Досуг для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа» (посиделки)
методическая разработка (подготовительная группа)

Белан Наталья Викторовна

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы  «Обычаи и традиции русского народа»(посиделки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили: Киселева Т.А., Костылева В.В., Белан Н.В.

Провели: Белан Н.В., Казакова М.Н., Костылева В.В

Досуг для детей старшей и подготовительной группы

 «Обычаи и традиции русского народа»

(посиделки)

(посиделки)

Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи: Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.

Оборудование: платки, фартуки, сарафаны, стол, накрытый скатертью, пироги, самовар, чашки, блюдца, сахар. Деревянные ложки, палочки, ведёрки или железные баночки с горохом, бубны для шумового оркестра. Музыка для конкурса.  Проектор для просмотра видеоролика, компьютер, экран.  

Действующие лица: ведущая, Хозяюшка, Домовёнок, дети.

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Ход мероприятия:

В середине зала стоит стол, накрытый скатертью, пироги, самовар, чашки, блюдца, сахар и т.д. По бокам зала сидят дети. Звучит русская народная музыка.

1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие!

                      Маленькие и большие!

                      Мы пригласили вас сегодня

                      На посиделки русские.

2 ребенок: Жива традиция, жива!

                     От поколенья старшего

                     Пришли обряды и слова

                     Из прошлого из нашего.

3 ребенок: Что за славный денек,

                    Собирается народ.

                    Будем петь и шутить,

                     Будем всех веселить.

4 ребенок: Мы по улице гуляли,

                    Хороводы выбирали.

                    Где веселый народ -

                    Тут и будет хоровод!

Ход мероприятия:  ( В середине комнаты стол накрытый скатерть По бокам класса или зала сид

Ведущий:

Ведущий: Ой, как много здесь гостей

Ждёт вас множество затей,

Будем петь, да играть,

Старину вспоминать!

Старину вспоминать.

Хозяюшка: К путешествию в старину приглашаем -

О русских обычаях и традициях много узнаем.

Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,

Игры веселые затевайте.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали –

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

Выходит  Домовёнок:

 Домовёнок:  Не котёнок ,не ребёнок –  

 Я представляюсь – ДОМОВЁНОК.

 В доме вашем я живу.  За порядком там слежу.

 Очень праздники люблю и о них вам расскажу.  

Ведущий: Домовой живёт в каждой деревенской избе. Зовут его дедушкой – хранителем домашнего очага, помощником хозяев. Он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это не со зла, а больше от озорства.  Вот и сегодня он будет помощником на наших посиделках.

•  Он может и во сне щекотать,

Ведущий:    

Хозяюшка: В старые времена был такой обычай у русских людей: когда

заканчивали осенью сбор урожая, осенние и зимние вечера коротали

вместе, устраивали посиделки.  Весело было.  То песню запоют, то

шуткой перебросятся, а как какую игру затеют, пляску или хоровод -

совсем весело станет. Много интересного и на наших посиделках будет. А

самое главное - пили чай из самовара с баранками и пирогами. Домовёнок

был постоянным гостем на таком празднике. Его угощали печеньем,

молоком, чаем. Очень любил Домовой, когда песни пели и хороводы водили.

Давайте-ка порадуем нашего Домовенка и встанем в хоровод!

Дети становятся в хоровод. Идут в хороводе со словами.

Ведущий предлагает поиграть в игру «Гори-гори ясно»

Игра «Гори-гори ясно»

Ведущий: А знаете, ребята, как хозяйка встречала гостей?

-Мы узнаем, посмотрев сценку.

Сценка «Встреча гостей»

Гости: Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?

Хозяйка: А чем платить будете?

Гости: А чего надобно?

Хозяйка: Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра,

Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок.

Гости: Вот так немножко!

Хозяйка: Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Гости: Чайку попить, хозяйку повеселить.

 —Рассказать, послушать, пирогов покушать.

Гости: Вот так немножко!

Хозяйка: Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Гос

—Посмеяться, поплясать, себя показать.  (садятся за стол)

Хозяйка -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Хозяйка: Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час!

Хозяюшка вносит каравай:

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Мы вас к чаю приглашаем,

Караваем угощаем.

Ведущий: Угощать караваем, или хлебом-солью – одна из русских давних традиций Она так и называется – «хлебосольство». Из каких 2 слов оно состоит? Правильно – хлеб и соль, а ведь это были самые ценные продукты в то время. Есть еще традиция «гостеприимство» - когда дорогого гостя встречали с поклоном и говорили: «Милости просим», «Красному гостю - красное место». «Красное место» - особое место для гостей, самое лучшее. «Красный», значит, красивый. Есть и пословицы о гостеприимстве:
1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Гость доволен – хозяин рад.
3.Гостю щей не жалей – погуще налей.
 Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Домовенок: В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и

говорили: "Чай пить-не дрова рубить"  

Ведущий:  

Домовёнок:  

Домовенок: Приглашаю всех поиграть в игру "С чем можно пить чай"

Игра "  C чем можно пить чай" (дети, передавая друг другу мяч называют

(дети, передавая друг другу мяч, называют продукты, с которыми можно пить чай).

Ведущий: Скучно жить без посиделок,

Ведущий: Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

Домовёнок: Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте!

Домовёнок: Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте:  

Огонь в печи горит,  

А что в печи стоит?     (Чугунок)

В лесу кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.  (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе.  (Ковш)

Любят девочки-подружки

С маком бублики и (сушки)

Выпускает жаркий пар

Древний чайник - (самовар)

Бел как снег

В чести у всех

В рот попал-

Там и пропал.        (Сахар)

Черненько, горяченько

А все любят.          (Чай)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное

Я одна тебя не съем-

Разделю ребятам всем.  (Бублик)

И колковато, и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку).

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем (валенки).

Домовёнок:  

Домовёнок: У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра.

Игра «Платочек»

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с вами я играть

Всех платочком накрывать.

Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Домовёнок накрывает кого-нибудь платком и говорит: - «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»

кто же спрятался внутри?»

Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком.

Ведущий:  

Конкурс небылиц.   Читаем по двое.  

Ведущий:  

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что   на посиделках люди часто смеялись над весёлой сказкой, разными шутками – прибаутками.

 Дразнилки: (дети читают)

1. У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется.

2. Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка

И три поросёнка.

3. Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

4. Плакса, вакса,

Гуталин

Проглотил

Горелый блин.

Хозяюшка: Что – то засиделись наши гости, заскучали. В старину на посиделках не только пели песни и играли. Часто девушки брали с собой какую-нибудь работу: могли прясть, шить, вязать. Вот послушайте-ка загадку и узнаете отгадку:

Я длинная и тонкая

И смотана в клубок,

Сбежала от котенка я

В укромный уголок. (Ниточка)

Хозяюшка: Приглашаю детвору на веселую игру. У меня в сундучке лежат запутанные клубочки.

Игра «Смотай нитки в клубок»

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ну-ка кто хочет своё умение показать? Выходят три девочки. Девочкам даются распутанные клубочки ниток. Их задача смотать нитки в клубочек.

Будет музыка играть

Надо ниточку в клубок смотать.

А кончит играть,

Значит хватит вам мотать.

Понятно ли такое задание?

Начинаем соревнование! 

Ведущий:

И у меня есть загадка!

Как тарелка круглый он.

Встряхнешь его и слышен звон.

                            Что это?   (бубен).

Игра с бубном:

«Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам»

Ведущий:  

Посиделки, вечеринки,

Ведущий: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Хозяюшка: Ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. А теперь приглашаю всех на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...

Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»

Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...

Проект "Воспитание у детей интереса и уважения к обычаям и традициям русского народа в ходе реализации проекта"

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно - продуктивной  и творческой деятел...

Сценарий развлечения в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа»

Сценарий развлечения в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа»...

Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»

Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русско...

Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»

Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. «Посиделки»Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русско...

Конспект в старшей - подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»

Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими...