Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Мини-музей Русской матрешки».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мини-музей «Матрешка» представляет собой уникальную площадку для знакомства детей с богатой культурой русского народа. Этот конспект занятия направлен на создание интерактивной среды, где маленькие исследователи могут не только увидеть, но и поучаствовать в процессе создания и изучения экспонатов. В рамках музея проводятся различные занятия, развивающие речь, воображение и интеллект детей. Одной из основных идей является сделать слово «музей» привычным и привлекательным для дошкольников. Каждый экспонат может стать основой для интересного обсуждения или занятия. Участие в «экспресс-выставках» позволяет детям самим погружаться в мир народного творчества, а также представляет возможность для обмена опытом между группами и формирования у детей уважительного отношения к культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_matryoshka_prusakova_n.a.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №35 г. Апатиты

Конспект занятия

по декоративно-прикладному искусству

в подготовительной к школе группе

  «Мини-музей Русской матрешки».

Воспитатель МАДОУ №35 г. Апатиты

Прусакова Н.А.

Апатиты, 2024

Конспект занятия

по декоративно-прикладному искусству

в подготовительной к школе группе «Бабочки»

  «Мини-музей Русской матрешки».

Цель:

Формирование у детей первоначальных представлений о культуре, истории и жизни    русского народа на примере русской национальной игрушки.
          Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей появления русской матрёшкиСистематизировать знания детей  о русской народной игрушке матрёшке;
        Продолжать учить детей самостоятельно составлять и изображать в рисунке декоративные  узоры по мотивам народных росписей, располагая узор по всей форме.

Развивающие:

Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.  Желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей. Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес  к  истории  России,  любовь к народному творчеству и положительное отношение к результатам своей деятельности на примере русской национальной игрушки.

Способствовать воспитанию добрых чувств к старшим людям, желание оказать помощь в нужный момент.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: Экспонаты мини- музея.

Предварительная работа:

Ход экскурсии

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады Вас видеть в нашей группе. Пригласили мы вас не случайно – есть у нас мини - музей. Мы с огромным удовольствием познакомим Вас с его экспонатами.

Чтобы узнать, какой мини-музей у нас имеется, отгадайте загадку.

Ребенок:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская….

Гости:

Матрёшка.

Воспитатель:

Уважаемые посетители! Вы находитесь в мини-музее группы «Бабочки» «Русская Матрешка». А вы знаете, что такое музей?

(Это дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные или просто интересные предметы: картины, игрушки, книги и многое другое).

О каждом музейном экспонате рассказывает специальный работник – экскурсовод.

Сегодня вашими экскурсоводами впервые будут  дети нашей группы.

Просим Вас соблюдать обязательные правила поведения для посетителей музея.

Ребенок:

Вы пришли в музей и вот

Встретил вас экскурсовод.

Он здесь – главный – помни это

И прислушайся к совету.

Ребенок:

Экскурсовода не перебивай,

От своей группы не отставай,

Вопросы задавай не сразу,

А дождись конца рассказа.

Ребенок:

Не все экспонаты трогай руками,

А смотри на некоторые глазами.

Постарайся побольше узнать,

Чтоб другим про музей рассказать.

Воспитатель:

Уважаемые посетители, а вы знаете, кто такая Матрёшка?

Да это, деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера подобные ей.

О том, как появилась Матрёшка, вам расскажет Василина.

Ребёнок:

Жил-был художник Сергей Малютин. Он очень любил игрушки русских мастеров: «Дымковские свистульки», «Городецкие лошадки», «Каргопольские игрушки», «Филимоновские игрушки».

Однажды художнику подарили деревянную игрушку – фигурку старца Фукурама, которую привезли из Японии. Форма игрушки была похожа на  яйцо. А внутри были фигурки меньшего размера. Художник захотел, чтобы и в России появилась подобная игрушка для детей.

Он пригласил мастера Василия Петровича Звёздочкина, и попросил сделать игрушку. Мастер очень старался, сделал игрушку, а Сергей Малютин ее разрисовал.

Игрушку назвали матрёшкой. Это была девушка в рубашке, в сарафане и переднике, в цветном платке. Она держала в руках черного петуха.

В нашей первой игрушке было 8 кукол. Они изображали девочек разного возраста, от самой большой до завернутого в пеленку младенца.

Игрушка матрешка понравилась всем, и большим, и маленьким, и бедным, и богатым. О ней узнали не только в России.

Воспитатель:

Мальчики расскажут, как «рождается» матрёшка.

  1. Сначала вбирали дерево, потому что не всякая древесина подходит для изготовления матрёшек. Подходят липа, берёза, осина. Дерево должно быть ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нем было мало сока. Потом сушат дерево 2 года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
  2. Затем мастер вытачивает фигурки. Первой вытачивают самую маленькую матрёшку, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
  3. Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.
  4. Затем начинают расписывать матрёшек. Сначала карандашом рисуют рот, глаза, щеки. Потом рисуют одежду.
  5. Затем матрёшку расписывают красками. Используют гуашь, акварель, акрил.

Воспитатель:

А сейчас мы предлагаем Вам, уважаемые посетители, потанцевать вместе с матрёшками.

Танец «Мы весёлые матрёшки» (исполняют девочки)

Воспитатель:

В нашем мини-музее есть традиционные и авторские матрёшки. С некоторыми традиционными матрёшками мы вас познакомим.

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА

Ребёнок:

Я из тихого зелёного

Городка Семёново.

Я в гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бардовых

В подарок принесла.

Воспитатель:

Семёновская матрёшка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим, очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. Край платка этой матрёшки украшен орнаментом из небольших бутонов.

ПОЛХОВ – МАЙДАНСКАЯ МАТРЁШКА

Ребёнок:

А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель:

У матрёшек  Полхов – Майдана вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головой, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские анилиновыми красками.

У матрёшек из Полхов-Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый.

Также есть и матрешки посвященные русским народным сказкам. (Показ)

Есть и современные матрешки (Показ)

У нас есть и матрешки посвященные народным промыслам (Гжель)

Воспитатель:

Мы матрёшку сбережём,

Через годы пронесём,

Чтобы наши дети, внуки

Тоже брали её в руки.

Воспитатель:

Наша экскурсия подошла к концу. Надеемся, что вы открыли для себя много нового и интересного. Ждем вас на экскурсию с вашими воспитанниками. Наши ребята приготовили вам подарок – сувенир матрёшку. Возможно, эта матрёшка станет первым экспонатом вашего мини-музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе.

Конспект игрового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе....

План-конспект итогового занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе

продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству...