Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»
план-конспект занятия

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулкан

Задачи:

1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

2. Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлениях о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях4 активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

3. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми; формировать равноправный, доброжелательные отношения между сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Разработала

 воспитатель

Дубодел Ольга Валентиновна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулкан

Задачи:

1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

2. Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлениях о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях4 активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

3. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми; формировать равноправный, доброжелательные отношения между сверстниками.

Оборудование: картинки (с изображением вулкана, с изображением природных явлений, с изображением правил безопасности), поддоны, картон, клей, сода, лимонная кислота, сухая красная краска, чайная ложка, компьютер.

Ход занятия:

1.   Орг. Момент:

В-ль: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Давайте их    поприветствуем.

Здравствуйте!

Разминка

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

2. Основная часть

Мотивация

Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится?

Открываем. (там лежит пемза)

Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может быть у кого-то дома есть такой предмет? Как вы думаете, этот предмет создан человеком или природой? Он относится к живой или неживой природе?

Рассматривание (рассуждения, предположения детей).

Сравниваем с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами.

В-ль: Чем этот предмет (камень, пемза) отличается от других камней?

Дети: У него есть дырочки

В-ль: а как вы думаете, эти дырочки пустые?

Давайте отпустим этот камень в воду. Он не утонул, как другие камни, потому, что в этих дырочках спрятался воздух, который наполнил дырочки и камень стал легким.

Этот камень называется пемза. А знаете ли вы как появилась пемза?

Дети: Нет

В-ль: а что мы уже знаем о ней?

Ответы детей

В-ль: в посылке есть еще записка, а в ней подсказка, которая поможет нам узнать, как появилась пемза

Послушаете (читаю загадку)

Гора стоит, из не дым валит

Потом шум, да гром – все горит кругом.

Дети: Вулкан

В-ль: Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта записка нам не помогла, а наоборот запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это, все-таки за предмет?

В-ль: Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан, и как он связан с предметом – загадкой.

В-ль: Что такое вулкан?

Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и как происходит извержение вулкана?

Тогда давайте пойдем в гости к вулкану и точно все о нем узнаем.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

дружно скажем 1, 2, 3.

 

Вот мы пришли в гости к вулкану (изображение на картинке)

Легенда о вулкане.

В-ль: Послушайте интересную легенду о вулкане. А расскажет нам ее Юля

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят, с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(показ картинки с изображением сюжета легенды о вулкане)

Показ слайдов

В-ль: а сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан?

Нам поможет наш компьютер – показ слайдов с различными видами вулканов «спящий, «просыпающийся», «закипающий», извергающийся.

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора трясется от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает она вытекает спокойно».

В-ль: а на что похож вулкан?

(Вулкан – это большая гора с крутыми склонами)

Какой формы вулкан? (конус)

В-ль: На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана – называется лавой.

В-ль: Мы с вами много узнали о вулкане, можем мы теперь сказать, как появился наш загадочный камень?

Дети: Нет

В-ль: Тогда я предлагаю вам посмотреть извержение настоящего вулкана, но сначала, давайте немножко отдохнем.

Физминутка

Вулканы начали играть

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит1 вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать-

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул –

И на десятки лет уснул.

В-ль: Молодцы. Замечательно у нас получилось изобразить извержение вулкана, а теперь давайте посмотрим, как это происходит на самом деле.

Просмотр видеофильма «Извержение вулкана»

Просмотр фильма сопровождается пояснениями педагога

- извержение вулкана начинается с появления дыма

- затем происходит взрыв

-на самой верхушке вулкана находится кратер. Кратер — это огромная каша с крутыми склонами, на дне красно-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана – называется лавой. Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое на пути, превращая в пепел, когда лава утечет далеко от вулкана она застывает и превращается в камни, посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

Вопросы к детям

С чего начинается извержение вулкана?

Что происходит дальше?

Что остается после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)

Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А какие еще бывают вулканы?

Дети: Спящие и потухшие.

В-ль: Как вы думаете, какой вулкан называется спящим?

Дети: Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент

В-ль: Мы посмотрели фильм об извержении вулкана, можете мне сейчас рассказать, как появилась пемза?

Дети: Нет

Опыт «извержение вулкана»

В-ль: Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана?

А где можно проводить опыты? (в лаборатории) Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «Интересных открытий» (дети проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта).

В-ль: в лаборатории у нас уже все готово для проведения опытов.

Давайте посмотрим: из чего сделано основание вулкана? (из конуса)

Из чего сделано жерло вулкана? (пластиковый стаканчик) Все это стоит на подносе

В –ль: Прежде чем приступить к проведению опыта, необходимо изучить схему и проверить умеете ли вы быть внимательными и осторожными

Давайте вспомним, что означают эти символы: (карточки с изображением правил безопасности)

Дети:

- ничего не брать в рот

- не нюхать

- не подносить к глазам

Давайте посмотрим схему проведения опыта

1.     Насыпаем ложку соды

2.     Добавляем красной краски

3.     Насыпаем ложку лимонной кислоты

4.     Наливаем воду из стаканчика

В-ль: Что вы наблюдаете?

Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.

Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и услышали легенду про вулкан и узнали строение вулкана, и даже сами вулкан изображали…

…а про наш загадочный предмет немного забыли, что же это все-таки такое?

Может быть кто-то догадался (ответы – предположения детей).

В-ль: Посмотрите в наши подносы-подставки, что там осталось после извержения наших вулканов?

Дети: Лава.

В-ль: Правильно, через некоторое время после извержения лава остывает и становиться твердой, она превращается в пемзу.

Теперь мы знаем, как появляется пемза и что это такое?

Дети: Пемза – это застывшая вулканическая лава.

Итог занятия

В-ль: Мы можем отправляется обратно в детский сад.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали.

Смело мы идем вперед,

Детский сад уже нас ждет.

Вот домой мы все пришли,

Дружно скажем 1,2,3.

В-ль: Ребята, где мы с вами сегодня побывали7

А что нового вы сегодня узнали?

Что понравилось больше всего?

Какой опыт мы сегодня выполняли?

Вам было легко или вы испытывали трудности при выполнении опыта.

Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие активные, внимательные, любознательные, большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....

Художественно-эстетическое развитие Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в подготовительной группе по теме: «Постройка судов»

Цель: закрепление представления детей о виде транспорта «Суда» через конструктивно-модельную деятельность....

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему "Вулкан"

Тема: «Вулкан»Цель: создание условие для развития познавательно-исследовательской активности детей, посредством знакомства  с явлением неживой природы – извержением вулкана.Зада...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Сладкие опыты»

Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении в жизни человека. Упражнять дете...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...