Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Мини-музей Русской матрешки».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Мини-музей «Матрешка» представляет собой уникальную площадку для знакомства детей с богатой культурой русского народа. Этот конспект занятия направлен на создание интерактивной среды, где маленькие исследователи могут не только увидеть, но и поучаствовать в процессе создания и изучения экспонатов. В рамках музея проводятся различные занятия, развивающие речь, воображение и интеллект детей. Одной из основных идей является сделать слово «музей» привычным и привлекательным для дошкольников. Каждый экспонат может стать основой для интересного обсуждения или занятия. Участие в «экспресс-выставках» позволяет детям самим погружаться в мир народного творчества, а также представляет возможность для обмена опытом между группами и формирования у детей уважительного отношения к культурному наследию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ №35 г. Апатиты
Конспект занятия
по декоративно-прикладному искусству
в подготовительной к школе группе
«Мини-музей Русской матрешки».
Воспитатель МАДОУ №35 г. Апатиты
Прусакова Н.А.
Апатиты, 2024
Конспект занятия
по декоративно-прикладному искусству
в подготовительной к школе группе «Бабочки»
«Мини-музей Русской матрешки».
Цель:
Формирование у детей первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей появления русской матрёшки. Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке;
Продолжать учить детей самостоятельно составлять и изображать в рисунке декоративные узоры по мотивам народных росписей, располагая узор по всей форме.
Развивающие:
Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров. Желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей. Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к истории России, любовь к народному творчеству и положительное отношение к результатам своей деятельности на примере русской национальной игрушки.
Способствовать воспитанию добрых чувств к старшим людям, желание оказать помощь в нужный момент.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материалы и оборудование: Экспонаты мини- музея.
Предварительная работа:
Ход экскурсии
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады Вас видеть в нашей группе. Пригласили мы вас не случайно – есть у нас мини - музей. Мы с огромным удовольствием познакомим Вас с его экспонатами.
Чтобы узнать, какой мини-музей у нас имеется, отгадайте загадку.
Ребенок:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская….
Гости:
Матрёшка.
Воспитатель:
Уважаемые посетители! Вы находитесь в мини-музее группы «Бабочки» «Русская Матрешка». А вы знаете, что такое музей?
(Это дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные или просто интересные предметы: картины, игрушки, книги и многое другое).
О каждом музейном экспонате рассказывает специальный работник – экскурсовод.
Сегодня вашими экскурсоводами впервые будут дети нашей группы.
Просим Вас соблюдать обязательные правила поведения для посетителей музея.
Ребенок:
Вы пришли в музей и вот
Встретил вас экскурсовод.
Он здесь – главный – помни это
И прислушайся к совету.
Ребенок:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай,
Вопросы задавай не сразу,
А дождись конца рассказа.
Ребенок:
Не все экспонаты трогай руками,
А смотри на некоторые глазами.
Постарайся побольше узнать,
Чтоб другим про музей рассказать.
Воспитатель:
Уважаемые посетители, а вы знаете, кто такая Матрёшка?
Да это, деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера подобные ей.
О том, как появилась Матрёшка, вам расскажет Василина.
Ребёнок:
Жил-был художник Сергей Малютин. Он очень любил игрушки русских мастеров: «Дымковские свистульки», «Городецкие лошадки», «Каргопольские игрушки», «Филимоновские игрушки».
Однажды художнику подарили деревянную игрушку – фигурку старца Фукурама, которую привезли из Японии. Форма игрушки была похожа на яйцо. А внутри были фигурки меньшего размера. Художник захотел, чтобы и в России появилась подобная игрушка для детей.
Он пригласил мастера Василия Петровича Звёздочкина, и попросил сделать игрушку. Мастер очень старался, сделал игрушку, а Сергей Малютин ее разрисовал.
Игрушку назвали матрёшкой. Это была девушка в рубашке, в сарафане и переднике, в цветном платке. Она держала в руках черного петуха.
В нашей первой игрушке было 8 кукол. Они изображали девочек разного возраста, от самой большой до завернутого в пеленку младенца.
Игрушка матрешка понравилась всем, и большим, и маленьким, и бедным, и богатым. О ней узнали не только в России.
Воспитатель:
Мальчики расскажут, как «рождается» матрёшка.
- Сначала вбирали дерево, потому что не всякая древесина подходит для изготовления матрёшек. Подходят липа, берёза, осина. Дерево должно быть ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нем было мало сока. Потом сушат дерево 2 года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
- Затем мастер вытачивает фигурки. Первой вытачивают самую маленькую матрёшку, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
- Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.
- Затем начинают расписывать матрёшек. Сначала карандашом рисуют рот, глаза, щеки. Потом рисуют одежду.
- Затем матрёшку расписывают красками. Используют гуашь, акварель, акрил.
Воспитатель:
А сейчас мы предлагаем Вам, уважаемые посетители, потанцевать вместе с матрёшками.
Танец «Мы весёлые матрёшки» (исполняют девочки)
Воспитатель:
В нашем мини-музее есть традиционные и авторские матрёшки. С некоторыми традиционными матрёшками мы вас познакомим.
СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА
Ребёнок:
Я из тихого зелёного
Городка Семёново.
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бардовых
В подарок принесла.
Воспитатель:
Семёновская матрёшка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим, очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.
Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. Край платка этой матрёшки украшен орнаментом из небольших бутонов.
ПОЛХОВ – МАЙДАНСКАЯ МАТРЁШКА
Ребёнок:
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель:
У матрёшек Полхов – Майдана вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головой, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские анилиновыми красками.
У матрёшек из Полхов-Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый.
Также есть и матрешки посвященные русским народным сказкам. (Показ)
Есть и современные матрешки (Показ)
У нас есть и матрешки посвященные народным промыслам (Гжель)
Воспитатель:
Мы матрёшку сбережём,
Через годы пронесём,
Чтобы наши дети, внуки
Тоже брали её в руки.
Воспитатель:
Наша экскурсия подошла к концу. Надеемся, что вы открыли для себя много нового и интересного. Ждем вас на экскурсию с вашими воспитанниками. Наши ребята приготовили вам подарок – сувенир матрёшку. Возможно, эта матрёшка станет первым экспонатом вашего мини-музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе.
Конспект игрового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе....

План-конспект итогового занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе
продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций по декоративно – прикладному творчеству в подготовительной к школе группе по теме: «Плетение хлебницы»
Знакомство детей с декоративно - прикладным искусством Кубани. Изготовление хлебниц из бумажных трубочек....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций по декоративно – прикладному творчеству в подготовительной к школе группе по теме: «Изготовление салфетки в технике мережка»
Изготовление салфетки в технике мережка...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций по декоративно – прикладному творчеству в подготовительной к школе группе по теме: «Изготовление куклы мотанки»
Знакомство с декоративно - прикладным творчеством Кубани. Изготовление кукол-мотанок....