Праздник Масленица
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Рудь Екатерина Николаевна

Всем хорошо известна Масленица с ее языческими обрядами, в первую очередь со сжиганием чучела Масленицы. Но, на наш взгляд, этот языческое действо оказывает негативное влияние на детей и наносит травму неокрепшей детской психике, так как чучело Масленицы (обычно очень красивое и привлекательное) совершенно немотивированно и жестоко уничтожается. Православный смысл масленичной недели – расставание со скоромной пищей и грехами, вхождение в Великий Пост. Поэтому мы стараемся объяснить детям, что такое Прощеное Воскресение, помочь им осознать неправильные стороны их поведения, раскаяться в своих поступках и попросить прощения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa_2014_god.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник Масленица

Всем хорошо известна Масленица с ее языческими обрядами, в первую очередь со сжиганием чучела Масленицы. Но, на наш взгляд, этот языческое действо оказывает негативное влияние на детей и наносит травму неокрепшей детской психике, так как чучело Масленицы (обычно очень красивое и привлекательное) совершенно немотивированно и жестоко уничтожается. Православный смысл масленичной недели – расставание со скоромной пищей и грехами, вхождение в Великий Пост. Поэтому мы стараемся объяснить детям, что такое Прощеное Воскресение, помочь им осознать неправильные стороны их поведения, раскаяться в своих поступках и попросить прощения.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  • .
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Обобщить и закрепить  знания детей о празднике «Масленица».
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  •  Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника.   Поэтому и  возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

ВЫХОДЯТ 2 РЕБЕНКА:

        РЕБЕНОК:   На завалинке, в светёлке

                                Иль на брёвнышках каких

                                Собирались посиделки

                                Пожилых и молодых.

                                При лучине ли сидели

                                Иль под светлый небосвод-

                                 Говорили, песни пели,

                                 Да водили хоровод.

               Ребенок:

                  Добрым чаем угощались

                  С мёдом, явно без конфет.

                  Как и нынче мы, общались-

                  Без общенья жизни нет.

Ребенок:       Отдых- это не безделки-

                       Время игр и новостей.

                       Начинаем посиделки!

                      Открываем посиделки!

                      Для друзей и для гостей!

ВЕДУЩАЯ 1:

                              Собирайтесь, гости дорогие,

                               Старые и молодые,

                               Весь люд честной.

                               На пир квасной.

                               С песнями да плясками,

                              Частушками да сказками.

ВЕДУЩАЯ 2:

                       С блинчиками подовыми,

                       Оладушками медовыми,

                       Да с русским квасом,

                      Да с переплясом.

 дети входят ТАНЕЦ «Масленица»

Ведущий 1:

  Как при сказочном царе, да при горохе

  Шли веселою гурьбою скоморохи,

 Веселиться и плясать, весь народ потешать.

Что вы гости здесь сидите, аль гулять вы не хотите.

Засиделись уж с утра, веселиться уж пора!

Ведущий 2

Вместе будем мы гулять, масленицу провожать.

И тихони и проказники будут все у нас на празднике,

Будет чай у нас горячий, будет блин да калач,

Будут игры и смех, будет пляска для всех.

ТАНЕЦ старшая группа.

Ведущий: Сколько гостей собралось в нашем дому! Какие все красивые да нарядные. А что мы собрались праздновать?

Дети: Масленицу!

Ведущий: А что же такое Масленица?

ДЕТИ: Это неделя перед Великим Постом, время гуляний, веселья, игр, угощений богатых.

Ведущий:  Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.


РЕБЕНОК: Собирайся народ!
                  В гости Масленица ждет
                  Мы зовем к себе тех
                  Кто любит веселье и смех.
                  Ждут вас игры, забавы и шутки,
                  Скучать не дадут ни минутки!
                  Масленицу широкую открываем,
                  Веселье начинаем!

ВЕДУЩИЙ 2:          

                     Есть таланты на Дону,

                     Говорю уверенно!

                     Раз народ еще поет-

                    Знать  не все потеряно .

ПЕСНЯ « ВОШЛА В ИЗБУ ДЕВИЦА»

Ведущая: А вы, ребята, знаете заклички о Масленице? Ну–ка, послушаем.


РЕБЕНОК:
                 Ой, Масленица – кривошейка
                 Встречаем тебя хорошенько
                 Сыром, маслом, калачами
                 И румяным пирогом!


РЕБЕНОК:
              А мы Масленицу повстречали
              Сыром гору поливали
              На широкий двор зазывали
              Да блинами заедали!

РЕБЕНОК:
              Широкая Масленица
             Мы тобой не нахвалимся
             Приезжай к нам в гости
            На широкий двор
            С детьми поиграть
            На горках кататься!

Песня


ВЕДУЩИЙ:

Чем мы будем на Масленицу  гостей угощать?

Дети:

  1. Испекли пшеничные.
    Пироги отличные.
    Кто придет к нам пробовать.
    Пироги пшеничные?


2.   Тесто замесили мы,
     Сахар не забыли мы,
     Пироги пшеничные
     В печку посадили мы.


3.  Печка весело горит,
    Наша мама говорит:
  - Крошки, что останутся,
   Воробью достанутся .

Ведущий2:

Чудесное угощение мы собрали на стол. Надо бы и гостей чудесных позвать. А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами живет добрая бабушка Матрена Семеновна? Знает она много игр, загадок, хороводов, а уж блины печь какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.

Дети: Давайте, давайте.

Ведущий1:

Как же нам ее позвать? Вот мы испечем большой блин и отправим его за Матреной Семеновной. Раз, два, три, начинаем печь блины


ПЕСНЯ «РАЗРУМЯНЫМИ БЛИНАМИ…»

Ведущий достает обруч, обтянутый желтой гофрированной бумагой. Это блин.

Ведущий1:

Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной Семеновной.
Ты катись, катись, блинок,
В раскрасивый теремок,
На крылечко расписное,
На оконце золотое.
А кто в тереме живет,
Пусть на праздник к нам придет.

Ведущий2:

А чтобы блинок с пути не сбился, ему помочь надо.

Эх, широка казачья душа!

        И где бы ни были в глуши,

 В руки брали просто ложки

 И играли  от души!

Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «А я млада»

Выкатывают блин за дверь, слышен звон колокольчиков, в зал входит Матрена Семеновна.

М.С.:

Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая.
На саночках расписных,
На лошадках вороных.
Едет к нам она с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, с пирогами
Да с оладьями.

Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада всех видеть! Будем Масленицу весело праздновать?

Дети: Да, будем!

М.С.: Так давайте с вами сначала песню споем, масленицу позовем

ПЕСНЯ «А МЫ МАСЛЕНИЦУ ДОЖИДАЛИСЬ…»

Вдруг в зал вбегает Коза.

Коза: Это же надо! Какое безобразие! Они тут с сырной горы катаются, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!

М.С.: Это, ребятки, моя коза. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, Коза, погоди ругаться, на тебя ребята смотрят. Мы очень рады, что ты пришла. Не сердись, а лучше с ребятами поиграй.

Коза: Хорошо. Я буду песенку петь и движения вам показывать, а вы за мной повторяйте.
Как по улице воробышек гуляет –
Вот так он гуляет, он гуляет.
Как он с камешка на камешек порхает –
Вот так он порхает, он порхает.
Вот устал воробей, утомился –
Вот так утомился, утомился.
Как на камешек воробышек садился –
Вот так он садился, он садился.
Да как стал воробей засыпати –
Вот так засыпати, засыпати.
Да как стал он крыла поднимати –
Вот так поднимати, поднимати.
Он другому воробью поклонился –
Вот так поклонился, поклонился.
Как плясать наш воробышек пустился –
Вот так он пустился, он пустился.

Звучит русская плясовая мелодия, все танцуют. В зале появляется Медведь.

Медведь: Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?

Ведущий1:  Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.

Медведь: Масленичные? Значит у вас и масло есть? И сыр? И блины?

Дети: Есть! Есть!

Медведь: А меня накормите?

Дети: Накормим!

М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас испечем и пирожки, и блиночки.

Дети становятся вокруг Медведя и поют ему песенку, делая руками движения, как будто лепят пирожки. На последних словах руки поднимаются вверх.(Средняя группа)
Тушки, тутушки,
Испечем ватрушки,
Лапти – лапоточки,
Испечем блиночки,
А пшеничный пирожок
На сметане замешен
И высо-о-о-ко подошел.

Медведь (делая вид, что пробует у детей пирожки): Вот это пирожки! Дайте-ка этот попробую. А теперь - этот. Хорошие пирожки!

М.С.: Поел, Мишка?

Медведь: Поел.

М.С.: А теперь что будешь делать?

Медведь: Спать лягу.

М.С.: А потом? Когда проснешься?

Медведь: Опять буду есть. Правда, хорошо, ребята? Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?

Коза: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.

Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею. Я могу поиграть с ребятами.

ИГРА «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» (старшая группа)

Ребята становятся в линию, Медведь отворачивается от них и делает вид, что спит. Ребята потихоньку подходят к нему, приговаривая:

У Медведя во бору
Грибы – ягоды беру.
Найду грибок,
Положу в кузовок.
А Медведю лохматому –
Листа гнилого,
Моху сухого. 
Медведь неожиданно поворачивается и говорит: Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?

Дети должны присесть на корточки и затаится. Медведь опять отворачивается. Дети снова подходят к нему, если кто-то не успел присесть, Медведь его забирает к себе. Если Медведь никого не смог забрать, в конце игры он говорит: Нету никого
Возле дома моего,
Пойду опять
На печке спать.

Игра заканчивается. Если позволяет помещение, Медведь может «заметить» детей и побегать за ними. К концу игры Коза начинает завидовать, сначала она пытается помешать Медведю, а потом начинает топать ногами и возмущаться.

Коза: Ах, так! Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел наши пирожки, еще и поймать детей хочешь. Уходи!

Медведь: Это ты уходи! А то выдеру тебя, как сидорову козу. Я лучше умею играть с ребятами.

Коза: Нет, я!

Медведь: Нет, я!
Они спорят и чуть ли не дерутся друг с другом. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.

Коза: Кто за меня? Кричите громче и топайте ногами!

Медведь: Кто за меня? Кричите и топайте!

М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?

Ведущий2 :  Коза, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.

Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?

М.С.: Давайте-ка мы будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.

Все: Давайте.

Матрена Семеновна загадывает загадки. Коза и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.

М.С.:

1. Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто.)

                                2. Жидкое, а не вода,
                                   Белое, а не снег.
                                   Ешь да пей,
                                   Да гостям налей
                                   И коту не пожалей.
                                    (Молоко.)                      3. Лоснятся у него бока,
                                                                              Он сотворен из молока,
                                                                              В нем бывает много дыр,
                                                                              Все мы очень любим …
                                                                              (Сыр.)


4. Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы …
(Блины.)
                           

                               5. Белая бочка,
                                  Нет на ней ни сучочка.
                                  Может разбиться,
                                  А может свариться.
                                 
(Яйцо.) 
                                                                   6. Растопили мы снежок,
                                                                      Показался там лужок,
                                                                      Лес проснулся ото сна,
                                                                      Это к нам пришла …
                                                                       (Весна.) 
Ведущий: Какие ребята молодцы! Все загадки отгадали.

Коза: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).

Медведь: Прости меня, Коза, что я на тебя сердился (кланяется Козе).

Коза и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили кричать, топать ногами, привлекали к нашей ссоре.

М.С.: Простим Козу и Медведя?

К оза: Ах, как хорошо стало на душе!

ВЕДУЩИЙ: Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.

Ведущая 2 :

Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

А вы миша и козочка подпевайте нам.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

(подготовительная группа)

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

    Я плясать пойду, хоть и маленькая.

   Пойду плясать по соломушке,

   Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

   Дайте круг пошире.

   Не одна иду плясать,

   Нас идёт четыре.

3. Не хотела  я плясать,

   Стояла и стеснялася,

   А гармошка заиграла,

   Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

   Квакали лягушки,

   А я с печи башмаком,

   Думала- подружки.

5.По деревне я шла

   И Ванюшку видела-

   Под кустом сидел и плакал:

   Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

   Потеряла сапоги,

   Оглянулася назад:

   Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

   Белая рубашечка.

   На головке сапожок,

   На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

   Не было б и кружки,

   Если б не было девчат,

   Кто бы пел частушки?

9. Мы частушки вам пропели

   Хорошо ли плохо ли,

  А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Медведь: Петь то вы мастаки, а плясать умеете?

Ведущий 1:

  На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.

          Обойди хоть всю планету,

          Лучше казачьей пляски нету.

            Балалайка и гармонь

            Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска « Гармонист Тимошка»

                                             (подготовительная группа)

ВЕДУЩАЯ 1:

   В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

ВЕДУЩАЯ 2:

 Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек и гостей сладеньким угощу?

М.С.: Конечно, можно! И у меня полна корзина подарков да угощений! Милости прошу! А вот и блиночки подоспели.

РЕБЕНОК: Широкая Масленица
                      Мы тобою хвалимся,
                      На горах катаемся,
                      Блинками наедаемся

РЕБЕНОК:
                   Как на масленой неделе,
                   Из печи блины летели
                   Масленица, угощай,
                   Всем блиночков подавай
                   (выносят поднос с блинами).

РЕБЕНОК:
                  С пылу, с жару разбирайте.
                 Похвалить не забывайте,
                 С пылу, с жару, из печи,
                 Все румяны, горячи.
 
Матрена Семеновна дарит детям подарки. Потом она, Коза и Медведь прощаются со всеми и уходят. Ведущий приглашает детей и гостей к столу.

ПОД ПЕСНЮ «ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Масленица. История праздника Масленица

Масленица.  История праздника МасленицаМасленица называется различно, и все эти названия означают одно и то же. По причине воздержания от мяса произошло назва...

Праздник масленицы в детском саду. Презентация "Масленица"

Открываем широкую масленицуСценарий развлечения для детей разновозрастной группы . Стихи, песни, заклички, игры. Презентация используется в ходе подготовки к мероприятию....

Праздник масленицы "Ах! Масленица"

«Ах! Масленица!» - древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Отмечается в течении недели. Каждый день имеет название: Понедельник- встреча, вторник -...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...