Беседа о значении семейного воспитания
статья по теме

Застольская Наталья Вячеславовна

За многовнековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_znachenii_semeynogo_vospitaniya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

беседа о значении семейного воспитания

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее.

Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семей ного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным об щественным воспитанием.

Семья и дошкольные детские учреждения — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего раз вития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении малыш получает всесторон нее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную актив ность. Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка в целом.

Одной из важных характеристик семьи является связь ее членов с окружающим миром. Хотя в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада, в большин стве дошкольных учреждений работа с родителями органи зуется только по линии педагогической пропаганды. Семья выступает лишь как объект воздействия, поэтому не налажи вается надлежащая обратная связь, не используются в пол ной мере возможности семейного воспитания.

В цивилизованных странах необходимость сочетания до машнего и общественного воспитания очень хорошо пони мают, вследствие чего вопрос о том, отдавать ребенка в дет ский сад или не отдавать, практически не ставится.

Большинство семей в экономически развитых странах (Франция, Великобритания, Канада, США и др.) не мыс лят себе воспитание ребенка без квалифицированной помощи педагогов-профессионалов и идут на значительные материаль ные затраты, связанные с платой за дошкольное учреждение.

В нашей стране несколько иная картина: почти половина детей дошкольного возраста воспитывается дома силами ро дителей и других родственников. Между тем психологиче ские обследования поступающих в первый класс показали, что те из детей, которые воспитывались только в семье, ус тупают по ряду важнейших параметров в психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посе щавшим дошкольное учреждение.

В последние годы семья все чаще стала прибегать к помо щи организаций, занимающихся коррекцией развития и пове дения ребенка. Это психологическая консультационная служ ба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с задержкой пси хического развития, с хроническими заболеваниями и т. д.

Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка пря мо или косвенно повинна семья, и коррекционные оздоро вительно-образовательные учреждения исправляют огрехи наследственности и ошибки домашнего воспитания.

Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, не зримыми нитями связаны со школой: родители беспокоятся о том, насколько ребенок подготовлен к требованиям совре менной школы, и в силу своих возможностей начинают ори ентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки к обучению в ней.

В основе новой философии взаимодействия семьи и до школьного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие соци альные институты призваны помочь, поддержать, напра вить, дополнить их воспитательную деятельность. В течение долгих лет складывалось уничижительное отноше ние к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педаго гической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодо левать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать».)

Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпе тентных» родителей с содержанием, методикой воспитания, носителями которых были они — профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в убор ке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремон те, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги считали своим долгом поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминировани ем монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т. д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка со смещением акцента на негативные проявления, пренебреже ние к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Педагоги зачастую не считают се мью важным фактором воспитания дисциплинированности, подготовки к школе, действий в различных областях разви тия ребенка, в то время как родители осознают главенствую щую роль семьи в этих сферах.

Такая позиция обеих сторон затрудняет взаимодействие родителей и дошкольного детского учреждения. Она может породить стремление вообще отмахнуться от родителей и все вопросы воспитания и обучения решать самостоятельно.

Это проявляется и в ответах воспитателей на вопрос о том, какую помощь они хотели бы получить от родителей: «Пусть не навязывают свою точку зрения по поводу воспитания де тей». Игнорирование роли семьи нередко приводит к тому, что родители ощущают собственную ненужность детскому саду. Вот яркий пример: на вопрос анкеты «Каким, по вашему мнению, должен быть хороший родитель?» многие педагоги дали ответ: «Хороший родитель должен не мешать детскому саду, не вмешиваться в работу воспитателя».

Указанные ошибки, небрежность воспитателей — это сви детельство их коммуникативной некомпетентности, а она практически сводит на нет педагогическую компетентность. Не достаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог, как профессионал, отличается тем, что ему как раз дано предугадать, как его слово отзо вется в сознании, поведении других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДА о ЗНАЧЕНИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее....

Значение семейного воспитания в развитии речи детей

Хочется донести до родителей то, что без их помощи ребёнку очень трудно. И только с их помощью ребёнок может развиваться полноценно....

Статья "Значение семейного воспитания в социальном развитии дошкольников

Статья о роли и значении семейного воспитания для развития дошкольников,предназнаена для ролителей,педагогов....

"Значение семейного воспитания в развитии речи детей"

quot;Значение семейного воспитания в развитии речи детей"...

Консультация для родителей Значение семейного воспитания в развитии ребенка.

Консультация для родителейЗначение семейного воспитания в развитии ребенка. Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая позволяет ра...

Консультация для родителей "Значение семейного воспитания ребёнка"

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов во...