"Память священна"
методическая разработка (подготовительная группа)

Аржанникова Наталья Викторовна

Музыкально-литературная композиция, цель которой дать детям представление о Великой Отечественной войне, о Дне Победы, о героических страницах истории нашей Родины с помощью различных видов музыкальной деятеьности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_svyashchenna.docx47.57 КБ
Файл perspektivnyy_plan_.docx14.26 КБ
Файл proekt_s_muzykoy_k_pobede.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад № 488

Литературно-музыкальная композиция

«Помните!»

Целевая аудитория: старший дошкольный возраст

Аржанникова Наталья Викторовна,

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Новосибирск. 2022

Цель: Дать детям представление о Великой Отечественной войне, о Дне Победы,

          о героических страницах истории нашей Родины с помощью различных видов

          музыкальной деятельности.

Задачи: 

  1. Расширять представления и знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы.
  2. Познакомить с патриотическими музыкальными и стихотворными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания; вызвать
    яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  3. Продолжать работать над навыками выразительного исполнения песен, умению передавать в танце эмоционально -  образное содержание музыки, согласовывать слова с движениями.
  4. Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.

                                               КОНСПЕКТ

Под музыку дети заходят в зал, на экране заставка «С Днём Победы!»

*Литературно-танцевальная композиция

«Россия начиналась не с меча»

на сл. Э. Асадова.

Ведущая: Дорогие гости! Сегодня мы собрались вместе, чтобы со всей страной, со всем российским народом отметить праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 77 лет назад 9 мая закончилась Великая Отечественная Война с фашисткой Германией, в этот день Германия признала своё  полное поражение, а наш народ победил. Долог и нелёгок был путь к победе. Победа далась стране  - дорогой  ценой, погибли миллионы солдат. Имён многих из них мы не знаем. Но мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Во многих городах горит Вечный огонь, мы возлагаем к нему цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! 

Ребёнок: Ещё тогда нас не было на свете, 
          Когда гремел салют из края в край. 
          Солдаты, подарили вы планете 
          Великий Май, победный Май! 

Ребёнок: Ещё тогда нас не было на свете, 
          Когда с победой вы домой пришли. 
          Солдаты мая, слава вам навеки, 
          От всей души, от всей Земли! 

Ребёнок: Нам светит солнышко Победы. 
          Мы знаем, в грозный, трудный час, 
          В боях жестоких наши деды - 
          Завоевали мир для нас. 

Ребёнок: Мы будем храбрыми, как деды, 
       Родную землю защитим, 
       И наше солнышко Победы 
       Мы никому не отдадим! 

                                *
Песня «Рисунок»  М. Прокопьева

Ведущая: Семьдесят семь  лет назад над нашей Родиной нависла

        смертельная опасность. Фашистская Германия решила захватить чужие

        земли, чужие богатства. Многие страны ей удалось покорить, дошла

        очередь и до нашей страны.

*Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

Эпизод нашествия. Видео

Ведущая: Немецкие захватчики напали на нашу страну неожиданно, без

         объявления войны, 22 июня 1941 года. Наши воины готовы были встать

         на защиту Родины. Каждый день эшелоны увозили красноармейцев на

         фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой

         в победу. 

В записи звучит голос Левитана о начале Великой Отечественной войны 

Ребёнок: Страна цвела. Но враг из-за угла, 
       Свершил налёт, пошёл на нас войною. 

Ребёнок: В тот грозный час, стальною став стеною, 
         Вся молодость оружие взяла, 
         Чтоб отстоять Отечество родное.                        

*В записи звучит песня «Священная война» А. Александрова

на её фоне слайды – фото военных лет. 

Ребёнок: Шли солдаты на запад, 
        По дорогам войны. 
        Выпадал среди залпов, 
        Может, час тишины. 

Ребёнок: И тогда на привале, 
        Опустившись в окопы, 
        Люди письма читали - 
        Для любимой, далёкой. 

                             
*Литературно-танцевальная композиция

«Тучи в  голубом» А. Журбина, П. Синявского

Выступление  воспитателей детского сада.


Ведущая: Долгих четыре года продолжалась Великая Отечественная война. Через

       тяжёлые испытания пришлось пройти людям. Но наши солдаты храбро

       сражались в боях. Те, кто оставался в тылу, работали на заводах, фабриках,

       делали оружие, танки, автоматы, самолёты, миномёты и пушки. Военные

       эшелоны везли на фронт вооружение, медикаменты и одежду, пищу для бойцов.

       Наступила весна 1945 года – весна долгожданной Победы. Наконец враг был

       сломлен! Воины освободили от фашистских захватчиков не только нашу

       Отчизну, но и многие страны Европы. Они дошли до Берлина и водрузили на  

        Рейхстаге красный флаг.

           Мы водрузили на Рейхстаг, 
          Наш советский красный флаг. 
          Этот флаг над миром реет, 
          Он сверкает и алеет. 
          Говорит всем людям флаг: 
        «Побеждён жестокий враг!» 

                   
В записи звучит голос Ю. Левитана об окончании войны.

Ведущая: В этот день радовались люди, выходили на улицы, обнимались, целовались. Совершенно незнакомые, но такие родные и близкие друг другу, столько страшных дней прожившие вместе. А теперь их объединило одно – радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба. И неслась ввысь счастливая песня, которая прошла с солдатами по всем тропам войны, все страшные 4 года, и до сих пор мы поём её все вместе, радостно и счастливо.

*Танец с платками М. Блантера «Катюша».

Ребёнок: Все кричали: «Мир, Победа!

        Возвращаемся домой!»

        Кому радость, кому беды,

         Кто погиб, а кто живой.

Ребёнок: Светлый праздник День Победы

Отмечает вся страна,

Наши бабушки и деды

Надевают ордена.

Ведущая: Каждый год 9 мая встречаются ветераны, чтобы вспомнить о былом. Каждый год их становится всё меньше…

*Песня «Когда ветераны идут на парад» З. Роот

Ведущая: Нелегко досталась эта великая победа. 
            И хочется, низко поклонившись, сказать. 
            Слава тебе, победитель – солдат, 
            Ты прошёл через все испытанья, 
            Не ради чинов и наград, 
            А чтобы избавить людей от страданья. 
                         Четыре года жизни – год за годом, 
                         Четыре года смерти – день за днем, 
                         Во имя мира всем земным народам, 
                         Бежали, опоясаны огнём. 
            Все, что свершили, - памятно и свято. 
            Навеки будут рядом, без конца – 
            Могила Неизвестного солдата и 
            Счастье победившего бойца!

*Песня «Вечный огонь» А. Филиппенко

На экране видео Вечного огня.


Ведущая:  Неугасима память поколений. 
         И память тех, кого так свято чтим. 
         Давайте, люди встанем на мгновенье. 
         И в скорби постоим и помолчим. 

*Минута молчания. Фон «Метроном».

Ребёнок: Сияет солнце в День Победы, 
         И будет нам всегда светить. 
         В боях жестоких наши деды 
         Врага сумели победить. 

Ребёнок: Идут колонны ровным строем, 
          И льются песни там и тут, 
          А в небе городов-героев, 
          Сверкает праздничный салют. 

Ребёнок: Мирный день плывёт над нами – 
          Радость в сёлах, городах, 
          Над заводами, полями – 
          Неба чистого размах. 


Ребёнок: Скажут наши дети дружно: 
          Хорошо в краю родном! 
          Нам добру учиться нужно, 
          Мы для радости живем. 

*Песня « Победа» Е. В. Машечковой

Ведущая: Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд.

Ни один не строчит автомат.

      Пусть оглашают наши леса

      Только птиц и детей голоса.

      И пусть мирно проходят года,

      Пусть не будет войны никогда!

                  Пусть гремит салют победы!

                  Этим светом мир согрет!

             Поздравляем наших прадедов и дедов!

             Дню Победы – многих лет!

Под песню «День Победы» Д. Тухманова

Дети  маршируют и выходят из зала.

Методические рекомендации:

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Нам, знающим войну по книгам и фильмам, нужно сохранить память о великих  тех годах в своих умах и сердцах, передать эту память сегодняшним малышам, воспитанникам детского сада.

Что можно рассказать детям и как? Какие фильмы, мультфильмы о войне показать, чтобы, не напугать ребёнка, но в то же время дать возможность проявиться сочувствию, состраданию, сопереживанию.

А начать надо с вопроса «А вы знаете, какой скоро праздник?» Эта фраза должна
заинтересовать ребёнка, ведь дети очень любят праздники. Затем рассказать о начале войны. Объяснить, что Великой она называется потому, что когда «прапрадедушка был маленьким мальчиком, как ты», немецкие фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Они хотели установить свои порядки и поэтому взрывали огромные бомбы, стреляли и забирали в плен. Но наши войска дали отпор, потому что идти на фронт было долгом каждого.

Само по себе повествование не должно быть слишком долгим, иначе ребёнку наскучит слушать о войне, ведь в этой истории не будет ничего смешного или весёлого. По мере взросления ребёнка можно будет рассказать ему больше.

Очень важна умеренность в описании ужасов войны. Не стоит подробно расписывать, что творилось в концлагерях или в блокадном Ленинграде. Тем самым мы  только дадим  повод для ночных кошмаров.

Рассказывая о войне, настройтесь на эмоциональную искренность. Признайтесь ребёнку, что вам нелегко и что это вообще сложная тема. Но вы постараетесь объяснить всё правильно…  А признание мужественного папы в том, что он боится войны, и совсем её не хочет, произведёт гораздо больший эффект, чем все «воспитательные речи» вместе взятые.

.Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину.

 При необходимости надо объяснить ребёнку значение непонятных слов: тыл, фронт, эшелон, привал, землянка и др., и не забыть добавить, что война длилась долгих четыре года, и что много солдат не вернулось домой. А 9 мая 1945 года фашистские войска были разбиты, и наступила долгожданная победа. В этот день все радуются тому, что теперь люди живут под мирным  небом, а дети говорят ветеранам «спасибо» и дарят рисунки с праздничным салютом.

В разговоре с дошкольниками накануне Дня Победы обязательно надо спросить, сохраняется ли в семье память о прабабушках и прадедушках, есть ли в доме портреты, фотографии воевавших на Великой Отечественной войне или трудившихся во имя Победы в тылу родственников? Попросить ребят спросить об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. В группах можно будет устроить Галерею Памяти, которая даст возможность воспитателю начать разговор о войне.

Родителям же обязательно нужно порекомендовать рассказать своим детям о тех, кто изображён на фотографиях, пусть дети перенесут этот рассказ в группу, с гордостью расскажут о своих героических предках. Тем, у кого не сохранились фронтовые фотографии, нет памяти о прадедушках и прабабушках, можно предложить сходить всей семьёй к памятнику погибшим во время Великой Отечественной войны землякам.

Ещё можно предложить зайти на сайт «Дорога памяти», где люди размещают фотографии участников Великой Отечественной войны. Кто-то добавит в галерею сайта своих родственников, а кто-то, возможно, найдёт тех, о ком потеряна память. Это можно будет сделать, пройдя по ссылке: https ://foto.pamyat-naroda.ru/

      Чтобы Великая Отечественная война не осталась в истории как исторический факт наряду с множеством других исторических фактов, родители, бабушки, дедушки, педагоги должны посвящать детей в эту тему, рассказывать, какой ценой нам досталась победа, почему День Победы – самый важный государственный праздник в нашей стране, праздник со слезами на глазах. Наши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, спектакли, песни, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен пока ещё не прервётся.

Этого не должно больше повториться! Песни и музыка  времён Великой Отечественной войны – это, к счастью, не только война. Это и народная память, и воспитание лучших патриотических чувств у нашего поколения, и призыв к сплочению и братству всех, живущих на родной земле!

   

Список литературы:

1. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.

     Алёшина Н.В. – М.: ЦГЛ, 2004 

2. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по  

    патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера,

             2006. — 192 с.

3. Детям о Великой Победе. Беседы о  Второй мировой войне/А. П. Казаков, Т.А.

   Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 48 с. ,4

4. Э. Асадов «Россия начиналась не с меча»

5. К. Симонов «Жди меня»

6. Стихи поэтов: А. Безыменского, М. Владимова, Г. Фатеева, И. Мазнина

7. Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская»

8. А. Александров «Священная война»

  1. А. Журбин,  П. Синявский  «Тучи в голубом»

10. Д. Тухманов «День Победы"

11. А. Филиппенко «Вечный огонь» 

12. М. Прокопьев «Рисунок» 

13. youtube.com  Видеохроника

Приложения

Детям, которые постарше, можно прочитать книги о войне, о маленьких героях-пионерах и комсомольцах, которые защищали нашу Родину. Есть много рассказов о партизанах, разведчиках.

Вот некоторые произведения о военном времени, которые подойдут для дошкольников:

  • «Сын полка»  В. Катаев
  • «Четвертая высота» Е. Ильина
  • «Сашко» А. Фадеев
  • «Брат мой в армию идет», В. Орлов;
  • «Галина мама», С. Георгиевская;
  • «Арбузный переулок», В. Драгунский;
  • «Андрейка», В. Осеева;
  • «Стальное колечко», К. Паустовский;
  • «Шинель», Е. Благинина;
  • «Кукла», Г. Черкашин;
  • «Улица младшего сына», «Главное войско», «Памятник солдату», «Твои
  • защитники», Л. Кассиль;

Детская литература подойдет для первого знакомства с образами войны. Читать книги на эту тему можно уже с трёх лет. Малыш ещё мал, он не поймет всех ужасов того времени, но это пока и не нужно. После пяти лет дети уже более осознанно воспринимают вопросы смерти, примеряя их на себя. Главное в такие моменты – успокоить ребёнка здесь и сейчас: война уже прошла, её уже пережили, мы живём в мирное время.

Дома и на занятиях в детском саду можно посмотреть мультфильмы и художественные фильмы о войне.

 Вот список фильмов, которые можно найти в Интернете:

Мультфильмы о войне:

1. «Солдатская сказка» К.Паустовский (СССР, Киевнаучфильм, 1983)

2. «Солдатская лампа» (Творческое объединение «Экран», 1984)

3. «Воспоминание» («Союзмультфильм» , 1986)

4. «Скрипка пионера» («Союзмультфильм», 1971)

5. «Легенда о старом маяке» («Союзмультфильм», 1976)

6. «Василек» «Союзмультфильм», 1973)

7. «Великая Отечественная» (Казахстан,  

8. «Салют» (Киевнаучфильм, 1975)

9. «История одной куклы» (Кинопоиск, 1984)

10. «Приключения красных галстуков» (1971)

11. «Сильные духом крепче стены» (Казахстан, 2010)

12. «Партизанская снегурочка» («Киевнаучфильм», 1981)

13. «Пуговка» (Студия продюсерского кино, 2010)

14. «Жить» (Киностудия Горького, 2016)

Примерный список фильмов о войне:

1. «Девочка ищет отца» ( Беларусьфильм, 1959)

2. «Иваново детство» ( Мосфильм, 1962)

3. «Смелые люди» ( Мосфильм,1950)

4. «Беспокойное хозяйство» (Мосфильм, 1946)

5. «Сын полка» ( Союздетфильм, 1946)

6. «Садись рядом, Мишка!» (Киностудия им. Горького, 1977)

7. «Четыре танкиста и собака» (Польша, 1966)

8. «Зимнее утро» (Ленфильм, 1966)

9. «Пятерка отважных» ( Беларусфильм, 1970)

10. «Юнга Северного флота» ( Киностудия им. Горького, 1973)



Предварительный просмотр:

Перспективный план.

Дата

Учебный материал

Рекомендуемый репертуар

Октябрь

          1 неделя

Начало войны. Голос Юрия Левитана. Плакат «Родина Мать зовёт!»

Д. Шостакович Симфония № 7. Видео. Автор видео: http://vk.com/ivanov1977 22 июня 1941 года начало Великой Отечественной Войны.

Марш- перестроение «Защитники Отечества

               3 неделя

Песня Александра Александрова «Вставай страна огромная» на слова Василия Лебедева-Кумача. Видеохроника.

Подпевание песни,

эмоциональное восприятие музыки

п/и «Кто дальше бросит гранату»

Ноябрь

          1 неделя

Легендарный парад 7 ноября 1941 года. Историческая кинохроника. История проведения парада. Иван Козловский. Фронтовые бригады.

          3 неделя

Марш «Парад» Сергея Чернецкого. «Жди меня» Константина Симонова.

Марш - перестроение

Декабрь

        1 неделя

Песня «Катюша» Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Сюжет и текст песни, её  вариации.

«Катюша» М. Блантера

         

          3 неделя

Песня «В землянке» Константина Листова на слова Алексея Суркова. Клип на песню. Военная хроника.

Нина Русланова.

Инсценировка песни

 «В землянке»

Январь

          3 неделя

Блокада Ленинграда. Д. Шостакович Симфония № 7.

Ленинградское исполнение.

«Ты не бойся мама» М. Протасова

Яблочко Глиэра

          4 неделя

Песня «Три танкиста» братьев Покрасс на слова Бориса Ласкина в исполнении Николая Крючкова. Отрывок из фильма «Трактористы»

Белая бумага М. Протасова,

П/игра:

«Полоса препятствий»,

Февраль

          1 неделя

Песня «Тёмная ночь». Видео из к/ф “Два бойца» в исполнении Марка Бернеса.

«Будем в Армии служить» Ю.Чичкова

3 неделя

Песня «Нам нужна одна Победа» Булата Окуджавы. История создания песни. Клип на песню из к/ф «Белорусский вокзал».

П/игра «Парашютисты»

Март

          1 неделя

Рейнгольд  Глиэр увертюра «Дружба народов», Арам Хачатурян балет «Гаянэ».

«Нам нужен мир»

          3 неделя

И музы в бой вели! Концертные бригады. Фото, документальное видео. «Синий платочек» Клавдии Шульженко.

Танец девочек «Синий платочек

Конкурс «Сложи поленья для костра»

Апрель

          1 неделя

Песня «Бери шинель, пошли домой» Булата Окуджавы. Клип на песню.

«Журавли» Яна Френкеля на слова Расула Гамзатова

З.Роот «Когда ветераны идут на парад»

          3 неделя

Памятники воинской славы. Главная песня «День Победы!»  Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова.

В Филиппенко «Вечный огонь»

«День Победы»

  Д. Тухманова

май

          1 неделя

«Вечный огонь» Минута молчания. Салют Победы!

Праздник, посвящённый 75-летию Победы!

Праздник, посвящённый Дню Победы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное учреждение

детский сад № 488 города  Новосибирска

 «С музыкой  к  Победе!»

Творческий проект


                                                                                                         Выполнила:

                                                                                       Музыкальный руководитель

                                                                         Высшей квалификационной категории

                                                                                              Аржанникова Н. В.

2020 г.

 Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта: Образовательный проект «С музыкой к Победе!»

Адресация проекта: Проект предназначен для совместной деятельности педагогов

                                   с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатели, родители и

                                   воспитанники старшего дошкольного возраста, ветераны

                                   вооружённых сил.

Сроки реализации: 1 учебный год (с сентября 2019 г. – по декабрь 2020 г.)

Вид проекта: долгосрочный;  

                                                        Если в чистом небе снова тучи вьются,
                                                     И грозят пролиться страшною бедой,
                                               Музы не уходят, музы не сдаются,
                                                              А встают, бок о бок, с нами в общий строй.

                                                                                                   Татьяна  Благоразумова

Гипотеза: Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего

      дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников

      формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного

      достоинства, гордости за свою Родину.

        Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из

      различных источников, систематизировать полученные знания, применять

      их в различных видах детской деятельности. Не секрет, что в дошкольном  

      возрасте, преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся работа  

      была построена в этом направлении. Как известно, впечатления помогают

      лучше сформировать знания, увиденный и прослушанный музыкальный

      материал лучше усваивается.

         

    Актуальность: Есть в календаре даты, которые невозможно стереть из памяти

      людей. В 2020 году наша страна будет отмечать 75 годовщину Победы советского

      народа в Великой Отечественной Войне. Мы не должны забывать тех, кто отстоял

      свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое –

      потерял будущее». Великая Отечественная война - одна из самых героических

      страниц нашей истории. Мужество людей, их стремление защитить свою Родину

      не знало границ. Вместе с людьми в солдатский строй встала песня. С первых дней

      войны песни помогали народу выстоять и победить, они стали оружием, которое

      подавляет врага.

        Дошкольный возраст - важный этап становления и развития личности ребёнка,

      время, когда формируются нравственные основы, это сензитивный период для

      формирования первых социальных чувств, к которым и относится чувство

      патриотизма. С чего начать? Мы, взрослые, часто задумываемся о том, как

      правильно рассказать детям о прошедшей войне. Как сделать так, чтобы малыш

      уже с ранних лет знал, понимал и чувствовал: мир - это самое важное, что есть на

      нашей земле? Как, не травмируя нежные детские души, рассказать им про войну?

      А главное, донести до них всю боль войны и радость победы  в Великой Отечественной.

        Сейчас осталось очень мало ветеранов Великой Отечественной войны, они ушли

      от нас навсегда. Услышать из первых уст рассказы о войне уже практически

      невозможно. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Его надо

      воспитывать с раннего детства. Дошкольное образовательное учреждение призвано

      формировать у детей первое представление об окружающем мире, малой Родине,

      своему Отечеству. Мы, педагоги, понимаем, что именно от нас зависит, какими

      вырастут наши дети, будут ли гордиться страной, в которой родились, будут ли

      помнить и чтить подвиг своих предков.

        Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы,

      общими усилиями детского сада и семьи у детей могут быть сформированы

      нравственно-патриотические чувства.

        В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из

      самых актуальных.

Особенности проекта: В силу последних политических и экономических перемен

    всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского     патриотического сознания. Всё чаще дети обращают своё внимание на «популярную» музыку с низким качеством исполнения. Теряется связь с культурным, истинно русским наследием России. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов. Особое место в музыке занимает музыка Великой Победы.

Цель проекта: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного

                         возраста через музыку военных лет.

Задачи проекта:

Для музыкального руководителя: 1. Дать представление о значении Победы нашего

        народа в Великой Отечественной войне;

    2. Познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными

        в годы войны, и после её окончания;

    3. Обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе восприятия песен

        военных лет.

    4. Познакомить детей с историческими фактами военных лет;

Для воспитателей: Создать условия в группе для ознакомления, слушания

     музыкальных произведений

Для воспитанников: 1. Воспитание чувства единения и гордости за старшее

    поколение, бережного, заботливого к ним отношения;

2. Развитие интереса к военно – патриотической музыке;

3. Знакомство с песнями великой Победы, историями их создания;

4. Развивать музыкальные способности детей через слушание, пение и музыкально -  

    ритмические движения.

5. Развивать художественно-творческие способности детей, совершенствовать

    умения и навыки в творческой деятельности.

6. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной

    деятельности.

 Для родителей:1.Создать условия для семейного просмотра  художественных,

    мультипликационных фильмов и прослушивания музыкальных произведений

    времён ВОВ;

2. В сотрудничестве с детьми организовать подбор, розыск документов, фотографий,

    личных вещей, писем… участников боевых событий;

3. Достойно рассказать ребёнку о переживших войну близких людях;

4. Привлекать родителей к изготовлению атрибутов, макетов, костюмов

    к празднику Победы, к оформлению фотовыставки, к маршу «Бессмертный полк».

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  

  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

  «Речевое развитие», «Физическое развитие».

В основу проекта легли следующие принципы:

- Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений

  и сведений.                                                                                                  

- Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь

  к близким, к родному городу, к Отечеству.                                              

- Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации

  каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной

  войне с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей,

  эмоциональной и познавательной сферы.                                                                                                                              - Принцип интегративности: сотрудничество с семьёй и социума, сочетание разных

  видов деятельности.                                                                                    

 - Принцип наглядности: пособия (плакаты, открытки), посвящённые Великой

  Отечественной войне, иллюстрации к книгам, картины художников,

  мультимедийные презентаций на основе исторического материала. Соблюдение

  требований к культуре показа презентаций.

Аннотация проекта: Проект рассчитан на девять месяцев: с сентября  2019 г.

    по май  2020 г. В ходе проекта дошкольники расширят свои представления о

    Великой Отечественной войне. Используются для этого различные формы  и

    методы работы, а именно: рассказы, беседы, документальная хроника,

    видеоматериалы, клипы на песни военных лет; рассматривание иллюстраций,

    картин, фотографий; экскурсии, целевые прогулки; чтение художественной

    литературы, выставки, непосредственно-образовательную деятельность в

    области  «Музыка», праздник, концерт. Работа с родителями.

           Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из

    различных источников, систематизировать полученные знания, применять

    их в различных видах детской деятельности. Не секрет, что в дошкольном  

    возрасте, преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся работа  

    была построена в этом направлении. Как известно, впечатления помогают

    лучше сформировать знания, увиденный и прослушанный музыкальный

    материал лучше усваивается.

         Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего

    дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников

    формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного

    достоинства, гордости за свою Родину.

Информационное обеспечение:

Учебно - методическое: Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.  Методическое пособие для педагогов».

Книги, рассказы:

 -  Ю. Яковлева «Как Серёжа на войну ходил» и  «Девочки с Васильевского острова»,  

  - произведения С. Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Поклон Победителям», «Идёт война народная», «От Москвы до Берлина»

  - книга из серии Беседы о Второй мировой войне в детском саду и в школе – «Детям о великой Победе»,

  - В.Орлов «Парад»,

  - А. Маркуша «Я солдат, и ты солдат»,

  - С. Баруздин  «Шёл по улице солдат»

  - С. Михалков «Быль для детей», «Здравствуй воин-победитель», «День Победы»

  - П. Воронько «Два брата солдата»

  - А. Твардовский «Гармонь»

  - Благинина Е. «Шинель»

  - З. Александрова  «Дозор»

  - Кассиль Л. «Памятник советскому солдату», «Твои защитники».

  - Черникова И. «Награды Родины»

книга из серии Читаем сами – «Стихи о Советской армии».

Видео презентации: «Детям о  Великой Отечественной Войне», «Расскажите детям о Великой Отечественной Войне 1941-1945 года»,

видеоурок «Дети войны»,

художественные фильмы: «Мама, я жив», «Всадники», «Отряд Трубачёва

  сражается»;

Мультфильм: «Василёк»; Солдатская сказка (1983) по К.Паустовскому; «Жить» 2016 г., «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Скрипка пионера» и др.

Иллюстрации, слайды, плакаты, фотографии о ВОВ;

Наглядно-дидактические пособия:      о войне, портреты советских композиторов,

    художников, поэтов……

Музыкальный материал: диски, нотные сборники:….

Журналы: «Музыкальный руководитель»

                     «Музыкальная палитра»;

Стихи советских и русских поэтов

Материально - техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, интернет,

  ноутбук, принтер, музыкальный центр, фотоаппарат, домашний кинотеатр, радио

  микрофоны, зеркальный шар, USB –носители;

Атрибуты к танцам, играм: флаг России; флажки; ленточки; военные головные

  уборы: фуражки, шлемофоны (лётчика и танкиста), кепки, бескозырки,

  матросские воротники (гюйсы), пилотки; платки; шнуры, канат и др.

Оформление для музыкального зала: Баннер «Защитники Отечества», флаги

  России, звёзды, цветы, буквы, цифры.

Продукт проекта: ‒ Разработка конспектов НОД, развлечений.

  - Систематизация литературного и иллюстративного материала, оформление

  наглядно - дидактических материалов о Великой Отечественной войне

  - Выставки творческих работ детей, вернисажи совместных работ детей и

  родителей.

  - Создание видеотеки презентаций по тематике проекта, видеоотчёта по

  итогам проекта.

Итоги проекта: Организация фотовыставки «Бессмертный полк»;

  Выставка детских работ, по  увиденному, услышанному материалу.

  Оформление уголков Победы в группах детей, старшего дошкольного возраста;

  Праздник, посвящённый празднованию Дня Победы.

  Экскурсия к Монументу Славы. Возложение цветов к памятнику, встреча с

  ветеранами, поздравления детей. (Ленинский район);

  Шествие «Бессмертный полк», совместно с родителями детей к Обелиску памяти

  об ушедших на Великую Отечественную войну жителях Нижней Ельцовки.

   

Ожидаемые результаты проекта: В ходе реализации проекта у детей будут

  сформированы начальные представления о ВОВ, о солдатах, защищавших Родину,

  о российской армии надёжной защитнице нашей родины, о празднике 9 Мая.

  О своеобразии музыкального колорита военно-патриотических произведений.

    Накопление музыкального багажа на военную тематику. Развитие  

  импровизационных способностей на основе включения детей в активную

  музыкально познавательную деятельность.

Формы работы с родителями: анкетирование, индивидуальные беседы,

  консультации;  

  - организация совместной детско-родительской деятельности (открытые

  занятия, конкурс творческих работ, сбор сведений, фото, видео материала из  

  домашнего архива и др.);

  - презентации для родительского собрания.

 

Возможные риски при реализации проекта

  1.Детям эмоционально тяжела данная тема;

  2. Недостаточна материальная база;

  3. У родителей мало информации об истории своей семьи.

Пути преодоления

  1.Правильный подбор материала и объяснение. Дети гораздо лучше воспринимают

    песни, стихи, чем это кажется взрослым. Пускай с первого раза они считают не все

    смыслы — но все равно уловят главное.  

  2. Расширять круг социальных партнеров.

  3. Заинтересовать данной темой, направить запросы в архив.

План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

                1 этап – организационный.

- анкетирование родителей на тему «Песни о Великой Отечественной Войне».

сентябрь

Воспитатели подготовительных групп

Уточнение представлений детей о Великой

Отечественной войне и о роли музыки в  военных событиях.

сентябрь

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Диагностирование детей, выявление  

   уровня знаний по теме.

сентябрь

Музыкальный руководитель

Подбор музыкального репертуара для слушания и исполнительства

сентябрь –

            апрель

Музыкальный руководитель

Подбор материала об истории песен, музыкальных произведений, о биографиях композиторов.

Музыкальный руководитель

Подбор демонстративного и видео  

  материала

Музыкальный руководитель, воспитатели

Создание видео презентаций по теме

Поиск материалов для песенника «Военные

  песни в моей семье».

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Изготовление пособий, декораций, атрибутов для праздника.

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети. родители

           2 этап – основной.

        Работа с детьми.

Восприятие музыки, исполнительство

октябрь-май

музыкальный

руководитель,

воспитатели

Знакомство с музыкально-

  художественным репертуаром о войне.

октябрь –

               май

Слушание музыки о войне.

Разучивание песен с детьми.

Разучивание танцевальных композиций на музыку песен военных лет.

Видео просмотр «Кадры военной

    хроники».

Чтение художественных произведений.

Воспитатели

Рассматривание картин художников с

           составлением рассказов.

                                                                    заключительный этап

Пополнение знаний дошкольников о музыке ВОВ, повышение интереса к песням патриотической направленности

октябрь - май

Музыкальный руководитель

Выступление детей перед детьми старшей и средних групп

апрель - май

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Оформление зала, выставки в группе.

Приглашение ветеранов ВС на занятия.

Консультация «Песни Победы».

Работа с родителями.

Индивидуальная беседа «Куда повести малыша в праздники»

октябрь - май

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Консультации «Как рассказать нашим детям о войне», «Растим патриотов»

Создание мини-музея

Воспитатели

Помощь в изготовлении сувениров для ветеранов войны

Участие в сборе открыток о войне и мире.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Участие в конкурсе рисунков «Этот день Победы!», «Иллюстрации к песеннику».

Музыкально – деловая игра «По страницам великой победы!».

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Появится устойчивый интерес к военно-патриотической музыке. Воспитаются чувства единения и гордости за старшее поколение, проявится чувство любви и интереса к песням Великой Победы.

Список литературы

1. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой    

   творческий практико-ориентированный проект/ авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В.    

   Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 стр.

2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного

   образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комароой, М.А.Васильевой. – 4-е изд.,

   перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 352 стр.

  19.08.2019

3. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного рассказа

   Веретенникова Н.    //Музыкальный руководитель. - 2017. - No5.

4. С чего начинается Родина... Рубан Т., Таранцева М., Сапрыкина Л.  

    Воспитание основ патриотизма у дошкольников// Музыкальный руководитель. -  

    2017. - No12.

5. Музыкальный руководитель, май-июнь 2005, ООО «Воспитание

    дошкольника».

6. Музыкальная палитра, No3. 2010, ООО «Редакция журнала «Музыкальная

    палитра».

7. Всегда на страже: Рассказы о песнях. Бирюков Ю.Е.   – М., 1988.

8. Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/Сост. А.Е. Луковников. – М.,

   1975.

9. Люди и песни: Песня в строю. Жарковский Е.  – М., 1978.

10. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. Лебедев П. –

      М., 1979.

11. Желанные гости бойцов Утесов Л. // Музы вели в бой: Деятели литературы и

     искусства в годы Великой Отечественной войны /Сост. Красильщиков. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое развлечение для детей "Байкал - священный дар природы"

«Байкал – священный дар природы»   Тематическое развлечение для детей подготовительной группы   Цель: Обогатить знание детей об озере Байкал. Привлечь внимание к неповторимой красоте озе...

Священные животные.

Материал содержит информацию, которая поможет дошкольникам более полно познакомиться в домашними животными....

ЗНАКОМСТВО С ПЕСНЕЙ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Конспект занятий в старшей и подготовительной группе...

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

мини-музей "Священная лошадь Саха"

Экологическая,а так же нравственная проблема-одна из острейших проблем современности. Поэтому одной из приоритетных задач работников ДОУ является экологическое воспитание дошкольников.Сегодня в нашем ...

Конспект занятия "Байкал-священный дар природы"

Цель занятия:Задачи:Интеграция образовательных областей:...