Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Четыре стихии»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Разуменко Наталья Николаевна

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о природных стихиях: огне, воде, воздухе, земле; о многообразии их проявлений; о пользе их для всего живого на Земле.

Задачи:

1.Продолжать формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес;

2.Закрепить знания детей о природных стихиях опытным путём;

3.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;

4.Развивать самостоятельность в процессе опытов, умение высказывать гипотезы;

5.Продолжать формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы;

6.Воспитывать у детей отзывчивость, стремление прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_nod_razumenko.n.n._12.2018g.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Четыре стихии»

Провела воспитатель 1 категории: Разуменко Наталья Николаевна

(Декабрь 2018 года)

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о природных стихиях: огне, воде, воздухе, земле; о многообразии их проявлений; о пользе их для всего живого на Земле.

Задачи:

1.Продолжать формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес;

2.Закрепить знания детей о природных стихиях опытным путём;

3.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;

4.Развивать самостоятельность в процессе опытов, умение высказывать гипотезы;

5.Продолжать формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы;

6.Воспитывать у детей отзывчивость, стремление прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно – эстетическое развитие;

- Физическое развитие;

- Социально – коммуникативное  развитие.

Оборудование:

- 3 плавающих свечи на металлических подносах;

- 1 свеча в закрытом подсвечнике;

- 1 стакан с землёй;

- 1 стакан с водой;

- 2 металлические ложки;

- прозрачная ёмкость с водой;

- пустой стеклянный стакан;

- сухие бумажные салфетки;

- стеклянная бутылка, с надетым на горлышко воздушным шариком;

- горячая вода в небольшом ведёрке;

- 10 шт. разноцветных ленточек;

- 10 шт. не надутых воздушных шаров;

- 10 шт. трубочек для коктейля;

- 10 шт. пустых пластиковых стаканчиков;

- 10 шт. стаканчиков с чистой водой;

- 10 шт. стаканчиков с мутной водой;

- 10 шт. воронок;

- ватные диски;

- 10 шт. пластиковых ложек;

- 2 ёмкости с землёй;

- разные семена;

- салфетка;

- 10 шт. надутых воздушных шаров;

- 1 бутылка с компотом;

- корзинка с печеньем;

- корзинка с фруктами;

- детские костюмы для «стихий»;

- аудио магнитофон;

- аудио диск с музыкой;

- зажигалка.

Предварительная работа:

Изучение свойств воды и воздуха; наблюдение за: ветром, движением облаков; беседы; чтение произведений познавательного характера; загадывание загадок; заучивание стихотворений.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель:

Собрались мы с вами вместе,

Чтобы было интересней.

Много нового узнаем.

Что – ж, ребята, начинаем?

Я предлагаю вам послушать небольшую сказку.

«Поспорили как – то между собой птица, рыба и крот: что всего важнее на свете – земля, вода или воздух? Птица говорит: «Воздух важнее всего, без него я же не смогла бы летать».  Рыба говорит: «Нет, вода важнее всего. Без воды, я бы не могла плавать». А крот им в ответ: «Земля важнее всего. Я живу в земле». Долго бы они ещё спорили между собой, что важнее, но вдруг появилась спичка и принесла с собой огонь. Испугавшись огня,  птица поднялась в воздух, рыба нырнула в воду, а крот спрятался в земле.

«Я всех важнее и сильнее» - подумал огонь.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о стихиях, которые существуют в природе. Назовёте мне их?

Дети: называют стихии: огонь, воздух, вода и земля.

Звучит музыка, вбегает в зал ребёнок, одетый в костюм «стихии огня», выполняет танцевальные движения.

Ребёнок (Огонь):

Нельзя понюхать и сорвать

Меня, цветочек аленький.

Бываю я большой, большой,

Бываю очень маленький.

И воду, я совсем не пью,

А если выпью, то умру.

Воспитатель:

Ребята, что это за стихия?

Дети: Стихия «Огонь».

Воспитатель:

Где можно увидеть огонь?

Дети:

На свечке, на спичке, в газовой плите, в костре, салют, молния, солнце и т.д.

Воспитатель:

Как вы думаете, действительно -  ли огонь сильнее земли, воды и воздуха?

Предположения детей.

Воспитатель:

Давайте проверим. (На столе: на металлических подносах лежат 3 плавающих свечи, стакан с землёй, стакан с водой и 2 ложки).

Воспитатель зажигает свечи.

Воспитатель:

Ребята, на одну свечу посыпьте землёй; другую полейте водой; на третью дуньте.

Дети выполняют просьбу воспитателя.

Воспитатель:

Какой же вывод можно сделать? (Напрасно огонь думает, что он сильнее всех. Земля, вода и воздух потушили его. А скажите, чем опасен огонь?

Дети: Может вызвать пожар.

Воспитатель:

Можно – ли детям играть с огнём?

Ответы детей.

Воспитатель:

Какую пользу дарит нам огонь?

Дети:

Дарит тепло и свет.

Воспитатель зажигает свечу в закрытом подсвечнике, через некоторое время просит детей потрогать подсвечник (убедиться,что он тёплый).

Воспитатель:

Огонь даёт тепло, может согревать. А как ещё человек использует огонь?

Ответы детей:

С помощью огня можно: вскипятить воду, приготовить пищу. Если отключат свет, можно зажечь свечу.

Воспитатель:

Огонь для человека очень важен. Солнце – это тоже большой огонь. Оно дарит всему живому и тепло и свет. Без него не было бы жизни на Земле.

А вот ещё одна стихия.

Под музыку входит ребёнок, одетый в костюм «стихии Воздуха», выполняет танцевальные движения, затем говорит.

Ребёнок (Воздух):

Воздух – это то, чем дышим.

Через воздух, звук мы слышим.

Птица в воздухе летает,

Разный воздух наш бывает.

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял.

Воздух разный. Он такой!

Где найдём его с тобой?

 Воспитатель:

Где же можно найти воздух?

Дети: Воздух вокруг нас.

Воспитатель: Для чего нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель:  Не только человек, но и все животные и растения дышат воздухом. А какие предметы вы знаете, внутри которых есть воздух?

Дети: воздушный шар, мяч, надувной матрас, колесо и т.д.

Воспитатель:  Интересно, а есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим.

Дети берут трубочки для коктейля, опускают в стаканы с водой и дуют. Видя пузыри, убеждаются, что воздух есть внутри человека.

Воспитатель:  Можно ли воздух поймать?

Дети надувают воздушные шары и держат их в руках.

Воспитатель: Можно ли воздух ощутить?

Дети выпускают воздух из шаров, направляя струю воздуха себе в лицо.

Воспитатель: Может ли воздух двигаться? (Предлагает взять в руки ленточки и побегать с ними).

Воспитатель: Почему ленточка летит?

Дети: Потому, что её двигает воздух.

Воспитатель: Правильно, когда мы бежим, мы толкаем воздух, он начинает двигаться и развивает ленточки. Значит можно сделать вывод, что ветер – это движение воздуха.

А как можно определить, что дует ветер?

Дети: Качаются ветки, плывут облака, надуваются паруса и т.д.

Воспитатель: А теперь давайте убедимся, какой воздух сильный.

Опыт №1.

На дно сухого стакана прикрепляется бумажная салфетка. Осторожно, донышком вверх опускается на дно сосуда с водой. Затем осторожно вынимается из воды.

Дети убеждаются, что салфетка сухая.

Воспитатель: Можно сделать вывод: воздух не даёт воде налиться в стакан и салфетке намокнуть.

Опыт №2.

В сосуд с горячей водой помещается стеклянная охлаждённая бутылка, на горлышко которой одет воздушный шар. Через некоторое время, шарик начнёт подниматься и надуваться.

Воспитатель: В холодной бутылке молекулы воздуха находятся очень близко друг к другу (им «холодно», они прижимаются друг к другу). С нагреванием бутылки, молекулы воздуха разлетаются дальше друг от друга, им становится «тесно» и они хотят вылететь наружу. Но на горлышке одет шарик. Они попадают в него и шарик надувается.

Воспитатель: Скажите, ребята, важен ли воздух? Может ли всё живое обойтись без него? Значит,  какой вывод можно сделать?

Дети: Без воздуха нет жизни на Земле.

Воспитатель: Снова звучит музыка и к нам летит ещё одна стихия.

Входит ребёнок в костюме «стихии Вода», выполняет движение «Змейка», все дети присоединяются к стихии, затем говорит.

Ребёнок (Вода):

Вы слыхали о воде?

Говорят, что я – везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзаю,

В лес туманом выползаю.

Без меня, вам не умыться,

Не наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить –

Без меня вам не прожить!

Воспитатель: Мы уже  с вами пришли к выводу, что огонь и воздух очень важны. Без них нет жизни. А, что мы решим на счёт воды? Важна она? Кому она нужна?

Дети: Вода нужна всем: человеку, животным, растениям.

Воспитатель: А для чего нужна вода?

Дети: Воду пьют, готовят еду, стирают бельё, моются, поливают растения. Вода – это дом для рыб и некоторых животных и т.д.

Воспитатель: Верно. Без воды не сделаешь многих дел. Воду ничем не заменить. Вот какую мы воду пьём?

Дети: Чистую.

Воспитатель: Посмотрите ребята. У меня два стакана с водой. Сравните её.

Дети: В одном стакане -  чистая вода, а в другом – грязная.

Воспитатель: Сейчас мы с вами очистим грязную воду. А делать мы её будем чистой с помощью фильтра.

Дети подходят к столам. Перед ними три стакана: первый – с грязной водой, второй – с чистой водой, а третий – пустой. Воспитатель предлагает положить в воронку по два ватных диска, поставить её в пустой стакан и осторожно переливать грязную воду в него.

Воспитатель: Какой стала вода в третьем стакане?

Дети: Чистой.

Воспитатель: Можно ли теперь пить эту воду?

Дети: Нельзя. В ней много микробов.

Воспитатель: А, что нужно сделать, чтобы эту воду можно было пить?

Дети: Прокипятить.

Воспитатель: Так скажите, можно ли без воды прожить на Земле?

Дети: Нельзя.

Звучит музыка и появляется ребёнок в костюме «стихии Земля», танцует, затем говорит.

Ребёнок (Земля):

Скажите, как правильно землю назвать:

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше наверное сказать ей – родная!

Земля наша милая!

Так ласковей будет звучать и вернее,

Ведь всё, что мы любим –

Всё создано ею.

И горы, и реки, и лес, и цветы,

И осень, и лето, и дождик, и ты.

Воспитатель: Как вы думаете, дети, важна ли земля? Что в ней такого особенного, важного?

Дети: На земле всё держится: дома, деревья, человек, животные, реки текут по земле. И наша планета тоже называется Земля.

Воспитатель: Во все времена люди называли землю – Земля Матушка, Матушка – кормилица, т.к. на ней растёт всё, что человек употребляет в пищу. Но все растения растут в плодородном слое земли – в почве. Положи в неё горстку зерна – вырастет взамен – сто горстей. Посадишь в почву одну картофелину – получишь – целое ведро.

Ребята, я сегодня получила письмо. Оно из Антарктиды, с полярной научной станции. Пишут нам учёные – исследователи.

Воспитатель читает письмо, в котором полярники просят детей посадить для них семена,  вырастить растения и прислать их им.

Воспитатель: Ну что,  выполним просьбу учёных?

Дети соглашаются и сажают семена разных растений. Затем говорят ласковые слова земле, накрывают ёмкость салфеткой, ставят на подоконник.

Воспитатель предлагает поиграть в хороводную игру «Земелюшка – чернозём».

По окончанию хоровода, воспитатель спрашивает.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Какая из стихий самая главная и важная на Земле? А хотите узнать окончание сказки?

Дети: Хотим!!!

Воспитатель: 

Услышав этот спор человек, сказал: «Неужели вы не знаете, что для каждого из нас важны: и земля, и вода, и воздух, и огонь. И не о чем тут спорить!»

Стихии дарят детям гостинцы: Огонь – печенье, Вода – компот, Воздух – шары, а Земля – фрукты.

В это время ёмкость с посаженными семенами заменяется на другую, с зелёными всходами.

Воспитатель предлагает посмотреть, что стало с посаженными в земле семенами.

Дети видят зелёные всходы.

Воспитатель делает заключение, что земля откликнулась на наши ласковые слова и дало силы семенам, чтобы они быстро проросли.  

Воспитатель: 

Теперь эти всходы можно отправить полярникам.

РЕФЛЕКСИЯ.

ВЫВОД:

По мнению заведующей детским садом, учителя – логопеда, воспитателей – НОД была очень интересной и познавательной. Дети с большим интересом и восторгом слушали воспитателя, вступали с ним в диалог, самостоятельно проводили опыты и эксперименты, высказывали свои  гипотезы и выводы. В целом с задачами дети справились. Цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:•        Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»

Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Если чистая вода, не грозит нам всем беда"

Цель: Формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Б» на тему «Вулканы».

dash; познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акти...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...

Технологическая карта занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Тайны мыльного пузырика"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе...