Фольклорное развлечение на татарском и на русском языках «Весна идет, Нәүрүз килә!»
методическая разработка

Фольклорное развлечение
на татарском и на русском языках
«Весна идет, Нәүрүз килә!»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ СВИЯЖНИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ЛЕЙСАН" АПАСТОВСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА                 
        РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН  

Фольклорное развлечение

на татарском и на русском языках

«Весна идет, Нәүрүз килә!»

Возраст воспитанников: 1,2 – 7 лет

Воспитатели: Гыймадиева Гульнара Гильфановна, воспитатель первой квалификационной категории                       

Март - 2023

Цель: Обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры на основе билингвального обучения.

Задачи:

Воспитательные: Воспитание бикультурно ориентированной личности  средствами народного фольклора.

Развивающие: Развитие  воспитанников как билингвальной и бикультурной личности.

Обучающие: Приобщение к мировой культуре средствами татарского (родного) и русского языков, усвоение культурно – исторического и социального опыта народов  Татарстана.

Предварительная работа:

Знакомство с татарским фольклором, традициями, праздниками, прослушивание народных мелодий, рассматривание иллюстраций народных костюмов, прослушивание  и  разучивание попевок и народных песен,

знакомство с танцевальными движениями, игра в народные игры,

подбор костюмов и материала, оформление музыкального зала для проведения мероприятия.

Оборудование:  

Национальные татарские  костюмы (их элементы) для детей и взрослых; музыкальные инструменты, деревянные ложки, канат, кубики, ноутбук, экран, платочки,  муляж яиц, костюмы грача и Деда Мороза.

Ход развлечения:

Ведущий: Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Сегодня у нас праздник Навруз.  Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ.  Нәүрүз котлы булсын!  Нәүрүз бәйрәме башланды, ә Нәүрүзбикә юк! Әйдәгез әле балалар, без аны  чакырык матур музыка белән,  бәлки ул килеп тә җитәр.

Давайте и мы устроим этот праздник. Праздник начинается, а хозяйки то нет. Ребятки давайте позовем её, сыграв красивую мелодию. Может она услышит и придёт на её звук.

Игра на музыкальных инструментах «Весенняя капель» (ясли)

Звучит фонограмма голоса птиц

Ведущий: Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: Грач.

Ведущий: А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети:  Скворцы, жаворонки, ласточки, стрижи, журавли, кукушки и т.д.

Ведущий: А вы хотите поближе познакомиться с птичками?


                                       Выход грача под музыку
Грач: Здравствуйте, ребята. Я грач.
Ведущий: Расскажи-ка, грач, как вы зимовали? Где вы побывали? Что вы повидали? Хорошо ли жили вдалеке от дома? С кем вы подружились в странах незнакомых.
Грач: Много дней летели мы,
Далека дорога.
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Были в жарких странах мы,

Не бывает там зимы.
А знаете ли вы как мы летели? Покажите мне…

Танец «Прилетели птицы» (разновозрастная)

Грач: Ребята, когда мы прилетаем из теплых краев, начинаем строить гнезда, собираем пушинки, кусочки ваты, веточки деревьев. Я предлагаю вместе построить гнездо для птиц.

Подвижная игра – Эстафета «Построй гнездо» (из кубиков)
Дети делятся на две команды. Каждый игрок команды получает кубик.
Задача: на противоположной стороне необходимо выстроить «гнездо» из кубиков. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

Ведущий: Молодцы. Справились с заданием грача.
Грач: Когда дом у нас готов, мы – птицы, начинаем откладывать яйца. Делаем это очень аккуратно, чтобы не разбить яйца и не навредить будущему потомству.
                         Игра – Эстафета « Донеси яйцо»
Первый игрок получает ложку и теннисный шарик. Задача игроков пронести шарик в ложке, не уронив его до ориентира и обратно, передав следующему игроку.
Грач: Понравилось мне с вами играть, но пора возвращаться строить себе гнездо (уходит). До свидания, до следующей весны!

Ведущий: Весна приходит в наши края, и теперь ребята, мы с вами узнаем кто же живет в нашей большой стране, и как её встречают разные народы, и познакомимся с их традициями,

Презентация «Традиции народов России»

Ведущий: Слушайте, слушайте!

Приказ природы:

Всем, всем, всем!

Идет Навруз!

(Входит Наврузбика)

Наврузбика: Здравствуйте, я - Наврузбика! Поздравляю Вас с праздником Весны! Желаю Вам счастья, пусть в каждом из нас станет больше тепла душевного, доброты, и, конечно, искренности.

Ведущий:Давайте и мы поздароваемся:Добро пожаловать, Навруз! Хуш килэсен, Нәүрүз!

Дети: Добро пожаловать, Навруз! Хуш килэсен, Нәүрүз!

Ведущий: Хуш килэсен, Нәүрүз , турдэн уз! Жылы Лэйсэн янгырлардан сон жир йозе яшэреп, шау чэчэккэ торенер.

Нәүрүз: Эйдэгез, кызлар, чэчэклэр белэн биеп алыйк эле.

Танец «Цветочек» (ясли)

Наурузбикэ: Слушай, славный народ! Становись в хоровод.

Ведущий: Будем петь и шутить, И Науруз веселить.

Хоровод «Навруз»

Ведущий: Мы в любимом Татарстане дружно, весело живем,

По- татарски и по- русски мы танцуем и поем! Ну –ка, ребята, покажем как мы умеем петь!

Наврузбика: Эйдэгез, җырлыйбыз!

Песня «Яз җитә»

(разновозрастная играют на музыкальных инструментах, старшие дети поют)

Ведущий: Друзья,  идемте играть в нашу любимую игру “Тюбетейка”, вставайте в круг. У кого тюбетейка, выходит на середину круга и рассказывает стихотворение, под музыку выбирает водящего и одевает ему тюбетейку.

Түбәтәеңне кигәнсең

Бик ераклардан килгәнсең

Төскә матурлыгың белән

Шаккатырыйм, дигәнсең.

Түп-түп, түбәтәй,

Түбәтәең укалы

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.

Җыр ахырында түбәтәй кемдә калса, шуңа җәза бирелә.

(төрле телләрдә шигырьләр сөйлиләр)

Стихи

1. Кап да кап, и не до сна, Постучалась к нам весна.               Зазвенел ручей игриво.                              Вышел ежик:» Что за диво!                          Хватит звери нам скучать,                             Уж весну пора встречать!»     Самира: Ласточка примчалась               Из-за синя моря, села и запела: «Как февраль ни злися,                                             Как ты, март, ни хмурься,                           Будь хоть снег, хоть дождик —    Все весною пахнет!»                                              Г. Зиля:Праздник радостно  встречаем                                           Мы в республике родной,  Поздравляем, поздравляем               Всех с Наврузом и весной.                     Б. Зиля: Нәүрүз килә, Нәүрүз килә         Күктән нурлар сибелә                                    Туган илем, Туган җирем                      Язны күреп сөенә.                                                   Лилия:Көннәр аяз, күктән алсу

Нур сибеп кояш көлә.

Җиргә тама көмеш тамчы

Сагынып көткән яз килә!

2: Весеннее солнце

Не прячься, свети.

Пришла к нам весна

Татарстан наш, цвети!

 3: Азат та син, гүзәл дә син

Әй, туган җирем!

Күкрәп яшә, Татарстан

Республикам минем!

4: С днем Навруз

С днем весны

Мы поздравить к вам пришли.

5:  Когда приходит к нам Навруз,

Цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз,

Весною дышет вся земля!

6: Если снег повсюду тает,                День становится длинней,                          Если все зазеленело                                           И в полях звенит ручей,                             Если стал теплее ветер,                                      Если птицам не до сна,                             Если солнце ярче светит,                          Значит, к нам пришла весна.

7: Хуш килсен, гүзәл Нәүрүз!-

Язгы яңа елыбыз,

Яңа елда туры булсын,

Нурлы булсын юлыбыз!

Еракларга яңграсын

Бүген дәртле җырыбыз.

8: Мы здесь сегодня собралсь,

Чтоб встретить праздник Навруз

Улыбки, игры, шутки, звонкий смех,

Пусть радует нас всех.

9: Елгада бозлар кузгалды…

Елмая, колә кояш.

Урманнар буйлап атлый

Ямле һәм куңелле яз.

10:

Праздник радостно встречаем

Мы в республике своей

Поздравляем, поздравляем

Всех Наврузом и весной.

11: Тамчылар еш тып та тып,

Тамчылар сикерәләр

Аларны булмый туктатып,

Алар яз китерәләр.

Ведущий: Афәрин! Балалар, булдырдыгыз. Ә хәзер әйдәгез биюгә.

Бию башкарыла.

Танец с платочками (старшая гр.)

Звучит музыка (звук метели). Под музыку заходит Дед Мороз.

Дед Мороз: Что за шум, что за веселье? Кто хочет занять мое место?

Ведущий: Дед Мороз! Ты зря злишься на нас, твои дни сочтены. Пора отдавать свои владенья Наврузбике - Весне. Посмотри в окошко: солнце ярко светит, снег тает, из теплых стран птицы прилетают - идет Весна!

Дед Мороз: Подождите, подождите, я никуда не собираюсь уходить. И свои владения не уступлю! А если не верите - померимся силами!

Наврузбика: Да правду ли ты говоришь-то? Верно, уж мой черед подошел. Тепла да цветов всем захотелось!

Дед Мороз: А я говорю - рано пришла! Еще подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!

Наврузбика: Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет! Ну-ка, ребятишки, отгадайте загадки!

Загадки

1.Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт. (Весна)

2. В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

3. Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка (Дождь)

4. Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

5. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.        

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы. (Скворечник)

6. Җәй киенә, кыш чишенеп ташлый. (Агач)

7. Үзе туңа, өйгә керми,
Үзе җылый да җылый.
(Тамчы)

8. Иртә килә, кич кайта. (Кояш)

9. Аяксыз, кулсыз, капка ача. (Җил)

Татарский танец (подготов. гр.)

Дед Мороз:  Загадки загадывать это одно, а вот давай померимся мы силами.

1 испытание:

Игра: Перетягивание каната. (Играют Дед Мороз и Наврузбике. Побеждает Дед Мороз)

Дед Мороз:  А сейчас 2  испытание: «Кто кого перепляшет? »

(Звучит татарская музыка, герои пляшут, Дед Мороз падает без сил, ведущий пытается поднять его)

Дед Мороз: Уф, устал, старый ведь я, старый. Мне стыдно перед Наврузбике.

Ведущий: Давай садись  Дед Мороз, отдохни. (садится на стул)

Наурузбике: Ребята,  посмотрите что у меня есть. Что это? Какого цвета? А как на татарском языке зелёный?

Дети: Яшел.

Наурузбике: Я знаю очень интересную татарскую игру «Яшел кул яулык». Зелёный платочек.

Игра «Зеленый платочек»

(На первую часть музыки дети стоят в кругу руки за спиной, а ребенок с платочком хороводным шагом ходит за детьми. На последнюю фразу ребенок кладет платочек в руки любого ребенка.

На вторую часть ребенок с платочком выходит на середину и пляшет, остальные дети хлопают.)

Дед Мороз: Спасибо вам, ребята. А мои пожелания такие: Пусть будет мир во всем мире, пусть все кругом зеленеет и расцветает. До свиданья, дети. До следующих встреч! Сау булыгыз! (уходит)

Навруз: Пусть весна принесет вам счастья, здоровья и удачи!

Язлар, жәйләр имин килсен,

Күк йөзе аяз булсын,

Барчабызга сәламәтлек,

Бәхетләр алып килсен.

Ведущий: Вот и встретили мы с вами праздник Навруз. Пели, плясали, играли, пора и честь знать. 

Весеннее солнце

Не прячься, свети!

Пришла к нам весна

Татарстан наш, цвети!

Звучит музыка и дети расходятся по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение для детей 2-й младшей группы - Весна идёт, пора чудес, Христос воскрес! Христос воскрес"

Дети заходят в зал и встают полукругом.Ведущий: Здравствуйте, ребятки. Поздравляю вас с праздником, со светлым  Христовым Воскресением! Это самый большой праздник у христиан. А как еще называется...

Фольклорное развлечение для детей подготовительной группы "Русский чай"

Развлечение знакомить детей с традициями чаепития в России....

Обучение татарскому языку как неродному в дошкольном образовательном учреждении с русским языком обучения.

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Д...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

Спортивное фольклорное развлечение «Солнечный хоровод» средняя группа (русские народные игры)

Цели:- познакомить детей с русскими народными потешками, закличками и играми;- расширить знания о фольклорном празднике;- развивать речь, увеличивать словарный запас, расширять кругозор, развивать спо...

Спортивное фольклорное развлечение «Солнечный хоровод» средняя группа (русские народные игры)

- познакомить детей с русским народным фольклорным праздником;- развивать речь, увеличивать словарный запас, расширять кругозор, развивать способность слушать, внимание;- знакоство детей и родителей с...

Конспект занятия по русскому языку "Весна"

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)...