Сценарий праздника «Вода, Огонь и Земля» для подготовительных групп
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Михалева Валентина Викторовна

Праздник посвящен дню Ивана Купала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_ogon_i_zemlya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника  «Вода, Огонь и Земля», посвященного дню Иван Купала

для подготовительных групп

 

Цель: знакомство детей с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

- познакомить детей с особенностями празднования дня Ивана Купала на Руси.

- развивать физические навыки (ловкость, быстроту), творческие способности (через пение, движение под музыку), чувство сплоченности.

- воспитывать любовь к народным традициям, к родному краю.

Оформление: бутафорские деревья, березка – символ праздника, веночки для девочек, папоротник с «расцветшим» цветком .

Оборудование:  таз и 2 ведерка для рыбалки, 2 магнитные удочки, рыбки магнитные; ленты для украшения березок на улице; искусственный костер (можно заменить красным полотнищем, которое будут держать 2 человека; веночки для девочек; пеньки для игры с Бабой Ягой;  метла; «Сюрприз», который прячется за папоротником.

Записи русских народных песен для фона, на выход;  для героев; записи «Земелюшка-чернозем», «Купола Ивана Купалы», «Полянка».

Действующие лица: Девица Красная - ведущая, Березка – ребенок, Баба Яга.

Звучит русская народная песня, дети заходят в зал, выходит ведущая.

Девица Красная:

- Здравствуйте детушки, здравствуйте милые!

Собрались мы сегодня в честь праздника волшебного,

В честь Ивана Купала славного!

В праздник Огня, Воды

И матушки Земли!

- А что мы знаем про этот праздник? (ответы детей).

Отмечали этот праздник в ночь с 6 на 7 июля. Считается, что вся вода обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга. В народе существует и другое название этого праздника  - Иван травник, Иван цветной. Травы, собранные в это время собирают особую силу, их и заготавливали в этот день впрок. А еще с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. Девушки же плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы.

А ещё была забава –

Полежать в высоких травах,

Только нужно на заре,

Чтоб трава была в росе.

В озере, в реке купались, все играли, все смеялись….

- Наш праздник будет посвящён воде и всему, что с ней связано! По поверьям, раньше в воде жили  - кто?  (русалки, водяные).

- Давайте и мы выберем русалочек из наших девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину, а вы ребята решайте, у кого коса длиннее.

Конкурс «Самая длинная коса». 

- На праздник Купалы  у берёзок девицы в прятки и игры разные играли! А сами березки лентами яркими  украшали….

 (под плавную музыку выходит Девочка-Березка, здоровается со всеми).

Да вот и березонька! Споем, дети про нее и про Матушку-землю песню!

А заветное желание загадаем и ленты яркие на березку повяжем мы на прогулке!

Исполняется песня «Земелюшка-чернозем».

Березка: - А как у березки гулять, да хороводы не водить?! Зазовем к нам праздник хороводом! А я вам передаю загадки от Главных Стихий праздничных - Воды, Огня и Земли! (отдает Ведущей три символа – знака стихий, на которых задания для детей).

Хоровод «Купала Ивана-Купалы».

Девица Красная: - Праздник Купалы веселый, озорной и волшебный! Праздник стихий – Воды, Огня и Земли! Ребята! Помогите нам эти стихии покорить! У каждой стихии есть свои задания, и если мы сплотимся, то почувствуем в себе силы! (по – очереди берет символы, с которых читает задания).

(Загадка Стихии Вода):

Стихия Воды нам загадку загадывает:

«В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит.»
(рыба)

Конечно, это рыба! А каких рыб вы, дети, знаете?

(дети по - очереди называют известных им рыб и морских животных).

-Ой, молодцы! Правильно все сказали! Сколько много рыб водится в наших реках!

Какие же реки есть в Кузбассе, нашем родном краю? (Томь, Иня, Чумышь, Уньга, Мрассу, др.). 

А какие рыбы в них водятся? (карась, окунь, щука, карп, сом, налим, ерш)

Кто – нибудь из вас пробовал сам поймать рыбу? (Ответы детей)

Вот этим рыбакам и предстоит сейчас поймать на удочку рыбку!

(из двух групп вызываются по одному участнику для игры «Рыбалка»)

Игра «Рыбалка»

(дети на магнитную удочку из одного таза с водой пробуют выловить рыбку – кто больше наловит)

-Отлично! Думаю, Стихия воды нам покорилась! Сейчас будем покорять Стихию Огня!

(на символе  Огня  задание – «перепрыгни через костер»)

На праздник Купалы девицы и парни прыгали через костер – это помогало им очиститься от всех горестей и болезней. Вот и нам сейчас предстоит такое испытание.

(устанавливается посреди зала подставка с имитацией пламени)

Кто смелый, выходи!

(проводится испытание «Перепрыгни через костер»)

-Вот какие мы удалые и смелые! Не испугались Огня, энергией его зарядились!

А какое же испытание нам приготовила стихия Земли?

(на символе Земли задание – нарисован папоротник с цветком).

В этот день происходят чудеса в лесу и в полях – травы наделяются волшебной силой, деревья рассказывают все тайны леса, но услышит их самый смелый и чистый сердцем!

И, возможно, он узнает главную тайну – где зацветает цветок папоротника, ведь под ним клад лежит!

(в этот момент под музыку появляется Баба Яга, пугает всех и вступает в разговор с Ведущей):

Баба Яга: - Что я слышу!? Вы собрались папоротник найти?! А  под ним клад?! Ну, так не бывать этому! Вы разве не знаете, что путь к цветку трудный, и охраняет его нечистая сила, то есть, Я!

Девица Красная: Да и мы не из робкого десятка, Баба Яга! Уже столько препятствий мы преодолели! Неужели не справимся с твоими заданиями?! Мы их все пройдем, а ты и покажешь, где папоротник растет!

Баба Яга: - Ну, тогда, для начала испытаю я девиц! Вижу, венки сплели, защищаться хотите от нечистой силы! А я вас рассорю, и вы силу свою потеряете! Вставайте в хоровод, да кладите свои венки в центр хоровода! (девочки выполняют все)

Заберу я у вас один венок, вы и рассоритесь…

(проводится испытание «Венок»)

(Баба Яга забирает один венок, таким образом, их становится на один меньше. Девочки под музыку идут хороводом. Как музыка прекращается, все должны надеть венки, кому не хватило, выбывает из игры).

Баба Яга: - Ладно, не получилось вас рассорить  из-за цветов-венков…  А сейчас отгадайте загадки про целебные лесные растения, у меня их в избушке на курьих ножках много собрано, я ведь известная травница, все-все травы знаю:

Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)

Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)

Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка)

В поле ржи у речки быстрой,
Разбросало небо искры.
Это в поле, у реки
Голубеют  (Васильки)

Баба Яга: - Да… Отгадали… Может, вы и стихи про травы знаете?

Девица Красная: - Конечно, сейчас ребята их расскажут!

1 ребенок:

Лето теплое, лето красное!
Солнце доброе, солнце ясное!
Соком полнится зелена трава,
Собирать, сушить уж ее пора!
2 ребенок:

А вы травушку собирайте,
Да на зимушку припасайте!
От болезни вас охранит она,
Вам здоровья даст, силушки сполна! 

Баба Яга: - Да, вижу, вы действительно все знаете, все умеете… А ножки – то у вас слабенькие, не выдержат нагрузку! Не то, что мои, - костяные! Умеете высоко прыгать? Тогда испытание для мальчиков. Встаньте в хоровод! Но кто не пройдет это испытание, дальше за папоротником не пойдет – а встанет на пенек! ( выставляет пенечки).

(испытание «Метла-полено»)

(Баба Яга крутится на месте, говоря слова: «Кручу-верчу, всех запутать хочу!

А кого метлой задену, Превращу того в полено!» Крутит метлу по кругу, дети должны подпрыгнуть, кого заденут метлой, встает на пенек).

(в конце испытания Баба Яга она их «расколдует», «пожалеет»).

Девица Красная: - Ах, Баба Яга, зря ты мальчиков в полено превратила! Ведь они тебе станцевать хотели! Обрадовать, настроение доброе подарить! А сейчас ничего без них не получится….

Баба Яга: - Как не получится!? Я очень хочу на танец посмотреть, в лесу –то много не натанцуешься…! Ладно, расколдую их обратно!

Произносит заклинание: «Земля, Вода, сила Огня, назад все верните, с пеньков отпустите!», и дети «расколдовываются».

Исполняется танец «Полянка», Баба Яга пританцовывает с ребятами.

Девица Красная: - Понравились ли тебе наши ребята, Яга? Справились мы со Стихиями? Прошли испытания?

Баба Яга: - Да справились, справились! А вот я теряю квалификацию…  Что-то вы меня так расчувствовали, так здорово, так дружно все испытания проходите, что, думаю, придется  вас к папоротнику отвести! А Огонь, Земля и Вода весь год вам удачу будут приносить! Ну что, пойдемте в лес, покажу к папоротнику дорогу….

(Баба Яга ведет детей через импровизированный лес и вместе с ними «находит» папоротник с цветком, под которым стоит коробка с сюрпризом – конфетами или яблоками).

Праздник заканчивается, дети уходят в группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности по теме «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей подготовительной группы)

Основные задачи: Научить детей правилам поведения при пожаре. Расширить знания детей о правилах пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. Закрепить знания детей о причинах возникновения п...

Сценарий экологического познавательного мероприятия «День Земли» в подготовительной группе.

У дошкольников  закрепляются и активизируются знания о планете Земля, её обитателях....

Презентация Огонь-друг или враг. подготовительная группа

Презентация Огонь-друг или враг. подготовительная группа...

Конспект по театральной деятельности на тему «Огонь не игрушка» в подготовительной группе

Цели и задачи: привлечение внимания школьников к проблемам ООПТ и сохранению природы;воспитание экологической культуры, формирование у обучающихся модели экологически грамотного отношения к окруж...

Конспект занятия «Огонь твой друг — огонь твой враг» старшая/подготовительная группа

1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. З...

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности Тема «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей подготовительной группы)

Цель: привитие навыков осторожного обращения с огнем, воспитание чувства ответственности....