Повышение качества образования в ДОУ через наглядную информацию для родителей
статья по теме

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования. В условиях вариативности образования, разнообразия запросов родителей на разные виды образовательных услуг управление качеством дошкольного образования предполагает, прежде всего, установление приоритетов качества: это создание  условий для успешного образовательного процесса,  оптимальной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении,  мониторинг результатов работы с детьми,  обеспечение преемственности всех ступеней образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_kachestva.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования в ДОУ через наглядную информацию для родителей

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.  Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования.

В условиях вариативности образования, разнообразия запросов родителей на разные виды образовательных услуг управление качеством дошкольного образования  предполагает, прежде всего, установление приоритетов качества:   это создание

  1. условий для успешного образовательного процесса,
  2. оптимальной организации  воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении,
  3. мониторинг результатов работы с детьми,
  4. обеспечение преемственности всех ступеней образования.

      Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении  состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера.

    Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка.

      Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек. В семье ребенок получает первые навыки  восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас "новая философия" работы с семьей: за воспитание  детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать.

         Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой среды, подготовке его к обучению в школе.

    Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов -  вовлечение родителей в педагогический процесс.

 В начале нашей работы для активизации решения проблемы было проведено исследование. Педагогам предложили назвать те формы и методы взаимодействия с родителями, которые они используют на практике. Показательным стал тот факт, что в основном применялись традиционные формы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, всеобуч, консультации и т.д.

Порой родители не решаются задать педагогу волнующие их вопросы. Поэтому очень удобной и эффективной формой работы  с родителями считается наглядная информация. Отличным средством привлечения внимания взрослых являются информационные стенды, так как они имеют огромные возможности для освещения педагогического процесса. Они имеют несомненное преимущество перед другими подобными носителями информации: доступность и наглядность, удобная форма для передачи важной и оперативной информации.

Наглядно - информационные формы  условно нами разделены на две подгруппы.

Информационно - ознакомительная - это через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

Информационно - просветительская - направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Информационные стенды

  1.  Родительский уголок (режим, сетка, программные требования, возрастные особенности);
  2.  Наша жизнь день за днем;
  3.  Родительские вопросы;
  4.  Права детей;
  5.  Доска объявлений;
  6.  Меню;
  7.  Учим правильно говорить;
  8.  Будем здоровы;
  9.  Музыка вместе с нами;
  10.  Правила дорожного движения;
  11.  Детское творчество;
  12.  Наши достижения;
  13. Чем мы занимались;
  14.  Выучите вместе с нами.  

При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издания, включая авторство и год публикации обязательна. Соотношение текста и иллюстраций должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6-иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию. Следует создать резерв для обмена информацией между группами. Оформление на двух государственных языках.

Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной информации.  

Привлекают своим вниманием и стенды творчества для детей. Целью этой формы наглядной пропаганды -  тематических выставок - является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, образцами игрушек, игровых материалов, сделанными руками детей, родителей, воспитателей

В детском саду широко используются активные формы работы для педагогического просвещения родителей с целью ознакомления их с инновационной деятельностью: презентации новых программ и технологий, опросы и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ, изучение запроса семей на образовательные услуги и т.д.

Однако результаты анкетирования показали, что родители предпочитают получать информацию по другим каналам – через телевидение, радио, интернет.

Сайт детского сада.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Совместно специалистами  информационно – методического центра создали сайт ДОУ.

 Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии .  100 % педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них:  22% – начинающих пользователей;  45%- пользователь;  33% – продвинутый пользователь.

 Однако знания,  воспринимаемые из разных источников, не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме.

Следовательно, необходима была адаптация традиционных форм работы с родителями к современным условиям.

    В связи с интенсивным развитием информационных технологий роль сайтов в деятельности образовательного учреждения с каждым годом возрастает.

Очевидно, что сайт сегодня, пожалуй, наиболее удобный инструмент для представления любых продуктов деятельности. Поэтому сегодня в Сети можно обнаружить многочисленные персональные сайты педагогов.

Какие цели преследует создание персонального сайта?

  1. Предоставление возможности потенциальному клиенту (здесь это понятие использовано в самом широком смысле – читатель, покупатель, партнер) получить полное представление об авторе и его «продукте». Здесь же обратим внимание на значимый момент: сайт привлекает к себе единомышленников, что, в свою очередь, создает предпосылки для налаживания большого числа профессиональных контактов и определения перспектив.
  2. Перекликающаяся с предыдущим пунктом цель – визитная карточка – собрание материалов портфолио, на которое можно просто дать ссылку (что экономит время, как автора сайта, так и клиента).
  3. Трибуна. Для многих людей, имеющих свои сайты, значимым является возможность периодического обращения к потенциальной аудитории. Для этого часто используется механизм блогов.
  4. Опыт. Многие авторы сайтов говорят о приобретении новых навыков при создании собственного сайта: умении писать, опыте программирования и веб-дизайна и др.

Литература:

1.Справочник руководителя детского сада №4 за 2011 год

2.Журнал «Старший воспитатель» за 2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога

31.08.2015 г. в ДОУ состоялся педсовет, на котором я выступила с докладом....

Повышение качества образования в ДОУ через социальное партнёрство

Качественная реализация образовательной программы ДОУ невозможна без социального партнёрства, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога

Качество образования одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет...

Круглый стол для воспитателей на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»

Круглый стол для воспитателейна тему:«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»...

Повышение качества образования в ДОУ посредством сетевого взаимодействия с родителями.

Как организуется единое информационное пространство ДОУ?Почему на современном этапе дошкольного образования так важна организация сетевого взаимодействия с семьями воспитанников?...