Проект на тему: «Четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля» в подготовительной группе
проект (подготовительная группа)

Аксентьева Евгения Юрьевна

Данный проект является краткосрочным, основа на исследовании и эксперименте. Рассматривает общие сведения о свойствах воды, воздуха, огня и земли. С помощью опытов сформированы знания о свойствах 4 стихий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chetyre_stihii_voda_ogon_vozduh_i_zemlya.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение   

Проектная работа

в подготовительной группе

 Тема: «Четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля»

                          Автор проекта: 

                           Аксентьева Е.Ю.

                                                                 воспитатель подготовительной группы

 2023

Паспорт проектной работы

Название проекта

«Четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля»

Авторы проекта

Аксентьева Евгения Юрьевна

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы

Этапы работы над проектом

  1. Теоретическая часть
  2. Практическая часть

Краткое описание

Данный проект является краткосрочным, основа на исследовании и эксперименте. Рассматривает общие сведения о свойствах воды, воздуха, огня и земли. С помощью опытов сформированы знания о свойствах 4 стихий.

Вид проекта

Исследовательский, экспериментальный.

Краткосрочный.

Цель проекта

Способствовать формированию представлений, знаний о свойствах воды, воздуха, огня и земли.

Задачи проекта

Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе, огне и их свойствах.

Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опыта.

Закреплять умения детей получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Необходимое оборудование

 Вода, земля, спички, сухое горючее, таблетка глюконат кальция, краски гуашь, стаканчики, колбы разных форм и размеров, воздушные шарики 2 штуки, лупы по количеству детей, плечики для одежды 1 шт.

Оглавление

Введение        4

Глава I. Теоретическая часть        5

1.1.        Четыре стихии природы и их значение для человека        5

Глава II. Практическая часть        10

2.1. Экспериментальная часть        10

2.2. Опыты с воздухом, водой, огнем и землей        11

Выводы        18

Используемая литература        19

Приложение...…………………………………………………………………….20

Введение

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле и воздухе и их свойствах – основа многих знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают познавательный интерес.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Опыты, которые дети проводят, способствуют формированию у них познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе, воде, огне, земли и их свойствах дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Объект исследования – свойства воздуха, воды, земли, огня.

Предмет исследования – воздух, вода, земля, огонь.

Цель исследования: способствовать формированию представлений, знаний о свойствах воды, воздуха, огня и земли.

Задачи: Систематизировать знания детей о четырех стихиях: воде, земле, воздухе, огне и их свойствах.

Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опыта.

Закреплять умения детей получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Формы реализации:

Беседы. Опыты.

Глава I. Теоретическая часть

  1. Четыре стихии природы и их значение для человека

Беседа на тему: «Четыре стихии природы и их значение для человека»

Цель: Познакомить детей с природными стихиями.

Задачи:

Образовательная: расширять представления о явлениях окружающего мира. Рассмотреть четыре стихи в многообразии их проявлений и в связи с человеком.

Развивающая: развивать память, воображение, речь, умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Оборудование: глобус.

Методы и технологии: словесный, наглядный, здоровьесберегающая, ИКТ

Ход беседы:

Здравствуйте ребята! Все мы с вами жители одного большого дома под названием «Планета земля». И сейчас земля просит у нас помощь, она прислала нам письмо. Давайте я вам его прочитаю.

«Давным-давно, посреди океана, там, где царство льдов и белых медведей, на самой верхушке большого айсберга стоял дом. Стены в нём были из огня, окна из воздуха, а пол из земли. Окружала дом надежной стеной вода. Вот в этом доме жили два брата и две сестры: Огонь, Вода, Земля и Воздух. Каждое утро четыре стихии на крыльях ветра улетали по своим делам. Воздух летел туда, где он был так необходим: в глубокие шахты, на подводные корабли.

Огонь мчался в холодные юрты: в них он был самым дорогим гостем. А знаете, куда спешили две сестры? Нет?

Так вот вода каждое утро летела к рекам, морям, озерам. Она наполняла их жизнью, а потом улетала в пустыню, где её ждали люди и животные. И только после этого вода поднималась ввысь – в небо, чтобы пролиться на землю благодатным дождём.

Самая младшая сестра – Земля, летая над планетой, раздавала людям урожай.

В один из вечеров у стихий зашел разговор о том, кто из них нужнее. Сначала все дружно шутили, а потом стали спорить и ругаться. Каждая доказывала, что она главнее всех остальных и что без неё вся планета умрет. Так они спорили всю ночь, а наутро начали происходить страшные вещи на планете: пожары, землетрясения, наводнения, ураганы. Планета начала гибнуть»

- Ребята, Нам нужно помирить стихии и доказать, что они все нужны планете Земля, людям, животным, насекомым, птицам, растениям. Ребята, поможем планете, помирим стихии? (Ответы детей)

Вода — основа жизни на Земле,

Она необходима всем вокруг:

Растениям, животным, человеку.

Расходуй ее бережно, мой друг!

Одна из стихий природы Вода – источник всего живого. Без пресной воды не могут существовать ни растения, ни животные, ни человек. Максимальное количество дней, которое человек может прожить без воды, это 4 дня. Вода – очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, помещений, для стирки белья, для полива растений. Стихия воды заявила, что она очень важна, она есть везде: в человеке, в овощах и фруктах.

- Где можно увидеть воду? (Ответы детей)

- Ребята, а вода – это хорошо или плохо? (Ответы детей)

Хорошо: человек состоит на 80 % из воды, вода нужна растениям, животным, воду используют для стирки, мытья полов, приготовления пищи.

Плохо: наводнения, затапливают посевы, рушатся жилища, погибают животные, сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы.

- Итак, стихия воды заявила, что она очень важна.

Следующая стихия это воздух – лёгкие нашей планеты, без него не может существовать жизнь на Земле. В среднем человек может прожить без воздуха только 2 минуты. Животные и растения тоже дышат. А сейчас ребята подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок.

- Ветер – это движение воздуха. Ребята, а ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей)

Хорошо: освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда.

Плохо: ураганные ветер разрушает здания, вырывает деревья с корнем.

Давайте представим, что в таз с водой запускаем кораблик и начинаем дуть, дуем, он плывёт? А потом, кораблик попробуем сдуть без воды, поставив его на стол. Получается? Ветер и вода должны быть в гармонии друг с другом.

Воздух важен!

Физкультминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим.

Руки плавно опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем. (Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох)

У костра мы все присели

Свои ручки мы погрели,

А костер все выше, выше:

«Ты, костер, гори потише!» (Присели, руки вперед, потянулись вверх на носочках)

Лодки по воде плывут

Люди веслами гребут.

Лодки к берегу подплыли,

Руки мы в воде помыли. (Имитируем движение, «гребем веслами»

Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук)

На земле могу скакать

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться

Ей могу и поклониться. (Прыжки на двух ногах Повороты вокруг себя Низкий поклон)

Молодцы ребята следующее стихия нашей земли почва.

- Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

В первую очередь земля является местом обитания человека. Земля – это фундамент-основа. Весь природный мир, вся растительность вокруг нас произрастает из земли - почвы. Почва следующее богатство нашей природы. Почва - плодородный верхний слой земли, в котором растут растения. Её называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. Деревья, очищают воздух, фрукты и овощи мы получаем и употребляем в пищу.

- Земля это хорошо или плохо? (Ответы детей)

Хорошоземля нас кормит: овощи, фрукты, деревья, растущие на земле, дают нам кислород, в земле находятся полезные ископаемые.

Плохо: камнепады, оползни, землетрясения травмируют и приводят к гибели человека, животных.

- Стихия земли утверждает, ничего нет важнее земли. Как вы думаете, это так?

- Ещё одна стихия это огонь, послушайте одну легенду.

Легенда о Прометее

Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.

Вот так появился огонь у людей.

- Как вы думаете, огонь для человека это хорошо или плохо? (Ответы детей)

Хорошо: греет, освещает, люди готовят еду.

Плохо: пожары.

- Правильно он приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.

Давайте вспомним наше письмо. Что важнее: вода, воздух, земля, огонь? (ответы детей)

Правильно для каждого из нас: растений, животных, птиц, людей, живущих на планете Земля, нужны и необходимы все 4 стихии. И не о чем тут спорить!

- Мы помирили стихии, спасибо вам за помощь! Каждая стихия необходима и важна, всё живое погибнет, если они не будут в гармонии друг с другом.

Очень важно дети, чтобы воздух был чистым и свежим, вода прозрачной, огонь помогал нам, а не пугал, а земля кормила нас!

И в конце, я хочу предложить вам одну игру, она называется «Спор», в котором вы будете доказывать, что воздух, вода, огонь, земля - это хорошо, а я буду доказывать, что плохо.

Игра «Спор»

- земля это плохо, потому что, бывают землетрясения, гибнут люди, рушатся дома.

(ответы детей)

- воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы

(ответы детей)

- вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами. (Ответы детей)

- огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов. (Ответы детей)

Наше занятие закончилось, вы все молодцы. Очень дружно работали и правильно отвечали на вопросы.

Глава II.  Практическая часть

2.1. Экспериментальная часть

Экспериментальная часть проекта была проведена в комнате экспериментирования и экологической комнате с детьми подготовительной  группы «Солнышко». (см. Приложение)

2.2. Опыты с воздухом, водой, огнем и землей

Цель: закрепить знания о свойствах воздуха, воды, огня и земли  методом опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 Познакомить детей со свойствами четырех стихий природы.

Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.

Развивающие:

Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о свойствах четырех стихий, которые существуют в природе. Назовёте мне их?

Дети: называют стихии: огонь, воздух, вода и земля.

Воспитатель:

Нельзя понюхать и сорвать

Меня, цветочек аленький.

Бываю я большой, большой,

Бываю очень маленький.

И воду, я совсем не пью,

А если выпью, то умру.

Воспитатель: Ребята, что это за стихия?

Дети: Стихия «Огонь».

Воспитатель: Где можно увидеть огонь?

Дети: На свечке, на спичке, в газовой плите, в костре, салют, молния, солнце и т.д.

Воспитатель: Как вы думаете, огонь сильнее земли, воды и воздуха?

Предположения детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем можно потушить огонь?

Дети:  Огонь можно потушить землей, водой и воздухом.

Воспитатель: А скажите, чем опасен огонь?

Дети: Может вызвать пожар.

Воспитатель: Можно – ли детям играть с огнём?

Ответы детей.

Воспитатель: Какую пользу дарит нам огонь?

Дети: Дарит тепло и свет. С помощью огня можно: вскипятить воду, приготовить пищу. Если отключат свет, можно зажечь свечу.

Разные вещества в огне ведут себя по разному. Что-то просто загорается (например, бумага), что-то взрывается (например, газ углеводород), что-то плавится (как пластмасса), что совсем не горит (например, металл). А что-то ведет себя уж совсем экзотически – вспухает и превращается в пористое вещество, объем которого во много раз превышает объем исходного вещества.
Для таких химических реакций есть даже специальное название  – “фараонова змея”. “Змея” – потому что вещество, увеличиваясь в объеме как бы выползает из огня. А вот почему “фараонова” я так и не нашла.

ОПЫТ 1. Фараонова змея из глюконата кальция

Нам понадобится:

  • Таблетка сухого спирта (продается в отделах магазинов с туристским снаряжением)
  • Таблетка глюконата кальция (продается в аптеке)

Ход эксперимента:

Кладем глюконат кальция на сухой спирт

Поджигаем спирт и через несколько секунд наблюдаем за тем, как обычная таблетка медленно превращается в настоящую змею!

Воспитатель: Огонь для человека очень важен. Солнце – это тоже большой огонь. Оно дарит всему живому и тепло и свет. Без него не было бы жизни на Земле.

Воспитатель:

А вот ещё одна стихия.

Воздух – это то, чем дышим.

Через воздух, звук мы слышим.

Птица в воздухе летает,

Разный воздух наш бывает.

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял.

Воздух разный. Он такой!

Где найдём его с тобой?

 Воспитатель:  Где же можно найти воздух?

Дети: Воздух вокруг нас.

Воспитатель: Для чего нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель:  Не только человек, но и все животные и растения дышат воздухом. А какие предметы вы знаете, внутри которых есть воздух?

Дети: воздушный шар, мяч, надувной матрас, колесо и т.д.

Воспитатель:  Можно ли воздух поймать? Можно ли воздух ощутить? Может ли воздух двигаться? Воздух тяжелый или легкий?

ОПЫТ 2. Имеет ли воздух вес?

Нам понадобится:

  • Плечики для одежды 1 штука
  • Воздушный шарик 2 штуки
  • Нитки.

Ход эксперимента:

На плечики для одежды на нитках вешаем воздушные шарики. Плечики находятся в равновесии.

Снимаем один шарик, надуваем его и снова вешаем на плечики.

ВЫВОД: Надутый шарик перевешивает. Значит воздух имеет вес.

Воспитатель: Скажите, ребята, важен ли воздух? Может ли всё живое обойтись без него?

Дети: Без воздуха нет жизни на Земле.

Воспитатель: 

Вы слыхали о воде?

Говорят, что она – везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзаю,

В лес туманом выползаю.

Без меня, вам не умыться,

Не наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить –

Без меня вам не прожить!

Воспитатель: Мы уже  с вами пришли к выводу, что огонь и воздух очень важны. Без них нет жизни. А, что мы решим на счёт воды? Важна она? Кому она нужна?

Дети: Вода нужна всем: человеку, животным, растениям.

Воспитатель: А для чего нужна вода?

Дети: Воду пьют, готовят еду, стирают бельё, моются, поливают растения. Вода – это дом для рыб и некоторых животных и т.д.

Воспитатель: Верно. Без воды не сделаешь многих дел. Воду ничем не заменить. Вот какую мы воду пьём?

Дети: Чистую.

Воспитатель: Посмотрите ребята. У меня два стакана с водой. В одном стакане -  чистая вода, а в другом – грязная.

Воспитатель: Можем ли мы очистить воду?

Дети: Можем с помощью фильтра.

Воспитатель: Какие свойства воды вы знаете?

Дети: Вода не имеет вкуса, цвета и запаха.

Воспитатель: А имеет ли вода форму?

ОПЫТ 3. Форма воды.

Нам понадобится:

  • Вода
  • Колбы разной формы и объема.
  • Краски гуашь.

Ход эксперимента:

В трех стаканах одинаковой формы налито одинаковое количество воды. В каждый стакан добавляем разного цвета гуашь. Переливаем воду в колбы.

В стаканах вода имела одинаковую форму, а в колбах – разную.

ВЫВОД: Вода принимает форму сосуда.

Воспитатель:

Скажите, как правильно землю назвать:

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше наверное сказать ей – родная!

Земля наша милая!

Так ласковей будет звучать и вернее,

Ведь всё, что мы любим –

Всё создано ею.

И горы, и реки, и лес, и цветы,

И осень, и лето, и дождик, и ты.

Воспитатель: Как вы думаете, дети, важна ли земля? Что в ней такого особенного, важного?

Дети: На земле всё держится: дома, деревья, человек, животные, реки текут по земле. И наша планета тоже называется Земля.

Воспитатель: Во все времена люди называли землю – Земля Матушка, Матушка – кормилица, т.к. на ней растёт всё, что человек употребляет в пищу. Но все растения растут в плодородном слое земли – в почве. Положи в неё горстку зерна – вырастет взамен – сто горстей. Посадишь в почву одну картофелину – получишь – целое ведро.

Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. Давайте проведем опыты и узнаем свойства земли (почвы)

ОПЫТ 4. Свойства земли – запах, сыпучесть и цвет.

Нам понадобится:

  • Почва
  • Лупа

Ход эксперимента:

Дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Давайте определим имеет ли почва запах. Что для этого нужно сделать. Имеет ли почва запах? А теперь пересыпьте немного почвы в тарелочки, она сыпется? (да) Значит она какая (сыпучая). Какого чвета почва? Давайте возьмем лупу и посмотрим имеет ли почва примеси? (имеет) почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.

ВЫВОД: почва сыпучая, не имеет запаха, черного цвета, имеет примеси.

ОПЫТ 5. Водопроницаемость земли.

Нам понадобится:

  • Стаканчик с водой
  • Земля
  • Ватный диск
  • Воронка

Ход эксперимента:

В стаканчик ставится воронка, в воронку кладется ватный диск и насыпается земля. Дети наливают немного воды на землю и наблюдают, как вода просачивается сквозь него.

ВЫВОД: вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.

ОПЫТ 6. Воздухопроницаемость почвы.

Нам понадобится:

  • Стакан с водой
  • Земля

Ход эксперимента:

 Насыплем в стакан с водой земли и посмотрим, что произойдет. Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.

ВЫВОД: почва воздухопроницаема.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие новые свойства четырех стихий вы узнали?

Дети: Огонь изменяет предметы  в химических реакциях. Воздух имеет небольшой вес. Вода принимает форму сосуда. Земля водопроницаемая и воздухопроницаемая.

Выводы

Реализуя данный проект, дети систематизировали знания о четырех стихиях, их свойствах и значимости для человека и всего живого.

Дети, благодаря поисково-экспериментальной деятельности, приобрели определенные знания о свойствах воды, воздуха, земли и огня. У них появилось желание узнавать новое посредством опытов, появился интерес к деятельности.  Реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством проведения опытов. Эти знания более прочные. В процессе данной деятельности повысились любознательность, речевая активность.

Используемая литература

  1. Советский энциклопедический словарь/ под ред. А.М. Прохорова. – Москва:  «Советская энциклопедия», 2017 г.
  2. А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – ТКО АСТ, Москва, 1994 г. 
  3. Огонь – друг и огонь – враг // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.
  4. Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2019г.
  5. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Проект на тему "Музыка звучит в рисунках". Музыкальная гостиная для детей подготовительных групп "Ожившие картинки"

Проводится, когда дети хорошо знают  музыку "Детского альбома" и могут эмоционально и выразительно передавать настроение музыки в различных видах деятельности....

«Четыре стихии – вода, земля, воздух, огонь»

Вид проекта: творческий. Возраст: подготовительная к школе группа. Сроки реализации проекта: ноябрь – март. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги и родители ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группыЦель:...

Проект «Без воздуха жизнь на земле невозможна» подготовительная группа

Проект «Без воздуха жизнь на земле невозможна» подготовительная группа...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Четыре стихии»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о природных стихиях: огне, воде, воздухе, земле; о многообразии их проявлений; о пользе их для всего живого на Земле.Задачи:1.Продолжать формировать ис...