Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сушина Ирина Владимировна

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал позволит вам в игровой форме провести совместную деятельность с детьми, обобщая знания дошкольников о сказках и сказочных героях. И кроме того, это мероприятие может стать итоговым событие при работе над проектом, например "Что за прелесть эти сказки" и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_literaturnogo_dosuga.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

Калининского района Санкт-Петербурга

«В гости к сказочнице Арине»

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества.

(Образовательные  области:

«Художественная литература»,  «Коммуникация»,  «Музыка»,  «Познание»)

Использованные педагогические технологии: игровая  технология, технология личностного ориентирования, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Подготовила:

Воспитатель ГБДОУ №79

Сушина Ирина Владимировна

2012 год

Цель:   Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видов  совместной деятельности: игровой, художественной, музыкальной, коммуникативной, продуктивной.

Задачи:

Общеобразовательные

  1. Познакомить детей с различными жанрами фольклора: сказки, пословицы, частушки, загадки.
  2. Формировать умение определять название и  содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
  3. Учить детей  выразительному и эмоциональному воспроизведению малых фольклорных форм (частушек), совершенствовать речевые способности детей.

Развивающие

  1. Развивать фантазию, творческие, музыкальные  возможности детей, любознательность и эмоциональную отзывчивость.
  2. Расширять словарный запас детей, обращаясь к  знакомым сказкам и  сказочным героям.
  3. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, мышление при решении игровых задач.

Воспитательные

  1. Приобщать к художественному слову, воспитывать интерес, бережное отношение  и любовь к книге.
  2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами, быть дружными, находчивыми и сообразительными.

Предварительная работа

  1. Знакомство с произведениями русского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, частушки) обсуждение, свободное общение на различные темы:

«Мой любимый сказочный герой»

«Чему учат сказки»

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Книжки читаем да скуки не знаем»

  1. Рассматривание иллюстраций, оформление книжной выставки «Что за прелесть эти сказки»
  2. Проведение игр-драматизаций по мотивам прочитанных произведений: «Играем в сказку» «Сундучок сказок» «По дорогам сказки»
  3.  Проведение дидактических игр: «Сказочная мозаика», «Зайкины задачки», «Сложи сказку» и т.д.
  4. Пополнение мини-музея  «Народная мозаика» новыми «экспонатами»:

самовар, русский народный женский костюм, и т.д.

  1. Организация родителями целевых «экскурсий  выходного дня» например, в детский Интерактивный Театр «Сказкин дом», «Музей кукол», «Поляна сказок» ДК Выборгский и т.д.

Материальное обеспечение:

  1. Шкатулка, клубочек из ленточек, письмо для сюрпризного момента.
  2. CD-проигрователь
  3. Подборка русских народных сказок для оформления книжной выставки
  4. Большая мягкая игрушка героя Зайки-угадайки, кукла Бабки-Ежки в виде перчатки на руку
  5. Конверт с заданиями от «Зайки-угадайки» (см. в приложении)
  6. Комплект дидактической игры «Сказочная мозаика» для составления книжки-самоделки на каждого ребенка (см. в приложении)
  7. Ширмы, русский народный женский костюм для героини Сказочницы Арины, оформленный уголок в виде русской избы, самовар, бутафорские «угощения»
  8. «Подарок» от бабушки Арины (книга со сказками) для ребят-участников

Музыкальное сопровождение:

СD диск «Русский фольклор для малышей» (Русский сборник 2002 год mp3)

CD-диск  Paul Mauriat (Поль Мориа) «Best of» ( 1995 год Instrumental,MP3 )

CD-диск  «Коллекция частушек-минусовок» (Сборник треков mp3)

 


Сценарий литературного досуга:

Сюрпризный момент:

 Под звучание фонограммы воспитатель приносит шкатулку, в которой лежит «волшебный клубочек» и письмо.

Воспитатель:

- Посмотрите-ка, ребята, какая красивая шкатулка оказалась в нашей группе. Она, наверное, из сказки, правда?

Дети:

-Да, из сказки.

Воспитатель:

- А давайте посмотрим, что в ней.

Дети открывают шкатулку и находят в ней письмо и «волшебный клубочек» Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята, пишу я вам из Сказочной страны, а зовут меня бабушка Арина. Узнала я, что вы очень любите сказки и так мне захотелось с вами познакомиться, да в гости к себе позвать. Только добраться ко мне не просто, много испытаний вас ждет впереди. Возьмите  мой «волшебный клубочек», он  вам путь-дорогу укажет»

Воспитатель:

-Ну что ж, ребятки, отправимся мы с вами в гости к сказочнице Арине? Готовы мы  к испытаниям? Тогда, вперед!

Дети берутся за ленточку, которая начинает постепенно разматываться и приводит ребят к первой остановке

1. «Сказочная полянка»

Воспитатель:

-Смотрите, ребятки, здесь сказки живут,

Они с нетерпеньем вас в гости зовут,

Ведь  сказок на свете, ну просто  не счесть,

Давайте-ка вспомним, какие здесь есть.

-Назовите ваши любимые сказки.

Дети рассматривают импровизированную книжную выставку на «Сказочной полянке» и перечисляют знакомые и любимые сказки, например, «Три Медведя», «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Рукавичка», «Теремок» и т.д.

Воспитатель:

-Ребята, а как вы думаете, чему нас могут научить сказки?

Дети:

- Сказки могут научить доброте, дружбе. Сказки учат помогать друг другу, выручать из беды.  Они учат быть трудолюбивыми, заботливыми, веселыми, добрыми.

Воспитатель:

-Вы правы, ребята, ведь не даром в народе говорится «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»  А какие сказочные герои вам нравятся и почему?

Дети:

-Мне нравится Петушок, потому что он в сказке помогал Зайчику и прогнал хитрую Лису. (сказка «Заюшкина избушка»)

-А мне нравится Маша, потому что она смелая, не испугалась и перехитрила Медведя. (сказка «Маша и Медведь») и т.д.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята. Смотрите-ка, здесь для нас сказочница  Арина первое задание приготовила:

«Вы, ребятки, не зевайте, скорее сказку угадайте» (надпись на карточке)

Воспитатель открывает «книгу» и читает отрывок из сказки:

  1.  «-Печка-печка, подскажи мне дорогу.

   -А ты отведай моего ржаного пирожка, тогда скажу.

   -Вот еще, стану я ржаной пирожок есть, у нас дома и пшеничные не едятся.

Печка ничего не ответила, а  девочка побежала  дальше»

 (сказка «Гуси-Лебеди»)

  1. «Кука –реку, иду на ногах в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, поди, лиса, с печи…»

(сказка «Заюшкина избушка»)

  1. «Идет лиса по дорожке да песенку напевает:

-Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку,

За скалочку взяла курочку,

За курочку взяла уточку…»

(сказка «Лисичка со скалочкой»)

  1. «Сядут друзья за стол, не нарадуются:

-Я, блин масляный, окунусь в щи да вылезу, вот они и жирные...

-А я,-говорит мышонок,-дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю, хорошо в печке огонь горит да обед варится…

-Ну и я, воробей, не промах, соберу грибов, натащу бобов, вот вы и сыты!»

(сказка «Крылатый, Мохнатый да Масляный»)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, правильно ответили, а нам с вами пора дальше отправляться.

Дети снова берутся за ленточку, и клубочек начинает «катиться»  дальше, к остановке:

  2.«Зайкино –Угадайкино»

 Воспитатель:

-Еще остановка, какой-то пенечек,

И здесь притаился Аринин дружочек.

А что приготовил нам Зайка-хитрец,

Давайте откроем конверт, наконец!

 

Дети открывают конверт, достают задания-ребусы, рассаживаются за столиком и «решают» Зайкины «задачки» (содержание заданий в приложении)

Воспитатель:

-Какие вы молодцы, ребята, все задания Зайчика выполнили, но наш «волшебный клубочек» не ждет и уже покатился дальше…

Воспитатель:

-Мы с вами, ребята, так долго бродили по сказочным дорожкам, пора нам отдохнуть немножко, рассыпьтесь-ка как мелкие  горошки, разомнем ваши ручки и ножки!

Воспитатель вместе с ребятами под музыку выполняет физкультминутку:

  1. Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла, (имитация движения)
Ой, яичко уронила, (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила! (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот  мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили. (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка, (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Воспитатель:

-Ребята, скорее, клубочек не ждет, и снова к Арине нас в гости ведет.

Ребята подходят к следующей остановке

4.« Сказочная мозаика»

Воспитатель:

-Ребята, смотрите, какой беспорядок кругом, пока мы в тенистом лесочке отдыхали, здесь кто-то побывал и все кругом разбросал, а для нас записку оставил.

Воспитатель читает «записку» на руке у него одета кукла-перчатка «Бабка-Ежка»

«Я сегодня здесь была,

И «порядок» навела,

Метлой своей я подметала

Ваши сказки разбросала,

Пазлы вы должны собрать,

Сказки русские назвать.

Улетаю  я, ха-ха,

Ваша Бабушка-Яга»

 Воспитатель:

-Ах, какая вредная Бабка-Ежка, что же нам делать, ребята?

Дети:

-Давайте соберем пазлы, которые Бабка-Ежка разбросала.

Дети собирают пазлы-картинки из сказок и складывают «странички» в книжку-самоделку.

Воспитатель:

-Ребята, оказывается, вредная  Бабка-Ежка разбросала странички из книжки со сказками, как вы думаете, хорошо ли она поступила? Как нужно обращаться с книгами?

Дети:

- Нет, с книгами нужно обращаться бережно, аккуратно. Нужно беречь книги.

Воспитатель:

-Правильно, молодцы, ребята, недаром говорят: «Книга – твой друг, без нее, как без рук», книги наши друзья,  и мы должны их любить и беречь, как настоящих друзей.

Давайте возьмем нашу книжку-самоделку и подарим ее бабушке Арине, ведь как мы знаем в гости не принято ходить без подарка. А книга - лучший подарок!

 Ребята снова за клубочком подходят  к домику Арины.

Остановка:

5.«Бабушкина избушка»

 У «домика» их встречает бабушка Арина, ребята проходят, рассаживаются около  столика с бутафорскими «угощениями» и самоваром. Звучит народная музыка.

Арина:

-Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, ребятушки. Долго вы ко мне добирались, садитесь, отдохните у моего самовара, да расскажите, кто вам встретился на пути?

Дети с помощью воспитателя рассказывают, каких сказочных героев они встречали (Зайчик, Бабка-Ежка) и какие задания выполняли и дарят Арине свою книжку-самоделку!

Арина:

-Ах, какие вы молодцы да умницы, какую славную книжку мне подарили, вот спасибо, хорошо потрудились, но делу время, потехе час, сказки вы, я вижу,  хорошо знаете, а частушки вы петь умеете?

Ребята вместе с  Ариной  поют частушки и танцуют.

Дети:

«Про девчат и про игрушки сочинили мы частушки,

Нам частушки петь не лень, мы бы пели целый день»

«Поленился утром Вова причесаться гребешком,

Подошла к нему корова, причесала языком»

«Закопченную кастрюлю Юля чистила песком,

Два часа под душем Юлю мыла бабушка потом»

«Говорит лентяйке мать:

-Убери свою кровать! А лентяйка:

-Маменька, я же еще маленька!»

 

«Мы частушки петь кончаем, и вам честно обещаем,

Будем добрыми расти, хорошо себя вести!»

Арина:

-Вот так ребята, айда молодцы, спасибо, повеселили бабушку Арину, и я хочу вас отблагодарить. Спасибо, что в гости ко мне пожаловали. Я тоже хочу вам книгу подарить, книжка, хоть и не пряник, а к себе манит. Книжки читайте, да скуки не знайте. Читайте на здоровье, растите умненькими - разумненькими.

 

Арина дарит детям книгу со сказками, прощается и уходит, а ребята сматывают клубочек, возвращаются из своего сказочного путешествия.

Приложение 1

Интернет-ресурсы

http://traditio-ru.org/

http://audioknig.su

http://detsad-kitty.ru/

http://nsportal.ru/

http://www.maaam.ru

http://forchel.ru/

Приложение 2

 Наглядный материал «Зайкины  загадки»

Наглядный материал  «Сказочная мозаика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»

Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы Образовательная область «Познание» Тема: «Приключения с Буратино»

Цели: развивать представления детей о геометрических фигурах.Задачи: развивать умение соотносить форму предметов и с известными детям геометрическими фигурами, познакомить с пространственными от...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы "В гостях у друзей".

Ведущие виды деятельности данного занятия - это коммуникативный и познавательно-исследовательский....

Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества с использованием социоигровой технологии "В гости к сказочнице Арине"

Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видовсовместной  деятельности: игровой,художественной,музыкальной,коммуникативной,продуктивной....

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Развлечение "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Развлечение "Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"...