"Сороки- прилёт птиц"
материал (старшая группа)

Цыганкова Ольга Васильевна

сценарий фольклорного праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_folklornogo_prazdnika_soroki.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника: « Сороки  - прилёт птиц»

Составила муз.руководитель в/кк Цыганкова О.В.

Ведущий:  Очень часто за событиями и за сутолокой дней старины не помним, забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвящённых народному календарю. Первый месяц весны богат праздниками, и мы сегодня празднуем День встречи весны – « Сороки» На « Сороки    день  с ночью меряются, зима кончается, весна начинается».

Давайте золотые ворота для Весны – красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть, а мы ей в этом поможем.

Дети гр.»              » , входят в зал – играют на свистульках и дудочках, с атрибутами весны (ленты, бумажные птицы  и др.) Все проходят  цепочкой через  ворота)

Игра: « Золотые ворота»  - Идёт матушка весна, отворяй – ка ворота. Первый март пришёл, белый снег сошёл, а за ним и апрель отворил окно и дверь. А уж как пришёл май, солнце в терем приглашай.

Дети садятся на стулья.

Звучит аудиозапись пения птиц. Появляется Авдотья  - Плющиха

Авдотья: Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья – Плющиха, зимой земля – матушка спала, « замерла», « замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я , Авдотья – Плющиха, снег сплющила, он осел , ручьями побежал. Говорят: если в этот день Авдотья – красна, то и весна красна.

На Авдотью солнышко – лето погожее. Если на Авдотью снег – будет урожай.

Ведущая: Праздник – « Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что  в этот день из тёплых стран прилетают сорок различных птиц.

Авдотья: - Будем весну встречать, жаворонков завлекать.

На сцену выходят дети  :                с закличками:

- Жавороночек, прилети, студёну  зиму унеси!   Жавороночек, принеси, весну – крану на своём хвосту!

Жавороночек, прилети к огням! Принеси ты нам тепла, летечка! Жавороночки, летите в поле, несите здоровье.  Первое  - коровье , второе -  овечье, третье – человечье.

Жавороночек  прилети, студёну зиму унеси, жавороночек принеси, весну – красну на своём хвосту. Жавороночек, прилети  к огням принеси ты нам тепла, летечка.

        Жавороночек на проталинке распевает, распевает, он зовёт себе, он зовёт себе, весну красную, лето тёплое. Не лежать снежкам во чистом поле, растопиться, растопиться, во сине море , во сине море укатиться, укатиться.

Жавороночки – жавороночки, прилетите  к нам , принесите нам лето тёплое. Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима наскучила, руки – ноги отморозила.

Авдотья: А теперь , пришло время поиграть: Русская народная игра: « Ай да птица, что за птица»

Дети стоят в кругу. Водящий, взяв в руки любой предмет, кладёт его на пол и говорит: Ай да птица, что за птица!  Что за птица…        - ворон.

Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не назовут по птице, Из игры выбывает тот, кто повторится или ошибётся. Можно правила игры, предложив назвать только перелётных птиц( зимующих, водоплавающих, хищных и. т. д.)

Авдотья: А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте.

Игра:  « Жаворонок»  -

Дети стоят в кругу, ребёнок ( жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел, порезвился в тишине, спрятал песенку  в траве, тот .кто песенку  найдёт, будет счастлив целый год.     ( Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребёнком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.)

Игра: « Карусель»

Авдотья: Сейчас я вам расскажу сказку, «Как весна зиму поборола»

Жила  - была в одном селе  Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном и приговаривала…

Машенька: Когда весна придёт с гор снег  скатится, а по лужам разольётся вода, напеку я  куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать – звать.

Авдотья: - Зима  - то не уходит, всё морозы куёт. Наскучила она всем хололдная, студёная, руки – ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать ? Беда!

Пошла Маша в лес Весну искать, пришла в поле ,села на пригорочек и зовёт солнце….

Машенька: - Солнышко, солнышко, красное вёдрышко, выгляни из – за горы. Выгляни до вешней поры.

Авдотья :  Красны девицы, да добры молодцы, собирайтесь. Снаряжайтесь, на гулянье отправляйтесь.

В хоровод встаём. В гости солнышко зовём.

Хоровод» солнышко»

« Приди, приди солнышко,   солнышко – вёдрышко, загляни в оконышко, выгляни в окошечко! Засвети щедрее, солнышко нарядись, всех согрей скорее. Красное, покажись»

« Солнышко – колоколнышко, солнышко. Солнышко, ты пораньше взойди, красное семёнушко, нас пораньше разбуди, выйди поскорее, нам в поля бежать ,будь к нам подобрее ! Нам весну встречать» !

Авдотья: выглянуло солнышко  из – за горы ,Маша и спрашивает:  

Маша :  Видело ли ты , солнышко, весну – красну!

Солнышко: -Не встретила я весну, а видела старую зиму, иди красная девица, ищи Весну., зови её в свои края.

Авдотья: Долго шла Маша, куда солнце катится по синему небу, туда и она идёт, долго шла ,встретила она Землю – матушку.

Машенька:  - Земля – Матушка, ты весну не встречала?

Земля – Матушка: Меня весна разбудила, к новой жизни пробудила, вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли, и кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли. Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых грёз нетерпеливо ждёт,вс1ё весны дыханием согрето – всё вокруг и любит и поёт.

Авдотья: Солнышко согрело землю, растаял снег побежали ручейки.

Игра « ручейки»

Авдотья: Это старинная игра – обряд, которая символизирует таяние снега.  Нужно встать  парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился  ручеёк. Под музыку  ведущий входит  в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

- Так и бежит себе ручеёк вперёд и вперёд.  И вместе с этим бегом приближается Весна.

Авдотья: А вот и первые весны весники – птицы, давайте у них спросим?

Маша:  Птицы, вы Весну не видели?

Птицы: - Видели, видели, это она нас с юга , домой позвала.

Авдотья: -Расскажите птицы, где вы бывали, что вы  видали?  Хорошо ли жили , с кем дружили?

Ребёнок: Герасим  - грачевник  грачей пригнал, увидел грача – весну встречай!  Грач во дворе – весна на дворе. Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна будет, грачи сели в гнёзда, через 3 недели можно выходить на посев.

Авдотья: А давайте грачей зазывать!

Грачи - перелётушки, прилетите …. Гу!

Весну ясную принесите к нам Гу!

Появляются дети  - грачи: Грачи – киричи, вы чьи, вы чьи.

Мы Весны, вы Весны! Мы красны, мы красны!

Авдотья: Грачи, вы знаете, где Весну - красну искать?  

Грачи: Надо солнышко позвать, ведь оно должно всё знать. Красно солнышко пригреет, станет всем ещё теплее.

Дети: Солнышко, солнышко красное вёдрышко, выгляни из – за горы, да до вешней поры.

Приди, приди солнышко, солнышко – вёдрышко, взойди поскорей, засвети обогрей. Телят да ягнят. Ещё маленьких ребят!

Птицы: Мы скучали по скворечне, по  деревьям, по соседу – воробью. Первыми из тёплых стран возвращаются кулики, да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях Весну.

Ведущий: - А каких птиц вы знаете, сейчас узнаем

Загадывает загадки:

- Спереди у птичек шильце, позади у птичек вильце, сама птичка мала,  а за морем была.     ( Ласточка)

- Всех перелётных птиц черней, в пашне ищет он червей, взад – вперёд по пашне вскачь, а зовут , ту птицу…..( Грач)

- В лесу ночном горюет птица, она назвать себя боится  – ку  - ку … ку –ку-ку …, не спит опушка, а птицу звать … ( Кукушка)

-Мы построили вдвоём для гостей весенний дом, а верней сказать дворец, прилетай сюда   … (Скворец)

Авдотья: Весна идёт, торопится, стала тут и Маша, Весну кликать – звать! Ты иди в наши края, прогони зиму лютую.

Песня – хоровод: « Ой, бежит ручьём вода»

Авдотья: - Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Веснушку – весну зазывайте!

Дети:   -   Приди весна, весна красна, со льном высоким,  с корнём  глубоким ,   хлебом обильным.

- Приди к нам Весна с радостью, с великой милостью, с рожью зернистой, с пшеничкой золотистой.

Звучит радостное щебетание птиц, входит Весна, с коромыслом , вёдрах лежат фигурки птичек из бумаги .

Весна: Я Весна красна ,бужу землюю ото сна, наполняю соком почки, на лугу ращу цветочки, прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход. Всюду, в поле и в лесу, людям радость я несу. Я на праздник к вам пришла, ветку вербы принесла.

Авдотья: Дети, с давних времён существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу и красоту тем, кто его коснётся. А распустившиеся почки вербы считались полезными. Особенно, когда хлестали ею детей.

Дети, а какие пословицы вы знаете про вербу?

Дети :

- Верба синя бьёт несильно.

- Верба красна бьёт напрасно.

- Верба бела бьёт за дело.

-  Без вербы не весна.

             - Верба гонит лёд с реки.

           - Если хорошо цветёт верба , значит будет хороший урожай. Весна проходит. Дотрагивается до детей веточками вербы .

Весна: Дай,  вербочка, детушкам здоровья. Как  вербочка   растёт, так и ты расти. Верба бьёт, да не до слёз.  Верба красна, бьёт не напрасно.

Авдотья:   Весна – красна, а что у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое, видите на  нём  два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт, в другом, светлом, ясный день.

Ведущий:  Ой, как интересно, а какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи, а дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

        А сейчас общий хоровод:

Авдотья: А сейчас погрейте ушки , пропоём мы вам частушки.

            Частушки:

Ведущий: Мы встретились с весной, о ней мы всё узнали, хочу , чтоб о Весне прекрасной, родным вы дома рассказали!
Авдотья: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – « жаворонушки»,  не забудьте, ребятушки, птичек тоже угостить.

Авдотья:          Жаворонки прилетели, на головку деткам сели, хоть птицы к нам возвращаются, а до тепла ещё далеко.

Авдотья прощается с детьми. Праздник закончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фольклорного интегрированного развлечения в логопедической группе . Тема: "Сорок Сороков - встречаем птиц".

Дети вместе с педагогом встречают Весну, но Весна грустит без птиц, которые еще не вернулись. Надо создать условия для благополучного возвращения и птиц и Весны. Дети выполняю...

"Сороки - прилёт птиц"

                               ХОД ПРАЗДНИКА Дети стоят перед занавесом (занавес закрыт).1 ведущий: - О...

сценарий весеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста с фольклорной тематикой "Сорок сороков" (Праздник "Прилёт птиц)

Сценарий составлен на основе материалов русского народного творчесвтва и соответствует возрастным особенностя указанного дошкольного возраста....

Досуг для детей разновозрастной группы "Сороки" (прилёт птиц)

Дети знакомятся  с праздником "Сороки" (или жаворонки) . который отмечается на Руси 22 марта и посвящён прилёту птиц. Дети с помощью песни "Весна-красна" и хоровода "Ой бежит ручьём вода..."зазва...

Развлечение для детей средней группы "Сороки - прилёт птиц".

Развлечение для детей средней группы "Сороки - прилёт птиц"....

Презентация к развлечению "Сороки - прилёт птиц".

Презентация к развлечению в средней группе "Сороки - прилёт птиц"....