Тематический досуг "НА ДНЕ РОЖДЕНИИ У БЕРЕЗКИ"
материал (старшая, подготовительная группа)

Пылыпив Наталья Андреевна

Задачи:

1. Способствовать формированию гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа;
2. Способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора; 
3. Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_dne_rozhdenii_u_berezki.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

НА ДНЕ РОЖДЕНИИ У БЕРЕЗКИ

 Задачи:

1. Способствовать формированию гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа;
2. Способствовать всестороннему 
развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора; 
3. Воспитывать 
у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Место и время проведения: полянка с берёзкой на территории детского сада во время прогулки.

Оборудование: фонограмма песни «Во поле берёза стояла», «Голоса весеннего леса», платочки, ленточки,  дудочка для Лешего, «волшебный» сундучок, скамейки для  детей.

Действующие лица:  Ведущая – рассказчица в русском сарафане и кокошнике, Леший, Заря – заряница – девица в красном сарафанчике, с веночком на голове.

Под фонограмму русской народной песни «Во поле берёза стояла»  дети с платочками и ленточками в руках, идут «цепочкой» за ведущей, обходят берёзку, образуют круг, любуются берёзкой.

Ведущая: Ребята, вот и пришли мы в гости к берёзке – главному и любимому дереву на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях,  наступало время  весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок, по-другому Троица. Праздник Троица – любимый народный праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. В праздник на троицу в особом почёте была Берёзка. 
Берёзонька скрипела, к себе гукала, добрых гостей созывала: «Приходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу, украшать»,  обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться.

1 ребёнок: Вокруг берёзки я хожу,

Вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Чем я белу,  кудревату одарю.
Одарю берёзку алой ленточкой,
Да переленточкой.
А ещё шелковым платком,
Да лазоревым венком.

2 ребёнок: Во лесу, во лесочке росла трава – мурава.

До пояса доросла, берёзку обвила.
Мы веночки сплели, берёзоньку завили.

(Ведущая и дети украшают веточки берёзки ленточками и платочками)

Ведущая: Заведём хоровод, чтоб был радостным и весёлым весь год.
(Дети встают и вместе с ведущей заходят в хоровод).

Ты, берёзонька, да ты кудрявая,
Ты когда взошла, да когда выросла?
Ты когда взошла, да когда выросла?
Ты весной взошла, да летом выросла!
Под тобой, берёза, то не мак цветёт,
То не мак цветёт, не огонь горит.
То не мак цветёт, и не огонь горит.
Под тобой, берёзка, красные девушки.
Под тобой, берёзка, красные девушки,
Они песню поют, да тебя величают.       

(Затем садятся на места).

Ведущая: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала), 
Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев), 
Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Современные авторы тоже посвящают берёзе свои произведения. Давайте послушаем стихотворения, про берёзку.

3 ребёнок: Белая берёза – Машина сестричка.

У берёзы белой тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе белой подойдёт,
Ленточку берёзе в косы заплетёт.

4 ребёнок: Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, 
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!
С.Прокофьев.

(Раздаётся стук по дереву).

Ведущая: Ой, что за стук? Не дятел ли это стучит?

Леший: Нет, это я, старичок – Лешачок! (Идёт к берёзе, любуется):

- Ай, да берёзка, ай, да красавица! Молодцы Ребята! Давно я не видел хороводов на поляне, скучно стало в лесу. Раньше – то,  бывало, собирались здесь русалки – мавки. В тихие вечера, да в лунные ночи выходили они из – под озёрных коряг и хоронились в деревьях. А с восходом солнца водили они хороводы, пели песни, качались на берёзовых ветках, заманивали в лес красотой своей да голосом добрых молодцев.
А у вас так весело, что и мне старому захотелось поиграть. А вы, ребята, уважите меня старого, поиграете со мной?
Предлагаю поиграть в игру «Разбегиши» (один из вариантов игры «Горелки»).

Леший – водящий стоит в центре круга, дети, взявшись за руки, идут по кругу. Все говорят хором нараспев:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

Леший со словами «Раз, два, три – беги!» задевает платочком любую пару детей. Они бегут в разные стороны, соревнуясь, кому удастся схватить платочек первым. Победивший с платочком встаёт в круг и становится водящим.

Леший:  Ну вот, я с вами наигрался. (Ведёт детей к берёзе, все садятся).

А позову – ка я сюда внучку свою, пусть тоже на берёзку полюбуется, да с ребятами позабавится.

(Лешачок играет на дудочке. Под мелодию входит девица в красном сарафанчике, с веночком на голове. В руках у неё волшебный сундучок).

Заря:  Здравствуйте, ребята! Я – Заря – заряница, красная девица!

Леший: Это внучка моя – Зоренька!
(Заря вокруг берёзки обходит, любуется).

Леший: А какая она у меня затейница! Сколько она игр да загадок знает!

Заря:  А вы, ребятки, умеете отгадывать загадки? Сейчас я проверю. (Достаёт открытки с загадками из волшебного сундучка):

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «Купайтесь!»,-  приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я - …(лето)

Ждет нас в гости друг зеленый, 
Ждут березки, липы, клены, 
Травы, птицы и цветы небывалой красоты.
Сосны, ели до небес, друг зеленый, это - …(лес).

Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?
Внимание, внимание, слушайте задание!
Любит подберезовик лес, какой? 

Дети (хором):  Березовый.

А теперь отгадайте,  что за дерево такое:
Клейкие почки, зелёные листочки,
С белой корой, стоит под горой! (Берёза)

Заря: Правильно, молодцы, ребятки! Вижу, умеете вы загадки отгадывать! А давайте поиграем в мою любимую  игру. Эта русская народная игра так и называется «Заря - заряница».

Дети стоят по кругу. Один – Заря, ходит вокруг и говорит:
Заря – заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые,  ленты  голубые,
Кольца завитые – за водой пошла…

С последними словами водящий (Заря) осторожно кладёт ленту на плечо одному из игроков. После этого оба бегут в разные стороны, стараясь обежать круг и занять место.  Кто остаётся без места, становится «Зарёй».

Леший: Ну, ребята, порадовали, да позабавили вы нас с Зоренькой. Пора нам к себе в лес возвращаться. Внученька, загадай- ка на прощание ребяткам ещё загадку.

Заря: (открывает волшебный сундучок):

В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.

Дети (хором):  Береза!

Заря: Правильно, берёза! 
А теперь скажу вам я, что  прощаться нам пора…
Праздник веселый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришелся по нраву!

Леший:  Прощайте, прощайте, все счастливы будьте!
               Здоровы, послушны и нас не забудьте!
(Прощаются и уходят под «Голоса весеннего леса»).

Ведущая: Сегодня у берёзки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Но и нам  пришла пора прощаться. Давайте ещё раз полюбуемся на неё и споём на прощание.

Дети хороводную песню  «Ай да берёзка!» Сл. Ж. Агаджановой, муз.Т. Потапенко.

  1. Мы вокруг берёзки встанем в хоровод,
    Радостно и звонко каждый запоёт:

Припев: Ай да берёзка,
              Белый ствол!
              Зеленей, зеленей
              Ты листвой!

  1. Яркие платочки в руки мы возьмём.
    У берёзки стройной  пляску заведём.

Припев.

  1. К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай 
    Ты без нас, берёзка, в поле не скучай!»

Припев.

(Ведущая уводит детей в группу)  

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ КРАСАВИЦА

Оборудование и материалы: «лесная» декорация, аудио запись с голосами птиц, поделки из березы и бересты, картины художников с изображением березы, листья разных деревьев (бумажные), платки для хоровода.
Ведущая: Во всех уголках необъятной страны,
                  Сегодня весёлые песни слышны,
                  И пение птиц раздаётся с небес, 
                  Сейчас мы отправимся с вами все в лес!
Ребенок. В лес сейчас мы пойдем и с собой мы всех зовем.
Там под звон и гомон птичий повстречает нас лесничий.
Под «Лесной марш» дети идут, подходят к задремавшему на пеньке гному.
Ребенок. Ой, глядите! Маленький гномик на пеньке сидит
                 И что-то на нас он совсем не глядит?..
Гном. Долго вас я, дети, ждал и чуть-чуть не задремал.
           Проводить вас на поляну мне лесничий наказал.
           Очень я люблю, ребята, слушать музыку в лесу:
           И кузнечика, и дятла, и пчелу, и стрекозу, 
           Трели птиц, шепот листвы…
           Послушать лес хотите вы?
Дети: Да!
Гном: По тропинке мы пойдем, много интересного найдем.
Звучит музыка с пением птичьих голосов, дети идут по «лесной тропинке». 
Останавливаются возле сосны.
Сосна. Знают белочки и мышки, где шумит в лесу сосна.
             У сосны на ветках шишки и в иголках вся она.
Дети идут дальше. Останавливаются у рябинки.
Рябина. Есть в лесу ложбинка, там растет рябинка.
               Бусы, ягоды на ней словно россыпи огней.
Гном. (Обращает внимание детей на стоящую рядом березку.)
А вот и березка. Давайте с ней поздороваемся. Каждый превратиться в стройную красавицу, потянемся.
Потешка: Среди поля березка стоит (изображать березку)
                  Она листьями шумит (фонарики вверху)
                  Ее солнышком печет, (руками рисовать солнце) 
                  Частым дождиком сечет (опускать руки, шевеля пальцами) 
                  Буйный ветер повевает (качать руками вверху) 
                  И березку наклоняет. (согнуть туловище )
Гном. Ты видишь, как ветер с березкой играет?
Березка секреты не всем доверяет.
Ребенок. А какие секреты могут быть у берёзы?
Гном. Очень много! Садитесь и послушайте меня.
           Среди поля берёзка стоит,
           Она листьями шумит, золотым венчиком звенит,
           Весной она лечебным соком питает, 
           Летом прохожего прохлаждает,
           Осенью ленивого поднимает,
           Зимой избу согревает.
1 ребенок. Я тоже знаю, что береза красивое дерево и очень полезное для человека. Она дает нам душистые веники, вкусный сок, лечебный гриб – чагу и лечебные почки.
2 ребенок. Береза не только для нашей забавы,
Она богатство и слава Российской державы.
Тобой, красавица березка, любуюсь всюду и горжусь.
И ты красавица, березка, напоминаешь нашу Русь.
Ведущая. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
3 ребенок. В грозные годы войны березы была символом непобедимой Родины.
                   Березке родной поклонимся мы в пояс,
                   Она нам в трудный час помогла.
                   Она и мама, и любовь, и совесть.
                   Русскому народу силы дала.
Ведущая. Действительно, невозможно представить нашу Родину без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. Посмотрите, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка.
Дети рассматривают картины (мини галерея)
Ведущая. А сколько чудесных стихов посвящено нашей красавице.
Читают стихи о березе
Дети по очереди. Мы березу белую в обиду не дадим.
                               Красавицу зеленую спасем и сохраним.
                               Не ломаем мы деревья, даже веточки не гнем.
                               Скоро белую березку в книгу красную внесем.
Гном. Не руби березы белой, не губи души лесной.
            Не губи и зла не делай, а особенно весной.
Дети читают стихотворение и инсценируют его:
Ветром берёзоньку качало, 
Ветром берёзоньку сломало, 
Ранка на её стволе, 
А макушка на земле.
Кто же деревцу поможет?
Ветер? Он помочь не сможет.
Видишь, мальчик подошел,
Приподнял немного ствол,
И заботливо потом обвязал его бинтом.
Ствол поправился почти
Будет деревце расти.  (Л. Яхин)
Мальчик. Чтобы наша березка не болела,
Чтобы наша березка зеленела.
Чтобы новые леса поднялись в небеса!
Березка. Я пришла к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.
Свои веточки показала, все секреты рассказала.
Будьте дети добры, будьте ласковы, умны.
Все здоровы и красивы и, конечно, веселы.
Вот, дарю вам туесок. Он не низок, не высок.
По грибы в лесок пойдете, полный туес наберете.
(Дарит детям туесок)
Девицы, красавицы, глядите сюда! Нравится?
(подает березовую шкатулку) 
Шкатулка просто диво. Изящна и красива.
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.
(дети рассматривают предметы, изготовленные из бересты)
Ведущая. Посмотрите, шкатулочка-то не простая, а с загадками. Давайте попробуем их отгадать. 1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (береза)
2. Как называется место, где растет много берез? (березняк)
3. Какие грибы растут в березовых лесах? (белые, подосиновики, подберезовики, волнушки, сыроежки)
4. Определить, какой листик – березовый. (предлагается несколько листьев разных видов деревьев: клен, рябина, тополь, дуб, береза)
5 . Какие добрые слова вы можете сказать о березке? (белоствольная, красавица…)
Ведущая. Березонька, красавица, немного отдохни,
                  И хоровод девичий ты с нами посмотри.
                  Девицы, платки берите, для березки вы спляшите!!!
Девочки заводят хоровод вокруг березки «Во поле березка стояла»
Ведущая. В народе пословица живет: «В еловом лесу - трудиться, а в березовом - веселиться!». Как вы думаете, почему так говорят? (предположения детей). А вы знаете, что есть у березы свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы
Ребенок. В праздник березу украшают, ленты ей в косы вплетают,
Хороводы девицы ведут,
Песни звонкие поют.
Исполняется песня «Ай да берёзка!» Сл. Ж. Агаджановой, муз. Т. Потапенко.
Затем мальчики приглашают девочек на парный танец «Ах, ты береза»
Ведущая. Сегодня мы с вами убедились, что береза самое красивое дерево России. Шумит оно листвой, украшает лес, нашу жизнь. Так давайте её беречь, любить и не давать в обиду ни кому.
Ребенок. Будем березку любить, охранять,
                Будем мы взрослым во всем помогать.
                Реки, поля и леса сбережем.
                Помним о том, что природа наш дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического занятия "День рождения Музыки" для старших дошкольников с применением информационных технологий - фильм "Как поссорились Кисть и Скрипичный Ключ"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "День рождения Музыки" В преддверии праздника "День Музыки" этот сценарий может пригодиться моим коллегам - музыкальным руководителям де...

Сценарий тематического праздника "День рождения любимого города"

Сценарий расчитан на детей старшего дошкольного возраста. На празднике используется мультимедийная презентация....

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ДОСУГА «Во поле березка cтояла» для средней и старшей групп

Интересный и динамичный досуг с использованием ИКТ и народного песенного и игрового материала...

Развлечение на улице "День рождения русской березки"

Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,И березки, вдоль которыхРядом с мамой мы идем!...

Тематическое занятие "День рождения Александра Сергеевича Пушкина"(фотоотчет)

quot;День Рождения Александра Сергеевича Пушкина"(фотоотчет)Цель: расширить представления детей старшего дошкольного возраста о творчестве А.С. Пушкина...

ПРОЕКТ Тематической недели «День рождения Плюшевого Медведя»

Цель проекта: формировать у детей игровые навыки, закреплять связные представления об игрушке Мишка. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процесс...

развлечение "День рождения русской березки"

Праздник-развлечение "День рождения березки", прошло с детьми средней и старшей группы ДОУ. Стихи, хороводы, загадки, подвижные игры и сказочные персонажи побывали в гостях у дошколят. На па...