Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал позволит вам в игровой форме провести совместную деятельность с детьми, обобщая знания дошкольников о сказках и сказочных героях. И кроме того, это мероприятие может стать итоговым событие при работе над проектом, например "Что за прелесть эти сказки" и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_literaturnogo_dosuga.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников
Калининского района Санкт-Петербурга
«В гости к сказочнице Арине»
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества.
(Образовательные области:
«Художественная литература», «Коммуникация», «Музыка», «Познание»)
Использованные педагогические технологии: игровая технология, технология личностного ориентирования, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.
Подготовила:
Воспитатель ГБДОУ №79
Сушина Ирина Владимировна
2012 год
Цель: Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, музыкальной, коммуникативной, продуктивной.
Задачи:
Общеобразовательные
- Познакомить детей с различными жанрами фольклора: сказки, пословицы, частушки, загадки.
- Формировать умение определять название и содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
- Учить детей выразительному и эмоциональному воспроизведению малых фольклорных форм (частушек), совершенствовать речевые способности детей.
Развивающие
- Развивать фантазию, творческие, музыкальные возможности детей, любознательность и эмоциональную отзывчивость.
- Расширять словарный запас детей, обращаясь к знакомым сказкам и сказочным героям.
- Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, мышление при решении игровых задач.
Воспитательные
- Приобщать к художественному слову, воспитывать интерес, бережное отношение и любовь к книге.
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами, быть дружными, находчивыми и сообразительными.
Предварительная работа
- Знакомство с произведениями русского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, частушки) обсуждение, свободное общение на различные темы:
«Мой любимый сказочный герой»
«Чему учат сказки»
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
«Книжки читаем да скуки не знаем»
- Рассматривание иллюстраций, оформление книжной выставки «Что за прелесть эти сказки»
- Проведение игр-драматизаций по мотивам прочитанных произведений: «Играем в сказку» «Сундучок сказок» «По дорогам сказки»
- Проведение дидактических игр: «Сказочная мозаика», «Зайкины задачки», «Сложи сказку» и т.д.
- Пополнение мини-музея «Народная мозаика» новыми «экспонатами»:
самовар, русский народный женский костюм, и т.д.
- Организация родителями целевых «экскурсий выходного дня» например, в детский Интерактивный Театр «Сказкин дом», «Музей кукол», «Поляна сказок» ДК Выборгский и т.д.
Материальное обеспечение:
- Шкатулка, клубочек из ленточек, письмо для сюрпризного момента.
- CD-проигрователь
- Подборка русских народных сказок для оформления книжной выставки
- Большая мягкая игрушка героя Зайки-угадайки, кукла Бабки-Ежки в виде перчатки на руку
- Конверт с заданиями от «Зайки-угадайки» (см. в приложении)
- Комплект дидактической игры «Сказочная мозаика» для составления книжки-самоделки на каждого ребенка (см. в приложении)
- Ширмы, русский народный женский костюм для героини Сказочницы Арины, оформленный уголок в виде русской избы, самовар, бутафорские «угощения»
- «Подарок» от бабушки Арины (книга со сказками) для ребят-участников
Музыкальное сопровождение:
СD диск «Русский фольклор для малышей» (Русский сборник 2002 год mp3)
CD-диск Paul Mauriat (Поль Мориа) «Best of» ( 1995 год Instrumental,MP3 )
CD-диск «Коллекция частушек-минусовок» (Сборник треков mp3)
Сценарий литературного досуга:
Сюрпризный момент:
Под звучание фонограммы воспитатель приносит шкатулку, в которой лежит «волшебный клубочек» и письмо.
Воспитатель:
- Посмотрите-ка, ребята, какая красивая шкатулка оказалась в нашей группе. Она, наверное, из сказки, правда?
Дети:
-Да, из сказки.
Воспитатель:
- А давайте посмотрим, что в ней.
Дети открывают шкатулку и находят в ней письмо и «волшебный клубочек» Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята, пишу я вам из Сказочной страны, а зовут меня бабушка Арина. Узнала я, что вы очень любите сказки и так мне захотелось с вами познакомиться, да в гости к себе позвать. Только добраться ко мне не просто, много испытаний вас ждет впереди. Возьмите мой «волшебный клубочек», он вам путь-дорогу укажет»
Воспитатель:
-Ну что ж, ребятки, отправимся мы с вами в гости к сказочнице Арине? Готовы мы к испытаниям? Тогда, вперед!
Дети берутся за ленточку, которая начинает постепенно разматываться и приводит ребят к первой остановке
1. «Сказочная полянка»
Воспитатель:
-Смотрите, ребятки, здесь сказки живут,
Они с нетерпеньем вас в гости зовут,
Ведь сказок на свете, ну просто не счесть,
Давайте-ка вспомним, какие здесь есть.
-Назовите ваши любимые сказки.
Дети рассматривают импровизированную книжную выставку на «Сказочной полянке» и перечисляют знакомые и любимые сказки, например, «Три Медведя», «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Рукавичка», «Теремок» и т.д.
Воспитатель:
-Ребята, а как вы думаете, чему нас могут научить сказки?
Дети:
- Сказки могут научить доброте, дружбе. Сказки учат помогать друг другу, выручать из беды. Они учат быть трудолюбивыми, заботливыми, веселыми, добрыми.
Воспитатель:
-Вы правы, ребята, ведь не даром в народе говорится «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок» А какие сказочные герои вам нравятся и почему?
Дети:
-Мне нравится Петушок, потому что он в сказке помогал Зайчику и прогнал хитрую Лису. (сказка «Заюшкина избушка»)
-А мне нравится Маша, потому что она смелая, не испугалась и перехитрила Медведя. (сказка «Маша и Медведь») и т.д.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. Смотрите-ка, здесь для нас сказочница Арина первое задание приготовила:
«Вы, ребятки, не зевайте, скорее сказку угадайте» (надпись на карточке)
Воспитатель открывает «книгу» и читает отрывок из сказки:
- «-Печка-печка, подскажи мне дорогу.
-А ты отведай моего ржаного пирожка, тогда скажу.
-Вот еще, стану я ржаной пирожок есть, у нас дома и пшеничные не едятся.
Печка ничего не ответила, а девочка побежала дальше»
(сказка «Гуси-Лебеди»)
- «Кука –реку, иду на ногах в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, поди, лиса, с печи…»
(сказка «Заюшкина избушка»)
- «Идет лиса по дорожке да песенку напевает:
-Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла уточку…»
(сказка «Лисичка со скалочкой»)
- «Сядут друзья за стол, не нарадуются:
-Я, блин масляный, окунусь в щи да вылезу, вот они и жирные...
-А я,-говорит мышонок,-дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю, хорошо в печке огонь горит да обед варится…
-Ну и я, воробей, не промах, соберу грибов, натащу бобов, вот вы и сыты!»
(сказка «Крылатый, Мохнатый да Масляный»)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, правильно ответили, а нам с вами пора дальше отправляться.
Дети снова берутся за ленточку, и клубочек начинает «катиться» дальше, к остановке:
2.«Зайкино –Угадайкино»
Воспитатель:
-Еще остановка, какой-то пенечек,
И здесь притаился Аринин дружочек.
А что приготовил нам Зайка-хитрец,
Давайте откроем конверт, наконец!
Дети открывают конверт, достают задания-ребусы, рассаживаются за столиком и «решают» Зайкины «задачки» (содержание заданий в приложении)
Воспитатель:
-Какие вы молодцы, ребята, все задания Зайчика выполнили, но наш «волшебный клубочек» не ждет и уже покатился дальше…
Воспитатель:
-Мы с вами, ребята, так долго бродили по сказочным дорожкам, пора нам отдохнуть немножко, рассыпьтесь-ка как мелкие горошки, разомнем ваши ручки и ножки!
Воспитатель вместе с ребятами под музыку выполняет физкультминутку:
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла, (имитация движения)
Ой, яичко уронила, (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила! (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили. (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка, (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Воспитатель:
-Ребята, скорее, клубочек не ждет, и снова к Арине нас в гости ведет.
Ребята подходят к следующей остановке
4.« Сказочная мозаика»
Воспитатель:
-Ребята, смотрите, какой беспорядок кругом, пока мы в тенистом лесочке отдыхали, здесь кто-то побывал и все кругом разбросал, а для нас записку оставил.
Воспитатель читает «записку» на руке у него одета кукла-перчатка «Бабка-Ежка»
«Я сегодня здесь была,
И «порядок» навела,
Метлой своей я подметала
Ваши сказки разбросала,
Пазлы вы должны собрать,
Сказки русские назвать.
Улетаю я, ха-ха,
Ваша Бабушка-Яга»
Воспитатель:
-Ах, какая вредная Бабка-Ежка, что же нам делать, ребята?
Дети:
-Давайте соберем пазлы, которые Бабка-Ежка разбросала.
Дети собирают пазлы-картинки из сказок и складывают «странички» в книжку-самоделку.
Воспитатель:
-Ребята, оказывается, вредная Бабка-Ежка разбросала странички из книжки со сказками, как вы думаете, хорошо ли она поступила? Как нужно обращаться с книгами?
Дети:
- Нет, с книгами нужно обращаться бережно, аккуратно. Нужно беречь книги.
Воспитатель:
-Правильно, молодцы, ребята, недаром говорят: «Книга – твой друг, без нее, как без рук», книги наши друзья, и мы должны их любить и беречь, как настоящих друзей.
Давайте возьмем нашу книжку-самоделку и подарим ее бабушке Арине, ведь как мы знаем в гости не принято ходить без подарка. А книга - лучший подарок!
Ребята снова за клубочком подходят к домику Арины.
Остановка:
5.«Бабушкина избушка»
У «домика» их встречает бабушка Арина, ребята проходят, рассаживаются около столика с бутафорскими «угощениями» и самоваром. Звучит народная музыка.
Арина:
-Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, ребятушки. Долго вы ко мне добирались, садитесь, отдохните у моего самовара, да расскажите, кто вам встретился на пути?
Дети с помощью воспитателя рассказывают, каких сказочных героев они встречали (Зайчик, Бабка-Ежка) и какие задания выполняли и дарят Арине свою книжку-самоделку!
Арина:
-Ах, какие вы молодцы да умницы, какую славную книжку мне подарили, вот спасибо, хорошо потрудились, но делу время, потехе час, сказки вы, я вижу, хорошо знаете, а частушки вы петь умеете?
Ребята вместе с Ариной поют частушки и танцуют.
Дети:
«Про девчат и про игрушки сочинили мы частушки,
Нам частушки петь не лень, мы бы пели целый день»
«Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком»
«Закопченную кастрюлю Юля чистила песком,
Два часа под душем Юлю мыла бабушка потом»
«Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать! А лентяйка:
-Маменька, я же еще маленька!»
«Мы частушки петь кончаем, и вам честно обещаем,
Будем добрыми расти, хорошо себя вести!»
Арина:
-Вот так ребята, айда молодцы, спасибо, повеселили бабушку Арину, и я хочу вас отблагодарить. Спасибо, что в гости ко мне пожаловали. Я тоже хочу вам книгу подарить, книжка, хоть и не пряник, а к себе манит. Книжки читайте, да скуки не знайте. Читайте на здоровье, растите умненькими - разумненькими.
Арина дарит детям книгу со сказками, прощается и уходит, а ребята сматывают клубочек, возвращаются из своего сказочного путешествия.
Приложение 1
Интернет-ресурсы
Приложение 2
Наглядный материал «Зайкины загадки»
Наглядный материал «Сказочная мозаика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Домашние животные».
Дать представление детям о домашних животных , их детёнышах....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»
Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы Образовательная область «Познание» Тема: «Приключения с Буратино»
Цели: развивать представления детей о геометрических фигурах.Задачи: развивать умение соотносить форму предметов и с известными детям геометрическими фигурами, познакомить с пространственными от...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы "В гостях у друзей".
Ведущие виды деятельности данного занятия - это коммуникативный и познавательно-исследовательский....
Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества с использованием социоигровой технологии "В гости к сказочнице Арине"
Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видовсовместной деятельности: игровой,художественной,музыкальной,коммуникативной,продуктивной....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» с элементами легоконструирования»
Конспект СОД "Путешествие в сказку "Заюшкина избушка" с элементами легоконструирования"...
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Развлечение "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Развлечение "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"...