Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Школа волшебства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лезина Марина Романовна

Опытно-экспериментальная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Школа волшебства» 

Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.

Задачи:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь;

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

Обогащать и расширять словарь детей.

 Материалы:

Магнит, картон, металлические предметы;

Стаканы с питьевой водой, пустые стаканы,  цветы из бумаги, апельсины, монетки.


                                   
Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада, нашей встрече. Вы хотите, чтобы она была волшебной?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в школу волшебства, где вы сами станете волшебниками, (Звучит «волшебная» музыка).

Тогда закроем глаза и скажем такие слова:

Чики-чики-чикалочка

Игра-превращалочка!

Вокруг себя повернись

И в ученика волшебника превратись!

(Звучит музыка, дети переодеваются в волшебников – надевают волшебные колпачки) (В зале заранее приготовлены 3 стола с материалами для опытов)

Воспитатель: Мы с вами попали в волшебный зал, где совершаются чудеса.

Итак, у каждого волшебника есть волшебная книга. Вот и у меня тоже есть такая книга.  Итак, начинаем наше занятие.

Урок волшебства №1.

«Волшебный стакан» Перед вами стаканы с водой

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку.  

Что вы увидели?

Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Как вы, думаете почему вода не вылилась?

-Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.

 

Теперь скажу вам по секрету,

Что никакой здесь тайны нет.

Здесь нет ни капли колдовства,

Но очень много мастерства.

 

Стать настоящим Волшебником не просто, надо много тренироваться.

Начинаем  следующий урок

Урок волшебства №2

 «Волшебный  апельсин»

Воспитатель. А сейчас я вам хочу загадать загадку.

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый ...

(Апельсин) .

Апельсины – это отличный десерт, который, наверняка придется по вкусу, а также это отличное средство повышающее иммунитет.

А давайте поэкспериментируем с апельсином.

А как вы думаете, умеют ли апельсины плавать? (предположения детей). А давайте проверим.

Опыт №1. Утопи и съешь.

Один из них положим в миску с водой.

Что с ним произойдет? Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Второй апельсин я уже очистила,  положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Что мы можем предположить? (Ответы детей).

Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину не утонуть. (ответы детей).

Опыт №2. Тонет ли апельсиновая кожура.

Давайте бросим в воду кожуру. Что произошло? (Кожура не утонула.) Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая. Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет.) Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Опыт назывался «Почему апельсин не тонет?». Теперь мы можем дать правильный ответ на этот вопрос? (Ответы детей.)

"В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Урок волшебства №3

 «Живые цветы»

Это задание нам прислала прекрасная Фея цветов. Ее самое любимое место в саду цветов  - волшебный пруд. Она готова научить нас своему волшебству, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Загадки:

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут.

Воспитатель: Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые, и розовые.

За то, что вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

- Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки, раскрывайтесь!»

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
В: Как вы думаете, а в чем секрет этого волшебства?
В: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды

Урок волшебства №4.

«Волшебная соломинка» 


- Сейчас мы узнаем, как  же можно перелить воду из стакана в стакан при помощи соломинки.

- Поставьте рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

- Опустите соломинку в воду.
- Зажмите указательным пальцем соломинку сверху и перенесите  к пустому стакану.

-  Снимите палец с соломинки.

 Вода вытечет в пустой стакан. Проделайте то же самое несколько раз, так вы сможете перенести всю воду из одного стакана в другой –

 Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

- Перелейте воду в пустой стакан с помощью пипетки.

Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками?

 - А сейчас предлагаю провести соревнование «Чей стол быстрее наполнит пустой стакан водой». Под музыку вы начинаете наполнять пустой стакан до отметки, как только музыка остановится, вы должны закончить.

 

Урок волшебства №5

 «Волшебная монетка» 

Опыт с магнитом.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы.

 Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей). Правильно, магнит.

 Посмотрите, что сейчас будет происходить.

 Возьмите стакан с водой, опустите в него монетку.

 - Как достать монетку из стакана с водой, не замочив руки и не выливая воды? 

А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами (ответы детей).

 Поднесите магниты  к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх.

 Что произошло? Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.

Таким образом, монетку можно легко достать, не замочив рук.

Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. 

 Мы с вами волшебники, поэтому магниты наши тоже волшебные.

 Ой, ребята - волшебники, мы с вами так увлеклись, что и не заметили, как пришло время возвращаться опять в детский сад. Вы сегодня отлично потрудились и многому научились.

А скажите мне, уроки волшебства в моей школе вам понравились?

А что больше всего запомнилось?

Ну, а теперь прошу всех закрыть глаза, мы возвращаемся…

Чики-чики-чикалочка

Игра-превращалочка!

Вокруг себя повернитесь

И в детей превратитесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»

Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Четыре стихии»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о природных стихиях: огне, воде, воздухе, земле; о многообразии их проявлений; о пользе их для всего живого на Земле.Задачи:1.Продолжать формировать ис...

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе на тему "Школа для котят"(лепка)

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе на тему "Школа для котят"(лепка)...

Художественно-эстетическое развитие Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в подготовительной группе по теме: «Постройка судов»

Цель: закрепление представления детей о виде транспорта «Суда» через конструктивно-модельную деятельность....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулкан»

Цель: знакомство детей с природным явлением – вулканЗадачи:1. Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность ...