Квест-игра "С чего начинается Родина" (для детей 3-4 лет)
план-конспект занятия (средняя группа)

Моргунова Елена Ивановна

 Квест-игра - это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО, так как они способствует развитию активной, деятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

  Квест , как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

  Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Квест-игра для детей средней группы

по нравственному - патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина»

Цель: создать условия для формирования представлений у детей о своей малой Родине.

Задачи:

Обучающая: совершенствовать знания детей о своей малой Родине, отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающая: развивать быстроту реакции, логическое мышление, произвольное внимание, память.

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, доброжелательное отношение друг к другу, к природе родного края.

Предварительная работа:

 • беседы о родном городе; 

• рассматривание фотографий с достопримечательностями родного города; 
• заучивание стихотворений о родном городе.
Материалы и оборудование: фотографии с достопримечательностями и зданиями города.

Ожидаемый результат:

Сформировать у детей представление о Родине .

Воспитание у детей любви и гордости к своей малой родине.

Ход игры:

ВоспитательРебята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим: Утро настает, солнышко встает. 
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся. 
Друг на друга поглядим, про себя проговорим:
“Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? 
Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами. 
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно. 

 Воспитатель: Великая наша Россия! Но у каждого из нас есть и своя малая родина. Что мы зовём малой Родиной? Правильно, это тот уголок земли, где ты родился, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – это небольшой посёлок или село, для нас с вами это город.

Воспитатель: Ребята, когда я пришла на работу, то у себя на столе нашла письмо. Вот оно, прочитаем его?

Дети: да!

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я – Дед – Краевед, всё ведаю, всё знаю о России и родных её просторах. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Я приготовил для нас задания, которые вы должны выполнить. В Конверте есть подсказки, в каком уголке нашей группы находятся эти задания. За каждое выполненное задание вы будете получать, пазл и когда вы соберёте картинку вас ждёт сюрприз. А вы любите сюрпризы?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие, я хочу проверить, готовы ли вы в путь. Ответьте на вопросы, которые нам прислал Дед-Краевед.

Воспитатель читает:

  1. Как называется страна, в которой вы живёте?

  2. Назовите столицу вашей Родины.

 3. Как зовут президента России?

  5. В каком городе вы живёте?

Воспитатель: Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы. Тогда в путь и достаём из конверта первую подсказку.

 Воспитатель загадывает загадку:

 Очищают воздух,

 Создают уют,

 На окнах зеленеют,

 Круглый год цветут.(Герань)

        Воспитатель достаёт из конверта картинку с изображением герани.

Воспитатель: И так ребята, куда мы отправимся за первым заданием?

 Дети: В уголок природы!

Воспитатель: Верно, идём к сектору "Юные экологи".

Находим задание "Назовите деревья растущие в Воронеже".

Дети садятся за стол проводится игра дидактическая «С какого дерева листочек».

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием и получаете часть картинки.

Воспитатель загадывает загадку:

Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны…(Палитры)

 достаёт из конверта изображение палитры.

Воспитатель: Ребята, в каком секторе нам нужно искать следующее задание?

Дети: В секторе "Юные художники".

Дети находят конверт с заданием в уголке Изо "Найдите и раскрасьте животных, которые спрятались на картинке» (можно добавить загадки о животных)

Воспитатель: Молодцы!!Вы хорошо справились с этим и получаем ещё одну часть картинки.

 Воспитатель загадывает загадку:

В них живут рассказы, сказки,

 Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки Любят их. Ведь это… (Книжки)

 достаёт из конверта следующую подсказку картинку книга.

Воспитатель: Ребята в каком секторе сейчас мы будем искать задание?

Дети: в секторе «Книголюбов»

Воспитатель читает задание рассказать стихотворение о Родине.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стульчики и послушаем стихи о Родине.

Дети рассказывают стихотворения о Родине Владимира Орлова "Я узнал, что у меня есть огромная семья», Платон Воронько «Лучше нет родного края», Владимир Степанов, «Что мы Родиной зовём».

Воспитатель: Молодцы ребята, мы получаем ещё одну часть картинки Воспитатель загадывает загадку:

По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в…(Мяч) 

достаёт из конверта ещё одну подсказку, в каком секторе искать задание.

Дети называют в секторе "Радуга спорта".

Находят задание, где нужно «Солнышко собери и подсказку получи».

Первый бежит кладёт обруч, следующие игроки кладут каждый по лучику (гимнастические палки). Выполняют, получают часть картинки.

Воспитатель достаёт из конверта ещё одну подсказку, в каком уголке искать конверт с заданием.

 Воспитатель загадывает загадку:

Кто любит Родину и свой народ , тот настоящий …(Патриот)

 Дети называют сектор "Юные патриоты".

Воспитатель: Ребята здесь задание рассказать о достопримечательностях нашего посёлка. Ребята а как называется наш город?

Дети: Воронеж

Воспитатель: Да, ребята правильно.  А сейчас посмотрите на доску и давайте вместе расскажем про достопримечательности нашего города.

Воспитатель достаёт из конверта ещё одну подсказку, в каком уголке искать конверт с заданием.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Получаем ещё одну часть картинки. Ребята конверт пуст. Нам надо собрать картинку и мы узнаем что здесь изображено.

Воспитатель с помощью нескольких детей собирает картинку на мольберте.

Воспитатель: Дети, кто мне скажет, как называется этот государственный символ нашей страны России?

Дети: Флаг.

Воспитатель: А какие цвета присутствуют на флаге России?

Дети: Красный, синий, белый.

Воспитатель: Цвета флага нашей страны – России вобрали в себя краски родной природы, они рассказывают о красоте и богатстве нашей страны.

белый цвет - мир, чистота,

синий - цвет веры и верности,

красный цвет символизирует энергию и силу.

Флаг наш красивый, яркий. В праздники и другие торжественные дни улицы нашего посёлка украшают флагами.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, познакомились с флагом нашей страны, и вот вам сюрприз от Деда- Краеведа .

Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса.

Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс строился как поле выбора форм, методов и условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали субъектами выбора сфер самореализации. Результатом выбора форм деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в игровой форме. Ведь один из основных принципов ФГОС - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.

Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов дошкольного образования и является примером современных технологий для дошкольных образовательных учреждений. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловности и т.д.), воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды перемещаются по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. После каждой игры ребенок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует, прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом-наставником. Ребенок учится проводить самоанализ своих физических возможностей, умений и навыков, планирует вместе с педагогом тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения результата: выносливости, быстроты, силы или координации. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников. Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей.

В ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявляет инициативу, воображение, применял логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Я хочу представить вашему вниманию квест- игру на тему «С чего начинается Родина»

Слайд 2 Квест - игра актуальна в контексте требований ФГОС ДО, так как  способствует развитию активной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

Слайд 3 Зачитываются цель и задачи

Слайд 4 Здесь мы видим организационный момент, ввод детей в игровую ситуацию, где дети обмениваются своим хорошим настроением, говорят друг другу ласковые слова.

Слайд 5 Вся игра основывается на письме с подсказками от Деда-Краеведа. После выполнения каждого задания дети получают часть пазла из которого в конце игры должна сложиться картинка. Групповая комната разбита на игровые секторы. Перед тем, как узнать в каком секторе находиться задание, педагог загадывает детям загадку, а отгадка является подсказкой для нужного сектора. Отгадав первую загадку дети отправились в уголок природы.

Слайд 6-7 Задание было спрятано в каждом секторе, который посетили дети. Эти задания дети искали самостоятельно. Они были написаны на стикере. Первое задание, которое получили дети «Назвать деревья которые они знают и подобрать к нему листочек» с которым они хорошо справились и получили первую часть пазла.

Сайд 8-10 Следующая отгадка привела их в уголок изо деятельности, где дети должны на черно-белой картинке найти спрятанных животных, живущих в наших лесах, затем раскрасить их в соответствующий цвет и наклеить на картинку.

Слайд 11-12 В секторе «Книголюбов» дети прочли стихотворения о Родине «Что мы Родиной зовём» В. Степанов, «Наша Родина» Г. Ладонщиков.

Слайд 13-14 Следующее задание было в физкультурном уголке. Дети должны были из предметов физкультурного уголка сделать солнышко, без которого нет жизни на земле. Здесь дети проявили находчивость и смекалку.

Слайд 15 Последним сектором было посещение нравственно-патриотического уголка. Задание которое они получили «Рассказать о любимых местах своего города Воронежа». Дети рассказали про кукольный театр, краеведческий музей, адмиралтейскую площадь.

Слайд 16 Собрав все части пазла у нас получилась картинка государственного флага России. Воспитатель рассказал детям, что означает каждый цвет на нашем флаге о флаге России . Детям понравилась квест- игра. По окончании их ждали сладости от Деда-Краеведа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "С чего начинается Родина?" для детей старшей группы

занятие с использованием ИКТ, направлено на воспитание патриотических чувств и любви к своей малой Родине - Кубани....

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Нравственно - патриотическое вооспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Проект "С чего начинается Родина" для детей 5-6 лет

Цель проекта:         Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний    о своей с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...

Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина» для детей подготовительной группы

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития н...