Сценарий телепередачи к 80-летию Победы "Тайны военного чемоданчика"
методическая разработка (подготовительная группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность и концепция
Мероприятие разработано в рамках празднования 80-летия Победы и направлено на формирование у дошкольников первоначальных представлений о героическом прошлом нашей страны. Уникальность сценария заключается в использовании формата телевизионной передачи, что делает его современным и понятным для детей цифрового поколения. Через интерактивное раскрытие "тайн" старого чемодана дети погружаются в историю, что соответствует принципам эдьютейнмента (обучение через развлечение).
2. Цель: формирование основ патриотического сознания и исторической памяти у детей старшего дошкольного возраста через эмоциональное восприятие событий Великой Отечественной войны.
3.Задачи: познакомить с артефактами военного времени (письмо-треугольник, солдатская кружка, медаль); сформировать представление о символике Победы
- развивать эмоциональный интеллект через сопереживание историям военных лет; активизировать познавательный интерес через технологию "загадочного чемодана"; воспитывать уважение к ветеранам и труженикам тыла; формировать представление о ценности мирной жизни.
4. Целевая аудитория и продолжительность
Мероприятие рассчитано на детей подготовительной группы (6-7 лет). Продолжительность – 30 минут, что соответствует возрастным нормам непрерывной активности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 348.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№1 комбинированного вида
п.Вейделевка Вейделевского района
Белгородской области
Сценарий праздничного мероприятия
к 80-летию Великой Победы
Телевизионная передача
«Тайны военного чемоданчика»
Авторы-составители:
Воропаева Виктория Владимировна-воспитатель
Кубрак Наталья Петровна-воспитатель
п.Вейделевка 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность и концепция
Мероприятие разработано в рамках празднования 80-летия Победы и направлено на формирование у дошкольников первоначальных представлений о героическом прошлом нашей страны. Уникальность сценария заключается в использовании формата телевизионной передачи, что делает его современным и понятным для детей цифрового поколения. Через интерактивное раскрытие "тайн" старого чемодана дети погружаются в историю, что соответствует принципам эдьютейнмента (обучение через развлечение).
2. Цель: формирование основ патриотического сознания и исторической памяти у детей старшего дошкольного возраста через эмоциональное восприятие событий Великой Отечественной войны.
3.Задачи: познакомить с артефактами военного времени (письмо-треугольник, солдатская кружка, медаль); сформировать представление о символике Победы
- развивать эмоциональный интеллект через сопереживание историям военных лет; активизировать познавательный интерес через технологию "загадочного чемодана"; воспитывать уважение к ветеранам и труженикам тыла; формировать представление о ценности мирной жизни.
4. Целевая аудитория и продолжительность
Мероприятие рассчитано на детей подготовительной группы (6-7 лет). Продолжительность – 30 минут, что соответствует возрастным нормам непрерывной активности.
Ход мероприятия:
(Зал украшен как телестудия, в центре зала – ведущая, рядом военный чемодан, в углу зала- телекамера с оператором. На экране - заставка с логотипом передачи и цифрой 80 (кадр1) Звучит довоенный вальс «Рио-Рита», дети танцуют вальс. (трек1)
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы в эфире! Я – ведущая Виктория Владимировна , и сегодня у нас в гостях самые главные зрители и участники - дети!
(Камера показывает детей, сидящих в студии. Они машут руками.)
Вы смотрите специальный выпуск нашей передачи «История военного чемоданчика», посвященный 80-летию Великой Победы! Сегодня, в этот светлый праздник -День Победы – мы с вами станем настоящими исследователями истории и совершим необычное путешествие на 80 лет назад, в годы Великой Отечественной войны. Мы попробуем разгадать тайны, которые хранит этот старый, пыльный чемодан.
(Ведущая подходит к чемодану, проводит рукой по запыленной крышке).
Ведущая: Его нашли на настоящем чердаке! Интересно, что же внутри? Давайте откроем его и узнаем тайны, которые он хранит.
(Открывает чемодан. Звучат первые аккорды песни «Темная ночь» (трек 2) или тихая, таинственная музыка (трек 3). Ведущая заглядывает внутрь)
Ведущая: Смотрите, что лежит сверху! (Достает старую фотографию, на экране фото мирного 1941 года (кадр 2)). Это фотография 1941 года. Здесь совсем молодые люди веселятся, мечтают... Они не знают, что скоро начнется война.
Ребенок 1: А кто эти люди?
Ведущая: Это ваши ровесники из далекого 1941 года. Они хотели стать учителями, инженерами, летчиками врачами...
( из-за кулис выходят дети: девочки в ситцевых платьях, мальчики в рубашках и шортах, садятся на скамейку)
Сценка «Далёкий 1941 год…»
(Сценка начинается с мирной картинки (кадр 3). Дети сидят на скамейке, у них в руках «атрибуты», звучит пение птиц (трек 4))
Мальчик 1: (держит в руках самолётик):
Когда я вырасту, я буду летчиком!
Я стану покорять небесный океан,
И над родной, и над чужой землей
Мой быстрый самолет летать будет всегда,
Чтоб люди всех стран становились друзьями.
Я буду мир нести на крыльях, как почтальон!
Девочка 1: (поправляет санитарную сумку):
А я, когда вырасту, стану доктором!
Я всех смогу лечить: и взрослых, и детей,
Прогоню прочь любую боль и хворь.
Я буду изобретать такое лекарство,
Чтоб все на свете стали сразу здоровы,
И счастливы, и больше не болели!
Девочка 2: (крепко держит книгу):
А я буду учить ребятишек-малышей.
Читать красиво, писать и считать.
Расскажу им про звезды, про дождь и про ветер.
В своем классе я создам такую страну,
Где главные жители — это Знания,
И каждый ребенок умным и добрым станет!
(Дети улыбаются друг другу, их мечты такие светлые и ясные. Они начинают строить планы, жестикулируя.)
(Внезапно звучит резкий, пронзительный звук сирены воздушной тревоги, перекрывающий детские голоса. (трек 5) Затем — отдаленный гул военных самолетов (трек 6)).
(Дети замирают. Их улыбки сменяются удивлением и легким испугом. Они не понимают, что происходит, но чувствуют опасность.)
Ведущая: (спокойно, мудро, с грустью):
Они строили планы в сорок первом...
Мечтали лечить, строить, учить, летать.
Их «когда я вырасту» перечеркнуло словом,
Которое знает не каждый подряд.
Слово то — Война.
Они уже не мечтатели, а те,
кому пришлось повзрослеть за одно мгновение
(Дети медленно встают со скамейки.)
Мальчик 1:(уже без самолетика, смотрит в небо):
Но я буду летчиком. Только мой самолет
Будет грозно рычать в грозовом небе.
Чтобы защитить твой дом, и твой сад, и наш сад,
Где мы вот сейчас о будущем пели.
Девочка1: (крепко сжимая санитарную сумку):
А я буду врачом. Только мой медпункт —
Это будет землянка, где грохочут снаряды.
Я буду спасать не от простуд, а от ран,
Возвращая бойцов из кромешного ада.
Девочка 2: (прижимает книгу к груди):
А я буду учить. Только букварь мой
Станет светом надежды в блокадной ночи.
Я буду читать детям стихи, как молитву,
Чтобы в них не погасла душа, не ушла.
(Дети берутся за руки и смотрят вперед с серьезными, но решительными лицами.)
Ведущая: Их детство украла война. Их мечты изменились. Но не сломались. Они стали саперами и летчиками, хирургами и зенитчицами, они тушили «зажигалки» на крышах и стояли у станков. Они стали поколением, которое подарило нам МИР. Давайте же помнить об их подвиге.
(Музыка становится светлой и торжественной (трек 7). Дети кладут свои атрибуты на скамейку — как символ отложенных, но не забытых мечтаний и кружась в танце «Синий платочек», уходят. (трек 8))
(Ведущая снова подходит к чемоданчику и достаёт следующий предмет)
Ведущая: А это что за бумажный треугольник? (Достает письмо).
Это - весточка с фронта! Такие письма ждали в каждой семье. (на экране фото писем (кадр 4)). Ребята, вы знаете, почему письма на фронте были такими? (выслушивает варианты детей).Правильно, конвертов не хватало, да и солдаты так складывали, чтобы письмо не промокло и дошло до адресата.
Ребенок 2: Почему оно такое желтое?
Ведущая: Ему уже больше 80 лет! Давайте прочтем: (Разворачивает копию письма и под музыку «Священная война» (трек 9), читает ).
«Здравствуй, моя родная семья! Мама, папа, сестренка Аленка! Я жив и здоров, бьем врага! Скоро вернемся с Победой. Очень скучаю. Целую вас крепко. Ваш сын и брат Алексей».
Ведущая: Видите, как солдат скучал по своей семье? Такие письма ждали как самый дорогой подарок. Они согревали сердца солдат
Этот треугольник-наша память,
Его нельзя никак продать,
Он о самом главном расскажет-
Как солдаты могли воевать и ждать.
А давайте и мы отправим наш привет в прошлое! (дети запускают бумажные самолётики, под песню «Катюша» (трек 10)
(Пока дети запускают самолётики, ведущая достаёт из чемоданчика солдатские принадлежности, на экране фото принадлежностей (кадр 5))
Ведущая: А вот и солдатские принадлежности! Кружка, ложка, кисет, вакса для обуви, карандаш для писем. У каждого солдата был такой скромный набор. Эта кружка прошла весь путь до Берлина!
Ребенок 3: А что такое вакса?
Ведущая: Это крем для обуви. Солдаты в перерывах между боями начищали сапоги и вспоминали дом.
Инсценировка:
(Мальчики в пилотках разыгрывают сценку «На привале» - один «пишет письмо», другой «чистит сапоги». Один мальчик сидит на пне, усердно натирает сапоги. Второй устроился на вещмешке, используя второй пенек как стол. Он сосредоточенно пишет, прикусив губу. На экране фото (кадр 6)
Мальчик 1: (не отрываясь от работы, обращается к другому):
Эх, Петька, начистил я сегодня эти сапоги до блеска! Командир говорит, завтра снова в путь. Надо быть наготове. А ты чего приуныл? Пишешь?
Мальчик2: (вздыхает, отрывается от письма):
Домой пишу... Мамке и сестренке. Тяжело это... Знаешь, о чем писать? Что все хорошо? А вокруг... (машет рукой) Как им рассказать, чтобы не напугать?
Мальчик 1: (останавливает чистку, смотрит на Петю понимающе):
А ты не рассказывай. Пиши о простом. Что небо сегодня, например, высокое. Они же ждут не геройских рассказов, а просто весточки. Чтобы знали — ты жив, здоров, о них помнишь.
Мальчик 2 (кивает, снова склоняется над листком, шепчет, выводя буквы):«...Здравствуйте, мои родные. Мама, не горюй, у меня все в порядке. Кормят нас хорошо. Вчера видел в лесу лису, рыжая такая, прямо как наша Мурка...» (Голос дрожит). Вру я им, Коль... Мурка-то наша еще в прошлом году пропала.
Мальчик 1: (откладывает сапог, подходит к Пете, кладет руку ему на плечо): Ничего, Петя. Это ты правильно. Пусть думают. Главное — чтоб тепло от письма стало. Дай-ка я тоже пару строк припишу.
Мальчик 2: (передает ему карандаш и листок):
Напиши. Ты у нас самый грамотный.
Мальчик 1: (берет письмо и уверенно выводит):
«...Я, Коля, тут рядом с Петром. Друзья мы крепкие, друг за друга горой. Обо мне не беспокойтесь. Мы врага разобьем и все домой вернемся. Очень ждем этого дня. Ваш сын...»
(Коля замолкает, передает письмо обратно. Оба мальчика сидят молча, глядя в одну точку, думая о доме. Звучит тихий привал — пение птиц, отдаленный смех (трек 11))
Мальчик 1: (снова берется за сапог, с новой энергией):
Да ладно... Кончай грустить. Надо сапоги до блеска, чтобы с песней по дороге на Берлин идти!
(Оба улыбаются друг другу. Один продолжает чистить сапоги, другой аккуратно убирает драгоценный треугольник в гимнастерку, уходят)
Ведущая: Смотрите, а в чемодане есть еще медаль. (Достает большую медаль с цифрой 80, фото медали на экране (кадр 8)). Это - юбилейный медаль.Такие медали вручили ветеранам в честь 80-летия Победы!
Ведущая: Это медаль - символ того, что мы помним и гордимся! И вы, молодое поколение, должны передать эту память дальше.
Дети читают стихи о героях ВОВ.
Ребенок 1: Тот праздник в мае, светлый, важный,
Пришел к нам утренней зарей.
Спасибо вам, герои-отважные,
За мир, за счастье над землей!
Ребёнок 2: За то, что смело вы сражались,
За то, что Родину спасли,
За то, что вы не испугались
В бою свинцовой кутерьмы.
(на экране фото солдат (кадр 7))
Ведущая: Ребята, давайте встанем и почтим минутой молчания память всех, кто не вернулся с той страшной войны. (Звучит метроном (трек 12). Все встают.)
Ведущая: А на дне чемодана лежит самый главный предмет! (Достает красную ткань). Это - кусочек знамени, которое водрузили над Рейхстагом!
Ребенок 4: Значит, это флаг Победы? (фото знамени над Рейхстагом
(кадр 9)
Ведущая: А сейчас ребята Финальная тайна: «Главный секрет чемоданчика»
Ведущая: Мы открыли почти все тайны нашего чемоданчика. Но остался главный секрет. Как вы думаете, что самое ценное должно было лежать в таком чемодане? (Выслушивает ответы детей: «победа», «мир», «надежда»).(На экране появляется фото счастливых детей (кадр 10)).
Ведущая: Правильно! Самый главный секрет – это МИР. Мирное небо над головой, смех детей, песни и радость. Ради этого и воевали наши прадеды. И они завещали нам этот мир беречь!
Все дети исполняют песню «Солнечный круг» (трек 13)
Ведущая: Наш чемоданчик подарил нам удивительные истории! Мы узнали о мужестве, надежде и великой Победе!
Все дети (хором): Мы помним! Мы гордимся!
Ведущая: И в заключении нашей передачи я хочу вручить каждому из вас памятные знаки – знаки нашей Памяти и Благодарности!
(Вручает детям звездочки с георгиевской лентой.)
Ведущая: Наша передача подошла к концу. Мы раскрыли все тайны военного чемоданчика и поняли самое главное: мы помним, мы гордимся и мы будем беречь наш мир! С праздником Великой Победы! Давайте вместе скажем:
Все участники: С праздником Великой Победы! Ура!
( Дети выпускают в зал белые воздушные шары под песню «День Победы» (трек 14))
Приложение
Список реквизита: стилизованная телестудия, камера, военный чемодан, ситцевые платья, рубашки, шорты, военная детская форма, старое фото 1941г., игрушка самолётик, санитарная сумка, книга, скамейка, синие платочки, письмо-треугольник ВОВ, бумажные самолётики, солдатские принадлежности (кружка, ложка, кисет, вакса, карандаш), медаль «80-лет Победы», знамя Победы, памятные знаки.
Необходимая техника: ноутбук, экран для презентации, проектор.
Музыкальное сопровождение: https://disk.yandex.ru/d/Bs9dwuHKAPOgJA
Презентация: https://disk.yandex.ru/i/dDKVnPAzafZgwA
Список используемой литературы
1.Алексеев С. Герои Великой Отечественной. М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 64 с.
2.Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне. М.: Махаон, 2024. - 128с.
3.Арнаутова Е. П., Котова Т. А. Расскажем детям о победе. Методические рекомендации. ФГОС ДО.М. Мозаичный парк, 2022, 56 с
4.Затулина Г.Я. Россия – Родина моя. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2024. - 80с.
5.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. Беседы о Великой Отечественной войне в детском саду. М.: Гном, 2025. - 48с.
6.Ульева Е. Беседы о войне. Энциклопедия для малышей. М.: Феникс – Премьер, 2020. -135с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего праздника «Здравствуй лето красное, здравствуй лето жаркое»
Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий праздника к дню защитников Отечества "Военные учения"
Не так много осталось праздников на патриотическую тему. Я постаралась сделать его интересным. Детей старших и подготовительных групп разделили на разные рода войск. Готовясь к празднику, музыкальные ...
Сценарий спортивного развлечения к 23 февраля "Военная игра в детском саду"
В сценарии предложены военные конкурсы для семейного мероприятия с родителями....

Сценарий новогоднего праздника "Мы летим,летим,летим"
Сценарий новогоднего праздника «Мы летим, летим, летим»Махова Татьяна Викторовна Сценарий новогоднего праздника «Мы летим, летим, летим»ВедущаяСнеговик ребенокСнегурочка р...

Сценарий праздника к Дню Победы "Фестиваль военной песни"
Песни военных лет занимают особое место в нашей жизни. Пока мы помним ту войну, мы способны предотвратить новую! Песни Великой Отечественной Войны нужно передавать нашим детям, внукам, правнукам, знак...

Сценарий утренника ко Дню героев Отечества "Военная служба- Олимп героизма"
Герои Отечества - звучно, весомо, Н...



