Сценарий фольклорного вечера «Каз өмәсе» для детей старшего возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)

Адиля Хафизовна Салимова

Цели:

     - обучающая: познакомить детей с историей и содержанием одного из татарских народных праздников - праздника гуся;

    - развивающая: через музыкально-театрализованное мероприятие способствовать формированию у детей умений и навыков свободного общения на татарском языке;

    - воспитательная: способствовать проявлению детьми их творческой активности, формированию у них чувства патриотизма и любви к своей Родине, стремления сохранять и приумножать культурное наследие татарского народа;

-  формирование духовности, культуры, толерантности, других ценностных ориентаций и убеждений  на основе их личностного отношения к этнонациональному и вместе с ним ко всему цивилизационному опыту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaz_omese_1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного вечера «Каз өмәсе»

для детей старшего возраста.

Цели:

     - обучающая: познакомить детей с историей и содержанием одного из татарских народных праздников - праздника гуся;

    - развивающая: через музыкально-театрализованное мероприятие способствовать формированию у детей умений и навыков свободного общения на татарском языке;

    - воспитательная: способствовать проявлению детьми их творческой активности, формированию у них чувства патриотизма и любви к своей Родине, стремления сохранять и приумножать культурное наследие татарского народа;

-  формирование духовности, культуры, толерантности, других ценностных ориентаций и убеждений  на основе их личностного отношения к этнонациональному и вместе с ним ко всему цивилизационному опыту. 

Оснащение места проведения праздника:

-         рисунки  с изображением гусей;

-         тушки гусей (бутафория);

-        имитация деревенской избы: стол, лавки, тазы, печь, ведра, коромысло .

Атрибуты участников:

-         национальная одежда и обувь;

-         вышитые полотенца;

-         гусиные крылья ,перо, масло;

Предварительная работа: Беседа с детьми, показ иллюстраций разучивание песен, танцев:

Беседа с родителями, организация выставки о национальных татарских блюдах.

Ход праздника.

 В зал входит воспитатели с ребятами, все одеты в татарские национальные костюмы, встают полукругом.

        1 Алып баручы:

  • Исэнмесез! Балалар, без килдек бүген   - “Каз өмәсе” бәйрәменә. Сез беләсезме, ниндий ул бәйрәм?

        Борынгы эби-бабаларыбыз казны бик яратканнар.  мамыгынан түшәк , ястык, мендәр ясаганнар. ә итен, маен төрледән-төрле аш-су әзерләү өчен файдаланганнар.

 Җәй  көнендә, мәсәлән, каклаган каз итеннән дә кадерлерәк күчтәнәч бармы икән? Ә кышкы суыкларада, колак очлары ошесә, каз мае сөрткәннәр. Җиткән кызы булган әни һәр елны, саклык өчен, берничә каз каклап куйган,чөнки пар каз – туйның кадеолә күчтәнәче.

Этот праздник в деревнях был очень важным и большим событием. Когда выпадал первый снег и земля замерзала, начиналась заготовка гусей.

     Заколотых гусей собравшиеся в доме (хозяйки) девушки ощипывали, в одну сторону откладывая перья, а в другую – пух. Ощипанных гусей затем выносили на улицу и клали на мёрзлую землю. Дело в том, что гусиное сало очень нежно и для того, чтобы его отделить, тушку необходимо было заморозить.

     Вычищенные тушки подвешивали к коромыслам и шли на родник. Девушки и сами шли гуськом, друг за другом. На роднике они промывали гусей сточной водой. Но самое радостное было в том, что у родника их уже поджидали деревенские парни с гармошками и песнями. Здесь звучали весёлые перепевки и переклички.  Закончив промывку тушек, девушки возвращались в дом хужябике, где на столах дымились горкой стоявшие блины на гусином сале, пироги и треугольники.

      Парни тоже могли зайти на это чаепитие, но подобное право надо было выкупить пряниками, конфетами, мелочью. Этим выкупалось гусиное крыло («каз канаты»), причём надо было проявить остроумие и смелость, чтобы достойно ответить на девичьи колкости. Получивший крыло входил в дом.

На этом празднике девушки показывали свою ловкость, умение. работа шла с шутками, прибаутками, танцами и песнями.

Поэтому и мы сегодня пришли в этот зал празднично красиво одетыми. Нас в гости  позвали эби и бабай, мы им поможем в работе,  заодно и повеселимся.

Бэйрэм барышы;

-Исәнмесез, исәнмесез, килдегезме? Әйдәгез, үтегез. Ай нинди матурлар бетенсе.Буген бездэ каз омэсе

                   Каз омэсе буген дэ.

                  Каз йолкырга килгэн кызлар,

                  Уныш юлдаш булсын сезгэ.

                  Козге байлык! Козге муллык!

                  Бездэ буген каз омэсе.

                  Яшьлэредэ, балаларда

                  Шау гор килэ хэммэсе. (Станислав)

                 

                 Исэнмесез узегез

                 Имин булсын конегез.

                 Буген бездэ каз омэсе

                 Кызлар безгэ килегез.( Марьям)

( Кызлар керэ, музыка тавышы каз йолкыйлар)

         Девочки  садятся  и ощипывает  гусей.

-кызлар казлар нинди?

(Симез,симез казлары, чиста ,матур.)

-Булдырдыгыз, инде казларны су буена тошеп юып кайтык, чишмэдэн су да алып кайтырбыз чэй куерга.( под музыку “ Каз канаты” идут к роднику)

 - ял итеп алыйк эле. Жырлы –бию “ Дудэк-дудэк”

     

-Балалар, бер баскач әйдәгез уен да уйнап алыйк әле.

“Чума урдэк-чума каз””

- Булдырдыгыз, балалар! коймак пешкәләгәнче әйдәгез канатларны чистартып алыйк. ( канат сыдыру)

                                       Җыр”Куш кулым”

-Балалар, коймагым өлгерде, әйдәгез каз коймагы белән чәй эчеп алыгыз әле, бүгенге кунакларыгызны да чакырыгыз.

                    Дуслык җебе өзелмәс ул

                     Моңлы халык бар җирдә

                     Безнең шушы очрашу

                     Истә калыр гомергә.

                     Мы говорим: «Спасибо вам,

  Ученикам, учителям

     И всем сегодняшним гостям.

   Наш долг – традиции хранить,

                     Культуру предков возродить,

                     Достойным гражданином быть».

                                        Чаепитие.

 

 

 

 

 

 

    

 

                                                              Провела воспитатель по обучению татарскому языку; Салимова А.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий новогоднего праздника "Проделки Бабы Яги" для детей старшего возраста

Сценарий Новогоднего праздника"Проделки Бабы Яги"для детей старшего возраста...

Сценарий интегрированного вечера досуга «Мы-солдаты» для детей раннего возраста.

В год 70-летия Победы был заплпнирован и проведен интегрированный вечер досуга  "Мы-солдаты" для детей раннего возраста. Задачи: духовно-нравственное воспитание, формирование двига...

Сценарий фольклорного вечера развлечений «Весенняя ярмарка» для детей 5-6 лет

Цель: Приобщение детей к русским народным традициям на основе активного участиядетей в праздниках и развлечениях.   Показать взаимосвязь устного и музыкального искусства.Задачи: -Развивать м...

Сценарий вечера развлечений "День знаний" для детей старшего возраста детского сада

Вечер развлечений, посвященный Дню знаний для детей старшего возраста...

Сценарий поэтического вечера "В мире поэзии" для детей старшего дошкольного возраста.

Поэтический вечер в ДОУ, может быть полезен воспитателям, методистам....

Сценарий фольклорного летнего развлечения «Яблочный Спас» для детей дошкольного возраста.

Сценарий фольклорного летнего развлечения «Яблочный Спас» для детей дошкольного возраста разработан с целью ознакомления детей с содержанием праздника Преображение Господне – «...

Сценарий фольклорно-физкультурного праздника «Защитники Руси» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области(МБДОУ д/с № 10)     Сценарий фольк...