Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
    Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"

    Плеханова Ольга Васильевна

     Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? 

    Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ситуацию; идея нашлась!

    Предлагаю коллегам сценарий путешествия в Шахматное Королевство и идеи изготовления шахмат нетрадиционным способом – из бутылок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл текст сценария 25.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Удивительная игра – шахматы

    Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?

    С таким вопросом однажды обратились к нам, педагогам, родители наших воспитанников. Ребятам на тот момент шёл 5-ый год. Не смотря на подтверждения многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим, что в шахматы можно начинать играть с 3-4 лет, мы всё же  решили начать с обучения детей игре в шашки. За год наши малыши настолько освоили шашки, что мы даже вышли на окружные соревнования по шашкам среди дошкольников. Предварительно, конечно, в детском саду часто устраивали шашечные турниры и тематические досуги, разнообразные сценарии которых существует в различных источниках, чего нельзя сказать о шахматной теме. Но давайте вернёмся к начальному вопросу.

    Попробуйте проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р.Капабланка, А.Карпов, П.Керес, С.Ршевский, Г.Агзамов – в 4 года, Г.Каспаров, Б.Спасский, Р.Фишер, О.Рубцова – в 5 лет. Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Г.Каспарову, Б.Спасскому и А.Карпову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

    Педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

    Образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление;

    Воспитательная – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;

    Эстетическая – играя, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;

    Физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

    И вот, когда мы коснулись шахматной темы, то испытали трудности – для дошкольников практически нет таких сценариев. Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ситуацию; идея нашлась!

    Предлагаю коллегам сценарий путешествия в Шахматное Королевство и идеи изготовления шахмат нетрадиционным способом – из бутылок.

    Знакомя с элементарными правилами игры, ребёнку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы –  дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

    Шахматное Королевство

    (для детей старшего дошкольного возраста)

    Задачи:  Популяризировать шахматы среди дошкольников; расширять кругозор; воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи, бережное отношение к играм и игрушкам.

    Предварительная работа

    В группу ребятам приходит письмо:

    «Ребята, помогите!

    Шахматное Королевство восстановите!

    В Королевстве плохие перемены –

    Рухнули все наши стены.

    Шахматные фигурки слёзы льют,

    Вас, ребята, на помощь зовут.

    Приходите, помогите,

    Королевство обновите!

    Шахматная Королева»

    Под музыку дети заходят в музыкальный зал. В зале декорации Шахматного Королевства.

    -Здравствуйте, ребята!

    Я – хозяйка Шахматного Королевства.

    И очень рада, что вы откликнулись на моё письмо и пришли на помощь.

    Беда у нас случилась:

    Королевство развалилось.

    Потому случилось так –

    Мальчик был один мастак

    Всё ломать, крушить и рвать.

    С другом в шашки он играл,

    Вдруг на друга осерчал:

    Все фигурки разбросал,

    Поле шахматное сломал.

    И теперь у нас беда.

    Помощь ваша нам нужна!

    Надо всё восстановить –

    Королевство обновить.

    Знаю,

    В шашки любите играть,

    Игру в порядке содержать.

    Ломать и кидать фигурки не надо.

    Порядок в Королевстве вам за это награда!

    Коль Королевство мы новое с вами построим,

    Порядок в Королевстве мы восстановим.

    Сразу фигурки все счастливы станут,

    «Спасибо огромное»  хором вам скажут.

    А я научу вас новой игре

    На этой волшебной в клетку доске!

    «Шахматы» эта игра называется,

    И вам она точно понравится!

    А поможет вам построить Королевство вот этот чертёж,

    Который с постройкой точь-в-точь должен быть схож!

    Ребята, что сидят напротив меня,

    Я приглашаю вас сюда-

    Берите чертёж, посмотрите внимательно

    И приступайте к постройке старательно!

    Дети приступают к конструированию Шахматного Королевства из напольных модулей чёрно-белого цвета.  (фото 1, 2)

    Шахматная Королева:

    - Молодцы, ребята! Какое красивое Королевство! Лучше прежнего стало! Вам нравится?

    Вам, ребята, дам наказ:

    Каждый день и каждый час,

    Чтобы играм и игрушкам впредь больше не страдать,

    Надо вам, ребята, их в порядке содержать!

    - В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Названия каких фигур вы знаете?

    Дети называют.

    - Я познакомлю вас с жителями Шахматного Королевства! Итак, на шахматное поле выходят героические Пешки.

    По полю маршируют Пешки – белая и чёрная (2 ребёнка):

    1

    Мы – опора

    Королевского престола.

    вместе

    Тра-ля-ля; тра-ля-ля.

    2

    Шагаем лишь вперёд,

    А не наоборот.

    1

    По чину нам положен

    Один короткий шаг,

    2

    Зато назад не может

    Нас передвинуть враг.

    Шахматная Королева:

    - Посмотрите, какие молодцы, а?! Умрут за Короля, но не отступят назад ни на шаг! Это отважные солдаты-пехотинцы Шахматного Королевства. И шагают они по военному уставу: «Только вперёд! Ни шагу назад!»

    1

    Мы – шахматные Пешки,

    В бою не любим спешки.

    Шагаем лишь вперёд,

    Назад не знаем ход.

    2

    За нами «офицеры»,

    За нами «Короли»,

    «Ладьи» и «Королевы»

    И конные полки.

    1

    Наискосок: налево и направо

    Мы «бить» имеем право.

    А коль в конец доски дойдём,

    Фигуру новую берём.

    2

    Пешку малою фигурой звать нельзя:

    Она лишь в час своей кончины,

    Когда удастся ей достичь вершины,

    Получит звание «фигуры», хоть – Ферзя.

    Шахматная Королева:

    Пешка, маленький солдат,

    Лишь команды ждёт,

    Чтоб с квадрата на квадрат

    Отправиться вперёд.

    На войну, не на парад

    Пешка держит путь,

    Ей нельзя пойти назад,

    В сторону свернуть.

    Всю доску пройти должна

    Пешка до конца –

    Превратится там она

    В генерала, не в бойца.

    Вслед за Пешками маршируют две Ладьи - белая и чёрная:

    1

    Я силой и мощью своей

    Лишь по прямым полям

    И линиям прокладываю путь.

    2

    И горе тем, кто на пути моём

    Пытается «вздремнуть».

    Шахматная Королева:

    Видимо Ладья упряма,

    Если ходит только прямо.

    Не петляет: прыг да скок,

    Не шагает наискосок.

    Так от края и до края

    Может двигаться она.

    Эта башня боевая

    Неуклюжа, но сильна!

    Посмотрите, каковы

    Сильные защитники мои!

    После Ладьи на поле выходят Слоны - белый и чёрный:

    1

    Когда мы встанем в строй,

    Нас спутает любой.

    Но лишь начнётся бой,

    У каждого путь – свой.

    2

    Я смел, силён, достаточно высок.

    Предпочитаю ходить и «бить»

    Всегда по-своему: наискосок!

    Шахматная Королева:

    Если Слон на белом поле

    Встал вначале (не забудь!),

    Он другой не хочет доли –

    Знает только белый путь.

    А когда на поле чёрном

    Слон стоит, вступая в бой,

    Ходит, правилам покорный,

    Чёрной тропкой Слон такой.

    До конца игры Слоны

    Цвету одному верны!

    - А сейчас пришло время представить вам моих скакунов!

    На поле выходят Кони - белый и чёрный:

    1

    Прыгнет Конь – подковы звяк!

    Необычен каждый шаг:

    Буква «Г» и так и сяк.

    Получается зигзаг!

    2

    И повадки у лошадки

    Необычны и смешны:

    Притаится, словно в прятки,

    И скакнёт из-за спины.

    Шахматная Королева:

    Посмотрите-ка, друзья:

    В каждом углу стоит Ладья.

    Рядом с Ладьями Кони видны,

    Рядом с Конями встали Слоны.

    А перед ними стали стеной

    Пешки-малышки – одна за другой.

    С целой армией такой

    Можно отправляться в бой!

                                                                                                                             (фото 3)

    - Ребята, вы хотели бы научиться сражаться в шахматы на шахматной доске? Я дарю вам в группу вот эту замечательную книгу «Малыши играют в шахматы» (В.Г.Гришин), в которой рассказываются удивительные путешествия ребят в Шахматном Королевстве. Эта книга познакомит вас с Ферзём и Королём, поможет вам научиться играть в такую увлекательную игру, как шахматы.

    -А сейчас я прошу вас, милые фигуры, покинуть шахматное поле и присоединиться ко всем ребятам.

    Уходят с шахматного поля в том же порядке, как выходили: Пешки, Ладьи, Слоны и Кони под маршевую музыку в соответствии с ходом шахматной фигуры.

    Шахматная Королева:

    - Ребята, теперь я предлагаю вам принять участие в «шахматных эстафетах».

    Дети делятся на две команды «Белые» и «Чёрные». В соответствующие команды присоединяются дети, выполняющие роли шахматных фигур.

    Шахматная Королева:

    Белый отряд, чёрный отряд –

    Друг против друга два войска стоят.

    Строгий порядок в отряде одном,

    Точно такой же – в отряде другом.

    Рядом все стали плотной стеной

    Начинаем  мы эстафетный бой.

    Эстафета «Собери свой портрет»: на магнитной доске требуется составить 2 Ладьи из разрезных картинок. Собирают части в одно целое по одному участнику команды («Ладья» белая и «Ладья» чёрная).

    (фото 4, 5, 6)

    Эстафета «Сделай ход конём»: перед каждой командой выкладываются обручи буквой «Г», каждый участник команды прыгает из обруча в обруч вперёд, затем назад, передавая ход другому. Первыми начинают дети, выполняющие роли «Коня».

    Выигрывают те, кто быстрее справился с заданием.

    Эстафета «Кольцеброс»: 

    Сделать бросок наискосок

    На хобот Слона набросить кольцо. Команда-победитель та, у которой наибольшее попадание.

    (фото 7)

    Эстафета «Пешки - крепкие орешки»:

    - Каждая Пешка знает свою роль:

    Если Пешки – крепкие орешки,

    Непобедим наш шахматный Король!

    Пешки той и другой команды по прямому пути обегают ориентир, возвращаются к своей команде, забирают одного игрока и повторяют путь, пока не соберут целую цепочку своей команды. Выигрывает самая стойкая и быстрая команда.

    Шахматная Королева:

    - Ребята, молодцы!  В эстафетах вы показали себя самыми крепкими, сильными и ловкими. Но результаты ещё подводить рано. Сделать последний завершающий ход нам помогут ваши родители.

    Мамы и папы, время не теряйте,

    Нам теперь вы помогайте!

    Время пришло представить вождей

    В войске которых нету важней.

    На поле выходят 2 мамы и 2 папы: 2 Ферзя и 2 Короля (чёрные и белые). Им выдаются отличительные знаки «шахматных фигур».

    Ферзь с Королём –

    Самые главные в войске своём.

    Эстафета «Собери королевскую рать»: 

    - Вся королевская рать

    Короля должна оберегать.

    Соберите команду свою:

    Коня, Слона и Ладью,

    Пешку не забудьте малую

    И перенесите их на сторону другую.

    Ферзь и Король сцепляют руки и переносят каждого участника команды (детей, выполняющих роли шахматных фигур) с одной стороны поля на другую.

    Итоги «шахматных эстафет».

    Всем детям раздаются воздушные шары чёрного и белого цвета.

    Под музыкальное сопровождение дети и родители выходят из зала (звучит песня «Шахматы» в исполнении Витаса).

    (фото 8)

    Перечень атрибутов и декораций:

    Для оформления зала

    Воздушные шары чёрного и белого цвета

    На центральной стене вывеска «Шахматное Королевство», шахматные часы

    У центральной стены напольные модули чёрного и белого цвета для конструирования

    Чертёж – образец построения Шахматного Королевства

    Импровизация  гостиной Королевы (стол сервированный приборами в шахматной тематике, трон)

    Шахматное поле (3Х3 м)

    Шахматные стенды

    Флаги чёрного и белого шахматного войска

    (фото 9-15)

    Для эстафет

    Магнитные мольберты

    Обручи

    Ориентиры

    Костюмы

    Накидки для детей с изображением шахматных фигур

    Костюм Королевы

    Белые и чёрные значки для детей, принимавших участие в эстафетах

    Используемая литература: стихи, которые читают дети, выписаны из книги В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы»

    слова Шахматной Королевы – авторские.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

    Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

    «Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

    Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

    Досуг с элементами ЛФК в средней группе с применением модульных элементов.

    С помощью модулей содействовать формированию различныхдвигательных качеств....

    Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества с использованием социоигровой технологии "В гости к сказочнице Арине"

    Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видовсовместной  деятельности: игровой,художественной,музыкальной,коммуникативной,продуктивной....

    Сценарий познавательного досуга с элементами экспериментирования «В гости к 3 медведям»

    Вниманию воспитателей представлен сценарий  познавательного досугового  мероприятия с элементами экспериментирования "В гости к 3 медведям". Материал расчитан на использование в старшем дошк...

    Сценарий досуга с элементами здоровьесбережения "ПОДАРКИ ДЕДА МОРОЗА"

    В оздоровительный досуг включены элементы здоровьесбережения:упражнения для профилактики плоскостопия; различные виды массажа, в том числе массаж биологически активных точек;дыхательные упражнени...