человек родился, и страна, и область, в которой он живет, наш детский сад «Сказка» тоже малая Родина.

Ведущий: Расскажите, ребята, какая она – Родина? (рассказы детей)

Исполняется песня «Край родной» Разуваевой

Ведущий: Назовите столицу Кузбасса.

Ведущий: Правильно Кемерово- главный город земли Кузбасской. Ребята, расскажите, чем богат наш край, и чем славится Кузбасс?

Ребёнок. Край лесов и рек, горы и луга –

Это наш Кузбасс, Родина моя!

У нас много шахт, богата земля.

Заводы – гиганты: Запсиб, КМК.

И герб прославляет богатство Кузбасса:

Добычу угля, металла и кварца,

Колхозы, совхозы, поля урожая

Ты их не обхватишь от края до края.

Растут города, и становятся краше.

Возводятся парки - и это всё наше!

Можно учиться, жить, отдыхать,

Работать на шахте, строить, пахать.

Новая жизнь возрождается здесь.

Ребёнок. Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьётся оно

И отчизна внимает

Рабочему ритму

Кузнецкого края.

И в будни эпохи,

И в каждом из нас

Пульсирует гордое имя – Кузбасс

Ребёнок:

Под самым небом шахты и отроги,

Внизу – леса, раздолье и поля.

Вперёд бегут железные дороги…

Всё это есть Кузнецкая земля!

Ведущий: Наша область имеет два символа - герб и флаг.

Помогите, пожалуйста, собрать пазлы с изображением герба и флага.

Ведущий: Ребята, уважаемые гости, скажите какой наш Кузбасс?

К - красивый

У - удивительный, угольный, уникальный

З - замечательный, золотой, зелёный

Б - богатый, благополучный, благоустроенный

А – автономный

С - современный

С - самостоятельный, славный.

Ведущий: из года в год наш Кузбасс становится все наряднее и краше, моложе, сильнее и богаче. Что является богатством края? (уголь). Кузбасс богат не только полезными ископаемыми, но и своим многонациональным народом.

Ведущий: задолго до нашего появления на свет в Кузбассе жили шорцы, телеуты, сибирские татары — это малый народ Сибири, они жили племенами, родами, большими семьями.

Звучит шорская музыка, дети садятся на пол в круг.

(Выходит Шаман с бубном, обходит вокруг воспроизводит шаманские действия).

Шаман: Про нас говорили, что мы были детьми природы и верили в духов, в колдовство, поклонялись горам и деревьям, подчинялись колдунам – шаманам. Меня считают лекарем, советчиком и предсказателем. Основное занятие шорцев охота, рыбалка и собирательство ягоды, травы, кореньев, орех. Еще шорцы называли поселки, горы именами людей.

Ведущий: У шорцев, как и любого другого народа, есть своя культура, обычаи и традиции. Одним из наиболее почитаемых праздников является «Мылтык». Как еще его называют?

Ответ детей: Праздник охотников или праздник ружья

Ведущий: Этот праздник уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению и был приурочен праздник Мылтык.

Какими должны быть охотники?

Ответы детей: Меткими, сильными, смекалистыми, выносливыми, терпеливыми, знать повадки зверей…

Шаман: Правильно: меткими, зоркими. Давайте узнаем, есть ли среди нас такие мальчики.

  1. «Угадай - ка». Отгадывание по элементам, чей это костюм (шорский или русский).
  2. «Обувайкино» - эстафета в лаптях и сапогах.
  3. Игра «Меткий стрелок». (2 дротика на липучках, 2 мишени).

Шаман: Еще одно традиционное состязание этого праздника - перетягивание каната, тем самым определяли самого сильного парня. Давайте и мы выявим самого сильного из нас.

Игра «Перетягивание каната».

Ведущий: Несмотря на то, что шорцы – язычники, а мы христиане, праздники совпадают по датам. А на рассвете 19 января в день Крещения господня во всех шорских селениях мужчины стреляли из своих ружей, разгоняя злых духов и нечистую силу, что, по их мнению, это способствовало веселому празднику. Он празднуются христианами, как символ начала светлой и благополучной жизни и мылтык шорцами.

Ведущий: Коренные народы Кузбасса на праздник надевали красивые нарядные головные уборы, бусы, серьги.

Ведущий: А сейчас мы с вами проведем самый важный обряд этого праздника «Шачиг» - повязывание ленточек на священное дерево. По шорским поверьям ленточки вяжут только на березу, потому, что только через березу доходят просьбы до духов. Ленточки шорцы называют чаламы. Черный чалам бросают в огонь, с ним сгорают все беды и болезни, а ленты красного, голубого и белого цветов повязывают на дерево.

Повязывание ленточек. Шаман сжигает черные чаламы. Костер (в спрятанных дровах лампочка).

Ведущий: Вот и закончился обряд благопожелания.

Дорогие ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Берегите себя и других. Уважайте и любите всё, что есть на земле! Мы надеемся, что вы, когда вырастете, будете приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его еще лучше и краше.

Кузбасс — Родина моя.

Кузбасс — гордость моя.

Вечно юн, вечно молодой

Кузбасс наш — твой и мой.

На этом доброй ноте мы заканчиваем наш праздник! Спасибо всем за участие!


Список литературы

  1. Кацюба, Д.В. История Кузбасса. Краеведческое пособие. Кемерово. Книжное издательство, 1975г.
  2. Куприянов, А.Н. Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи/А.Н. Куприянов, Ю.А. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 72 с.
  3. Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / Вера Лаврина. – 3-е изд., стереотип. Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2007. – 80 с.
  4. Майданкина, Н.Ю., Большакова А.Н. Приобщение старших дошкольников к культуре и истории народов мира. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №4. – С 62.
  5. Особенности гражданского воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. – С 14
  6. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: Методические материалы к программе «С любовью к городу». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае

Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание лю­бови к родному краю и интерес к его прошло­му,...

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»

Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Рабочая программа краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной» в рамках работы« STEAM- лаборатории»

Развивающий потенциал  краеведения  очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрыв...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной, мой край любимый"

Презентация для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным Краснодарским краем: географическим положением, символами, столиценй, природой, экономикой, знаменитыми людьми....