Проект на тему "Музыка звучит в рисунках". Музыкальная гостиная для детей подготовительных групп "Ожившие картинки"
проект (подготовительная группа) по теме

Якухина Валентина Петровна

Проводится, когда дети хорошо знают  музыку "Детского альбома" и могут эмоционально и выразительно передавать настроение музыки в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_gostinaya_ozhivshie_kartinki.doc77 КБ
Файл proekt.docx19.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                          «Ожившие картинки»

Музыкальная гостиная по произведениям  «Детского альбома» П.И.Чайковского

        Проводится, когда дети хорошо знакомы с пьесами из «Детского альбома», могут эмоционально откликаться на музыку, сопереживая то настроение, которое отражает каждое произведение.

Цель мероприятия: Развитие эмоциональной готовности детей к созданию образов навеянных музыкой.  Обогащение детей музыкальными впечатлениями. Воспитание  музыкально-эстетического вкуса. Развитие  музыкально-ритмических навыков, навыков выразительного движения. Создание творческой атмосферы, комфортного эмоционального состояния.

        Действующие лица:

Взрослые:

  • Ведущий
  • Баба Яга

Дети:

  • Солдатики – мальчики
  • Барышни – девочки;  
  • Лошадка – девочка.
  • Исполнительница «Старинной французской песенки» - девочка

        Атрибуты:

  • альбом с иллюстрациями по сюжетам пьес «Детского альбома»
  • аудиозаписи музыкальных отрывков из «Детского альбома» (фрагменты);
  • видеоматериал по пьесам «Детского альбома»
  • 2 куклы
  • музыкальные инструменты для оркестра;
  • видеопрезентация «Загадки о музыкальных инструментах»

        Оформление зала:

        Камин, на камине – портрет П.И.Чайковского; подсвечник со свечами, оформлена выставка нотных сборников  П.И. Чайковского; выставка детских работ по пьесам «Детского альбома».

        Ведущий: (показывает «Детский альбом»): Ребята, что вы знаете об этой книге?

        Дети: Эта книга не простая, а музыкальная, в ней живут нотки, из которых складываются разные мелодии. Написал их композитор П.И.Чайковский.

        Ведущий:: Правильно, ребята! Со многими пьесами из «Детского альбома» вы уже хорошо знакомы. Герои этих произведений решили сегодня сделать вам сюрприз.  Они прислали нам вот этот красочный альбом. На его обложке тоже есть портрет П.И.Чайковского. Но здесь нет никаких ноток, никаких мелодий... Здесь изображены персонажи произведений. А давайте попробуем их оживить,  для этого нужно отгадать музыкальные загадки.

   Звучит фрагмент пьесы «Сладкая грёза, под музыку читает стихи.

                                              Открывается альбом -

                                              Не простой, а музыкальный,

                                              То  веселый,  то  печальный.

                                              Сколько сказочных  мелодий

                                              Проживает дружно в нем.

                                              Написал их Петр Чайковский

                                              Много лет тому назад

                                              Для племянника Володи

                                              И для всех, для всех ребят.

                                              Много разных здесь историй

                                              И про радость, и про горе,

                                              Игр забавных и затей

                                              Мы найдем здесь для детей.

        Ведущий: Ребята, герои «Детского альбома» живут в волшебном замке. А кто его охраняет?

Звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского

        Дети: Это «Марш деревянных солдатиков».

        Ведущий: Правильно, они хоть и игрушечные, но стойкие и смелые.

        А вот и их портрет.

 

Мальчик:     Аты-баты, аты –баты, 

                     Деревянные солдаты,

                     Мы маршируем чётко, браво.
                    Мы маршируем левой-правой.

                     Мы стражи сказочных ворот,
                    Их охраняем круглый год.
                    Нам не страшны путей преграды.

                     Нам подвиг – лучшая награда
                    Мы охраняем городок,
                    Где музыка живёт!

 Мальчики выполняют упражнение под музыку  «Марша»

Ведущий: Солдатики не только храбрые защитники, но и галантные кавалеры и очень любят танцевать на балу.  А какой танец - вы сейчас услышите.

Звучит отрывок из «Вальса» - дети отгадывают название произведения.

Мальчики приглашают девочек на танец и исполняют его.  (Одеть лошадку)

Ведущий: Послушайте еще одну музыкальную загадку и узнаете, кто изображен на следующей странице.

 «Игра в лошадки» П.И.Чайковского.

Показывает следующую страницу альбома, на которой нарисована  лошадка

В гости к нам придет, ребятки, Догадайтесь, кто?       

Дети: Лошадка!

 Мальчик: На своей лошадке вихрем я скачу,

                  Я гусаром смелым очень стать хочу.
                 Милая лошадка, на тебе верхом,
                 Я скачу по лугу лихо с ветерком.

Игра с Лошадкой (диск)

        Лошадка под музыку «катает» детей по кругу.

Ведущий: Послушаем,  еще одну пьесу из «Детского альбома», она вам хорошо знакома.

        Дети: Это произведение называется «Мама».

        Ведущий: Композитор напоминает детям, чтобы они любили своих мам, заботились о них, не огорчали. Послушаем музыку о маме, и подумаем о ней,  самой доброй, ласковой, родной. Представьте себе, что она совсем рядышком, обняла вас, а вы крепко прижались и улыбаетесь ей. Вам очень хорошо вдвоем. Мы будем слушать, и смотреть на  детские рисунки, на которых изображена мама.

Просмотр видеоролика пьесы «Мама»

        Ведущий: Ребята, а что же подарила мама девочке Кате на день рожденья?

                  Девочка:      В доме праздник и веселье —

                                     У Катюши день рожденья!

                                     Подарили куклу Кате

                                     В розовом  воздушном платье.

                                     Бант огромный в волосах,

                                     Что за куколка-краса!

                                     Вот так радость! Вот так счастье!

                                     Кукла новая у Кати!  (подарить куклу)

        Исполняется танцевальная импровизация с куклой под музыку П.И.Чайковского «Новая кукла».

Выходит вторая девочка (грустная, с куклой)

        Ведущий: Что случилось? (Девочка всхлипывает.) Может вы, ребята, знаете, в чем дело?

        Дети: Не знаем.

        Ведущий: Тогда нам обязательно поможет музыка-волшебница.

Слушайте внимательно!

                           Звучит пьеса «Болезнь куклы»  

        Открывается следующая страница альбома, на которой нарисована девочка с больной куклой. Пока звучит музыка, говорит. 

        Девочка:             Страничка эта так грустна:

                                    Про куклу больную расскажет она.

                                    – Ах, как больно! Ах, как жалко!

                                    –  Слезы капают из глаз.

                                    Куколку сейчас полечим,

                                    Ты поправишься у нас!

                                    Измерим давление, температуру,

                                    Дадим тебе капельки или микстуру.

                                       А теперь усни, родная, ты поправишься, я знаю!

(Дети слушают пьесу до конца,  девочка качает куклу.  Ведущий показывает все иллюстрации с  изображением больной куклы.)

Ведущий:         Тихо, тихо! Тишина!

                          Кукла бедная больна!

                          Кукла бедная больна,

                          Просит музыки она.

                          Спойте ей, что нравится –

                          И она поправится.

Ведущий: Перелистаем наш альбом!  Мы перенеслись  в далёкие-далёкие времена, рыцарей,  замков….    В какую же страну? Догадались?

Ведущий: Что это за музыка, о чём же она рассказывает?

Мультфильм из рисунков по  «Старинной французской песне»

Девочка:  Возлюбленный, мой рыцарь!

                 Ты снился мне не раз!

                 В каких краях далёких ты бьёшь врага сейчас?

                 Быть может, ты забыл меня – прекрасную Элен?

                 Быть может, ты убит врагом, или в песках твой плен?

Исполняется песня на мелодию «Старинной французской песни»

Ведущий: А какой характер этой песни? (ответ) Чтобы поправилась наша кукла, какая нужна музыка?     А в  «Детском альбоме» есть такие песни?

Назовите их.      Смотрим  и слушаем.  

Ведущий:                            Карнавал, карнавал!

                                             Чудных масок полон зал!

                                             Вот Пьеро и Арлекино,

                                             И кокетка - Коломбина.

Видеоролик  «Итальянская песенка».

Звучит отрывок из пьесы «Баба-яга.

 Ведущий: Ребята, а  это кто?

Дети: Баба Яга.

Ведущий:   (говорит, пока звучит музыка:)

                           Ветер свистит, земля дрожит,

                           Баба Яга в ступе летит!

                           Деревья шумят, сучки трещат —

                           Ищет она непослушных ребят.

                           Покружилась, повертелась,

                           Не нашла, чего хотела —

                           В лес обратно улетела...

(Появляется Баба Яга.)

        Баба Яга: Улетела, улетела!  Ишь - ты, выгоняют прямо. Не нашла, чего хотела? Сейчас найду, только поискать надо... Есть у вас дети непослушные? (Ответ детей.) Как нет? А  капризные,  невоспитанные  есть? Так уж

все такие хорошие, добренькие... А меня вот, старушку, обидели, не пригласили (плачет). А я ведь тоже в «Детском альбоме» Петра Ильича Чайковского живу. Вы хоть знаете, кто это такой?

        Дети: Композитор.

        Баба Яга: Знаю, знаю, что не художник, музыку сочинял!  Я тоже его музыку люблю.  Без меня тут все слушаете, поете, танцуете... А я, между прочим, живу много премного лет  и с Чайковским была знакома лично, вот! А вы меня не позвали... (Плачет.)

        Ведущий: Не расстраивайся, Бабушка Яга, лучше потанцуй вместе с ребятами.

Исполняется танец под пьесу «Полька»   (Диск)

        Баба Яга: Спасибо, деточки! Порадовали старушку.  А вы, ребята, молодцы  дружите с музыкой.  Я сейчас загадки вам загадаю про  музыкальные инструменты,  если угадаете, то не только увидите этот инструмент,  но  и  услышите.   Согласны?

                                     

Загадки (видео)

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка, это наша ... .

В руки ты его возьмешь,  то растянешь, то сожмешь! 
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян - голосистый мой…

Он по виду брат баяна.

Где веселье — там и он.

Я подсказывать не стану.

Что это?                              (Аккордеон.)

Деревянные подружки пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит. В ногу  всем  шагать велит.

По брусочкам стучат молоточки. Радостно играет он - деревянный…

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный ...
.( Скрипка)

Расскажу тебе, дружок: в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент музыкальный инструмент.  (Флейта)

Я стою на трех ногах, 
Ноги в черных сапогах. 
Зубы белые, педаль. 
Как зовут меня?  (Рояль) 

        Баба Яга: А сейчас поиграем в игру «Узнай инструмент». Я буду дирижером, вы – музыкантами. Я буду изображать игру на музыкальном инструменте, вы узнаёте его и «играете» вместе со мной, договорились? Внимание!

«Неаполитанская песенка» (Дети имитируют игру на различных инструментах.)

Б.Я.: А теперь назовите все инструменты, которые прозвучали.

Ведущий: Бабушка Яга, спасибо тебе за интересные игры и загадки. Только на воображаемых инструментах не очень интересно играть, ребята исполнят на настоящих инструментах пьесу из «Детского альбома».

Немецкая песенка оригинальная,

                                   Мелодия трехдольная танцевальная!

«Немецкая песенка»- дети играют на колокольчиках(больших и маленьких и на ксилофонах)

Б.Я.: Браво-браво, вы достойны похвалы! (слайд «Молодцы»)

 Спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете музыку П.И. Чайковского, а моё время истекло, мне пора возвращаться в свою сказку.

 Звучит   «Сладкая грёза»,  на  фоне музыки  Б.Я произносит как будто заклинание:    

               Льется музыка рекой, вьется нотною строкой.

                Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг.

               До свиданья, до свиданья, до свиданья, милый друг!

Ведущий :  Наша встреча тоже подошла к концу,  альбом  закрывается, но не заканчивается.  Мы  его  будем  пополнять  рисунками  к  другим  произведениям  П.И. Чайковского,  знакомство с которыми нас ждёт впереди.

Мы должны проститься с вами. Я желаю вам вдохновения, чтобы вы могли фантазировать и творить…

Звучит «Сладкая грёза»  дети выходят из зала.



Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ  № 918   Дошкольное  отделение №3

Образовательный  проект

«Музыка звучит в рисунках»

по произведениям  «Детского альбома»  П.И.  Чайковского.

                                                         Муз. Руководитель:  Якухина  В.П.

                                      2014 г.                         

                       Структура  проекта.

1.Тема – «Музыка звучит в рисунках»

2.Сроки реализации – долгосрочный  (январь-март)

3.Участники проекта – дети старших групп, воспитатели, родители.

4.Актуальность темы.  «Ребёнок  растёт  и  развивается в определённой  музыкальной  среде, которая  в настоящее время  очень противоречива.  С одной  стороны  существует  прекрасная  высокохудожественная  музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство,  которое обрушивается  как  на  взрослых, так и на маленьких  слушателей.  Но  если  взрослый человек, с  уже  сформировавшейся  системой  эстетических ценностей,  способен  ему  противостоять,  то  ребёнок  оказывается  совершенно  беззащитным.  Поэтому, так важно,   уже  в дошкольном  возрасте  приобщить  детей  к  подлинному  искусству».   (Т.Г. Рубан)  

Моя задача – помочь ребёнку войти в мир музыки,  понять её содержание, а это не просто. "Детский Альбом" является одним из лучших произведений в наследии мировой классики,  написанных специально для детей.

На примере коротких  пьес Чайковский знакомит юных слушателей  с русской народной музыкой, а также музыкальной культурой Франции, Италии и Германии. Знакомит детей с различными танцевальными жанрами – вальс, полька, мазурка, марш.  Композитор показывает детям, как с помощью музыки можно изобразить печаль и радость, образы природы и фантазии детской сказки, духовные переживания во время молитвы и стремительную, веселую игру в лошадки.

 Со всей гениальностью своего таланта он раскрывает внутренний мир ребенка, детские чувства и переживания, фантазии и впечатления от окружающего мира.

 Использование изобразительного искусства, живописи  делает,  абстрактный музыкальный образ более  конкретным и доступным.  Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно сделать его активным слушателем, т.е. использовать все виды деятельности: движение, импровизацию, музицирование, рисование.

5.Методологическая база проекта.  

Программа по восприятию музыки «Синтез»  К.В. Тарасовой и Т.Г. Рубан;  

«Музыкальные ритмопластические  спектакли»  Т.Ф. Кореневой;

Аудио  и  видео  материалы  по  «Детскому альбому»  П.И. Чайковского.

6.Цель проекта.

 Развитие у детей  музыкального вкуса,  музыкальных и творческих способностей, воображения,  фантазии,  умение импровизировать  под музыку, передавать  настроение музыки  в  движении, в  цвете, в сюжетном  рисовании.

7.Задачи проекта.                                                                                                                Обогатить  образовательный процесс, предметно-развивающую  среду  и  самостоятельную деятельность детей  музыкой классического репертуара.

Побуждать детей самостоятельно организовывать  собственную музыкальную деятельность  в  группе  д/с  и  в  семье.

Поощрять  активность  в  выражении  собственных  музыкальных впечатлений.

8.Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап: изучение литературы по данной теме;  составление  конспекта  музыкальной гостиной  «Ожившие рисунки»;      Создание видеопрезентации  «Музыкальные загадки».

Основной этап:  Беседа о творчестве П.И. Чайковского. Слушание музыки,  просмотр мультфильмов  по произведениям  из  «Детского альбома». Посещение ДМШ им. Глинки – темы концертов: «Сказочные герои в музыке», «Детский альбом» П.И. Чайковского.  Цикл  занятий по ИЗО  на тему:  «О ком рассказывает музыка».                                                  

Чтение либретто  спектакля «День ангела»  на музыку П.И. Чайковского,  из которого  дети  узнали,  как  складывался день  ребёнка  в  далёком  ХIХ  веке, что  представляла собой семья,  как  проводились  детские  праздники, какие подарки  преподносились сверстникам (альбомы, рисунки,  любимые  книги, цветы, игрушки, сделанные  своими  руками).  Ценилось то,  во  что  вкладывалась частичка  души  дарителя.  Эти маленькие пустячки  люди  хранили  всю  свою  жизнь.  Альбомы  со  стихами  и  рисунками, передавались  из  поколения  в  поколение.

  Дети узнали о правилах этикета того времени. Многих удивил тот факт,  что мальчики, достигшие  пятилетнего возраста, не  садились  во время бала, а стояли за стульями  своих барышень: ведь они уже с этого юного возраста начинали приобщаться к взрослой мужской жизни.

Для эффективности  и  результативности проекта были  привлечены  родители  воспитанников.  Взрослые совместно с детьми рисовали  иллюстрации  к  музыкальным пьесам  Чайковского.  Результатом их совместного творчества  стала выставка работ «Музыка в рисунках». Также была оказана  помощь в создании  альбом  иллюстраций  

  Заключительный этап:  выставка  рисунков детей  «Музыка звучит в рисунках»;  подборка  стихов  и иллюстраций  к «Детскому альбому»; создание альбома  с иллюстрациями  к музыкальным пьесам П.И. Чайковского.  Музыкальная гостиная   «Ожившие картинки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы «Волшебные краски осени»

Музыкальная  гостиная для детей подготовительной группы «Волшебные краски осени» - конспект занятия и презентация...

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ И 1 КЛАССА «ЗОЛОТАЯ ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ»

Музыкальная гостиная "Золотая волшебница осень". В  этотой разработке описан опыт работы с детьми подготовительной группы. Используется много песен об осени,стихи русских поэтов,классическа...

Музыкально – художественная гостиная для детей подготовительной группы «Это русская сторонка, это Родина моя»

В мероприятии используются картины русских художников, стихи русских писателей, музыка известных композиторов, слайды с природой родного края....

Методическое объединение «Пушкинский бал» (музыкальная гостиная для детей подготовительной группы)

Создание у детей радостного настроения, положительного эмоционального отклика....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

День музыки в детском саду. Музыкальная викторина для детей подготовительной группы

Сценарий  музыкальной викторины для детей подготовительной группы составлен так, что  не требует длительной подготовки ни от детей, ни от взрослых. Праздник проходит легко  и весело, в ...

Музыкальный киоск Музыкальная гостиная для детей подготовительной к школе группы и их родителей

Музыкальный киоскМузыкальная гостиная для детей подготовительнойк школе группы и их родителей...