"День космонавтики"
методическая разработка (подготовительная группа)

Леонгардт Наталья Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области.

 

 

 

Конспект праздника ко Дню космонавтики для детей старшего возраста «Луненок и ведерко ярких звезд»

 

 

Воспитатель: Леонгардт Наталья Сергеевна

 

 

 

 

 

 

2021

«Луненок и ведерко ярких звезд»

«12 апреля 2021 года исполняется 60 лет со дня первого полета Юрия Гагарина в космос».

Цель: Формировать у детей представление о космосе.

Задачи:

•        сформировать и расширить представления детей о космическом пространстве,  метеоритах.

•        обогатить словарный запас (метеорный поток, зведопад  Персеид, метиоритный дождь, метеорит

•        развивать познавательную активность, инициативность дошкольников;

•        создать        праздничную        атмосферу.
 

Действующие      лица:
Взрослые: Матушка    Лунушка,    Луненок-месяц.
Дети: « Звездочка», Мышка, Папа-мышка Лунетяне, Месяц, Луна, Земля, Солнце.

Предварительная работа:

  • выучить стихи по теме сценария;
  • провести тематические беседы, разъяснить основные понятия;
  • провести репетиции с основными героями мероприятия;
  • подготовить оборудование для видео презентацию мероприятия.

 

Оборудование: проектор, экран, ноутбук; презентация по теме праздника;  костюм матушки Лунушки; костюм Луненка..

 

 

 

Матушка Лунушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут матушка Лунушка. Я приглашаю вас в путешествие в космическую сказку. Пришла я к вам с приветом от настоящей Луны! Вы с ней хорошо знакомы, ведь Луна – спутник Земли, который постоянно вращается вокруг нее. Почти каждую ясную ночь вы можете видеть Луну на небе – она светится и не дает ночи стать совсем черной. Особенно светло бывает в полнолуние, когда Луна на небе самая большая и выглядит с Земли ярким кругом. Хотя на самом деле Луна не круг, а шар: по форме как футбольный мяч. Вы уже знаете, что и Земля – тоже шар.

(на экране демонстрируется слайд с изображением Луны, Земли и Солнца) (слайд 2)

Матушка Лунушка: Луна проходит четыре разные фазы, поэтому этот большой яркий круг появляется на небе не в любую ночь. Это бывает потому, что тень от Земли падает на Луну неодинаково – она постепенно увеличивается, ведь Солнце, Земля и Луна движутся в космосе и меняют положение относительно друг друга. Когда Луна рождается, она выглядит как тоненький серп. Каждый лунный цикл серп увеличивается, растет – от маленького серпа до большого круга. Скажу вам, ребята, по секрету, в нашей сказке я принимаю маленький месяц за своего сыночка и называю его Луненком – сыном Луны! А вот и он!

(появляется Луненок)

Луненок: Привет, ребята! Я родился только вчера и поэтому такой тонкий!

Матушка Лунушка: Я вам сейчас расскажу про Луненка стихотворение, оно так и называется – «Луненок».

 

Из космических пеленок

Выплыл щупленький Луненок,

Заспешил по небесам.

Покачнувшись с боку на бок,

Босиком, без звездных тапок,

Новый кроха уродился

В колыбели из лучей!

Пусть растет и куролесит

Серебристый юный месяц,

Властелин земных ночей!

(Луненок в это время красуется перед детьми)

Луненок: Мои юные друзья, а вы видели когда-нибудь в небе звездный дождь? Особенно ярким и обильным он бывает в августе! Знаете, почему? (Дети отвечают.)  Потому что в космосе, есть такой метеорный поток, который называется как звездопад Персеиды, который считается касательно нашей планеты Земли, самым сильным. Ну а проходит наша планета через него, именно в августе месяце, поэтому и метеорные дожди, именно в этот месяц, заметны сильнее всего.

Итак, звездным или метеорным дождем называют метеорный поток. Метеор по-гречески – «небесный», падающая звезда – явление, которое возникает при сгорании в атмосфере Земли осколков комет или астероидов. Вы знаете, чем отличаются метеоры от метеоритов? Метеор – это светящийся след метеорита. Как если бы человек шел по песку и там остался след его стопы.

(на экране демонстрируется слайд с изображениями метеора и метеорита) (слайд 3)

Матушка Лунушка: Запомните, ребята, метеориты – это небесные тела, которые падают на поверхность другого крупного небесного тела, например нашей планеты. Когда они падают, от них остается светящийся след – метеор. Метеорит входит в атмосферу Земли на огромной скорости – 72 км/с. Это в тысячи раз больше скорости автомобиля и в сотни раз больше скорости самолета! При такой скорости из большого метеорита до земной поверхности обычно долетает всего несколько килограммов или даже граммов вещества, остальное сгорает! Вот при сгорании этих осколков и виден метеорный поток. Поэты называют его «звездный дождь»!

(слайд 4)

Матушка Лунушка: А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Закроем глаза и представим звездное небо с падающими звездами. Когда видишь падающую звезду, можно загадать желание и оно обязательно сбудется, загадайте желание.

Матушка Лунушка: Ребята, а вы знаете как ласково можно назвать звезду – звездочка. Если на небе много звезд – какое оно – звездное. А вы знаете, как называется человек считающий звезды – звездочет. Назовите пожалуйста космический корабль, летящий к звездам?- звездолет. Как называется явление. когда звезды «падают» с неба – звездопад. А как можно назвать  скопление звезд на небе – созвездие. Молодцы ребята, все верно.

Луненок: Ребята, хотите услышать одну занимательную историю, как однажды одна маленькая мышка тоже увидела звездопад и пыталась поймать звездочки в пруду? Смотрите, что из этого получилось!

(дети в костюмах Звездочек, Мышки и Папы-мышки инсценируют стихотворение «Как мышка звезды ловила»)

Как мышка звезды ловила

Наступает теплый вечер,

Темнотой укутан пруд.

Отражаясь, словно свечи,

Звезды тихие плывут.

«Ох, в пруду сегодня звездно! –

Мышка вытянулась в рост. –

Наловлю, пока не поздно,

Я ведерко ярких звезд.

Их развесим по каморке,

Мы же мыши, не кроты,

И в своей глубокой норке

Мы боимся темноты.

Нам не нужен в норке ужас,

Пусть смеется детвора!» –

И Норушка, поднатужась,

Зачерпнула два ведра.

Мышка в норку прибежала,

Только звезд в помине нет.

«Я, наверно, расплескала

Этот тихий добрый свет!»

И заметил Папа-мышка:

«Эх, растяпа молодежь!

Нужно брать ведерко с крышкой,

Коль за звездами идешь!»

Матушка Лунушка: Ребята, послушайте стихотворение автора В. Степанова

В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.

(слайд 5, 6)

Матушка Лунушка: Ребята, о ком это стихотворение? (о космонавте). А вы знаете кто первый полетел в космос? (дети отвечают) Когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь мир следил за его полетом, все волновались, удастся ли ему вернуться на землю. И когда он приземлился, люди выходили на улицы и устраивали праздник. С тех пор 12 апреля считается Днем космонавтики. В этом году исполняется 60 лет первому полету человека в космос.

(ребенок читает стихотворение про Ю.Гагарина

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Матушка Лунушка: Ребята, а давайте сейчас с вами сделаем Физминутку «Космонавт»

(слайд 7)

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс. (Кружатся)
Звезды в гости ждите нас.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост – (руки назад, в стороны)
И поднимется до звезд. (тянемся вверх)

Матушка Лунушка: Ребята, когда вы вырастете, хотите побывать в космосе? (Дети отвечают.)

Луненок: Без специальных знаний в космос нельзя. У меня для вас есть космические загадки.

Космические загадки

1. В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый:

Знаю, то не круг, а шар

Сильно раскаленный.

( Солнце.)

2. Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу – серпом. (Луна.)

3. Ночью посмотри в оконце –

Очень-очень высоко

Зажигаемся, как Солнце,

Только очень далеко.

(Звезды.)

4.Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

5. Раскинут ковер, рассыпался горох,

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. (Звездное небо)

6. Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Луноход)

7. Чудо-птица-алый хвост

 Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

8. Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный… (телескоп)

9. У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут. (месяц)
10. Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночки

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты.)

11. Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый.

(Космонавт, астронавт.)

12. Я огромное пространство,

Больше Солнца и Земли.

И в меня для дальних странствий

Запускают корабли.

Пролети хоть сотни лет –

Мне конца и края нет.

(Космос, Вселенная.)

13. Нет в ракете сковородки,

И кастрюльки тоже нет.

Тут и каши, и селедки,

И борщи, и винегрет

Расфасованы как крем!

Космонавтом буду –

Из чего же я поем

Вовсе без посуды?

( Из тюбиков.)

 

(показ слайда 8.9)

Матушка Лунушка: Ребята, а вы знаете как питаются космонавты?

Еда  космонавтов должна быть удобной для употребления, высококалорийной  и, безусловно, вкусной. Но при этом стоит учитывать, что еда не должна иметь большие вес и объём. Поэтому продукты обрабатывают специальным образом.

Рацион современного человека в космосе довольно разнообразен. Это и различные мясные блюда, например, мясо с черносливом, жаркое с овощами или крупами, котлеты и бифштексы, мясо птицы под соусом. Не оставляют звездолетчиков и без наваристого первого блюда. Кстати, вегетарианство тут не в чести, поскольку любой суп в рационе должен быть приготовлен исключительно на мясном бульоне — так значительно повышается питательность готового блюда. Разнообразие в меню вносят различные овощи и фрукты, хлеб, сыр. Кроме того, космонавты имеют возможность употреблять соки и лакомиться десертами: специально для них учёные разрабатывают рецепты печенья, шоколада и пирожных. А особо желанным блюдом, считается творог с орехами, рецептура приготовления которого разработана российскими учеными.

(слайд 10)

Матушка Лунушка: Ребята, все видели мультфильм Ну погоди, где волк собирался в космос и питался из тюбиков.

(слайд 11, 12)

Матушка Лунушка: Ребята, а вы знаете  что такое луноход? Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноходом.

Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни.

Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют радиоуправляемыми машинками.

 

Сверху у Лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на Луноходе.

 

(слайд 13)

 

Матушка Лунушка: Ребята, а вы знаете кто первого отправился в космос?

Это собака Лайка, собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли. Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около трёх лет.

Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта через 5—7 часов после старта от перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт на орбите около недели.

(слайд 14,15)

Белка и Стрелка – собаки-космонавты, которые побывали в космосе. 19 августа 1960 года они совершили полет в космос на корабле «Спутник-5». Длительность этого полета составила более 25 часов. За это время корабль 17 раз обошел вокруг Земли и преодолел расстояние 700 тысяч километров. Белка и Стрелка – первые животные, которые совершили полет в космос и благополучно вернулись на Землю.

 

Матушка Лунушка: Ребята вам понравилось наше путишествие в космос7

Метириты – это небесные тела, которые падают на поверхность другого крупного небесного тела,

Звездочет – человек, который считает звезды.

Звездолет – космический корабль, летящий к звездам.

Звездопад – когда звезды падают с неба.

Созвездие – скопление звезд на небе.

Ю.Гагарин – первый космонавт.

Как звали собак отправившись первыми в космос? – Белка и Стрелка

 

(слайд 16)

 

Луненок: Ребята, а вам не кажется, что Солнце и Луна похожи на блины? Смотрите сами.

(дети в костюмах Месяца, Луны, Земли, Солнца читают стихотворение «Блинное затмение».

Блинное затмение

Посмотри-ка, за окном

Светят звезды синие

И Луна висит блином –

Это полноблиние.

Вдруг явилась Тень Земли,

С целый дом, не менее.

И увидеть мы смогли

Блинное затмение.

С этой Тенью не шути –

Темная, лукавая.

Сливки с Млечного Пути

В блин взяла приправою.      

Прогулялась, не спеша,

Перекрыла небушко.

Звезды с Малого Ковша

Съела вместо хлебушка.

Но открылся серп, гляди,

Робкой светлой линией.

Тень Земная, уходи!

Будет новоблиние!

Луненок: Надеюсь, вы поняли, что будет не новоблиние, а новолуние! В новолуние Луна на небе совсем не видна – она закрыта тенью Земли. Но скоро появляется тоненький растущий месяц – это я, Луненок! Я буду приходить к вам раз в четыре недели – на целую неделю. И сейчас мы не прощаемся, я просто говорю вам космическое «до свидания»! А вам пора обратно – на Землю.

(звучит «Гимн космонавтов» (муз. О. Фельцмана и сл. В. Войновича), матушка Лунушка и Луненок прощаются с детьми).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_den_kosmonavtiki_podg.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Лунёнок и ведёрко ярких звёзд»

Слайд 2

Луна ,Земля и Солнце

Слайд 3

Метеор и метеорит

Слайд 4

Падающие звёзды

Слайд 13

Солнце,луна,Земля и месяц

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12 апреля День космонавтики План мероприятий к празднику День космонавтики

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 6»г. Энгельса Саратовской области413100, Саратовская область, г. Энгельс, улица Волоха, д. 20, тел.: 56-66-86...

НОД в средней группе «День Космонавтики» «День Космонавтики в детском саду»

Цели: Познакомить детей с историей возникновения праздника день космонавтики.Задачи:1.     Учить детей отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, ...

Спортивная игра соревнование в подготовительной группе ко Дню космонавтики .Сценарий развлечения на День космонавтики в ДОУ.

Спортивная игра соревнование в подготовительной группе ко Дню космонавтикиСценарий развлечения на День космонавтики в ДОУ                      ...

Сценарий праздника "День космонавтики" в детском саду в подготовительной к школе группе и презентация "День Космонавтики"

Сценарий праздника "День космонавтики" будет полезен в работе с подготовительными группами детского сада. Основная цель воспитать чувство гордости за страну, и первого в мире космонавта Ю. Гагарина по...

Сценарий тематического физкультурного занятия ко дню космонавтики для детей 2 младшей группы "День Космонавтики"

Задачи:1. Расширить представление детей о Дне космонавтики.2. Формировать навыки здорового образа жизни.3. Развивать физические качества детей: силу, выносливость, быстроту, смелость, ловкость, сноров...

Сценарий утренника посвященного Дню Космонавтики «День Космонавтики с инопланетянами»

Сценарий утренника для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий Дня космонавтики в старшей группе ДОУ. Тема: «12 апреля- Всемирный День космонавтики».

Этот материал расширяет представления детей о космических полётах; знакомит с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики . Воспитывает гордость за нашу Родину, за...