Логопедическое развлечение с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки-Рассказушки»
методическая разработка по развитию речи

Ольхова Алла Юрьевна

   На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания, развития речи дошкольников  – один из актуальных вопросов педагогики. Сказка — богатый, благодатный источник воспитания и развития ребёнка. Для детей занятие – это игра, для взрослого – способ обучения, передачи ребёнку знаний и навыков, их закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushka-rasskazushka.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое развлечение

с элементами арт-терапии

для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у бабушки-Рассказушки»

Актуальность

   На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания, развития речи дошкольников  – один из актуальных вопросов педагогики.

   Сказка — богатый, благодатный источник воспитания и развития ребёнка. Познавая сказку, ребёнок познаёт свой народ, свою культуру, учится любить, сопереживать. Сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную речь. Активная игровая деятельность с элементами театрализации вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов стимулирования его познавательной активности.

   На занятия, праздники к детям часто приходят сказочные герои. У детей появляется мотивация, эффективнее идёт работа по развитию абстрактного мышления, памяти, внимания, фонематического слуха. В предлагаемом развлечении дети идут в «сказку». Подобный сюжет, смена видов деятельности помогает заинтересовать всех ребят, удержать их внимание на протяжении длительного времени, избавляет от страха перед речью, часто свойственной детям с речевой патологией.

   Речевые праздники и развлечения – хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей. А какой же праздник без подарков? Хорошо придумать подарки, связанные с темой мероприятия. Это могут быть тематические раскраски, наборы для аппликаций, медали, печенье или пирог. Подарки любят все!

   Не секрет, что подготовка к празднику чаще оказывается для ребёнка более важной, чем сам праздник. Важно организовать познавательную деятельность дошкольников: провести беседы, создать мини-библиотеку, отгадать загадки и вспомнить сказочных героев, рассмотреть иллюстрации и заучить отрывки из сказок, посмотреть мультфильмы. Информировать родителей о деятельности детей в беседах, организовать фотовыставку, разместить рекомендации на информационных стендах, предложить принять участие в совместной деятельности, например, вместе с детьми изготовить сказочных персонажей из подручного бросового материала.

   Для детей занятие – это игра, для взрослого – способ обучения, передачи ребёнку знаний и навыков, их закрепления. Роль педагога остаётся значительной на протяжении всего праздника, эффективность которого зависит от его профессионализма.

Цели:

- закреплять приобретённые произносительные умения и навыки;

- развивать фонематические процессы;

- развивать навыки интонационно выразительной, эмоциональной речи;

- активизировать творческие способности детей;

- воспитывать навыки контроля собственной речи;

- формировать умение работать в коллективе сверстников;

- способствовать поддержанию традиции семейного  чтения;

- продолжать вовлекать детей, родителей   в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

- воспитывать интерес к слову и любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Музыкальные композиции:

- музыка из телепередачи «В гостях у сказки»;

- музыкальная композиция для артикуляционной гимнастики «Игра»; - музыкальное оформление (скрип двери, сказочный портал, солнечный зайчик) подбирается по желанию.

  1. Декорации и пособия:

- декорации для сцены «Русская изба»;

- декорации для игры «Спагетти» (для 5-6 участников)

- скатерть-самобранка и сладкий пирог;

- волшебный клубочек.

- мультимедийный проектор;

- сказочный фартук и волшебное зеркало;

- Кот ученый, мягкая игрушка;

- галоши (2 пары).

Ход мероприятия:

   Воспитатель в группе начинает читать сказку и «вдруг» следующие страницы книги оказываются пустыми…

   - Что же делать нам, ребята?

   Дети рассуждают. У воспитателя появляется идея пойти в гости к бабушке Ульяне Матвеевне, известной сказочнице…

   - Но как же нам попасть к ней, ведь она живёт в сказке?… Ребята, нам нужно открыть сказочный портал с помощью волшебных слов-заклинаний. Кто помнит такие слова?

   Дети предлагают разные варианты и с помощью слов «Крибле, крабле, бумс»! открывается сказочный портал (дверь).

   Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки»

   Дети проходят через «сказочный портал» (затемнённая часть коридора, украшенная гирлядами) в музыкальный зал, стилизованный под русскую избу.

Педагог: Ребята, нет никого… Надо бы сообщить хозяевам, что мы пришли…

                Кто, кто в этом тереме живёт?

                Кто, кто в таком красочном живёт?

Педагог звенит колокольчиком.

Слышится «скрип» двери. Выходит бабушка.

Бабушка: Ой, сколько гостей пожаловало! Здравствуйте, дорогие, здравствуйте, милые!... Звать-величать меня Ульяна Матвеевна, в народе - бабушка – Рассказушка, известная хранительница сказок да присказок…

Здравствуй, Серёжа!.. Даша, здравствуй!...Здравствуй, Богдан!...

Да, да,  не удивляйтесь, я вас всех знаю, всё про каждого могу рассказать...

Кто с утра не умывался

И грязнулею остался…

Кто на завтрак кашу ел,

А кто в окошко всё глядел…

Кто ворон считал,

А кто маме помогал…

Могу рассказать, а могу и в секрете держать…

Раз пришли ко мне, значит любите сказки?...

Дети: Дааа!

Бабушка: Хотите научиться рассказывать сказки также ладно да складно, как я?...

Для этого нужно не только уметь читать – нужно внимательно слушать, понимать да всё на свете примечать…

Хорошо, поделюсь с вами своими нехитрыми секретами…

Чтобы сказка складно сказывалась, чтобы каждое слово волшебным становилось, нужно уметь красиво, ясно и четко говорить.

  1. Артикуляционная гимнастика (под музыку).

Бабушка: Сядем, дети, по прядку,

                 Дружно сделаем зарядку.

                 Не ногами, не руками,

                 А своими языками.

Упражнения для губ: «Улыбка», «Хоботок», чередование «Улыбка» - «Хоботок»
Упражнения для языка: «Качели», «Маятник»;

Упражнение для языка и нижней челюсти: «Гармошка».

  1. Речевая зарядка. Чистоговорки

Бабушка: Всем в роток говорок, а в головку разумок!

                 Слушай, слушай, примечай,

                 Что в конце услышишь,

                 Четко повторяй!

Игра «Эхо». Педагог читает стихотворную строчку, утрированно выделяя последний слог. Дети повторяют последний слог. Ответы сопровождаются ритмичными движениями по выбору педагога.


Собирайся, детвоРА!                       Ра, ра, ра! (н-р, топают правой ногой)
Начинается игРА!                            Ра, ра, ра!   (топают левой ногой)
Ты ладошки не жаЛЕЙ!                  Лей, лей, лей! (хлопки руками) и т.п.
Бей в ладоши весеЛЕЙ!                  Лей,лей,лей!
Сколько времени сейЧАС?            Час, час, час!
Сколько будет через ЧАС?             Час,час,час!
И неправда, будет ДВА!                 Два, два, два!
Думай, думай, голоВА!                   Ва, ва, ва!
Как поёт в селе петУХ?                   Ух, ух, ух!
Да не филин, а петУХ!                    Ух, ух, ух!
Вы уверены, что ТАК?                    Так, так, так!
А на самом деле КАК?                    Как, как, как!
Сколько будет дважды ДВА?        Два, два, два!
Ходит кругом голоВА!                   Ва, ва, ва!
Это ухо или НОС?                           Нос, нос, нос!
(Ведущий держится за ухо)
Или может сена ВОЗ?                     Воз, воз, воз!
Это локоть или ГЛАЗ?                    Глаз, глаз, глаз!
(Ведущий показывает на локоть)
А вот это что у НАС?                      Нас, нас, нас!
(Ведущий показывает на нос)
Вы хорошие всегДА?                      Да, да, да!
Или только иногДА?                       Да, да, да!
Ох, устали отвечать,

Разрешаю помолчать!

Бабушка:   Как чудесно мы играли

                   И в игре тренировали

                   Наши пальчики, ладошки,

                   Даже ушки немножко.

  1.  «Волшебный фартук»

Бабушка надевает фартук:

                 Фартук мой непростой, друзья,

                 Сказок целая семья

                 Поживает тут, живёт…

                 Ну а кот всему учёный

                 Свои песенки поёт…

Бабушка гладит кота (мягкая игрушка), затем достаёт из кармана чудо-зеркало:

                 Ну-ка, зеркальце, смотри,

                 Ничего не утаи,

                 Загадай свои загадки,

                 Отвечают пусть ребятки…

Бабушка зеркалом направляет «солнечного зайчика» на мультимедийный экран.

Бабушка: Слушайте, думайте и помните золотое правило общения: нужно не только правильно отвечать, но и уметь выслушать собеседника, дослушать загадку до конца!

  1. Презентация «Отгадай сказку»

Дети слушают загадку, отгадывают, затем на экране появляется сюжетная картинка из сказки (загадки на выбор педагогов). Варианты загадок:

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? («Три медведя», русская народная сказка)

Где и когда приключилось такое:

Мышка разбила яйцо золотое.

Дед горевал, и печалилась баба.

Только кудахтала … (курочка Ряба)

Бабушка внучку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Как же все люди звали её? («Красная Шапочка», Ш.Перро)

Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел.

Круглый сам, румяный бок,

А зовётся … (Колобок)

Узнать его не сложно. Вот вопрос:

У кого из сказочных героев

Самый длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной…

Кто же это?..   (Буратино)

Лечит маленьких детей,

Лечит бабочек, шмелей,

Лечит птиц он и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … («Айболит», К.И.Чуковский)

Толстяк живёт на крыше,

Летает всех он выше.

Самое вкусное угощенье

Для него – варенье. («Карлсон», А.Линдгрен)

Он не низок, не высок

И не заперт на замок,

Весь из брёвен и досОк

Стоит в поле … (Теремок)

Она умна и добра,

Красива и мила,

Хоть имя её

От слова «зола». («Золушка», Шарль Перро)

Носик круглый пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи…

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три поросёнка»,  английская нар.сказка)

  1. Игра «Сапоги-скороходы».

Бабушка выносит галоши, протирает их салфеткой.

Бабушка: Ой, до чего ж запылились скороходы-то мои лакированные, давно никто не примерял, давно в сказке не бывал. Хотите поиграть, в скороходах полетать?

Дети: Дааааа!

Дети делятся на две команды.

Задание 1. «Хоббихорсинг»: проскакать в скороходах на деревянной палочке-лошадке по извилистой дорожке с препятствиями (высокая трава, глубокая река, дорожный камень…), вернуться к команде, передать эстафету (галоши и лошадку).

Задание 2. «Волшебные яблоки»: добежать в скороходах до чудо-дерева (мешок на стуле, в мешке яблоки, кубики, мячики), найти наощупь и достать волшебное яблочко, вернуться к команде, положить яблоко в корзину, передать эстафету (галоши).

  1. «Сказочные слова»

Бабушка: А сейчас узнаю я, помнят ли мои юные друзья сказочные слова.

Я начну, вы – продолжайте,

Дружно хором отвечайте.

Бабушка:                 Дети:

В некотором царстве …                                … в некотором государстве

Тянут-потянут …                                           … вытянуть не могут

Высоко сижу …             … далеко гляжу

Я от бабушки ушёл…                                    … я от дедушки ушел

Не пей, братец, из лужицы…                       … козлёночком станешь.

Заяц построил избушку лубяную …           … а лиса – ледяную…

По щучьему велению …                               … по моему хотению

Избушка, встань к лесу задом…                  … а ко мне передом

На море-окияне…                                          … на острове Буяне

Снесу яичко другое, не золотое …              … а простое

Не садись на пенёк…                                    … не ешь пирожок

Ловись, рыбка, мала …                                 … и велика

В тридевятом царстве…                               … в тридесятом государстве

Терем, теремок, …                                        … кто в тереме живёт?

И я там был, мёд-пиво пил…                       … по усам текло, а в рот не попало

Тут и сказке конец, а кто слушал…             … молодец!

  1. Гимнастические упражнения для пальцев и кистей рук.

Бабушка: Поиграли? Поплясали?
                Нагуляли аппетит?
                Вот теперь и подкрепиться
                Вам совсем не повредит.

Игра «Спагетти».

Задание: держа карандаш кончиками пальцев, смотать верёвку.

Игру повторить, чтобы каждый из детей принял участие.

  1. «Сказочное угощение».

Бабушка выносит пирог, ставит на стол.

Бабушка: Самовар кипит, поёт,

                 Всех за стол давно зовет.

                 А ты, скатерть-самобранка, расстилайся,

                 Угощай моих гостей, да не жадничай!

                 Я вам вкусный пирог испекла с любовью,

                 Угощайтесь, мои милые, на здоровье…

                 Да помните:

                 Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!

Бабушка передаёт пирог педагогу.

  1. Педагог и дети благодарят бабушку.

Педагог: Спасибо вам, бабушка, за тёплый приём, за интересную встречу! Но как же нам вернуться в детский сад, в свою группу?

Бабушка достаёт из кармана клубок.

Бабушка: Есть у меня волшебный клубочек… Куда бы он не покатился, не отставайте, торопитесь вслед за ним…

Пусть покатится клубочек

По полям и по лесам -

Этот маленький клубочек

Верный путь укажет вам!

Педагог и дети: Спасибо вам, бабушка! Спасибо, Ульяна Матвеевна! До свидания!

Под музыку из телепередачи «В гостях у сказки» дети уходят в группу.

За время отсутствия детей, в группе появилась выставка книг «Сказочная страна», лэпбук «Наши любимые сказки», тематические раскраски. В свободное время воспитатели продолжают знакомить детей со сказками.

Для родителей оформлен информационный стенд «Дружите со сказкой».

Автор идеи и составитель:

Алла Юрьевна Ольхова,

учитель-логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – спортивное развлечение с элементами фольклора «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с народным праздником "Сороки", закрепление знаний о весне, прилете птиц....

Конспект логопедического развлечения "Маша готовится в школу"для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).

Конспект развлечения подходит для использования в коррекционной работе логопеда как с  детьми 5-7 лет с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушения зрения), так и с воспитанниками обычных логопедических групп дошко...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста

middot;       Упражнять детей в использовании нетрадиционных техник рисования.·       Закреплять умение выражать свои впечатления, з...

Рабочая программа развитие эмоционально-волевой сферы (с элементами арт-терапии): «Цветные эмоции» старший дошкольный возраст

Цель программы: профилактика расстройств в эмоциональной сфере (тревожности, страхов, агрессивности, замкнутости)....

Конспект занятия c элементами арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста «Моё настроение»

Цель: гармонизация личности.Задачи:1. Развитие и умения правильно выражать свои эмоции и чувства2. Развитие фантазии, воображения3. Развитие уверенного поведения4. Снятие напряжения.5. Повышение ...

Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...