Предметно – развивающая среда ДОУ
статья по теме

Стасюк Валентина Викторовна

Предметно – развивающая среда ДОУ как компонент гуманизации образовательной среды. Понятие "образовательная среда". Предметно – развивающий компонент образовательной среды. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.  Основные положения личностно – ориентированной модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno_-_razvivayushchaya_sreda_dou.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая среда ДОУ как компонент гуманизации образовательной среды

Сабирзянова Валентина Викторовна,

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад №27 «Сказка» МО г.Саяногорск РХ

В системе дошкольного образования чрезвычайно актуальной становится проблема гуманизации образовательной среды, обеспечивающей условия целостного развития каждого ребёнка на основе гуманно – личностного подхода в воспитании. Создание вокруг ребёнка гуманной развивающей социокультурной среды и психологической атмосферы заботы, безопасности, сотрудничества и любви способствует обеспечению максимально благоприятных условий для реализации основных идей гуманно – личностного подхода. На современном этапе проблема гуманизации образовательной среды в ДОУ может рассматриваться как одна из основополагающих.

Чтобы получить образовательную среду, мы должны определить её основные компоненты и то, что должно их связывать, установить моделирующие связи, вписать в эту деятельность детей. Вероятно, только в этом случае можно рассчитывать на то, что образовательная среда станет существенным фактором личностного развития ребёнка.

Под образовательной средой мы понимаем среду, включающую в себя четыре компонента: субъекты образовательного процесса, социальный, предметно – развивающий и технологический компоненты.

Более подробно остановлюсь на предметно – развивающем компоненте.

Данный компонент включает в себя не только разнообразие предметов, объектов социальной действительности, расположенных определённым образом в физическом пространстве, но и те отношения, которые складываются у ребёнка с взрослыми. Всё, что окружает детей, формирует их психику, является источником знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берём на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организацию предметно – развивающей среды. Через своё содержание и свойства среда создаёт условия для творческой деятельности каждого ребёнка, среда призвана нести «информацию», которая себя не обнаруживает полностью, а побуждает к её поиску, порождает у детей вопросы, питает инициативу, воображение.

По мнению Л.С.Выготского, предметно – развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а воображаемую, т. е. внутреннюю.

Психологи и педагоги обращались к проблеме предметно – развивающей среды (Г.Фейн, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Запорожец). Однако предметно – развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.

Мы понимаем предметно – развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребёнку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно – развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создаётся педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Как подчеркивает Дж. Маркович: «Каждый из нас, поэтому и человек, и среда, что зависит от угла зрения».

Итак, среда является основным средством развития личности ребёнка, источником его знаний и социального опыта. При создании предметно – развивающей среды мы исходим из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды.

Деятельность ДОУ строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивает:

  1. Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  2. Эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
  3. Интеллектуальное развитие;
  4. Создание условий для развития личности;
  5. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  6. Взаимодействие с семьёй с целью оптимизации воспитательного процесса.

Основные положения личностно – ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно – развивающей среды:

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Обеспечивается использованием разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды. Обеспечивается использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использованием стен.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности:

  1. Сборно-разборная мебель,
  2. Игрушечная мебель,
  3. Ёмкость для хранения игрушек,
  4. Развивающие игрушки,
  5. Мягкие плоскости, подиумы для отдыха,
  6. Игровое спортивное оборудование,
  7. Игровые столы сложной конфигурации,
  8. Трансформируемая мебель,
  9. Вертикальные разделители,
  10. Разнообразные виды театра,
  11. Костюмерная,
  12. Игрушки – заменители.

Желательно, чтобы игровые зоны имели высокую степень трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Обеспечивается использованием игровых и тематических зон, охватывающих все интересы ребёнка, созданием места отдыха, уединения.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды с использованием больших ярких игрушек из различных материалов, элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Обеспечивается созданием специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития». Обеспечивается содержанием предметов и материалов, известных детям, предметов и материалов, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомых предметов и материалов.

При разработке предметно – развивающей среды необходимо учитывать следующие характеристики детского сообщества: возрастной состав группы, психологическую характеристику группы (темперамент, их подвижность, наличие лидерства, учёт индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.); количественное соотношение мальчиков и девочек; социальные условия жизни детей в семьях и типы семей; окружающую социальную практику (город, посёлок).

Итак, учитывая общие стратегические принципы организации предметно – развивающей среды, следует отметить, что для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Ещё одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учёта требований образовательной программы, часто из личных предпочтений, причём из женских «предпочтений», так как выбор в основном осуществляется женщинами.

Ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от программы, должны служить основные виды деятельности ребёнка:

  1. игровая;
  2. продуктивная;
  3. познавательно-исследовательская;
  4. двигательная.

Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:

  1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;
  2. Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;
  3. Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из видов детской деятельности.

Следует помнить: во всех взаимодействиях ребёнка с предметным миром посредником должен быть педагог, в руках которого находятся все нити управления процессом создания образовательной среды и её гуманизации. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворённой предметная среда, захочет и сможет ли ребёнок освоить её.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребёнку осваивать генетические задачи возраста.

Таким образом, организация соответствующей предметно – развивающей среды, наполненной благоприятной атмосферой, способствует овладению детьми компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной), развитию креативности, инициативности, произвольности, формированию самостоятельности и ответственности, самосознания и самооценки, произвольности, создаёт условия для свободы поведения и безопасности воспитанников.

Педагог, придерживающийся гуманистической парадигмы сотрудничает и советуется с дошкольниками, верит в способности каждого ребёнка, радуется вместе с детьми.

Как утверждает Ш.А.Амонашвили гуманная позиция педагога заключается «в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, с тем опытом, включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех её проявлениях, т.е. стать её соучастником».