"Москва - столица нашей Родины"
материал (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительных групп ДОО
«Москва – столица нашей Родины!»
Цель:
- развить познавательный интерес к изучению родного края;
- познакомить поближе детей с достопримечательностями родного города;
- воспитывать любовь и гордость к Родине;
- путешествовать по родному городу;
- способствовать сплочению коллектива;
- создать хорошее настроение;
Ход досуга:
Дети входят в зал и садятся на стулья.
Ведущий: Здравствуйте , ребята! А вы знаете, для чего мы сегодня тут собрались в нашем красивом зале. Мы сегодня вместе с вами будем отмечать «День рождение» нашей родины. А родина у нас одна – это Москва.
Ребенок:1
«Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в лесу смородина,
Толстый тополь у ворот.
Ребенок:2
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
Ребенок:3
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Дети исполняют песню о Родине:
«У моей России длинные косички»
Ведущий: «У каждого из вас есть дом, город, село, улица, школа – это всё наша Родина. Но есть в нашей стране город, который каждый может назвать своим домом. Столица нашей Родины – город Москва. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде стремятся в этот город люди. Гости столицы хотят побывать в театрах, побродить по площадям, проспектам, полюбоваться достопримечательностями нашего города. Ребята, а вы знаете о том, что вы родились и живёте в самом сердце России- в городе Москве. ( Слайд о Москве)
Стихотворение «Москва-Россия»
(Н.Асеев)
Два слова: Москва и Россия, -
Два зова: Россия - Москва, -
Кого на земле ни спроси я,
Всем ведомы эти слова!…
Россия с Москвы начиналась,
Как клёкот лебяжий – с птенца
Москвой от врагов защищалась,
Москвой красовалась с лица…
Да мало ль она выносила
Набегов и бед без конца!
Но крепла упрямая сила
Московского люда-творца.
Страдала, горела, пустела –
На окрик не встретишь ответ –
И снова сверкала, блестела,
Всё злобное забыв напослед.
Стекался народ под крыло ей,
Вставал на большие труды,
И снова - строенья жилые,
И снова – торговли ряды.
Мы можем и силой тягаться,
Чужого не ищем добра, -
Своё бы осилить богатство,
Своё бы поднять на-гора!
Ведущая: В каждой семье, у каждого человека, кроме государственных общенародных праздников, существуют свои семейные и личные праздники. Один из таких праздников – День рождения. День рождения может быть как у человека, так и любого другого живого существа. День рождения также может быть у книги, у игрушки, у дома и даже у целого города. Городам, как и людям, также дают имена, горожане отмечают дни их рождения.
Ребята, Москва – город очень древний, старый. Каждый год, в начале сентября Москва отмечает День города. В этом году Москве исполняется 873года. Было это много-много лет назад. Давайте послушаем, как это было:
(на экране слайды соотв. Стихотворению).
Стихотворение А. Барто «Песня, которую пели на соборе»
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Река светилась пламенем,
Пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный
Из пламени вставал.
Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Серебряные горны
Москве поют привет,
Площади просторные,
Звезд кремлевских свет...
Славься, наша Родина,
Российская земля!
Здесь все пути народные
Собрались у Кремля.
Ведущий: Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы. (слайд на экране).
Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль.
(слайд на экране).
Ребенок:
Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,
Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!
Ведущий: Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям. Около Москвы – реки шумели дремучие леса. Около лесов селились люди , потому что там, можно было найти еду. В лесу много дичи, грибов, ягод.
Подвижная игра: «Гриб – дерево – ягодка»
(Дети бегают в рассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит «Гриб» - дети приседают. «Дерево» - замирают, подняв руки вверх. «Ягодка» - встают на колени и поднимают в замок сцепленные в замок руки вверх.)
Московский Кремль – древнейшая часть столицы. Он расположен на левом берегу Москвы-реки. Стены Кремля сложены из красного кирпича, верх стен украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста (слайд).
Вдоль стен Кремля расположено 20 башен.
Дети:
Ребенок:
Ну-ка, снимем шапки, братцы,
И поклонимся кремлю.
Это он помог собраться
Городам в одну семью.
Ребенок:
Это он нам всем на славу
Создал русскую державу,
И стоит она века
Нерушима и крепка.
Ребенок:
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат
Град старинный, град сердечный
Коренной России град.
Ребенок:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Ребенок:
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.
Конкурс – соревнование: «Башни Москвы»
(в этом конкурсе участники пытаются построить высотные башни из конструктора крупных форм «Лего» насколько это возможно «выше, шире, красивее, …..»)
Ведущий: Москва – это Красная площадь (слайд). Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России. Которое любит тебя.
Дети:
Ребенок:
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.
Ребенок:
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
Ребенок:
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный.
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Ребенок:
Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Софии, Парижа, Алжира.
Давай же сегодня пройдемся с тобой
По стартовой площади мира!
Физминутка. (Дети маршируют со словами:)
Мы учили песенку, а в песенке слова:
«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)
Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)
Ведущий: Эта площадь называется Красной потому, что была она всегда самой красивой, большой и главной в жизни Москвы. В древнерусском языке слово «красный» употреблялось, когда говорили о чем-то красивом, лучшем. С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню. По часам Спасской башни - курантам - вся страна сверяет время (слайд Спасская башня с курантами, звук курантов).
Ребенок:
Есть на свете город всем нам дорогой,
Башнями резными встал он над рекой,
А на башнях звёзды светят в синеве
Бой часов кремлёвских слышен всей земле!
Ведущий: С другой стороны возвышается Покровский собор (или Храм Василия Блаженного). (Слайд)
Ребенок:
Дворец великолепный и надменный
Творенье рукокрылых мастеров
Стоял собор безмолвный и блаженный
Набросив златотканый свой покров…
Стоял он величаво, гордо, пышно
Неодолимо в сказку он манил-
И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…
Как колокольчик в сердце зазвонил.
(А. Карпенко)
Ведущий: Напротив собора находится Исторический музей (слайд )
Ребенок:
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества создание
В картинах, письменных стихах.
Ведущий: А, теперь предлагаю вам отгадать:
«Какой Москва была и какой стала».
1. Раньше избы, терема – А теперь? … (высотные дома)
2. Раньше лошади возили – А теперь? (автомобили)
3. Ярмарки нас собирали, скоморохи развлекали – а теперь? (выставки, музеи, театра, кинотеатры, зоопарки, аквапарки)
Ведущий:
В память о тех, кто отстоял Родину в годы Великой Отечественной
Войны зажжён вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата (слайд)
На мраморной плите золотыми буквами написано:
«Ни кто не забыт, ни что не забыто». У «Вечного огня» стоит тишина,
люди приносят сюда живые цветы и летом и зимой.
Ребенок:
Ярко звёзды горят и в Кремлёвском саду,
Неизвестный солдат спит у всех на виду.
Над гранитной плитой вечный свет не гасим,
Вся страна сиротой наклонилась над ним.
Он не сдал автомат и пилотку свою,
Неизвестный солдат пал в жестоком бою.
.
Ведущий: За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку
Большой Кремлевский дворец (слайд).
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
- Кто является главой нашего государства? (президент).
- Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (наглядное пособие).
Ведущий: У нашего города есть свой гимн – это торжественная песня. И сейчас дети ее исполнят.
Песня гимн Москвы – «Моя Москва».»
Ведущий: Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь».
Царь-колокол! (слайд). Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины.
Царь-пушка всем пушкам пушка! (слайд). Отлил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов.
Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России.
Игра: «Собери пару»?????
Ведущий: Москва, также имеет свой герб и флаг.
- Кто знает, что изображено на гербе, какие символы?! (слайд герб Москвы).
Ведущий: На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец, который поражает копьем врага.
- А кто знает, какого цвета флаг Москвы? ! (слайд флаг Москвы).
Ведущий: ребята, обратите внимание: на флаге и гербе изображены одинаковые символы.
Ребенок:
Люблю я, Москва, когда зимнею сказкой
Сияет твой звёздный рубиновый свет,
А с площади Красной - Куранты на Спасской
Шлют людям Земли
Московский привет! ! (слайд Москва зимняя)
Ребенок:
Люблю я Москва, когда ясной весною
Запахнут душистой сиренью ветра
Как хочется слиться с тобою столица
И петь тебе песни
Всю ночь до утра! (слайд весенней Москвы)
Ребенок:
Люблю я Москва твою раннюю осень,
В червонных уборах бульвары твои
Над кронами сосен - сентябрьская осень
А в сердце, как в мае поют соловьи! (слайд Москва осеняя)
Песня О.Газманова «Москва – звенят колокола!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-210637-1569750322.jpg)
Беседа по патриотическому воспитанию "Москва- столица нашей Родины".
Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Беседа на тему:"Москва-столица нашей Родины".Суть патриотического воспитания:В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патри...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-310090-1544557625.jpg)
Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)» Тема: «Москва – столица нашей Родины»
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Цели занятия: 1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.2. Формировать у детей представления об истории возникновения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1185311-1573129796.jpg)
КОНСПЕКТ НОД. " МОЯ РОДИНА - РОССИЯ. МОСКВА - СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ"
КОНСПЕКТ НОД ПО НРАВСТВЕННОМУ - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. "МОЯ РОДИНА- РОССИЯ. МОСКВА - СТОЛИЦА ННАШЕЙ РОДИНЫ"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/05/picture-1114309-1688569239.jpg)
Мультимедийная разработка "Москва" к занятию "Москва-столица нашей Родины"
предназначена для расширения и углубления знаний детей старшего возраста о городе Москве...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/11/picture-433390-1647002983.jpg)
Беседа «Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы».
Цели: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-807108-1484815656.jpg)
Конспект НОД в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».
Конспект НОД в старшей группе«Москва – столица нашей Родины, сердце России,Герб Москвы»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-1429839-1666528441.jpg)
Конспект в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».
Расширить представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом Росс...