Народное творчество как средство развития речи.
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Устное народное творчество является эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь».
Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Для развития речи детей используются разные жанры малого фольклора.
Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.
Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.
Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении.
Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста.
С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Для формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста существует комплекс упражнений, речевым материалом для которого служат произведения малых форм фольклора. Комплекс включает 5 групп упражнений:
- Упражнения на отработку дикции – заучивание скороговорок; использование мнемотехники.
- Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса – колыбельные песни, потешки, прибаутки.
- Упражнения на совершенствование темпа речи – потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
- Упражнения на совершенствование тембра голоса – прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
- Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности – пословицы, небылицы.
При проговаривании всех фольклорных произведений необходимо понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи взрослого, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.
Педагогическая работа по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества легли следующие дидактические принципы:
- интеграции фольклора с различными формами деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность, игры, досуг, прогулки, отдельные режимные моменты);
- активного включения детей в разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, речевую, художественно-творческую, музыкальную, театрализованную);
- принцип индивидуального подхода к детям, учета их предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития речи;
- принцип наглядности (использование яркого, занимательного и доступного пониманию детей наглядного материала – иллюстраций и картинок к произведениям устного народного творчества, мнемотаблиц – для их заучивания, атрибутов театрализованных игр).
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества используются различные методы:
- наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);
- словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;
- игровые методы;
- игры с пальчиками;
- ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;
- имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);
- метод ассоциаций при использовании загадок;
Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.
Таким образом, успешному развитию речи детей дошкольного возраста способствуют следующие условия:
- подбор произведений устного народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами детей;
- следование дидактическим принципам в педагогической работе по развитию речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества;
- использование комплекса разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым материалом являются произведения малых форм фольклора.
Устное народное творчество – это эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309279-1381056004.jpg)
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/01/picture-91743-1693580370.jpg)
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-657077-1440425543.jpg)
Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673579-1443121444.jpg)
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-345961-1668004253.png)
Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья для родителей ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-738888-1453366831.jpg)
Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов....