Сценарий праздника "День эрзянского языка"
методическая разработка (средняя группа)
В данной методической разработке описан сценарий национального праздника "День эрзянского языка" , который отмечается 16 апреля и предназначен для детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 127 комбинированного вида»
Сценарий праздника
«День эрзянского языка»
Подготовила: Селякина Елена Александровна.
Саранск 2024
Цель: познакомить детей с «Днем эрзянского языка»; обогатить духовный мир детей; формировать у детей свое отношение к родному языку и родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие «родной язык»;
- формировать у детей навыки слушательской культуры.
Развивающие:
- развивать у детей любознательность, интерес к языкам.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам;
- воспитывать любовь к родному краю;
- воспитывать дружелюбие.
Художественное оформление, реквизит, костюмы: дети и ведущие в мордовских национальных костюмах, флаги России и Мордовии.
Дети заходят под мордовскую мелодию в зал и встают на полукруг.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Рады видеть вас у нас в гостях. Сегодня у нас необычный день. Ребята, кто мне скажет, в какой республике мы живем?
Дети: Мордовия.
Ведущий: А сейчас наши дети расскажут вам стихотворения про наш мордовский край.
Стихи о Мордовии.
- Ты моя Родина!
Край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские – братья… Саша О.
Мы, твои дети, славим тебя!
- Земли есть и милее,
Мне не надо иной!
Ты ведь тоже Россия! Рома М.
Край мордовский родной!
- Край мордовский – Родина моя!
Край мордовский дружная семья.
В ней народ живёт, как друг и брат, Катя К.
А при встрече говорят:
Все вместе: Шумбрат!
Ведущий: Скажите, а народы какой национальности проживают в нашей республике?
Дети: Мордва, татары, русские.
Ведущий: Молодцы, ребята, правильно. Мы с вами живем в многонациональной республике. Наша республика богатая и красивая. В Мордовии в мире и согласии живут русские, татары, мордва (эрзя и мокша). У каждого из этих народов есть свой родной язык, на котором они разговаривают, пишут, поют, читают.
У мордвы тоже, как и у других народов есть свой родной язык – эрзянский и мокшанский. На этих языках написано много стихов, песен, не только для детей, но и для взрослых. Оба языка очень красивые и мелодичные.
Игра – инсценировка «Косо тон ульнить, раужо баран?»
(дети стоят в кругу, а в центре стоит «Раужо баран»)
- Косо тон ульнить, раужо баран?
- Косо тон ульнить, раужо баран?
- Мельницясо, мельницясо,
Монь паро ялгам!
- Мезть тосо тейнить, раужо баран?
- Мезть тосо тейнить, раужо баран?
- Почт яжинь, почт яжинь,
Монь паро ялгам!
- Мейсэ тон яжить, раужо баран?
- Мейсэ тон яжить, раужо баран?
- И рогасон, и пильгсэнь,
Монь паро ялгам!
Ведущий: 16 апреля в нашей республике отмечается «День эрзянского языка». А почему именно в этот день, спросите вы, да и зачем праздновать этот день?
Праздник отмечается 16 апреля, так как в этот день родился первый эрзянский профессор Анатолий Рябов.
«День эрзянского языка» нужен, чтобы мы знали, любили, передавали из поколения в поколение наш родной язык, чтобы не стеснялись на нем говорить, читать, петь.
- Эрзянь кель, эрзянь кель,
Ашо килей, чуди лей,
Чольдердиця горнипов, Дима Ф.
Гайсэ морыця цеков.
- Эрьва келесь эсь койсэнзэ
Мазый, эрявикс, питней,
Илядо стувто эйсэнзэ, Саша О.
Путодо тензэ седей.
- Мон чачинь масторсо,
Косо мазый виртне,
Косо сюпав паксят,
Косо валдот читне!
Рома К.
- Косо эрить эрзят,
Кортыть эрзянь кельсэ,
Важодить ды оймсить,
Тонавтнить ве мельсэ! Настя К.
- Мон Мордовияса эрян,
Косо кайги мокшень кяльс,
Строявихть од кутт и школат, Денис К.
Конат сембонди туфт мяльс.
Ведущий: У каждого человека, будь это взрослый или ребенок, есть родной язык и Родина. Это место, где мы родились и живем. Где жили наши предки. Наша родина – Мордовия. Самобытный край, со своими обычаями и традициями. Каждый человек должен знать и чтить традиции своего народа, а также знать свой родной язык, язык своих предков.
Ведущий: Все народы, проживающие на территории Мордовии, живут в мире и согласии. У каждого народа - своя культура, язык, обычаи и традиции, которые передаются из поколения к поколению. Многие обычаи и традиции дошли и до нас с вами. Вот и у нас с вами своя самобытная культура, обычаи и традиции. Но это не мешает нам дружить и общаться с людьми других национальностей.
Звучит песня «Вай, Ванине, Ванине…»
1. Вай, Ванине, Ванине
Сатиновой палине
Трай – ляй – лёли,
Трай – ляй – лёли,
Сатиновой палине.
2. Ваня эрзянь церыне
Моры мазый морыне.
Трай – ляй – лёли,
Трай – ляй – лёли,
Моры мазый морыне.
3. Моры,моры хлопади
Пильгсэнзэ топади.
Трай – ляй – лёли,
Трай – ляй – лёли,
Пильгсэнзэ топади.
Ведущий: Мордовия - богата мастерами и умельцами. Село Подлесная Тавла родина мастеров по дереву, где делают свистульки, лошадки, матрешки.
Сейчас девочки покажут нам мордовский танец «Мордовские матрешки».
«Мордовские матрешки» (танец девочек)
Ведущий: Наш народ может не только трудится. Есть в жизни людей место отдыху и веселью.
Ведущий: Эх, возьмем мы бубны, ложки,
Да потешим вас немножко.
Сядем, братцы все рядком,
Да сыграем вечерком.
Музыкальный оркестр «Луганясо келунясь»
Ведущий: Ребята, вот и подходит к завершению наш с вами праздник. Любите и цените свой народ, свои традиции, язык. Не стесняйтесь на нем говорить, не забывайте его.
Любой язык по-своему велик-
Бесценное наследство вековое,
Так берегите свой родной язык, Полина Л.
Как самое на свете дорогое.
Литература.
1. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры/ - Саранск. : Мордов. кн. изд-во, 2009
2. Детям о Мордовии : методическое пособие для педагогов ДОУ/ О. В. Бурляева, Е. Н Киркина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013
3. Карпушина Л. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе «Валдоня»(раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии») : Для дошкольных образовательных учреждений. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007
4. Мы в Мордовии живем : примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной. – Сранск. : Мордов. КН. Изд-во, 2011.
5. Сураева – Королева Н. В. Маленькие бубенчики. – С. : Ковылк. тип, 2005.
6. Устно – поэтическое творчество мордовского народа. Т. 8. Детский фольклор/ сост. Э. Н. Таракина. – Саранск. : Мордовское книжное издательство, 1978
7. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования, « Мы в Мордовии живем». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/ сост. Е. Н. Киркина. - Саранск. : Мордовск. кн. изд-во, 2013
8. «Чилисема», Ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по эрзянскому языку "Личная гигиена"
Личная гигиенаПрограммное содержание: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур; развивать чистоплотность и аккуратность; развивать речь, память, логическое мышление...

Кружковая работа по эрзянскому языку:"Смотри во все глаза"
Программное содержание: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, ...

«Обучение детей старшего дошкольного возраста эрзянскому языку »
Обобщение педагогического опыта работы по проекту «Обучение детей старшего дошкольного возраста эрзянскому языку »...

Конспекты занятий по обучению детей дошкольного возраста эрзянскому языку
В сборнике представлены конспекты занятий по обучению детей дошкольного возраста эрзянскому языку. Материалы сборника предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культ...

