Главные вкладки

    Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Сушина Ирина Владимировна

    Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал позволит вам в игровой форме провести совместную деятельность с детьми, обобщая знания дошкольников о сказках и сказочных героях. И кроме того, это мероприятие может стать итоговым событие при работе над проектом, например "Что за прелесть эти сказки" и т.д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл scenariy_literaturnogo_dosuga.docx31.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

    Калининского района Санкт-Петербурга

    «В гости к сказочнице Арине»

    Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества.

    (Образовательные  области:

    «Художественная литература»,  «Коммуникация»,  «Музыка»,  «Познание»)

    Использованные педагогические технологии: игровая  технология, технология личностного ориентирования, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

    Подготовила:

    Воспитатель ГБДОУ №79

    Сушина Ирина Владимировна

    2012 год

    Цель:   Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видов  совместной деятельности: игровой, художественной, музыкальной, коммуникативной, продуктивной.

    Задачи:

    Общеобразовательные

    1. Познакомить детей с различными жанрами фольклора: сказки, пословицы, частушки, загадки.
    2. Формировать умение определять название и  содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
    3. Учить детей  выразительному и эмоциональному воспроизведению малых фольклорных форм (частушек), совершенствовать речевые способности детей.

    Развивающие

    1. Развивать фантазию, творческие, музыкальные  возможности детей, любознательность и эмоциональную отзывчивость.
    2. Расширять словарный запас детей, обращаясь к  знакомым сказкам и  сказочным героям.
    3. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, мышление при решении игровых задач.

    Воспитательные

    1. Приобщать к художественному слову, воспитывать интерес, бережное отношение  и любовь к книге.
    2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами, быть дружными, находчивыми и сообразительными.

    Предварительная работа

    1. Знакомство с произведениями русского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, частушки) обсуждение, свободное общение на различные темы:

    «Мой любимый сказочный герой»

    «Чему учат сказки»

    «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

    «Книжки читаем да скуки не знаем»

    1. Рассматривание иллюстраций, оформление книжной выставки «Что за прелесть эти сказки»
    2. Проведение игр-драматизаций по мотивам прочитанных произведений: «Играем в сказку» «Сундучок сказок» «По дорогам сказки»
    3.  Проведение дидактических игр: «Сказочная мозаика», «Зайкины задачки», «Сложи сказку» и т.д.
    4. Пополнение мини-музея  «Народная мозаика» новыми «экспонатами»:

    самовар, русский народный женский костюм, и т.д.

    1. Организация родителями целевых «экскурсий  выходного дня» например, в детский Интерактивный Театр «Сказкин дом», «Музей кукол», «Поляна сказок» ДК Выборгский и т.д.

    Материальное обеспечение:

    1. Шкатулка, клубочек из ленточек, письмо для сюрпризного момента.
    2. CD-проигрователь
    3. Подборка русских народных сказок для оформления книжной выставки
    4. Большая мягкая игрушка героя Зайки-угадайки, кукла Бабки-Ежки в виде перчатки на руку
    5. Конверт с заданиями от «Зайки-угадайки» (см. в приложении)
    6. Комплект дидактической игры «Сказочная мозаика» для составления книжки-самоделки на каждого ребенка (см. в приложении)
    7. Ширмы, русский народный женский костюм для героини Сказочницы Арины, оформленный уголок в виде русской избы, самовар, бутафорские «угощения»
    8. «Подарок» от бабушки Арины (книга со сказками) для ребят-участников

    Музыкальное сопровождение:

    СD диск «Русский фольклор для малышей» (Русский сборник 2002 год mp3)

    CD-диск  Paul Mauriat (Поль Мориа) «Best of» ( 1995 год Instrumental,MP3 )

    CD-диск  «Коллекция частушек-минусовок» (Сборник треков mp3)

     


    Сценарий литературного досуга:

    Сюрпризный момент:

     Под звучание фонограммы воспитатель приносит шкатулку, в которой лежит «волшебный клубочек» и письмо.

    Воспитатель:

    - Посмотрите-ка, ребята, какая красивая шкатулка оказалась в нашей группе. Она, наверное, из сказки, правда?

    Дети:

    -Да, из сказки.

    Воспитатель:

    - А давайте посмотрим, что в ней.

    Дети открывают шкатулку и находят в ней письмо и «волшебный клубочек» Воспитатель читает письмо:

    «Здравствуйте, ребята, пишу я вам из Сказочной страны, а зовут меня бабушка Арина. Узнала я, что вы очень любите сказки и так мне захотелось с вами познакомиться, да в гости к себе позвать. Только добраться ко мне не просто, много испытаний вас ждет впереди. Возьмите  мой «волшебный клубочек», он  вам путь-дорогу укажет»

    Воспитатель:

    -Ну что ж, ребятки, отправимся мы с вами в гости к сказочнице Арине? Готовы мы  к испытаниям? Тогда, вперед!

    Дети берутся за ленточку, которая начинает постепенно разматываться и приводит ребят к первой остановке

    1. «Сказочная полянка»

    Воспитатель:

    -Смотрите, ребятки, здесь сказки живут,

    Они с нетерпеньем вас в гости зовут,

    Ведь  сказок на свете, ну просто  не счесть,

    Давайте-ка вспомним, какие здесь есть.

    -Назовите ваши любимые сказки.

    Дети рассматривают импровизированную книжную выставку на «Сказочной полянке» и перечисляют знакомые и любимые сказки, например, «Три Медведя», «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Рукавичка», «Теремок» и т.д.

    Воспитатель:

    -Ребята, а как вы думаете, чему нас могут научить сказки?

    Дети:

    - Сказки могут научить доброте, дружбе. Сказки учат помогать друг другу, выручать из беды.  Они учат быть трудолюбивыми, заботливыми, веселыми, добрыми.

    Воспитатель:

    -Вы правы, ребята, ведь не даром в народе говорится «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»  А какие сказочные герои вам нравятся и почему?

    Дети:

    -Мне нравится Петушок, потому что он в сказке помогал Зайчику и прогнал хитрую Лису. (сказка «Заюшкина избушка»)

    -А мне нравится Маша, потому что она смелая, не испугалась и перехитрила Медведя. (сказка «Маша и Медведь») и т.д.

    Воспитатель:

    -Молодцы, ребята. Смотрите-ка, здесь для нас сказочница  Арина первое задание приготовила:

    «Вы, ребятки, не зевайте, скорее сказку угадайте» (надпись на карточке)

    Воспитатель открывает «книгу» и читает отрывок из сказки:

    1.  «-Печка-печка, подскажи мне дорогу.

       -А ты отведай моего ржаного пирожка, тогда скажу.

       -Вот еще, стану я ржаной пирожок есть, у нас дома и пшеничные не едятся.

    Печка ничего не ответила, а  девочка побежала  дальше»

     (сказка «Гуси-Лебеди»)

    1. «Кука –реку, иду на ногах в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, поди, лиса, с печи…»

    (сказка «Заюшкина избушка»)

    1. «Идет лиса по дорожке да песенку напевает:

    -Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку,

    За скалочку взяла курочку,

    За курочку взяла уточку…»

    (сказка «Лисичка со скалочкой»)

    1. «Сядут друзья за стол, не нарадуются:

    -Я, блин масляный, окунусь в щи да вылезу, вот они и жирные...

    -А я,-говорит мышонок,-дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю, хорошо в печке огонь горит да обед варится…

    -Ну и я, воробей, не промах, соберу грибов, натащу бобов, вот вы и сыты!»

    (сказка «Крылатый, Мохнатый да Масляный»)

    Воспитатель:

    -Молодцы, ребята, правильно ответили, а нам с вами пора дальше отправляться.

    Дети снова берутся за ленточку, и клубочек начинает «катиться»  дальше, к остановке:

      2.«Зайкино –Угадайкино»

     Воспитатель:

    -Еще остановка, какой-то пенечек,

    И здесь притаился Аринин дружочек.

    А что приготовил нам Зайка-хитрец,

    Давайте откроем конверт, наконец!

     

    Дети открывают конверт, достают задания-ребусы, рассаживаются за столиком и «решают» Зайкины «задачки» (содержание заданий в приложении)

    Воспитатель:

    -Какие вы молодцы, ребята, все задания Зайчика выполнили, но наш «волшебный клубочек» не ждет и уже покатился дальше…

    Воспитатель:

    -Мы с вами, ребята, так долго бродили по сказочным дорожкам, пора нам отдохнуть немножко, рассыпьтесь-ка как мелкие  горошки, разомнем ваши ручки и ножки!

    Воспитатель вместе с ребятами под музыку выполняет физкультминутку:

    1. Физкультурная минутка "Сказки"

    Мышка быстренько бежала, (бег на месте)
    Мышка хвостиком виляла, (имитация движения)
    Ой, яичко уронила, (наклониться, "поднять яичко")
    Посмотрите-ка, разбила! (показать "яичко" на вытянутых руках)
    Вот  мы репку посадили (наклониться)
    И водой ее полили. (имитация движения)
    Вырастала репка хороша и крепка, (развести руки в стороны)
    А теперь ее потянем (имитация движения)
    И из репы кашу сварим (имитация еды)
    И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

    Воспитатель:

    -Ребята, скорее, клубочек не ждет, и снова к Арине нас в гости ведет.

    Ребята подходят к следующей остановке

    4.« Сказочная мозаика»

    Воспитатель:

    -Ребята, смотрите, какой беспорядок кругом, пока мы в тенистом лесочке отдыхали, здесь кто-то побывал и все кругом разбросал, а для нас записку оставил.

    Воспитатель читает «записку» на руке у него одета кукла-перчатка «Бабка-Ежка»

    «Я сегодня здесь была,

    И «порядок» навела,

    Метлой своей я подметала

    Ваши сказки разбросала,

    Пазлы вы должны собрать,

    Сказки русские назвать.

    Улетаю  я, ха-ха,

    Ваша Бабушка-Яга»

     Воспитатель:

    -Ах, какая вредная Бабка-Ежка, что же нам делать, ребята?

    Дети:

    -Давайте соберем пазлы, которые Бабка-Ежка разбросала.

    Дети собирают пазлы-картинки из сказок и складывают «странички» в книжку-самоделку.

    Воспитатель:

    -Ребята, оказывается, вредная  Бабка-Ежка разбросала странички из книжки со сказками, как вы думаете, хорошо ли она поступила? Как нужно обращаться с книгами?

    Дети:

    - Нет, с книгами нужно обращаться бережно, аккуратно. Нужно беречь книги.

    Воспитатель:

    -Правильно, молодцы, ребята, недаром говорят: «Книга – твой друг, без нее, как без рук», книги наши друзья,  и мы должны их любить и беречь, как настоящих друзей.

    Давайте возьмем нашу книжку-самоделку и подарим ее бабушке Арине, ведь как мы знаем в гости не принято ходить без подарка. А книга - лучший подарок!

     Ребята снова за клубочком подходят  к домику Арины.

    Остановка:

    5.«Бабушкина избушка»

     У «домика» их встречает бабушка Арина, ребята проходят, рассаживаются около  столика с бутафорскими «угощениями» и самоваром. Звучит народная музыка.

    Арина:

    -Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, ребятушки. Долго вы ко мне добирались, садитесь, отдохните у моего самовара, да расскажите, кто вам встретился на пути?

    Дети с помощью воспитателя рассказывают, каких сказочных героев они встречали (Зайчик, Бабка-Ежка) и какие задания выполняли и дарят Арине свою книжку-самоделку!

    Арина:

    -Ах, какие вы молодцы да умницы, какую славную книжку мне подарили, вот спасибо, хорошо потрудились, но делу время, потехе час, сказки вы, я вижу,  хорошо знаете, а частушки вы петь умеете?

    Ребята вместе с  Ариной  поют частушки и танцуют.

    Дети:

    «Про девчат и про игрушки сочинили мы частушки,

    Нам частушки петь не лень, мы бы пели целый день»

    «Поленился утром Вова причесаться гребешком,

    Подошла к нему корова, причесала языком»

    «Закопченную кастрюлю Юля чистила песком,

    Два часа под душем Юлю мыла бабушка потом»

    «Говорит лентяйке мать:

    -Убери свою кровать! А лентяйка:

    -Маменька, я же еще маленька!»

     

    «Мы частушки петь кончаем, и вам честно обещаем,

    Будем добрыми расти, хорошо себя вести!»

    Арина:

    -Вот так ребята, айда молодцы, спасибо, повеселили бабушку Арину, и я хочу вас отблагодарить. Спасибо, что в гости ко мне пожаловали. Я тоже хочу вам книгу подарить, книжка, хоть и не пряник, а к себе манит. Книжки читайте, да скуки не знайте. Читайте на здоровье, растите умненькими - разумненькими.

     

    Арина дарит детям книгу со сказками, прощается и уходит, а ребята сматывают клубочек, возвращаются из своего сказочного путешествия.

    Приложение 1

    Интернет-ресурсы

    http://traditio-ru.org/

    http://audioknig.su

    http://detsad-kitty.ru/

    http://nsportal.ru/

    http://www.maaam.ru

    http://forchel.ru/

    Приложение 2

     Наглядный материал «Зайкины  загадки»

    Наглядный материал  «Сказочная мозаика»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная образовательная деятельность с детьми литературная викторина "В гости к А.С.Пушкину".

    Материал представляет собой слайды с вопросами  и иллюстрациями по сказкам А.С.Пушкина. Для продолжения знакомства детей с творчеством А.С.Пушкина; обучения детей умению грамотно и аргументирован...

    Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы Образовательная область «Познание» Тема: «Приключения с Буратино»

    Цели: развивать представления детей о геометрических фигурах.Задачи: развивать умение соотносить форму предметов и с известными детям геометрическими фигурами, познакомить с пространственными от...

    Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы "В гостях у друзей".

    Ведущие виды деятельности данного занятия - это коммуникативный и познавательно-исследовательский....

    Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества с использованием социоигровой технологии "В гости к сказочнице Арине"

    Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видовсовместной  деятельности: игровой,художественной,музыкальной,коммуникативной,продуктивной....

    Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы « В гостях у Лесовичка» С использованием игровых и проблемных технологий

    Задачи:-знакомим с названиями грибов;-закладываем основы экологического воспитания;-активизируем наблюдательность;Расширяем словарь за счёт прилагательных (рыжий , коричневый, ядовитый ), а также анто...