Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Изучаем растительный и животный мир Красноярского края»
материал (старшая группа)

Трофимова Татьяна Сергеевна

МАДОУ «Детский сад  №43 «Журавушка»

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Изучаем растительный и животный мир Красноярского края»

 

 

 

 

 

            Разработал воспитатель:

Трофимова Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Изучаем растительный и животный мир Красноярского края»

Цель: обобщение первичных представлений о растительном и животном мире Красноярского края.

Детская цель: помочь девочке Николь, путем прохождения викторины и делясь знаниями записанных на видео, отправить к ней ответ на ее письмо.

Задачи:

  • Формировать основы экологической культуры дошкольников.
  • Обобщать и закреплять знания детей о растительном и животном мире Красноярского края.
  • Способствовать речевому общению на основе совместной деятельности (работа в команде).
  • Развивать познавательную мотивацию, любознательность, память.

Оборудование – компьютер, проектор, экран.

Участники: 3 команды по 7 человек (сформированы заранее), у каждого участника эмблема своей команды.

Команды оцениваются по бальной системе (ответ-бал). Итоги подводит жюри после каждого конкурса, отмечая на табло.

Ход викторины:

Ведущий: Ребята, к нам в группу пришло письмо от девочки из Африки. Зовут ее Николь. В нем она пишет, что никогда не была в нашей стране. И особенно ей бы хотелось побывать в нашем Красноярском крае. Познакомиться с природой края. Вы хотите ей помочь?

Дети: Да!

Ведущий: Я предлагаю вам отправиться в музыкальный зал. Ответить на вопросы предстоящей викторины и снять видео для Николь. Мы отправим это видео ей в Африку. И таким образом она познакомится с природой нашего края.

Дети проходят в музыкальный зал под музыку «В мире животных». Занимают свои места соответственно своих жетонов.

Соревнуются 3 команды - представления команд – название, выбор капитанов команд.Представление жюри.

1 конкурс – «Разминка».

Ведущий: Каждой команде необходимо ответить на вопросы. При правильном ответе команда получает кружок.

  1. Какое лекарственное растение можно встретить на любой дорожке? (Подорожник)
  2. Как называются ягоды, которые собирали наши предки для лечения ангины? (Малина)
  3. Сушеная трава, зимний корм коровы? (Сено)

4.Какой гриб является для человека ядовитым, а для животных   лекарством? (Мухомор)

5.Как называется дерево сок, листья, почки и корень которого используют в лекарственных целях? (Береза)

     6.Каким весенним напитком любят лакомиться и дети, и птицы, и  звери и насекомые? (Березовым соком)

7.Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?

(перелетные)

     8.Какая птица лечит деревья? (дятел)

     9.У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

     10.У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

11.Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

    12.Что делает ёж зимой? (спит)

13. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

14. Где живет белка? (в дупле)

15.Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

16. Как называется дом у муравья? (муравейник)

 

Жюри подводит итоги конкурса.

2 конкурс - «Отгадай растение  или  животное»

Собрать разрезную картинку. Назвать растение или животное изображенное на картинке.

Жюри подводит итоги конкурса

3 конкурс - «Конкурс капитанов».

«Кто лишний?»На экране картинки с изображениями, для первой команды: берёза, тополь, сосна, ель и пальма для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака, а для третьей: синица, воробей, снегирь, иволга. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.

Ведущая: Молодцы, капитаны, с этим заданием вы справились успешно.

4 конкурс «Пофантазируй»

Для каждой команды предлагаются разрезные картинки, на каждой из которых изображены части тела животного. Задача команды соединить эти картинки, выходя по одному, посовещаться и придумать название для вымышленного животного.

Жюри подводит итоги.

5конкурс - 1-я ситуация (команда 1)

Гуляли дети в лесу ранним весенним утром. - Ой, посмотри, что я нашел. Гнездышко! - А в нем яичко. - Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик. - Мы будем заботиться о нем! Дети взяли яичко с собой.

Ведущий: Правильно ли девочки поступили? (Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло. )

2-я ситуация ( команда 2)

Брат с сестрой гуляли по лесу. - Какой красивый цветок! Интересно, как он называется? - Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет! - Давай сорвем его и отнесем маме. Ребята сорвали цветок, и пошли домой.

Ведущий: Правильно ли поступили дети? (Неправильно. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.)

3-я ситуация (команда 3)

Брат с сестрой остались дома одни. - Чем займёмся?- спросил Миша. - Я хочу поиграть на музыкальном пианино, ой, что-то оно молчит.- ответила Дарья. – Наверное, сели батарейки. - Точно, надо их поменять! (вскрывает отсек с батарейками, вынимает батарейки, идёт к мусорному ведру, бросает их).

Ведущий: Правильно ли поступила Даша? (Нет. Их нужно сдать на переработку. Потому что в ней содержится много тяжёлых металлов, которые разрушают землю)

Ведущая: Молодцы, с этим заданием вы справились успешно.

Члены жюри подводят итог.

6 конкурс – «Правила поведения на природе». Дети встают в круг, берут мяч и передавая поговаривают правила поведения на природе.

Соблюдайте основные правила поведения на природе

1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.

2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

3. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

4. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно и они становятся уязвимыми перед вредителями и паразитами, теряют влагу и вскоре гибнут.

5. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.

6. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

7. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

8. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

9. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

10. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. Без надобности не вытаптывайте траву (место обитания мелких животных), а ходите по уже существующим тропинкам.

11. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

12. Не оставляй костёр не потушенным.

13. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того, гниющий мусор будет распространять дурной запах; оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар; целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана; консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков; стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

14. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход. Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой» мусор, но и «чужой».

За каждый правильный ответ засчитывается бал.

Жюри подводит итоги конкурса.

Жюри озвучивает итоги викторины. Награждение команд.

 

Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:

- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)

- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)

- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)

- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

Игра с мячом для болельщиков: «Назови быстро»

Белобокая птица. (Сорока)

Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Елка)

Время года, когда просыпается природа. (Весна)

Кто является санитаром леса из животных? (Волк)

Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)

Дикий родственник свиньи. (Кабан)

Как называется жилище медведя? (Берлога)

Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)

Красногрудая птица. (Снегирь)

Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)

Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)

Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста  «Наш Коми край»(Участвуют 2 команды, выбрать капитанов)Ведущий: Родился я в Коми крае-...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста."Знатоки родного края"

 "Знатоки родного края"Цель: развивать разносторонние качества личности ребенка.Задачи:1.         Развивать память, быстроту реакции, сообразит...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО   в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия-викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные»

Цель: проверить и углубить знания детей о живой природе, помочь детям вспомнить уже известных животных.расширить кругозор детей;воспитывать бережное отношение к природе;развивать воображение, вни...

План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия- Мой дом Красноярский край»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Моя малая Родина — Ставропольский край»

Обобщение и систематизация знаний детей о Ставропольском крае. Развитие коммуникативных способностей, мышления детей. Воспитывать любовь к малой Родине...