Игры с песком, для чего они нужны!?
консультация

Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком, для чего они нужны!?

Известно, что игра – важнейший вид деятельности детей, метод познания действительности, средство развития и воспитания, обеспечивающее ребёнку возможность самовыражения, реализации собственного потенциала, средство приобщения детей к духовной и материальной культуре. Игры многофункциональны: выполняют обучающую, развивающую, воспитательную, мотивационную, диагностическую, коррекционную, развлекательную и другие функции; комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и иные стороны личности ребёнка. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд общих положений, применимых к понятию «игра» в области обучения, воспитания и развития детей.

Под игрой понимают: – вид развивающей деятельности детей; – форму деятельности ребёнка, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, проявляется активность, самопознание, самовыражение; – сферу общения детей, в которой решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Многие игры на песке очень просты и незатейливы. В таких играх создаётся естественная стимулирующая среда, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, «оживляет» абстрактные символы (например, буквы, цифры), вместе со сказочными героями реально проживает разные жизненные ситуации.

В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях. В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и так далее. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний. Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.

В группу обучающих игр включены игры: «Песочные говорилки», «Песочные грамотейки», «Песочные сочинялки», «Песочные объяснялки», «Песочные ориентировки», «Песочные вычислялки», «Песочные фигуры» и др.

Игры «Песочные говорилки» представляют собой модифицированные игры, широко применяемые в практике работы педагогов-логопедов с целью развития культуры и техники устной речи детей, совершенствования фонетико-фонематического строя речи. К этой группе игр также относят постановки сказок на песке (взрослый рассказывает сказку, а ребёнок рисует, соотнося речь с предметными действиями), словесное описание картин настроения (своего, сказочного персонажа, другого ребёнка, взрослого, растения, животного). В играх «Песочные грамотейки» сочетается рисование и письмо. Они проводятся с целью обучения чтению и письму, помогают освоить умения звуко - слогового и звуко - буквенного анализа. В таких играх дети пишут и рисуют песком, по песку, по трафаретам или без них, отыскивают «спрятавшиеся» буквы в рисунках, выполненных взрослым, «лечат» буквы – добавляют стёртые линии. В сюжетных играх типа «Построим заборчик (дорожку, дом)», «Поможем зайчику спрятаться от волка», «Интересные линии», «Разные дорожки» ребёнок рисует прямые и кривые линии, продолжает узоры. Для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии подходит комплекс игр «Песочные буквы». Так, например, в играх «Нарисуй букву», «Нарисуй слог», «Напиши слово», выполняя игровые задания, ребёнок пишет и украшает узором буквы, выдувает букву, слог или короткое слово из соломинки, дописывает букву или слово. Рисуя дуги на песке, проговаривая слоги, показывая чёрточкой ударный слог, дети участвуют в игре «Слоговые дорожки».

В игре «Буквы на спине и на песке» взрослый очерчивает пальцем или каким-либо предметом на спине ребёнка какую-либо букву, а тот изображает её на песке. В играх «Песочные сочинялки» песочный стол с подсветкой становится для ребёнка своеобразным театром, а игра – средством развития связной грамматически правильной речи. Тематика таких игр разная, например: «Игрушки», «Подарок ко дню рождения», «Гроза», «Ночное небо», «Полёт в космос», «Снег в городе», «На клумбе», «В зоопарке», «Сюрприз для друзей». Дети, играя, учатся последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета сказки или рассказа.

Игры «Песочные объяснялки» построены на основе словесных логических игр и вопросов проблемно-поискового характера, нацелены на освоение операций мышления и устной речи детей. В играх «Картина из загадок», «Панно из ребусов» дети разгадывают загадки взрослого или простые ребусы, а ответы рисуют на песке. Игра «Угадай кто?» построена по типу «рисование – отгадывание». Ребёнку предлагается изобразить сказочного героя, а другие дети угадывают, кто это. В игре можно выяснить, какие детали «подсказали», кто это, почему выбран именно этот герой.

Игры «Песочные ориентировки» («Повтори рисунок», «Волшебное зеркало», «Продолжи узор») построены на основе графических диктантов, лабиринтов, рисования по ориентирам, нахождения закономерности и продолжения рисования узоров. В игре «Ладошки» дети оставляют отпечатки своими ладошками (правой, левой руки, двумя руками одновременно) по инструкции взрослого: «в правом верхнем углу светового стола», «в левом нижнем» и т. д.

Игра «Нарисуй пару» проводится так: взрослый рисует какую-либо геометрическую фигуру, ребёнок повторяет изображение в заданном пространстве («нарисуй правее», «нарисуй под ней» и т. д). Ребёнку в игре «Соседи» предлагается заселить фигуры в нарисованный домик или построить их на дорожке в заданном порядке (например, «треугольник справа от круга, а квадрат справа от треугольника») и ответить на вопросы о расположении пар фигур. В начале игры «Магазины» по углам верхней поверхности светового стола размещают спичечные коробки – это магазины. Ребёнок управляет фигуркой машины, «развозит» товар. Маршрут движения задаёт взрослый. Известные игры по типу лабиринтов тоже можно проводить на песке: ребёнок ищет выход из нарисованного на песке лабиринта, проводит линию, стараясь не задеть линии лабиринта.

В игре «Волшебный клубок» ребёнок помогает Ивану-царевичу размотать (от борта светового стола рисует спиральные линии к центру) или смотать клубок ниток (из центра выполняет спиральные движения к бортам). Участвуя в игре «Закончи узор», ребёнок продолжает нарисованный на песке узор. Направления рисования могут быть разными: справа налево, слева направо, сверху вниз и др. Сначала рисует одной (ведущей), потом другой рукой, одновременно двумя руками. Узоры для этой игры можно подобрать из книг по рисованию двумя руками. Многообразны игры типа «Нарисуй по командам», в которых взрослый задаёт задачу или направление расположения рисунка в пространстве: «Справа и слева от центрального цветка нарисуй пять маленьких бутонов, которые между собой образуют цветок, дополни рисунок листиками», «Придумай свой узор цветочной полосы, где чередуются цветки разного размера, но одинаковые по форме», «Нарисуй два узора с ягодками, похожими чем-то между собой».         

Игры «Песочные вычислялки» построены на доступном для детей арифметическом материале. Многие игры с цифрами, числами, арифметическими действиями можно организовать так, чтобы в них ребёнок рисовал или писал на песке. Так, например, в игре «Бабочка из цифр» ребёнок будет рисовать бабочку из заданных цифр. Для детей, умеющих складывать и вычитать в пределах 10 или 20, игровое задание можно усложнить: «нарисуй бабочку из 10 (разных или одинаковых) цифр», «при сложении чисел, которые ты записал на крылышках, должно получиться 9». Ещё один вариант усложнения: познакомить ребёнка с понятиями «осевая линия», «симметрия» и предложить нарисовать бабочку с симметричными крылышками.

Игры «Песочные фигуры» содержат изученный или изучаемый геометрический материал, предполагают разные действия с геометрическими фигурами: рисуют (по шаблону, трафарету и без них), сравнивают, «оживляют», преобразовывают, находят геометрические фигур в переплетении линий, нарисованных на песке, и др. К примеру, в игре «Фигуры вокруг нас» взрослый демонстрирует изображение геометрической фигуры, а дети находят в помещении предметы, в которых она присутствует, а затем рисуют их. Игра «Ваза из геометрических фигур» нацелена на формирование умения передавать силуэт вазы без контура путём рисования геометрических фигур, а игра «Петух из треугольников» – графических навыков при изображении геометрических форм, умения прорабатывать мелкие детали, подчиняя их главному изображению. До игры дети рассматривают изображение предметов на картинках, отвечают на вопросы взрослого о строении, соотношении частей вазы (петуха).

В игре «Волшебные овалы» закрепляются знания о геометрической форме – овале, формируются умения сравнивать предметы с геометрической формой. В начале этих и подобных игр детям предлагается вспомнить, какие предметы похожи на заданную геометрическую фигуру, потренироваться рисовать фигуры разных размеров. Добавляя к нарисованным фигурам детали, дети дорисовывают их до каких-либо предметов. К сложным играм этой группы относится игра «Волшебные очки». Показав ребёнку волшебные очки различной формы, взрослый говорит, что волшебство очков заключается в том, что стоит их надеть, как всё вокруг (предметы, животные, растения, люди) приобретают форму очков. Так, надев очки круглой формы, всё вокруг будет видеться состоящим из отдельных круглых частей. Затем ребёнок получает волшебные очки и соответствующие фигурные трафареты. Варианты игровых заданий: «Изобрази, каким ты увидел в этих очках рыбку, цветок, медведя, птицу, человека», «Изобрази, кого ты увидел, надев эти очки», «Изобрази, что бы ты увидел, выйдя в этих очках на прогулку в лес (зоопарк и др.)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"зачем нужны игры с песком"

как важны игры с песком...

Квест игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно?

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлени...

" Как играть с тишиной и для чего она нужна?"

Консультация для родителей...

Как играть с тишиной и для чего это нужно?

Для всестороннего развития  ребенка дошкольного возраста важно все....