Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»
методическая разработка (старшая группа)

Сысоева Наталья Юрьевна
  • Расширять представления детей о музыкальном фольклоре путем знакомства с разнообразными формами игрового музыкального фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_babushki_nastasi.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»

Цель: Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.

Задачи: Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с устным народным творчеством русского народа. 
  • Приобщить детей к русскому народному фольклору.

Развивающие задачи:

  • Расширять представления детей о музыкальном фольклоре путем знакомства с разнообразными формами игрового музыкального фольклора.
  • Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  •  Способствовать развитию ритмического, динамического, звуко-высотного слуха;
  •  Способствовать развитию певческих и интонационных навыков;
  •  Способствовать развитию умения передавать в движении образ музыкального произведения;
  • Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольклору.
  • Развивать наблюдательность, активную речь, творческую активность
  • Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах (деревянных ложках)

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.
  • Способствовать проявлению положительных эмоций;
  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе игры.

Предварительная работа:
Беседы: «Осенины», «Осенние посиделки», «Веселая ярмарка». Разучивание русских народных песен, игр, стихов; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
Действующие лица:
• Бабушка Настасья, в народном костюме (музыкальный руководитель).
• Домовенок Кузя – (воспитатель);
• Дети в русских народных костюмах;
• Баба Яга – (воспитатель).

Ход развлечения:

(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входит хозяйка, бабушка Настасья)
Бабушка Настасья: (гостям):
Здравствуйте, гости дорогие,
Желанные, долгожданные.
Милости просим ко мне в горницу на Осенины! (осматривается)
Что-то мало в моей горнице гостей,
Позову-ка я к себе милых детей!!!!
Красны девицы, да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Вам веселиться, петь, плясать,
Осенины отмечать!
(Звучит русская народная музыка. Входит группа детей – гостей)
Бабушка Настасья: Проходите, веселья вам да радости!
Дети (с караваем): Спасибо, Хозяюшка! Нам начинать досталась роль,
Мы принесли вам хлеб да соль! (отдают Хозяйке, та благодарит, усаживает их на лавки).
1 Ребенок:
Хлеба нынче вволюшку,
Хлебушек высок,
Поклонюсь я полюшку,
Гнется колосок.
(Входит следующая группа детей)
Бабушка Настасья: У нас для каждого найдется и теплое местечко, и ласковое словечко!
2 Ребенок:
Осень хлебосольная.
Накрывай пиры!
Полюшко раздольное
Принесло дары.
(Входит следующая группа детей-гостей)
Бабушка Настасья: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
3 ребёнок: Ехали мы мимо, да завернули до дыма (садятся на лавку по приглашению хозяйки).
(Входит четвертая группа детей-гостей)
Бабушка Настасья:
Собрались к нам гости со всех волостей!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
4 Ребенок (Встает, говорит с места):
Гостям то известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Бабушка Настасья: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком… 

В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) люди  коротали дождливые осенние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием, шутили, пели, плясали, да в игры играли. И мы сегодня тоже собрались в горнице на посиделки, и песни споем, и спляшем и конечно поиграем!
- Ой, а кто это шуршит за моей спиной?
(Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.)


Кузя: Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех волостей? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! Простофиля! А что зимой-то есть будем?
Бабушка Настасья: Не будь таким жадным, Кузька!
Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!
Бабушка Настасья: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один! (выходит на середину зала, высоко подняв нос).
- Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем. Здравствуйте люди добрые, гости желанные!

Дети: Здравствуй, Кузенька.
Кузя: Гости дорогие, слушайте мои небылицы и загадки. У меня их много.
• Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.
 Сбрасывает листья сад - это просто... (листопад)
• Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.
 И поверх садов и рощ, моросит холодный... (дождь)
• Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом,
В доме сухо, а снаружи появились всюду... (лужи)

• За кудрявый хохолок лису из норки поволок,
На ощупь - очень гладкая, на вкус - как сахар сладкая… (морковь)
• Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка... (капуста)
Бабушка Настасья: Ребята, покажем Кузе, какая у нас капусточка выросла!

Русская народная игра «Капусточка»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.
Ход игры: В «Капусточку» играли так. Дети становились в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку, припевая:
Вейся, завейся, капустка,

Вейся, завяйся, вилая.

Как же кавусте не виться,

Белою вилой, не ломиться.

Выпал частый дождик,

Сильно поливает,

Белою капусту ломает.
Когда развивали, пели: Вейся, развейся, капуста.

Вейся, развейся, вилая и т.д

Кузя: Хорошая у вас капуста выросла, всем на удивление!
(Дети садятся на лавки.)
Воспитатель: Дальше бой скороговорок,

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.
(Дети повторяют скороговорки за воспитателем).
1. У Ивашки-рубашка, у рубашки-кармашки (повторить 2-3 раза).

2. Три сороки тараторки, тараторили на горке.
3. Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке.


Кузя: Молодцы, ребятушки, а небылицы знаете?
Бабушка Настасья: Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах.
Щелкают орешки, да творят насмешки.
Ни короткие, ни длинные, а такие, что в самый раз,
Как от меня, до вас!

Воспитатель: Ребята, выходите, небылицы расскажите!

Дети читают небылицы:
1. Эх, вы сени, мои сени
Комары в щелях засели…
Все (хором): Их и не видать,
их и не видать!
2. Прусаки- то тараканы
Вдоль по печке поскакали!
Все (хором): Стали танцевать,
стали танцевать!
3. Дед да баба то видали
Всей деревне рассказали…
Все (хором): смеху было – страсть,
смеху было – страсть!
4. У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.

Диалог.

— Не проходил, ли тут мальчик?

— Маленький?

— Маленький

— Рыженький?

— Рыженький.

— В красной рубашке?

— В красной рубашке.

— Босоногий?

— Босоногий.

— Нет, не проходил.
Бабушка Настасья:
Послушали байки?
Вот вам ложки-балалайки!
Подходите, выбирайте,
Для забавы поиграйте!
(дети выходят, выбирают ложки, и встают на стихи).
1 девочка:
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
2 девочка:

Ложки, ложки,

Расписные ложки,

Ложки золочёные,

Узоры кручёные.

Хоть щи хлебай,

А хоть музыку играй!
3 девочка:
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать
А на этих посиделках
Мы хотели  вам сыграть.

«Весёлые ложкари»

Кузя: Молодцы, ребята, здорово у вас получилось!

Бабушка Настасья: Ребятаосень приносит людям много даров за их труды: фрукты, овощи, и конечно душистый хлебушек. А чтобы зимой не было голодно, трудолюбивые хозяева заготовили припасы про запас, чтобы до самого лета хватит!

Об этом народ слагал пословицы и поговорки:
А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
• Какие труды…(такие и плоды).
• Семь раз отмерь…(один отрежь).
• Землю красит солнце…(а человека труд).
• На печи заседать…(хлеба не видать).
• Труд человека кормит…(а лень портит).
• Скучен день до вечера…(коли делать не чего).
• Любишь кататься, (люби и саночки возить).
Кузя: Засиделись вы что-то… Заведите, что ли хоровод!...

Хоровод: «НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА»

Бабушка Настасья: Кузя, ты знаешь, что такое «ярмарка»? Тогда давай у ребят спросим…..(дети рассказывают про ярмарку).
 Кузя, знаешь, а на ярмарке не только продают и покупают, а ещё играют в разные игры? Ребята, давайте поиграем в игру «Заря-заряница» (дети выходят играть в игру «Заря-заряница»).

Русская народная игра: «Заря-заряница» 

Цель: приобщать детей к русским народным играм. Доставить детям радость и удовольствие.

     Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми; популяризация народных игр среди дошкольников. Активизировать словарный запас детей.

Развивающие: Развитие интереса к русским народным играм, эмоциональной отзывчивости. Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки; развитие игровой деятельности; развитие устной речи, сохранение и укрепление физического и психического здоровья; обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к народным играм. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

- Правила игры. Сначала нам нужно выбрать ведущего, то есть Зарю. 

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

быть Зарей тебе велела.)

Все с лентами идут по кругу, Заря идет за кругом в противоположную сторону. Во время движения все вместе поем закличку:

Заря- заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты расписные.

После этого все останавливаются. Заря ладошкой касается игрока в кругу, стоящего рядом, который бросает ленту на свое место и выходит к заре. Они становятся спиной друг к другу. Все дети в кругу произносят слова:

Раз-два-не воронь

А беги как огонь!

Стоящие спиной друг к другу бегут в разные стороны по кругу. Кто быстрее прибежит, должен взять с пола ленту и занять место в кругу. Тот, кто не успел - становится Зарей.

Бабушка Настасья: Ой, ребята, на дворе похолодало

Надо курточки надеть,

Это осень подсказала,

Что частушки надо петь!

Воспитатель: Ребята, выходите, да гостей повеселите!

 Дети исполняют  частушки.

1.Как гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.

2.Не хотела я плясать,

Стояла и смеялась.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась.

3. Я к милашке приходил,
На гулянье пригласил,
Самовар поставила,
Чаи гонять заставила!

4.У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.

5. Мы с товарищем плясали
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все-то рты разинули.

6. Я узнал, что очень скоро
Зубы будут выпадать,
И решил отдать их брату,
Чтоб добру не пропадать.

7. Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души.

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши.

Бабушка Настасья: Что-то, Кузенька, ты не весел, буйну голову повесил?
Домовенок Кузя: Заскучал я по бабулечке своей, да по родному домику! Ох!
Бабушка Настасья: А кто же твоя бабулечка!
Кузя: Да известно кто, бабулечка Ягулечка! А домик родной – это та, на курьих ножках, трухлявенькая!
(Под музыку  выходит Баба Яга)
Баба Яга:
Я, не даром к вам спешила, торопилась в детский сад
Свой костюм, не даром шила, весь в листочках мой наряд.
Я - баба Яга современная, сердечная, не вредная.
Я в сказочном лесу живу, песни я пою, пляшу.
А сейчас я внука своего ищу, вы не видели его!
Бабушка Настасья: А каков он из себя?
Баба Яга: Да видный такой из себя мужчинка, весь в меня, такой же красавец! Круглолиций, с конопушками, волосенки рыжие, лохматые! Мой портрет!
(Радостная встреча бабы Яги с внуком.)

Танец домовенка Кузи с Бабой Ягой

Бабушка Настасья: Ну, рассмешили, ну, развеселили!
А что в котомочке твоей? Покажи нам поскорей!
Баба Яга: Я к вам пришла не с пустыми руками. Пришла я с угощением!

Баба Яга раздаёт угощения.

Кузя: Ай, да, бабулечка Ягулечка, ай, да, молодец!
Всех развеселила! Да всех одарила!
Но пора и честь знать!
Заигрались, загулялись,
Пора всем по домам расходиться,
А за веселые посиделки
Хозяюшке поклониться!    Герои уходят
Бабушка Настасья:
Осень, осень на порог, хозяюшка несет пирог,
За ваше веселье, да за уменье всем вам угощенье!
Ребенок:
Погостить у вас мы рады, мы еще разок придем,
А теперь, давай, ребята, с пирогами чай попьем!
Воспитатель: Спасибо, хозяюшка,

За веселье да за угощенье.

Бабушка Настасья: Вот настал момент прощанья

Будет краткой моя речь.

Говорю вам до свиданья!

Вместе: До счастливых новых встреч!!!

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Мастера Карандаша»

   Содержание развлечения направлено на развитие   у детей интереса  к изобразительному искусству, закрепление представлений о цветах основных и производных, теплых и холодн...

Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»

Ход развлечения:(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входитхозяйка, бабушка Настасья)Бабушка Настасья: (родителям):Здравствуйте, гости дорогие, Желанные, долгожданные.Милост...

Конспект фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Арины»

Цель: Доставить детям радость, веселое праздничное настроение, приобщать детей к народным традициям.Задачи: - формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желанию знакомиться с ...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц»

Развлечение "В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц" позволяет знакомить с мудростьюрусского народа - пословицами и поговорками....

Сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет "Волшебная кисточка осени"

Сюжет осеннего развлечения знакомит детей с яркими красками осеннего леса, где подведен итог о приметах и явлениях осени....