Шахматы
план-конспект занятия

Шабалина Ирина Петровна

Материалы по организации занятий по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Нижневартовска

детский сад №41 "Росинка"

Конспект игрового занятия непрерывно-образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательная»

 на тему:

«Путешествие в шахматное королевство».

Группы компенсирующей направленности детей старшего возраста

(от 6 лет до прекращения образовательных отношений)

 «Улыбка»

Разработала воспитатель

первой квалификационной категории

Шабалина Ирина Петровна

г. Нижневартовск, 2022

Конспект игрового занятия

«Путешествие в шахматное королевство».

Цель: закрепление первоначальных знаний детей о шахматной доске и фигурах.

Задачи:

Развивающая: развивать у дошкольников память, мышление, внимание;

Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски и листе, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур, вызвать у детей интерес к шахматам, строить монологическую речь;

Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Образовательная область: метапредметные УУД.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шахмат, шахматной доской (поля, горизонталь, вертикаль, диагональ), шахматными фигурами, чтение сказки «Мурзилка рисует шахматные фигуры» И. Г. Сухина, рисование шахматных фигур, разучивание стихотворений про шахматные фигуры, песни «Шахматная страна», просмотр серий про шахматы из мультфильма «Смешарики».

Оборудование и материалы: комплекты настольных шахмат, мешочек с шахматными фигурами для игры «Назови фигуру», разрезные картинки с изображением шахмат для игры «Собери шахматную доску» и «Собери шахматную фигуру», макет деревьев, листы и карандаши для проведения графического диктанта, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я хочу вас пригласить в путешествие в одно славное королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте. В этой волшебной стране 32 жителя и 64 поля. Наверное, вы догадались, о каком королевстве я говорю? (Шахматное королевство). Вы согласны отправиться в путешествие? Но скажу сразу, что это путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справиться только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Вы готовы? Тогда отправляемся.

2. Основная часть.

Воспитатель: Добраться до шахматного королевства не так просто. Для этого нам нужно найти шахматное поле. Вам нужно в парах собрать шахматное поле. Подходите к столу, открывайте конверты, собирайте. (Дети собирают пазлы)

Воспитатель: Давайте посмотрим, у всех ли поле получилось. Молодцы! Но впереди нас ждет новое задание.  

А кто живет на шахматном поле? Возьмите в руку зеленый конверт, в нем находятся части одной фигуры. Каждый из вас должен собрать эту фигурку и всем сказать, как она называется.  (Дети собирают пазлы фигуры, после чего по очереди ее называют)

(Я показываю мешочек). В этом мешочке лежат все шахматные фигуры, которые вы только что назвали. А теперь узнаем, сможете ли вы их определить на ощупь. (Дети по очереди ощупывают фигурку в мешке, называют ее и достают, чтобы проверить.)  

Теперь нам предстоит пройти через королевский Лес вопросов. (На макетах деревьев листья с вопросами, дети по очереди срывают листья и отвечают на вопросы).

- Родина шахмат? (Индия).

- Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).

- Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).

- Сколько полей на шахматной доске? (64).

- Сколько фигурок в шахматах? (32).

- Какую фигуру нельзя убрать с доски? (Короля).

- Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).

- Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).

- Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два).

- Кого охраняют все фигуры? (Короля)

Воспитатель: Пока мы с вами гуляем по волшебному лесу я предлагаю размять наши ручки и ножки. А в этом нам поможет Ростислав. Повторяйте все за ним (Ребенок проводит физминутку). 

Раз - подняться, подтянутся,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть – на корточки присесть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите: что вы ведете впереди? Верно, ворота королевства. Идем к ним. (1 слайд). сидят

Чтобы открыть эти ворота, нужно назвать слова-пароли.

Сделай паузу в игре,

Доскажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

У него большая роль,

А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка –

Эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь

Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –

Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!

Не индийский, хоть и … (слон)

Самый главный в войске есть,

А для вас он просто … (ферзь)

(Проводится игра «Доскажи словечко»)

Воспитатель: Вы справились и с этим заданием и теперь оказались в шахматном королевстве. (2-3 слайды).

Воспитатель:         В этой стране –

                        Король с Королевой живут без корон,

                        Ладья без вёсел, без хобота слон,

                        Конь без копыт, седла и уздечки,

                        А рядовые не человечки. (4 слайд).

И все жители ходят по королевству в определенном порядке. А вы знаете как? (5-15 слайды)

Воспитатель: Вас вышел встретить сам король! И он предлагает вам с ним потанцевать.  (16 слайд - музыкальная физминутка)

Давайте еще раз повторим имена всех фигур. (17 слайд). Но вот беда: некоторые буквы куда-то исчезли. Давайте их вернём на места. (Дети решают кроссворд).

Воспитатель: Берите свои стульчики с садитесь за столики. Перед вами лежит листочек и карандаш. Покажите правую руку, правый верхний угол листа. А теперь левую руку, левый нижний угол. Мы будем сейчас с вами рисовать по клеточкам. Давайте посмотрим, что у вас получится. (проводится графический диктант).  

 

3.Заключительная часть (Рефлексия)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству. Предлагаю вам выбрать смайлик, который выражает ваше настроение на занятии. (Дети выбирают смайлики и некоторые их них объясняют почему).  

В память о нашем путешествии Шахматный король передает вам подарок: раскраску. Вы можете дома вместе с родителями поразукрашивать. Но не забудьте рассказать им, что вы узнали о шахматном королевстве.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...