Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста "Осенины-осени именины"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Елена Ивановна Розова

Осенний утренник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_oseniny-_oseni_imeniny.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                «Детский сад «Снежинка»

Сценарий праздника

«Осенины – Осени именины

фольклорный праздник

(старшая и подготовительная группа)

                                Подготовил: музыкальный руководитель

                                                Розова Е. И.

г. Гагарин

2021г.

Звучит русская народная мелодия . Дети старшей и подготовительной гр. входят в зал. Их встречают две хозяйки ( взрослые в народных костюмах.)

Дети под .гр.№5 заходят в зал, исполняют закличку « Осень, осень в гости просим!»

Входит Осень (взрослый )

Осень. Мир вам, гости дорогие, веселья вам да радости!

Пришла я к вам с богатым урожаем, с осенними праздниками.

Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его называли «хмурень» «листопада –день» В сентябре и лист на дереве не держится: холоден сентябрь, да сыт.

1-я хозяйка. В сентябре праздновали Осенины –встречу осени. Прославляли труд жнецов, богатый урожай, благодарили Осень за доброту и щедрость, за её дары, которые кормят людей всю зиму.

Дети под. гр. №5 обращаютя к Осени.

1. Нынче Осенины – Осени именины, нашу Осень прославляем, от души  всех поздравляем!

2.Весна красна цветами, а Осень –снопами.

3. Осень, осень сноп последний вносим!

Из яровой ярички,  из озимой пшенички!

С толокой , с обмолокой, с золотым венцом!

До новой Весны, до нового лета, до нового хдеба!

( Осень вместе с детьми выносит последний сноп на середину зала.)

2-я хозяйка. Вот и последний, самый главный сноп готов! Его наряжали, прославляли, вносили в дом ставили в красный угол и оставляли до следующего урожая, чтобы год был богатым. Женщины вязали снопы, а детки из соломки вязали кукол – стригушек.

(Показывает кукол.)

Осень. А теперь вокруг снопа вставайте, хоровод свой затевайте!

Дети под гр. №5 исполняют хоровод «Задоринки» ( ф -ма.)

1-я хозяйка. Самый главный подарок Осени – хлебушек. С давних времён есть обычай встречать гостей хлебом – караваем. Давайте и мы с вами испечём праздничный каравай –Богач.

Проводится игра «Кто с нами

 (Дети идут навстречу друг другу горизонтальными колоннами и поют.)

1я- колонна спрашивает; 2я- отвечает.

-Кто с нами, кто с нами жито молотити?

-Мы с вами , мы с вами жито молотити!

-Кто с нами , кто с нами ито просевати?

-Мы с вами, мы с вами жито просевати!

-Кто с нами .кто с нами тесто замесити?

-Мы с вами ,мы с вами тесто замесити!

-Кто с нами , кто с нами  пирог выпекати?

-Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!

(дети  образуют круг, берутся за руки.)

-Вот такой вышины!- (поднимают сцепленные руки вверх)

-Вот такой ширины!-( отходят назад, расширяя круг.)

1-я хозяйка.

А чтобы наш Богач был пышным да вкусным поможет нам русская печка!

Дети читают. (под.гр.№5) ,( можно по очереди.)

Ой, да печка- сударыня!

Помоги нам, барыня!

Каравай нам испеки,

В дом богатство принеси!

2-я хозяйка. А пока каравай печётся, разговор у нас ведётся.

Второй месяц Осени, октябрь. 14 октября - Покров, первое зазимье. До обеда, Осень, после обеда -Матушка Зима. После полевых работ, молодёжь собиралась на посиделки: пели, плясали, играли. А ещё на Покров ярмарки открывались:

-А вот и гости .

Звучит русская нар. м., дети «коробейники» ( под.гр.№4.),приплясывая. ходят по залу ,показывая свой товар.

Читают:

1-Ребёнок.  Пришла ярмарка с добром, с пряниками, пирогами и орехами,

С песнями, плясками  и потехами!

1-я хозяйка.  Проходи честной народ!

Рады вам на празднике!

2- Ребёнок. Приехали  к вам с игрушками, побрякушками

С песнями, частушками,

С веселыми играми!

 А ну-ка инструменты разбирайте, да песню русскую сыграйте!

(Дети под гр. №4 играют в оркестре р.н.м. «Калинка».)

2-я хозяйка. Спасибо гости за подарки, за песню весёлую.

Третий месяц Осени –Ноябрь, полузимник, зима с осенью борется. 14 ноября по народному календарю- День Кузьмы и Демьяна. В народе эти святые считались покровителями ремесел, кузнечного искусства и женского рукоделия. За свою работу они денег не брали, отчего их звали бессеребринниками. Вместо денег просили накормить их кашей. Каша- это кушанье из сваренной крупы.

( Из-за печки падает ложка.)

1-я хозяйка. Это кто там балуется?

(из-за печки снова падает ложка, слышится стук.)

Ой-ой,ой..Мы дедушку Домового забыли на праздник пригласить! Давайте его позовём.

Все вместе зовут домового.

-Уж ты, дед Домовой,

Мы хотим играть с тобой.

(Появляется Домовой.

1-я хозяйка. Здравствуй, дедушка Домовой, чего шалишь?

Домовой. Вам надобно было меня в дом позвать, каши подать- я бы не шалил!

1-я хозяйка. Ну, Кузьма Кузьмич, уважь, отведай кашки.

 Проводится игра со всеми детьми «Как у бабушки Наташи».

 Как у бабушки Наташи

Ели пшенную мы кашу (дети говорят чуть шепеляво, по-старушечьи)

Каша вкусная с дымком

Каша вкусная с дымком («рисуют дымок»указательным пальцем поочередно над правой и левой ладонью вверх)

С хлебом  (ладонь пр.руки вниз перед грудью)

С маслом  (ладонь левой руки положить поверх правой ладони)

С молоком

Взяли мы большую ложку  ( сжимают кулаки перед грудью)

Съели кашу всю до крошки  (поднимают указательные пальцы левой и правой руки ,сжав кулаки, «едят»

Вот какая каша

У бабушки Наташи. ( произносят слова шепеляво по – старушечьи.)

1-я хозяйка. Ну как каша?

Домовой. Ай, хороша!!!

1 я хозяйка. Русский народ сложил много пословиц о каше, вспомним их.

Дети старшей гр.

1ребенок. Каша- матушка наша.

2. Кашу маслом не испортишь

3.Что за обед , коли каши нет!

Домовой.

Ишь ,какие смышленые!

А я вот за печкой сижу – лапти вяжу,

Ложкой кашу доедаю,

А потом на ложечках играю.

А ну-ка получайте ложки

Поиграем вместе мы немножко.

Ребенок старшей гр.читает

Ложки , ложечки резные

Зазвенят в один момент

Не простые, расписные

Древнерусский инструмент.

Дети ст .гр. исполняют  в оркестре «Камаринскую» П. Чайковский.  (ложки, бубны, румба , трещотка.)

Домовой.

Спасибо, потешили вы меня! А ведь Кузьминки- куриные именины. хотите я вам сказочку про это расскажу Тогда слушайте.

Жил-был...(делает вид, что забыл)

Дети и хозяйки помогают…-Козёл!

Домовой. Да нет, не козёл!

Жил-был…(осёл)

Да нет, не осёл!

Жил был…(баран)

Да нет, не баран!

Жил был Степан!

Звучит музыка. Инсценирование  сказки  «Курочка Ряба» (дети старшей гр.)

Степан (ребенок) выходит.

Чтец ребенок.

Уж ты дедушка Степан

Наизнанку твой кафтан

Тебя деточки любили

За тобой гурьбой ходили,

У ж ты ходишь –семенишь,

Рукавичками звенишь.

Домовой.

А жил дед Степан с бабкой Варварой. (Появляется бабка Варвара.)

Ребенок.

 Уж ты, бабушка Варварушка,

Напеки скорей оладушек.

Твои рученьки искусные

Напекут оладьи вкусные.

(Бабушка «печет оладушки»

Ребенок.

Ой ладушки, ой ладушки

Пекла бабушка оладушки

Маслом поливала

Деткам давала.

(«угощает» детей)

Дети: Спасибо!

Домовой.

И была у деда с бабой курочка Ряба.

(Появляется курочка Ряба)

Ребенок.

Курочка- Рябушечка! Ты где была?

Курочка.

По двору гуляла

Яичко снесла

Не простое, --золотое.

Дед.

Дай ты нам яичко!

(курочка отдает)

Домовой.

Дед бил, бил! (дед бьет), не разбил!.Ох!

(Дети играют на трещотках.)

-Баба била. била; не разбила, о хо-хо!

(Дети играют на ложках)

Бежит мышка.

-Мышка в дом прибежала, хвостиком махала

Яичко покатилось, упало…

Ах…! Разбилось!

Домовой.

Дед плачет (низким голосом)  - А-а-а.

Баба плачет.  А-а-а.

А курочка их утешает.

Курочка.

Вы не плачьте, дед и баба

Принесу вам яичко новое, простое

И совсем не золотое!

Домовой.

Вот и сказочке конец ,

а кто слушал- молодец!

Осень. Спасибо тебе, Кузьма Кузьмич за сказку-

        Вот тебе бараночек вязку!

        Будешь за печкой лапти вязать

Да сушки-баранки сосать!

А вас .ребята, яблоками угощаю

Вкусными, ароматными

И очень сладкими!

Кушайте, поправляйтесь

Здоровья набирайтесь!

( Угощение в корзине-яблоки)

(Хозяйки и дети благодарят Осень )

1-я хозяйка. Наш праздник подходит к концу, и закончим мы его  осенним хороводом.

Все участники праздника встают в хоровод.

Исполняется «Осенний хоровод» ( фонограмма.)

 

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ"

Фольклорный осенний праздник для подготовительной к школе группы...

Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста "Прощание с осенью"

В сценарии утренника представлен литературный и музыкальный материал подобранный по возрасту детей....

Разработка сценария осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста: "Осени спешим на помощь "

Данная разработка будет очень интересна и полезна в организации осеннего утренника в детском саду. Интересные игры, песни, танцы не оставят безучастным ни одного ребёнка....

Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста «Осенний сундучок»

Утренник способствует закреплению и расширению у детей представлений об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр....

Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего театрализованного праздника для старших дошкольников по мотивам сказки "Мешок яблок" .Действующие лица: Осень, Заяц - взрослые. Ёжик, Лиса, Медведь, Ворона - дети.Атрибуты:...

Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста «Осенняя сказка»

Вот и Осень к нам стучитсяХмурой тучей и дождёмИ назад не возвратитсяЛето с солнечным лучом...