ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Автор Подкина И.Ю. заведующий МБДОУ № 27 .
методическая разработка по теме

Лихачева Татьяна Сергеевна

Какие же изменения произойдут в системе дошкольного образования при введении ФГТ? Прежде всего, изменится основная общеобразовательная программа дошкольного образования, и, соответственно изменятся условия её реализации. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей этого возраста определяется не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего заключается в том, что в ДОУ отсутствует жёсткая предметность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podkina_i.yu_..docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования

как основа развития системы дошкольного образования

Подкина Ирина Юрьевна, заведующая МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 27

        В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Этот документ был разработан в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого качественного образования. ФГТ являются одним из основополагающих документов нормативно-правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех видах и типах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования в целом.

        Почему появился этот документ? Для обеспечения любому ребёнку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, было необходимо стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или семье) ребёнок его ни получал. Именно с этим и связано введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Принятый документ (ФГТ) определяет единство требований к выпускнику детского сада, является ориентиром для педагогов дошкольного образования, для родителей и учителей начальной школы.

        Какие же изменения произойдут в системе дошкольного образования при введении ФГТ? Прежде всего, изменится основная общеобразовательная программа дошкольного образования, и, соответственно изменятся условия её реализации. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей этого возраста определяется не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего заключается в том, что в ДОУ отсутствует жёсткая предметность. Развитие малыша осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования ещё тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жёсткие требования к результатам освоения программы. Иначе бы мы лишили детей детства. Образовательный процесс для дошкольников не может выстраиваться по подобию школьного урока, это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста. Поэтому в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям её реализации. При этом педагогам даётся ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нём описаны не ЗУНы, а интегративные качества, которые ребёнок может приобрести в результате успешного освоения им программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и т.д. Основная общеобразовательная программа поможет ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе.  В тексте ФГТ отсутствует слово «занятие», но это совсем не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный и личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, и игру, как форму образовательной деятельности, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства. В ФГТ чётко прослеживается повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места и это, безусловно, положительно, так как в настоящее время в образовательном процессе на первом месте стоит такая форма организации детей как занятие. Акцент на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности, учёт полоролевых (гендерных) особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ  вносит в содержание программ необходимые изменения. Необходимость отказа от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса в ДОУ давно назрела. Федеральными государственными требованиями определены ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

        Содержание образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учётом их возраста по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Образовательные области введены ФГТ с целью поддержания баланса между всеми направлениями педагогической деятельности.

        Если говорить о принципиально новом в содержании и развитии дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

- принцип развивающегося образования; принцип необходимости и достаточности; принцип интеграции; комплексно-тематический принцип; принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (таким образом, изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка – это наиболее естественный и эффективный путь развития в дошкольном детстве); принцип партнёрского взаимодействия с родителями (ФГТ ориентируют родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника); принцип преемственности образовательных программам дошкольного и начального образования: принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для родителей и учителей начальной школы  (чего не было раньше).

        Перспектива реформирования и развития дошкольного образования даёт нам  надежду на качественные изменения в данной сфере. В настоящее время делается попытка преобразовать систему «общественного дошкольного воспитания» в систему дошкольного образования как неотъемлемую ступень общего образования.

        Таким образом, стратегические изменения в развитии системы дошкольного образования и образования в целом следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во – вторых, в Приказе Министерства образования и науки РФ №  655 много положительного. Документом определены основные ориентиры развития системы дошкольного образования:

Организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы она была более осмысленной и интересной;

Создать условия для того, чтобы педагоги и специалисты выстраивая образовательный процесс, могли учитывать особенности развития каждого ребёнка, его семьи, интересы и приоритеты группы, специфику национально-культурных и природно-географических условий, в которых осуществляется этот процесс;

Пересмотреть содержание образования для детей дошкольного возраста за счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области и с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей ( т.е индивидуализировать образование);

Отказаться от копирования школьных технологий и форм организации обучения, а сделать приоритетной формой обучения, воспитания и развития дошкольника игру;

Включить родителей в образовательный, воспитательный процесс в качестве параспециалистов, тем самым содействовать максимальному развитию ребёнка;

Стремиться к формированию здорового, инициативного, активного и самостоятельного ребёнка, физически и психологически готового к успешному усвоению основной общеобразовательной программы начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (приложение к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Художественное творчество». Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

   Данная рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы дошкольного образования, утверждённой на заседании педагогического совета МБДОУ  № 74...

Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019у

Учебный  план  МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом  примерной  основной  образовательной программы дошкольного образован...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...

Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019г.

Учебный  план  МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом  примерной  основной  образовательной программы дошкольного образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...