"Широкая масленица"
методическая разработка (старшая группа)

Быстрановская Валентина Михайловна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx423.48 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

1.Актуальность проекта:

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к народным  традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов происходит не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, семьи воспитанников.

Сроки реализации проекта: с 25 по 28 февраля 2018 г.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

2.Цель проекта:Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

3.Задачи проекта:

Обучающие

• Расширять представления детей о русском народном празднике «Масленица»;

• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Развивающие

Развивать коммуникативные способности;

• Развивать память, мышление, внимание;

• Развивать интерес к русским народным традициям;

• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Воспитательные

• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

• Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4.Формы реализации проекта:

• Беседы по теме;

• Совместная творческая деятельность;

• Создание творческих работ детей и родителей;

• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

• Чтение стихотворений, художественных произведений;

• Тематические занятия.

Ожидаемый результат:

Дети

• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

• Имеют представление о народных праздниках, играх;

• Владеют знаниями масленичной кухни;

• Интересуется изобразительной детской деятельностью;

С интересом участвует в народных играх;

• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги

• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители

• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

5. Этапы работы:

1этап: Познавательный

1. Разработка содержания проекта, составление плана работы;

 2. Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры – забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

3. Подбор материалов для продуктивной деятельности;

4.Заучивание закличек, частушек;

 2этап: Основной

1.Проведение тематических занятий;

2.Художественно-творческая деятельность.

3. Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;

4.Чтение художественных произведений по теме.

5. Прослушивание музыкальных композиций.

Тематическое планирование

 25 февраля «Заигрыш»

1)Тематическая беседа «Госпожа Масленица».

2)Логопедическое занятие «Масленица».

3) Разучивание масленичныхзакличек.

4) Музыкальное занятие «Широкая Масленица».

5) Народная игра – забава «Медведь».

 15 февраля «Лакомка»

1)Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Красна масленица пришла»

 2) Разучивание масленичныхзакличек

 3)Разучивание русской народной песни «Ой, блины, мои блины»

 4)Народная игра – забава «Карусель»

18 февраля «Разгуляй»

 1)Чтение масленичныхзакличик

 2)Логопедический досуг  «Как на масленой неделе».

 3)Занятие по конструированию «Кукла-Масленица»

4) Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»

 19 февраля «Тёщины вечера»

1)Беседа: «Что мы узнали о Масленице»

2)Исполнение русских народных песен

3) Развлечение «Прощай, Масленица!»

4) Лепка по теме: «Солнышко-символ масленицы»

5)Подведение итогов конкурса поделок«Широкая масленица»

Организованная образовательная деятельность

(различные виды деятельности)

Коммуникативная.

Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице?»

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек.

Познавательно – исследовательская.

Занятие по приобщению к социокультурным ценностям «Красна масленица пришла»; отгадывание загадок о весне и зиме;

Изобразительная.

Лепка по теме: «Солнышко-символ масленицы»

 «Рисунки на снегу»;

Конструктивная.

Занятие по конструированию «Кукла-Масленица»

Музыкальная.

Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица –блиноеда», масленичных частушек; исполнение русских народных песен.

Музыкально – игровое творчество: хороводные игры «Заинька, попляши», «Едет Масленица».

Игровая.

Народные игры – забавы.

3 этап: Заключительный

1.Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;

2.Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;

3. Приготовление блинов для чаепития;

4.Развлечение «Прощай, Масленица»!»

6. Заключение

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Дети более подробно познакомились с традиции родной страны с музыкальным материалом по данной теме.  Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость музыкально-ритмические движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, я увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

7.Литература:

1.Науменко Г.М. «Русские народные детские песни и сказки с напевами.-М.: «Центр Полиграф» -2001г.

2.Интернет -помощник : международный образовательный портал Maam.

3.Паникеев И. Масленица. Издательство-М.2007г-350стр.

Муниципальное дошкольное образовательное        автономное учреждение «Детский сад  № 90»

ПРОЕКТ

«Широкая Масленица».

C:\Users\Юрий\Desktop\масленица\WP_20180215_08_46_36_Pro.jpg

Группа компенсирующей направленности 5-6 лет

Проект подготовила и реализовала:

.

Быстрановская В.М.

г. Оренбург, 2019

Заклички, пословицы, поговорки, шутки, загадки о Масленице

Дорогая наша Масленица,

АвдотьюшкаИзотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые головастые,

Портянки белые, набеленные!

(Подмосковье)

В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:

Ай, как мы масленицу дожидали,

Дожидали, люли, дожидали.

Сыром горушки укладали,

Укладали, люли, укладали.

Сверхом маслицем поливали.

Ах ты масленица, будь катлива,

Будь катлива, люли, будь катлива…

(Красноярский край)

Солнышко – ведрышко, выгляни в окошечко. Солнышко, нарядись, красное покажись!

«Трынцы – брынцы, пекитесь блинцы. Мажьтесь масленее – будет повкуснее.»

Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Как на масленой неделе из печи блины летели!

С пылу , с жару, из печи, все румяны, горячи!

Масленица, угощай! Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!

Ой, Зимушка – зима! Иди спать, отдыхать!

Весна Красна! К нам  приди опять!

Широкая масленица, мы тобой не нахвалимся .

Приезжай к нам в гости на широкий двор.

С детьми поиграть, на горках кататься!

Веселись народ , в гости Масленка идет.

С пирогами и блинами,- весну под руку ведет!

Будем петь, гулять,-

Весну – матушку встречать!

На санях кататься, блинками баловаться!

Прибаутки

Тётушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Широкая масленица, мы тобою хвалимся,

На горках катаемся, блинами объедаемся!

Поговорки

Масленица идёт, блин да мёд несёт!

Блин не клин - брюха не расколет!

Блин хорош не один.

Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.

ЗАГАДКИ

Чучелом  её сжигаем, едим масло и блины.

И весну мы ожидаем, это –праздник старины. (Масленица)

С сыром, маслом и сметаной, дырчаты и румяны, ароматны и вкусны, аппетитные (блины).

Горячий, румяный сытный, желанный, бабушка с утра печёт, угощается народ. (Блин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...

Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Праздник "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста. День первый - "Встреча"музыкальные нарезки к празднику на моей странице...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"...

Сценарий праздника «Масленица широка, Масленица золота"» на улице (в помещении) для детей разновозрастной группы

Цель и задачи:Знакомство детей с народным праздником Масленица, с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками;Расширять представления о разнообразии традиций и обычаев народо...

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...