«Встреча весны. Жаворонки прилетели».
методическая разработка (подготовительная группа)

Янгулова Нина Андреевна

Занятие – развлечение для детей подготовительной группы ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие – развлечение для детей подготовительной группы ЗПР

        «Встреча весны. Жаворонки прилетели».        

Цель: Познакомить детей с народными традициями праздника "Встреча жаворонков», используя различные виды деятельности дошкольников.

Задачи: Расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа;

Развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;

Закреплять знания детей о перелетных птицах; создать атмосферу русского гостеприимства за столом в группе.

Материал и оборудование:

Костюм весны, для детей костюмы, колонка, компьютер, стулья и столы, колокольчики  - (2 шт.), картинки с птицами, образец работы с тестом, солёное тесто, выпечка, фартуки, шапочки, одноразовые ножи или вилки, поднос, скатерть, салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Ведущая 1: «Ожила вокруг природа,
                    Пробудившись ото сна,
                    С голубого небосвода
                    В гости к нам спешит весна».

Звучит музыка про весну и дети заходят в кабинет и становятся в круг, повторяют за воспитателем движения.

(Затем, после, становятся в полукруг и приветствуют гостей).

Ведущая 2: Здравствуйте, гости, девочки и мальчики! Сегодня мы собрались на наше маленькое мероприятие, посвящённое празднику «Встреча весны и прилёт птиц». Издавна на Руси в день весеннего равноденствия – 22 марта отмечали веселый праздник - Жаворонки. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.

Дети рассказывают стихи.

1 ребёнок (Данил): «Весна, весна идёт, весна,

                                  Тепло и свет несёт она».

2 ребёнок (Артём): «Солнце ласково смеется,

                                    Светит ярче, горячей».

3 ребёнок (Богдан): «И с пригорка звонко льётся

                                    Разговорчивый и маленький ручей».

4 ребёнок (Тимофей): «Песенки весенние

                                       Со всех сторон слышны.

                                       Они легки и веселы,

                                       Как ветерок нежны».

Воспитатель: «Если солнце зарумянит

                              Наши щёчки докрасна,

                              Нам ещё приятней станет,

                              Значит, к нам пришла весна».

- Ребята, о каком же времени года идёт речь? (О весне).

- Правильно! Молодцы!

- А как мы понимаем, что к нам пришла весна? (Ответы детей).

- А давайте вспомним, какие месяца весенние мы знаем?

Воспитатель: 1. Идёт матушка – весна – отворяй ворота.

2. Первым март пришёл – белый снег сошёл.

3. А за ним апрель – отворил окно и дверь.

4. А как пришёл май – солнце в дом приглашай.

Ребята, давайте поиграем в одну игру, которая называется «Золотые ворота». Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Игра: «Золотые ворота».

Одна пара игроков, встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

«Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

(Садятся на стулья).

Воспитатель: Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»?

Дети: «Пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды.

Воспитатель: А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?

Дети: Перелетные птицы.

Звучит пение птиц.

Воспитатель:  Ребята, а что это? Кто это так красиво поёт? (Это птицы поют).

- Сегодня мы с вами познакомимся с перелетными птицами.

Воспитатель: Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать. Показываю картинки птиц.

Загадки: 1) Раньше всех из птиц встаёт,

                    Солнцу песенку поёт,

                    Всё живое поднимает,

                    Как ту птичку называют? (Жаворонок).

2) По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных … (Грач).

3) Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка – … (Ласточка).

4) В чужие гнёзда эта птица,

Подбросить яйца мастерица.

Ку-ку кричит подружка…

А как зовут? … (Кукушка).

5) Домик я ему построил,
Важный я урок усвоил.
Вот пришел зиме конец,
Прилетел домой…(Скворец).

Воспитатель: Ребята, 22 марта по народному календарю - день жаворонка. По поверьям в этот день прилетают 40 птиц и среди них - жаворонок, и приносят на своих крыльях весну. В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков. Вставайте в хоровод

Дети ГОВОРЯТ ЗАКЛИЧКУ:

Уж, вы, пташечки - жавороночки!

Прилетите к нам.

Весну красную

Принесите нам!

Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел,
колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет,
будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик у ног двоих детей. Все открывают глаза, нашедшие оббегают круг, кто из них прибежит первым, звонит в колокольчик, становится ведущим в игре. Повторяется игра 2-3 раза.

Воспитатель: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - жаворонков, которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. Вот и мы с вами сейчас, ребята, будем лепить жаворонков из солёного теста. Давайте с вами пройдем к нашим столам.

- Оденем все фартуки и шапочки.

На доске по очереди вывешиваю показ, как правильно по образцу делать птичек.

Работа с тестом:

  1. Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.
  2. Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.
  3. Теперь делаем глазки. Берём изюм – это будут глазки и вдавливаем в тесто.
  4. Вот такая птичка у нас получилась, теперь можно их положить на подоконник, чтобы они высохли, потом мы с вами их раскрасим.

Ну, вот ребята, какие вы молодцы!

Воспитатель 1:
Мы весну, ребята, встретили,
Танцевали и играли.
Вам  было весело? Понравилось? Молодцы!

А вы знаете, есть такая примета:
Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Воспитатель: Спасибо вам ребята.  А сейчас примите угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Они очень вкусные, во время ужина, вы их с чаем попробуете. А сейчас давайте сфотографируемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-развлечение «Встреча весны. Жаворонки»

Образовательная область: «Познание» Интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, здоровье....

Родительского собрания на тему: «Традиции встречи весны. Жаворонки»

Познакомить  родителей и детей  с традицией  русского народа  празднования встречи весны, заклички, жаворонки....

Проект "Жаворонки прилетели,принесли весну- красну"

Организуя проект «Жаворонки прилетели, принесли весну – красну!», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника...

Развлечение по познавательному развитию в подготовительной группе "Встреча весны. Жаворонки"

Развлечение по познавательному развитию в подготовительной группе "Встреча весны. Жаворонки"...

"Праздник встречи весны. Жаворонки"

Аннотация: работа с разнообразным материалом всегда вызывает у детей большой интерес, развивает креативное мышление, познавательные и конструктивно-творческие способности детей.Изобразительная деятель...

Встреча Весны."Жаворонки".

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник "Жаворонки". Весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. Считалось, что именно в это время прилетают из теплы...

Проект "Встреча весны. Жаворонки"

С раннего возраста необходимо детей знакомить с народными традициями и обычаями. Дети знакомятся с народным праздником "Жаворонки".  В процессе реализации проекта используется лепка из ...