Русская тройка
материал (старшая группа)

Гришкова Людмила Александровна

Тематическое занятие в старшей группе

«Русская тройка»

Цель: Приобщение детей к культурному наследию своего народа через слуховую и исполнительскую деятельность на материале русской классической музыки.

Задачи:

1. Учить детей определять характер музыки, её выразительные средства.

2. Развивать звуковысотный слух, способность импровизировать.

3. Закрепление умения различать 3-частную форму.

Ход занятия:

Вход под музыку Марша из «Щелкунчика» Чайковского.

Муз. руковод: Ребята! Вы помните, что за музыка прозвучала вначале? Кто её написал? (ответ детей)

Сегодня мы послушаем ещё одно произведение Чайковского «На тройке».

Раньше на Руси зимой катались на санях, запряжённых тройкой лошадей. Сани неслись по снегу, а мимо мелькали просторы полей… Послушайте.

Чайковский «На тройке» (Обсуждение характера музыки, её выразительных средств.)

Вначале пьеса звучит очень светло, в высоком регистре, ласково, привольно. После светлой мелодии появляется лёгкая грусть, волнение. Так, когда смотришь на природу, испытываешь разные чувства: и восхищения, и лёгкой грусти… Но вот снова появляется 1-я тема. Теперь она звучит торжественно, громко.

У Чайковского есть эпиграф к этому произведению:

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

А сколько частей в произведении? Три. В 1-ой и 3-й слышен звон колокольчиков, которые раньше привязывали под дугой, чтобы было веселей ехать. А 2-я часть – изящная, игривая, бойкая. Слышится резвый топот коней. Но вот тройка промчалась, и всё стихло.

Прослушайте ещё раз, отмечая поднятой рукой начало 2-й и 3-й части.

А теперь давайте выложим строение этого произведения с помощью геометрических фигур

Дидактическая игра «Сложи песенку»

А хотите и мы с вами покатаемся на тройке? Возьмите колокольчики под стульями и споём песню «Едут, едут наши санки» (с игрой на колокольчиках)

Но не только колокольчиками украшали лошадей. Зажиточные горожане привешивали маленькие бубенчики к ногам верховой лошади, чуть выше копыт, чтобы прохожие слышали и давали саням дорогу. (Показ бубенчика)

Бубенчики отливали из железа или меди, иногда даже серебрили. Их использовали и вместо пуговиц, а так же на колпаках у скоморохов.

У каждого бубенчика свой звук.

Разучивание попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой

Дидактическая игра «Бубенчики» (на различение высоты звуков трезвучия)

А теперь давайте устроим оркестр из бубенцов, колокольчиков и металлофонов.

Сейчас прозвучит ещё одно произведение «Тройка» композитора Г.Свиридова, а вы подыграете. Я выступлю дирижёром.

Оркестр «Тройка»

Зима на Руси – время игр и забав. Давайте и мы сыграем в игру, проверим вашу внимательность и ловкость.

Игра «Снег, лёд, кутерьма»

На этом наше занятие закончилось

(Поют: «До свидания!»)

А теперь попрощаемся с колокольчиками:: «Динь- дан- дон!»

Выход из зала под музыку.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_russkaya_troyka.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие в старшей группе

«Русская тройка»

Цель: Приобщение детей к культурному наследию своего народа через слуховую и исполнительскую деятельность на материале русской классической музыки.

Задачи:

1. Учить детей определять характер музыки, её выразительные средства.

2. Развивать звуковысотный слух, способность импровизировать.

3. Закрепление умения различать 3-частную форму.

Ход занятия:

Вход под музыку Марша из «Щелкунчика» Чайковского.

Муз. руковод: Ребята! Вы помните, что за музыка прозвучала вначале? Кто её написал? (ответ детей)

Сегодня мы послушаем ещё одно произведение Чайковского «На тройке».

Раньше на Руси зимой катались на санях, запряжённых тройкой лошадей. Сани неслись по снегу, а мимо мелькали просторы полей… Послушайте.

Чайковский «На тройке» (Обсуждение характера музыки, её выразительных средств.)

Вначале пьеса звучит очень светло, в высоком регистре, ласково, привольно. После светлой мелодии появляется лёгкая грусть, волнение. Так, когда смотришь на природу, испытываешь разные чувства: и восхищения, и лёгкой грусти… Но вот снова появляется 1-я тема. Теперь она звучит торжественно, громко.

У Чайковского есть эпиграф к этому произведению:

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

А сколько частей в произведении? Три. В 1-ой и 3-й слышен звон колокольчиков, которые раньше привязывали под дугой, чтобы было веселей ехать. А 2-я часть – изящная, игривая, бойкая. Слышится резвый топот коней. Но вот тройка промчалась, и всё стихло.

Прослушайте ещё раз, отмечая поднятой рукой начало 2-й и 3-й части.

А теперь давайте выложим строение этого произведения с помощью геометрических фигур

Дидактическая игра «Сложи песенку»

А хотите и мы с вами покатаемся на тройке? Возьмите колокольчики под стульями и споём песню «Едут, едут наши санки» (с игрой на колокольчиках)

Но не только колокольчиками украшали лошадей. Зажиточные горожане привешивали маленькие бубенчики к ногам верховой лошади, чуть выше копыт, чтобы прохожие слышали и давали саням дорогу. (Показ бубенчика)

Бубенчики отливали из железа или меди, иногда даже серебрили. Их использовали и вместо пуговиц, а так же на колпаках у скоморохов.

У каждого бубенчика свой звук.

Разучивание попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой

Дидактическая игра «Бубенчики» (на различение высоты звуков трезвучия)

А теперь давайте устроим оркестр из бубенцов, колокольчиков и металлофонов.

Сейчас прозвучит ещё одно произведение «Тройка» композитора Г.Свиридова, а вы подыграете. Я выступлю дирижёром.

Оркестр «Тройка»

Зима на Руси – время игр и забав. Давайте и мы сыграем в игру, проверим вашу внимательность и ловкость.

Игра «Снег, лёд, кутерьма»

На этом наше занятие закончилось

(Поют: «До свидания!»)

А теперь попрощаемся с колокольчиками:: «Динь- дан- дон!»

Выход из зала под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие " На тройке" для детей старшего дошкольного возраста.

Комплексное занятие " На тройке"  посвящено русскому композитору П.И. Чайковскому.  Подготовлено мной длаттестации по теме: " Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возра...

НОД "Тройка" для детей подготовительной группы.Учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии

Задачи: — учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии;— развивать звуковысотный слух, способность к импровизации при элементарном музицировании на металлофоне...

Художественно-эстетическое развитие. Область- Музыка. Тематическое занятие "На тройке".

Цель. Формировать  интерес к  классической музыке, знакомить детей старшего дошкольного возраста  с  музыкой великого русского композитора П.И. Чайковского из альбома "Времена...

На тройке

Кнспект интегрированного занятия...

Конспект по познавательному развитию (Приобщение детей к истокам русской народной культуры) «Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Конспект по познавательному развитию(Приобщение детей к истокам русской народной культуры)«Путешествие на златогривой чудо-тройке»...

Утренняя гимнастика в тройках

Конспект утренней гигиенической гимнастики в тройках для подготовительной группы...

Русская тройка.

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира....