Сценарий развлечения "Проделки баба-Яги в шахматном королевстве"
материал (подготовительная группа)
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме, развлечение.
Возраст участников: 6-7 лет.
Цель: Закрепление и систематизирование знаний и навыков детей в шахматной игре.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, рокировке.
Развивающие: Развивать логическое и творческое мышление, память, внимание, пространственные представления. Способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект. Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: Воспитывать чувство личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждого ребёнка, аудиозапись.
Предварительная работа: загадки на тему «шахматы», физминутка (авторское наложение музыки на слова, изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.39 КБ | |
| 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Сценарий развлечения
«Проделки баба-Яги в шахматном королевстве»
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
интеграция образовательных областей
(социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие)
Воспитатель
высшей квалификационной категории: Карасева О. Н.
2025
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме, развлечение.
Возраст участников: 6-7 лет.
Цель: Закрепление и систематизирование знаний и навыков детей в шахматной игре.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, рокировке.
Развивающие: Развивать логическое и творческое мышление, память, внимание, пространственные представления. Способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект. Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: Воспитывать чувство личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждого ребёнка, аудиозапись.
Предварительная работа: загадки на тему «шахматы», физминутка (авторское наложение музыки на слова, изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
ХОД развлечения:
Ведущий: Ребята, а у нас сегодня гости! Поздороваемся с гостями!
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Отгадайте загадку:
Есть такое поле в клетках,
Здесь сражаются нередко,
Нет мечей, щитов, снарядов,
Падать тоже здесь не надо,
Побеждают только мысли,
А не пушек точный выстрел! (Шахматы)
Ведущий:
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в Шахматное Королевство! Мы будем отгадывать загадки, читать стихи, отвечать на вопросы, играть, значит, будет интересно!
Ведущий:
Ребята, посмотрите, что вы видите на экране?
Дети: шахматная доска (поле).
Ведущий:
Что на нем не хватает? (фигур) Что же случилось? Куда подевались фигуры?
Звучит зловещая музыка.
(и в этот момент появляется баба-Яга)
Баба-Яга: Это я проникла в ваше шахматное королевство и заколдовала шахматную доску. Потому что ни одно из шахматных королевств (ни черное, ни белое) не принимает меня в игру, мне очень обидно и теперь на доске никогда не будет шахматных фигур! Чтобы ее расколдовать, вы должны справиться со всеми моими заданиями. За выполненное задание будете получать шахматную фигуру… Ха-Ха-Ха.
Ведущий: - Ребята, что же нам делать? (ответы детей)
Мы с вами ещё совсем юные шахматисты, думаете, мы справимся против такой нечистой силы? Будем расколдовывать шахматную доску?
(Ответы детей).
Ведущий: - Чтобы нам быстрей справиться с заданиями, нужно поделиться на две команды: команда белых и команда черных. Для этого, каждый участник, подходит к столу и выбирает себе свой цвет команды. Ребенок берет фишку, на обратной стороне, которой изображена любая шахматная фигура. Таким образом, дети с белыми фигурами образуют команду белых, а с черными – черных.
Ведущий: - Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями по шахматному королевству.
Баба-Яга: Приготовила я для вас 6 испытаний, которые помогут выявить ваши знания и умения, полученные на занятиях по обучению игре в шахматы. За правильный ответ – шахматная фигура, ваша…простокваша….Ха-ха-ха.
Ведущий: В добрый путь, ребята! Удачи!
Баба-Яга: Ну, для начала я хотела бы узнать, а стихи то вы читать умеете?
Ведущий: Конечно, Яга, сейчас ребята прочтут для тебя стихотворения. Ты присядь, пожалуйста, успокойся и послушай.
- Задание:
1.Это чудо из чудес Нам известно с детства,
Ждет ребят, как дар с небес, Шахмат королевство.
2. Там и нынче, словно встарь, На высоком троне,
Восседает грозный царь В шахматной короне.
3. Там, отважны и сильны, Пешки храбро бьются,
Там и кони, и слоны Доблестно дерутся.
4. Ферзь с ладьей – на страх врагам – Поспевают всюду.
Кем, не скажете ли нам, Выдумано чудо?
5. Черно-белые поля И фигур сраженье.
Ждет победа короля Или пораженье?
6. Но нет ни крови здесь, ни боли, На деревянном этом поле.
Коль безнадежно положенье, Король признает пораженье.
7. Чтоб увести от страшной бездны Фигур отважных строй железный,
Здесь очень полководец нужен, Который с шахматами дружен!
Баба-Яга: Порадовали, Ягу-сю, порадовали! Начало впечатляющее! Ну, так и быть, держите первую фигуру, возвращаю!
Баба-Яга: Тогда вот вам второе испытание, кто быстрее соберет мне шахматную фигуру!
2. Задание «Собери шахматную фигуру»
Перед каждой командой лежат пазлы зашифрованной фигуры. Задача команды, как можно быстрее собрать пазл и правильно назвать фигуру.
Баба-Яга: «Молодцы, ребята! За это я возвращаю вам вторую фигуру».
Баба-Яга: Вот вам третье испытание: «Волшебный мешочек».
3. Задание «Волшебный мешочек»
Правила таковы: Каждый участник команды по очереди должен достать из волшебного мешочка шахматную фигуру и правильно ее назвать.
Баба-Яга: И с этим заданием справились, елки-палки, зайцы на рыбалке….вот ваша третья фигура.
Ведущий: А я предлагаю немножко поиграть: «Шахматная переменка!»
Педагог, баба-Яга и дети встают в круг и повторяют слова и движения:
Чтобы в шахматы играть, (движения руками, словно переставляем фигуры)
Все о фигурах надо знать. (крутим пальцами у висков, думаем)
Путь открывают и нападают пешки – солдаты, все это знают. (шагаем на месте)
Вертикаль, горизонталь – это путь ладьи. (руками указываем стороны)
По диагонали ходят разные слоны. (руками указываем стороны)
Скок, скок и вбок конь скачет и задает задачу. (скачем, как кони)
А в шахматах самый главный король (как – будто надеваем корону)
Ходит он немножко: лишь по одной дорожке (делаем шаг вперед)
Но, короля защитила – ферзя большая сила! (показываем силу в мышцах рук).
Баба-Яга: Развлекушечки, это конечно хорошо! Но не заговаривайте мне зубы! Поиграли и довольно! С четвертым испытанием точно не справитесь!
4. Задание «Шахматное поле»
По команде ведущего, каждый участник по очереди берет любую фигуру, добегает до столика с шахматной доской, и ставит ее на свое место. Задача команд как можно быстрее составить все фигуры на игровое поле.
Баба-Яга: Вижу, вижу, справились с заданием-испытанием. Так и быть, держите свою четвертую фигуру.
Баба-Яга: Приготовила я для вас, касатики загадки-обманки.
Не попадитесь, внимательно слушайте вопрос, но не отвечайте в рифму. Ой, что же я такое говорю…тьфу-тьфу-тьфу…нечистая.
5. Задание «Загадки-обманки»
Итак, приготовились:
1.Эй, дружок, скорей смотри,
королей на доске ровно … (2)
2.По диагонали вдоль
ходит только лишь… (слон)
3.Буквой Г неспешно
ходит только… (конь)
4.Белых пешек всех вместе на доске ровно… (восемь)
5.Знает любой в нашей квартире, ферзей на доске ровно … (2)
6.Игре конец, а королю – крах, если ты объявишь… (мат)
Баба-Яга: Забирайте свою пятую фигуру!, а шестой фигуры не видать вам как своих ушей!
6. Задание «Дорисуй фигуру»
Дети подходят к столу, где лежат карточки с изображением половинок шахматных фигур.
Каждый ребенок дорисовывает вторую половину фигуры и называет ее. Дети уточняют с воспитателем о том, как ходят эти фигуры.
Баба-Яга: Чтоб глаза мои вас не видели, чтобы уши мои вас не слышали….(плачет от немощности).
Ведущий: Ягусенька-Бабусенька, ты не плачь, не расстраивайся, лучше порадуйся за наших ребят! Мы и тебя научим и обучим играть в шахматы.
Присаживайся и слушай внимательно, а ребята тебе будут помогут.
Баба-Яга называет неверные ответы, дети исправляют ее и называют правильный ответ.
Ведущий:
1. В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? Варианты ответов:
а) Ферзь; б) Король; в) Конь; г) Слон. Слайд №18.
2. Кто ходит, как слон и как ладья? (ферзь). Слайд №19.
3. Назовите шахматную фигуру, которой можно объявить шах? (Король.) Слайд №20.
4.Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию? Слайд №21.
5. Из скольких клеток состоит шахматная доска? Варианты ответов а) 32; б) 64; в) 85.
Слайд №22.
6. Какая фигура всегда остается на доске до конца игры? (Король). Слайд №23.
7. Сколько пешек расположено на шахматной доске одного цвета в начале партии? (Восемь.) Слайд №24.
8. Какая фигура назад не ходит? (Пешка). Слайд №25.
9. Единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры? (Конь). Слайд №26.
Ведущий:
Молодцы, ребята! Молодец, баба-Яга!, ты быстро схватываешь на лету, из тебя выйдет достойная ученица.
Баба-Яга: Я так рада, так рада, что вы в меня поверили! Я буду очень стараться, тренироваться, развиваться! Возвращаю вам все ваши шахматные фигуры!
Ведущий: Ребята, посмотрите на экран, колдовство исчезло! Все шахматные фигуры на своих местах! Баба-Яга, мы тут с ребятами подумали и решили тебя пригласить заниматься вместе с нами в нашем шахматном клубе «Белая ладья»!
Баба-Яга: Спасибо касатики, спасибо! буду прилетать к вам на занятия с большим удовольствием! Теперь я точно знаю, что Шахматное Королевство — это место дружбы и мудрости!
«Шахматная гимнастика»
(музыкальный флешмоб с баба-Ягой)
Ведущий: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ведущий: Что вам понравилось больше всего?
Ведущий: Что для вас показалось самым трудным?
Ведущий: Чтобы вы хотели пожелать Баба-Яге?
Ведущий: Хотели бы вы ещё раз встретиться, чтобы показать свои знания и умения по основам шахматной грамотности?
Ведущий: Ребята вы достойно справились со всеми испытаниями. И вы по праву можете называться юными знатоками шахмат.
(Все дети награждаются медалями).
Ведущий: Продолжайте постигать шахматную науку! Желаю вам удачи!
Ведущий: А сейчас пришла пора прощаться с нашими гостями, давайте им скажем: «До свидания!».
Словесная игра «Выбери шахматное слово».
Жираф, слон, бегемот, зебра.
Лодка, кораблик, парусник, ладья.
Луг, огород, поле, сад.
Король, принц, принцесса, барон.
Корова, лошадь, конь, баран.
Шашка, пешка, кошка.
1 | Бурмистров Макар |
2 | Дикунова Полина |
3 | Долгих Родион |
4 | Ермаков Женя |
5 | Злых Варвара |
6 | Мальцев Лев |
7 | Минина Ева |
8 | Подгорнова Арина |
9 | Пичугин Данил |
10 | Чеботару Сергей |
11 | Шевлякова Яна |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОБЕРИ ШАХМАТНУЮ ФИГУРУ
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
ШАХМАТНая переменка
Шахматное поле
ШАХМАТНая гимнастика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"
Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...

Сценарий деловой игры для педагогов «Путешествие в шахматное королевство»
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности знакомства детей с шахматной игрой, методов, приемов и форм педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представлени...

Сценарий выпускного в детском саду "Парад звёзд в Шахматном королевстве"
Мною переработанный сценарий выпускного "Парад звёзд в стране чудес" на "Парад звёзд в Шахматном королевстве"...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»
Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

Сценарий развлечения " Путешествие в шахматное королевство"
Сценарий предполагает участие родителей....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)
Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"
Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...