блокада Ленинграда
материал (подготовительная группа)
Сценарий, посвящённый снятию блокады Ленинграда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста
«Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады –
27 января 1944 года»
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
• сформировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
• способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам;
•развивать навыки выразительного чтения.
Оборудование и технические средства:
ноутбук
экран
видео-презентация
аудио-записи – сирена воздушной тревоги, звук метронома, голос Левитана
фонограмма песни «Солнечный круг»
Ход мероприятия:
Ведущая:
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.
Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о тяжелых испытаниях, которые пришлось пережить городу, который раньше назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.
1 Слайд:
Дети читают стихи:
Напали фашисты на нашу страну. Тяжёлые ночи и трудные дни, Ведь подвиг большой совершили они. | Над Невою туманное утро, Тают в дымке последние сны. Только память доносит как будто Грохот залпов минувшей войны. Боль утрат невозможно изгладить, Не утихнет за давностью лет. Жизнь свою проверяй по блокаде: Так же мужественен ты или нет? |
Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели его разрушить и уничтожить, а жители города должны были погибнуть в самом городе. Шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы решили замучить жителей города голодом. Они захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной, со всех сторон суши окружили город, перекрыли все входы и выходы. Это случилось 8 сентября 1941г.
2Слайд
-Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)
-Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.
3 Слайд
В первые дни блокады, после одной из бомбёжек, произошел пожар на складах, где хранились запасы продовольствия для города. Почти все продукты сгорели.
-Как вы думаете, что случилось, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?
4 Слайд
-Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба 125 граммов, и это была норма на весь день (показать). Муки было очень мало, и чтобы испечь больше хлеба, добавляли опилки, измельченную кору деревьев, хвою. И эти 125 грамм хлеба для каждого был кусочком жизни.
5 Слайд
Помимо голода в блокадный Ленинград пришла еще одна беда: очень ранняя, холодная зима. Из-за сильных морозов город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Город спасала река Нева. На реке ленинградцы прорубили проруби, и смогли брать воду.
6 Слайд
В домах не было тепла. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель, подбирали доски после бомбёжки, и даже книги – все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало.
7 Слайд
В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.
8 Слайд
Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.
9 Слайд
Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги.
-Как вы думаете, зачем? Правильно, что стёкла не лопались от взрыва снарядов и осколки стекла не поранили людей.
О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Включить звук воздушной сирены.
10 Слайд
Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища.
После отбоя воздушной тревоги люди слышали звук метронома. Включить звук метронома.
Этот равномерный и простой звук, похожий на биение сердца, означал, что город жив, что нужно дальше держаться и не оставлять надежду.
11 Слайд
В блокадном Ленинграде стали умирать люди. Одни умирали от голода и болезней, другие замерзали прямо на улицах, потому что не могли дойти до дома. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.
12 Слайд
Во время блокады многие вели дневники, куда записывали то, что пережили. И вот такие записи сделала девочка Таня Савичева. Вся её семья умерла. Таня пережила блокаду, но вскоре она умерла от болезней.
13 Слайд
Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде боролись за жизнь дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первую блокадную зиму работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был их подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Не смотря на голод и холод, ученики ходили в школы.
14 Слайд
Ленинградские школьники не только учились в школе, но и помогали взрослым: научились тушить зажигательные бомбы, делать оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.
15 Слайд
-Рядом с Ленинградом находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его – узкая полоска воды принадлежала нашей армии. Остался только один путь спасения - по воде Ладожского озера.
16 Слайд
Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Наша страна помнила о блокаде Ленинграда и помогала, как могла. В город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Но, не смотря на смертельную опасность, все помогали блокадному Ленинграду.
Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.
Дети читают стихи:
Наш город назывался Ленинградом, И шла тогда суровая война. Под вой сирены и разрыв снарядов «Дорогой жизни» Ладога была. Она спасеньем ленинградцам стала, И помогла в войне нам победить, Чтоб снова время мирное настало, Чтоб нам с тобой под чистым небом жить. | Мне повезло, я позже родилась, Не надо мной в осколки небо рвалось, Когда земля под взрывами тряслась, Не я в бомбоубежище кидалась. Писала на листочках свой дневник Не я ручонкой, скованной страданьем, Где сохранился этот детский крик- «Все умерли. Одна осталась Таня» Отсчитывает время метроном, Он будит мир минутами молчанья… -Не допусти беды в свой светлый дом, Не допусти! – я слышу голос Тани… |
17 Слайд
Почти 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда, это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев. За это время погибло около 1миллиона человек.
27 января 1944 года жители Ленинграда по радио услышали радостную весть Сообщение Левитана
18 Слайд
Наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады!
В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
Дети читают стихи:
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы
Тихо плачут.
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол – Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти. В городе, теперь уже Санкт- Петербурге, есть памятные места, напоминающие о тех ужасных событиях
19 Слайд
На Ладожском озере находится памятник разорванному кольцу Блокады.
20 Слайд
В Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».
21 Слайд
В Ленинграде, в центре одной из площадей города был открыт обелиск «Городу-герою Ленинграду».
22 Слайд
Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы - памятник подвигу горожан в трагические дни блокады 1941-1944 годов.
23 Слайд
В центре монумента расположена композиция «Блокада» - опустивший голову солдат, мать, сжимающая в руках умирающего ребенка, женщина, обнимающая девушку, лежащую на земле.
24 Слайд
В городе Ленинграде есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.
Вечная память героям блокадного Ленинграда.
Давайте почтим память погибших минутой молчания.
Минута молчания
Дети читают стихи:
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили,
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима.
25 Слайд
За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя». Сейчас этот город называется Санкт - Петербург. Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, спасших Ленинград и подаривших нам жизнь.
Давайте же и мы с вами будем беречь мир на Земле, будем любить нашу родину Россию.
26 Слайд
Давайте споем песню «Солнечный круг»
Включить песню «Солнечный круг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)
Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он объясняет понятие "Блокад...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"
Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"
Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...
