Главные вкладки

    Квест игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно?
    статья (старшая, подготовительная группа) на тему

    Степанова Татьяна Юрьевна

    В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Физическое развитие».

    В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые.

    Одной из таких технологий является квест-игра.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kvest_igra_statya.docx28.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Квест-игра в ДОУ.

    Что это такое и  для чего это нужно?

    В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Физическое развитие».

    В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые.

    Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

    Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является физическое развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Среди широко используемых в практике физического воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

    Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал  и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

    Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест–игр.  Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

    Цели и задачи

    Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : это в игровом  виде  активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

     Задачи:

    Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

    Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

    Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.

    Виды квест-игры

    Квесты делятся по числу участников:

    1. Одиночные,

    2. Групповые.

    По продолжительности:

     1. Кратковременные.

    2. Долговременные.

    По содержанию:

    1. Сюжетные.

     2. Несюжетные

    По структуре сюжетов:

    1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
    2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
    3.  Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

    По форме проведения Соревнования. Проекты, исследования, эксперименты. Задания для квестов. Поиск «сокровищ». Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности). Помощь героям. Путешествие. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

    Достоинства квестов для детей дошкольного возраста 

    1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

     2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

     3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

     4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

    5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

    6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.

    Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Квест уникальный продукт возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

    Как проходят квесты в детском саду?

    Ведущие мероприятия  заранее  подготавливают местность к игре. Желательно, чтобы дети об этом не знали.

    1. Определить цели и задачи

    2. Выбрать место проведения игры.

    3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

    4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители), расчитать количество организаторов и помощников.

     5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект).

    6. Подготовить задания, реквизит для игры

    Так же при подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

    1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.

    2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.

    3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.

    4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

    Примерный ход игры

    1. Вводная часть:

    Приветствие и знакомство с участниками;

    легкий интерактив и физическая разминка;

    определение тематики, целей игры;

    формирование команд, их названия и выбор капитанов;

    ознакомление с правилами и непосредственно игра.

    2. Квестовая часть:

    получение первого задания, выполнение условий игры и поиск промежуточного результата;

    поочередное выполнение последующих заданий;

    небольшой перерыв в виде игровой части , танцевальная зарядка;

    поиск финальных заданий, получение призов.

    Работа с детьми всегда непредсказуема и если ведущий замечает, что сценарий не работает, он оставляет за собой право изменить ход игры на своё усмотрение для достижения максимально хорошего восприятия и активного участия.

    И главное помнить, что  сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожеланий самих детей. Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго!

    Вывод

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест- игра является одним из  интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

    Список  литературы:

    1. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2014

    2. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Праздник по безопасности. "Что такое безопасность. Для чего она нужна, почему она важна".

    Сценарий праздника в игровой, занимательной форме знакомит детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и правилами пожарной безопасности. Праздник можно проводить в любое время года как ...

    ООД с элементами квест- игры "Есть такая профессия - Родину защищать"

    СЛАЙД №1Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать!»Цель: формирование представлений   у детей старшего дошкольного возраста о солдатах Российской армии как защитниках Отечества;Задачи:·...

    КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП ПО ТЕМЕ: «ПРЯНИЧКИ ДЛЯ ДУШИ – ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШИ!»

    Квест  способствует всестороннему развитию в различных  направлениях: художественно-эстетическом, социально-коммуникативном, познавательном....

    Консультация для родителей: «Что такое MULTIKID? Для чего он нужен?»

    MULTIKID – полноценный обучающий центр, разработанный специально для детей младшего школьного возраста (1-3 классы) и старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данная мультимедийная образовательн...

    Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика: что такое и для чего?

    Консультация будет полезна родителям. Дается подробное описание артикуляционой гимнастики и упражнений....

    Квест - игра "С чего начинается Родина?"

    Закрепление знаний о малой Родине....

    Консультация для родителей "Детские квест-игры. Что это такое?"

    Статья знакомит родителей с происхождением квест-игр, здесь описывается значение квестов в обучении детей дошкольного возраста. В статье рассказывается о методике организации и проведения квест-игр....