Ознакомление дошкольников с профессией шахтёр
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Игнатьева Юлия Геннадьевна

 

Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из красивейших мест Земли: городе Междуреченске, который находится в Кемеровской области. Главная профессия  нашего города – шахтер.

В каждой семье есть тот, кто работает на угольных предприятиях города. Профессия шахтера очень опасная, трудная, но почетная.

Труд – центральное социальное явление. Ознакомление детей с техникой, машинами и механизмами, доступными дошкольнику, разнообразными видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

Детский сад комбинированного вида №28 «Вишенка»  работает по программе Т.Н. Дороновой «Радуга». На протяжении нескольких лет в нашем городе реализуется городская программа  гражданского и патриотического образования старших дошкольников «Маленький горожанин», автор Н.И. Манкова.

Одна из задач ДОУ: воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом шахтера и смежными с ними профессиями.

Мы хотим  поделиться с коллегами опытом работы по реализации этой задачи в подготовительной к школе логопедической группе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Летит высоко самолёт

Над нашею страною.

Работа на земле идет,

Идёт и под землёю.

Богатство есть у нас в стране

Невидимые взору.

Внизу в подземной глубине

Работают шахтёры.

Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из красивейших мест Земли: городе Междуреченске, который находится в Кемеровской области. Главная профессия  нашего города – шахтер.

В каждой семье есть тот, кто работает на угольных предприятиях города. Профессия шахтера очень опасная, трудная, но почетная.

Труд – центральное социальное явление. Ознакомление детей с техникой, машинами и механизмами, доступными дошкольнику, разнообразными видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

Детский сад комбинированного вида №28 «Вишенка»  работает по программе Т.Н. Дороновой «Радуга». На протяжении нескольких лет в нашем городе реализуется городская программа  гражданского и патриотического образования старших дошкольников «Маленький горожанин», автор Н.И. Манкова.

Одна из задач ДОУ: воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом шахтера и смежными с ними профессиями.

Мы хотим  поделиться с коллегами опытом работы по реализации этой задачи в подготовительной к школе логопедической группе.

Были запланированы следующие мероприятия:

  1. Семинар для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению с трудом людей угольной отрасли»
  2. Открытый просмотр занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Главная профессия города – шахтер»
  3. Выставка рисунков и поделок «Люди, которые добывают уголь»
  4. Конкурс чтецов «Я горжусь заслуженной по праву трудовой шахтерской славой»

Из-за специфики производства сформировать у детей представление о труде шахтера непросто. Без использования специальных приемов мы не можем создать целостную картину функционирования шахты или разреза. Поэтому при ознакомлении детей с трудом горняков мы широко используем видеосюжеты, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассказы взрослых, беседы, викторины. Сложно усваивалась эта тема  в группе для детей с нарушениями речи, т.к. они имеют особенности восприятия и усвоения учебного материала.

Воспитатели  проявили много мастерства, выдумки и создали макеты шахты и разреза, разработали методические рекомендации по их использованию. Интересно прошла  презентация работ. Макет разреза был  представлен воспитателями старшей группы в стихотворной форме, а педагоги подготовительной группы провели  мастер-класс «На шахте». В их макете всё двигается и работает: горят лампочки, передвигаются куклы-шахтеры, по конвейеру на-гора поступает уголь, который грузят в угольные составы и увозят поезда.

Воспитатели разработали конспекты занятий по ознакомлению детей с профессией людей в угольной отрасли.  С участием родителей собраны предметы, необходимые для работы на шахте. Получился своего рода «шахтерский уголок», где находятся каски, фонари, «лепесток», рабочий костюм шахтера, коллекция природных ископаемых.

Большая работа проведена педагогами по  расширению знаний детей о том, для чего нужен уголь, что из него производят.  С этой целью мы составили дидактическое  пособие «Профессия - шахтер», куда входят картинки-схемы с последовательностью прохождения угля от добычи до потребителей и комплект карточек с изображением предметов, изготовленных  с использованием угля.

Много внимания педагоги уделяют социальной значимости труда шахтера, воспитанию уважения и гордости за труд своих родителей.

В группе традиционно проходят «Встречи с интересными людьми», во время которых дети знакомятся с особенностями разных профессий. Так, на одну из встреч был приглашен папа Саши, Андрей Александрович Сучилов – шахтер, проходчик шахты «Распадская». Андрей Александрович рассказал интересные случаи из опыта работы, показал детям некоторые предметы труда. На этой встрече дети не только слушали гостя, но и сами принимали активное участие в беседе.

Коррекционно-развивающее направление по работе над этой темой проводилось в рамках выполнения программы логопедической группы. В занятия включалось большое количество наглядного материала: предметов труда, игрушки, макеты, дидактические игры, с  участием разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), чтобы дети могли получить реальные представления о профессиях в угольной отрасли.  

Особенно детям понравились дидактические игры с использованием макетов и пособий: «Кому что нужно для работы?», «У кого что?», «Ехали мы ехали, в шахту приехали», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь?», «История вещей: из чего мы сделаны?», «Послушаем звуки шахты, разреза» которые помогли  закрепить в практической деятельности трудные грамматические категории и слова, правильно строить предложения, употреблять предлоги, играть со словами, развивать фонематическое восприятие.

После цикла занятий по ознакомлению с трудом шахтера мы провели заседание  клуба «Что? Где? Когда?», на которое пригласили всех педагогов детского сада и где дети смогли показать свои   знания по теме. При последующем обсуждении занятия оказалось, что  и взрослые смогли узнать от детей много нового.

А далее начался творческий процесс, когда дети с огромным энтузиазмом стали применять полученные знания в сюжетных  играх. Макеты превратились в рабочие площадки, недостающие предметы и механизмы изготавливались тут же или заменялись похожими. Нам удалось заинтересовать детей горняцкими профессиями, и теперь даже девочки включаются в игру, берут на себя роль ламповщицы, инженера, диспетчера. Сюжет игр стал интереснее, прослеживается взаимосвязь профессий на шахте. Дети много общаются в рамках развернутого сюжета, верно передают профессиональные особенности взятой на себя роли, в игровой форме усваивают понятия: карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн, вагонетка, конвейер и др. Одновременно  расширяются представления об окружающей действительности,  активизируется словарный запас ребенка.

Все полученные по теме знания и впечатления дети совместно с воспитателем по изобразительной деятельности отражают в своих рисунках, поделках, конструировании. Родители и здесь не остались в стороне! Многие  приняли  участие в конкурсе рисунков и поделок «Люди, которые добывают уголь».  Особенно интересной была признана совместная работа Саши Прелова с мамой  «Мемориал шахтерской славы», выполненной в технике объемная пластика.  

На конкурсе чтецов «Я горжусь заслуженно по праву трудовой шахтерской славой»  дети с любовью и проникновением прочли стихи. Не вызывало никаких сомнений:  дети с осознанным уважением относятся к тяжелому и опасному горняцкому труду, гордятся своими родителями и городом, в котором живут.  

Мы рассказали в общих чертах о той непростой работе,  которая проводится в детском саду по данному направлению.

Нашим детям ещё многое предстоит узнать, но мы считаем, что, благодаря комплексному подходу нам удалось решить поставленную  задачу.

Рассказ воспитателя «Люди, которые добывают уголь»

Цель: познакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям.

Словарная работа: шахта, карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн, вагонетка, конвейер, машинист, горнорабочий, электрослесарь подземный, горный инженер.

Воспитатель показывает уголь. Что это? Как вы узнали, что это уголь? Для чего нужен уголь? Как добывают уголь? Кто это делает?

Далее рассказывает о труде шахтеров: «Уголь нужен людям, чтобы работали заводы, фабрики. Его называют черным золотом. Ещё уголь нужен в быту. Уголь добывают люди – шахтеры, которые работают под землей в шахте. Шахта начинается с глубокого колодца который шахтеры называют стволом, потому что он похож на ствол дерева, только пустой внутри. Ствол этот строят так же, как и колодец, его углубляют сверху вниз, все время, укрепляя стенки, чтобы они не обвалились. Ширина его несколько метров.

Колодец нужен, чтобы поднимать на поверхность из-под земли уголь, спускать и поднимать людей, машины, подавать в шахты свежий воздух. Внизу от ствола в разные стороны отходят подземные коридоры или штреки. В них уложены рельсы или установлены конвейеры. По этим штрекам к стволу на вагонетках подвозят уголь. Если идти по штрекам, то попадешь в забой – место, где добывают уголь.

Шахтерам помогают разные машины: горные комбайны, транспортерные ленты, подземные электровозы с вагонетками.  Горные комбайны  своими  стругами  как  большими рубанками строгают угольный пласт. Затем уголь по транспортерным лентам движется к вагонеткам, и вывозится на поверхность с помощью электровоза.

Уголь добывают и под открытым небом – в карьере. Там тоже помогают машины: шагающий экскаватор и большие самосвалы – БЕЛАЗы. Такие большие экскаваторы, что в шахте, под землей они не поместились бы.

Задаются вопросы на закрепление.

Конспект занятия «Труд шахтёров»

Программное  содержание:

  1. Познакомить детей с трудом шахтёров, со схемой прохождения угля от добычи до людей/потребителей/.
  1. Обогащать словарный запас /карьер, забой, штреки, лава/.
  2. Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

Ход занятия:

-        Дети, есть на свете страны малые и большие. А наша страна не просто
большая - она огромная.

-   Дети, как же называется наш край? (Наш край называется Кузбасс)

  1. В каком городе вы живёте? (Мы живём в городе Междуреченске)
  2. Где работают ваши родители?
  3. Да, в городе Междуреченске есть фабрики, заводы, шахты, но больше всего ваших родителей трудятся на шахтах.
  4. Перед вами несколько камешков. Здесь и белые, и розовые, и серые, и чёрные. Найдите среди всех этих камней знакомые вам.

(Ребёнок находит кусочек угля).

  1. Что вы можете рассказать о свойствах угля? (Уголь чёрный, блестит, легко колется, тяжелее дерева, горит).
  2. Ваше внимание привлёк этот чёрный камешек, который называется чёрным золотом.
  3. Чем же славится наш край Кузбасский? (Больше всего он славится углём).
  4. Вот этот чёрный камешек у нас стоит на самом видном месте и напоминает нам о том, что мы живём в шахтёрском городке, где руками ваших пап и мам добывают этот чёрный камень, имя которому - уголёк.
  1. Где же шахтёры добывают уголь? (Уголь добывают в шахте). Перечислите шахты, которые есть у нас в городе Междуреченске.
  1. Во многих местах в глубине земли находится уголь. Говорит он:

«Я хитёр - не возьмёшь меня, шахтёр!

Ты - вверху, я - в глубине.

Как ты спустишься ко мне?»

-        А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!

Я тебя добуду:

Шахту строить буду!»

  1. Когда начинается строительство шахты, делают сначала большой глубокий колодец. Шахтёры называют его СТВОЛОМ. По колодцу-стволу движется подъёмная машина. Как она называется и для чего она нужна? (Это КЛЕТЬ, она опускает вверх и вниз шахтёров)
  1. А почему она так называется, как вы думаете?

(Потому что стены её железные, решётчатые, и когда в неё заходишь, чувствуешь себя, как в клетке).

-        Кто же управляет клетью и как это делается?

(Когда шахтёры зайдут в клеть, сигналистка падает сигнал, а машинистка подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают шахтёрские лампочки на касках шахтёров).

  1. Вот и глубокое подземелье. На что же похожа шахта?
  1. На большой город, в котором легко заблудиться, потому что там очень много проспектов и переулков, все они похожи друг на друга.
  1. Как называются проспекты в этом городе? А переулки?
  2. Проспекты в этом городе называются - ШТРЕКИ, а переулки - ЗАБОИ.
  3. Как же называют тех людей, которые добывают уголь в забое?
  4. Это люди - шахтёры.
  1. Но на помощь сильным и смелым людям-шахтёрам добывать уголь приходят машины: угольный комбайн, а управляет этой машиной -комбайнёр.

«Машины на помощь шахтёру

Ползут, грохоча и пыля.

И словно под тяжестью танка

Дрожит под комбайном земля»

Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее,

вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и

выкидывает.

-        Кто желает рассказать, как уголь поступает на - гора?

  1. Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка - забоя к угольному проспекту - штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет электровоз. А управляет им - машинист электровоза.
  2. А затем? Как уголь дальше поступает на-гора?
  3. Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные железные ящики - бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих железных ящиках его поднимает на-гора.
  4. И вот уголь выдали на-гора. Куда же дальше он поступает?
  5. Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей Родины.
  6. Профессия шахтёра очень трудная и опасная. Каждый день, днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать Родине угля.-
  7. Трудом добытый из глубин, что даст нам уголь чёрный?
  1. Тепло в квартиры.

  1. Да, дети, прежде чем пришло тепло к вам в дом, потрудилось немало шахтёров. Но, кроме того, что в дом тепло он принесёт наперекор морозам, он даст заводам - силу для машин, большое пламя горнам, даст пароходам - плавный ход, движенье - паровозам.
  2. А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля выжигают кокс.

Зачем нужен кокс, спросите вы?

  1. Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить сталь, которая нужна нашей Родине для машин.
  2. Какого цвета уголь? Странный вопрос! Каждому известно: уголь чёрный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин - белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля.

Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски.

Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для

конфет и пирожных.

Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее

стекло и стеклянные предметы.

Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной

шерсти, пушистого меха.

Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб.

Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля! Рассказывать об этом можно долго.

Давайте, дети, все вместе скажем слова благодарности всем шахтёрам:

Да здравствуют наши шахтёры,

 Бессмертный и дружный народ!

Добытчики чёрного солнца

Проходчики чёрных пород!

Конспект итогового занятия-викторины «Что? Где? Когда?»

 в подготовительной к школе логопедической группе

Цели:

  1. Обобщение и закрепление знаний у детей о труде шахтеров.
  2. Расширение и уточнение словаря по теме: предметы труда горняков, профессии на шахте и разрезе.
  3. Закрепление навыка воспроизведения слов сложной слоговой структуры.
  4. Практическое употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзами ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.
  5. Воспитание уважения к труду взрослых, чувства гордости за свою малую родину.

Словарная работа: карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн, вагонетка, конвейер, горнорабочий, проходчик, комбайнер, электрослесарь.

Ход занятия

Вводная беседа.

Воспитатель:

- Дети, скажите, как называется страна, в которой мы живем?

-  Назовите столицу нашей Родины.

- Скажите, как называется наша область и покажите ее на карте.

- Покажите на карте и назовите город, в котором мы живем.

- Чем знаменит город Междуреченск?

Воспитатель:

 - Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что? Где? Когда?». В эту игру играют знатоки. Они отвечают на вопросы телезрителей. Знатокам нашей группы прислали свои вопросы дети детских садов нашего города.

Команду знатоков прошу занять свои места за столом игроков.

Основная часть. (Дети по очереди вращают барабан, вскрывают конверт по стрелке, воспитатель зачитывает вопрос).

  1. Какие шахты и разрезы есть в нашем городе? (шахты «Распадская», «имени Владимира Ильича Ленина», «Томская», «Томусинская»; разрезы

«Междуреченский», «Красногорский», «Томусинский», «Ольжерасский»).

  1. Что добывают на шахтах и разрезах города? Для чего нужен уголь?
  2. Какие шахтерские профессии вы знаете?

Музыкальная пауза.

Дети-болельщики  исполняют «Песню о Междуреченске».

Воспитатель:

- Продолжаем игру.

  1. Какие машины помогают шахтерам в шахтах?
  2. Какие машины помогают добывать уголь на разрезах?
  3. Черный  ящик. Назовите предметы, необходимые шахтеру для работы (по мере называния воспитатель достает их из ящика).
  4. Каким способом можно добывать уголь? (открытым на разрезе, подземным на шахте).
  5. Покажите на макете и назовите части шахты. (…)

Итог занятия.

Воспитатель: - Молодцы! Ответили на все вопросы!

 Знатоки награждаются значками «мудрая сова», и  все дети получают сладкие призы. Болельщики хотят прочесть для всех стихотворение:

Да здравствуют наши шахтеры!

Отважный и дружный народ.

Добытчики черного солнца,

Проходчики горных пород!

Мы славим их верность народу,

Их светлый и доблестный труд!

Конспект

подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

 по формированию лексико-грамматического строя речи

Цели:

  1. Активизация словаря по теме.
  2. Формирование навыка звукового анализа и синтеза.
  3. Закреплять навык произнесения слов сложной слоговой структуры.
  4. Упражнять в практическом применении сложноподчиненных предложений с союзами «чтобы», «потому что».
  5. Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком.
  6. Формировать слуховое и зрительное внимание, мышление, память.
  7. Воспитание чувства уважения к людям  труда.

Организационный момент.

Логопед: - Назовите полезное ископаемое, в названии которого  первый звук У, а последний ЛЬ? (уголь)

Л: - Отгадайте загадку: - Она глубокою бывает, а в ней уголь добывают (шахта)

Дидактическая игра «Назови профессию».

Логопед: - В посылке есть картинки. Расскажите, кем работают изображенные на них люди.

Дети берут по одной картинке, выставляют на доску и говорят:

- Это электрослесарь подземный. Это проходчик. Это  диспетчер. Это  инженер. Это  ламповщица. Это  машинист.

Логопед: - Запомните картинки. Поиграем в игру «Кого не стало?»

Ответы детей: - Нет инженера. Нет диспетчера…

Дидактическая игра «Мы- шахтеры. Кому что нужно для работы»

Логопед: - Нам в группу прислали посылку. Давайте посмотрим, от кого она и что в ней? Дети, это посылка от шахтеров шахты «Распадская».  Они слышали, что вы много знаете о труде шахтеров и хотят проверить, так ли это! В посылке предметы труда и одежды. Сегодня вы все будете работать в шахте. Для этого необходимо  выбрать то, что вам нужно для работы, назвать предмет, сказать, кто вы по профессии, н-р:

 - Мне для работы нужен фонарь и рукавицы, потому что я - горнорабочий.  - Я проходчик, поэтому мне нужен для работы отбойный молоток.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось».

Логопед: - Молодцы, вы были внимательны. В письме есть еще задание для вас. Нам предлагают  провести соревнование, кто быстрее соберет из букв слово УГОЛЬ.

(Инструкция: - У кого на столе круг – это одна команда, у кого треугольник – другая

 Дети делятся на две команды и по сигналу достают из конвертов буквы и составляют слово из букв на магнитной доске).

Логопед: - У вас получилось слово, которое чаще других  звучит в речи шахтеров. Вот и сам уголь (достает из посылки). Мы все знаем, что уголь   очень нужен нашей стране. Давайте поиграем в игру «История вещей. Из чего мы сделаны» и вспомним, для чего же нужен уголь?

Дидактическая игра «История вещей. Из чего мы сделаны»

На столе находятся карточки, которые разделены по секторам, обозначенные символами:

- изделия для промышленности,

- изделия для косметики,

- изделия для медицины,

- изделия для бытовых нужд.

Перед игрой карточки перемешиваются.

Логопед называет предмет, ребенок находит карточку с изображением этого предмета на столе, рассказывает и  кладет карточку в нужный сектор, н-р:

«- Это угль. Он нужен, чтобы топить печь.

- Уголь используют при изготовлении духов  в косметике».

Итог занятия.

Логопед: - Дети, вы сегодня  играли в игры, которые прислали в посылке шахтеры.  Мы обязательно им расскажем о том, как много вы знаете об угле и людях, которые его добывают. В посылке еще что-то есть. Это сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с профессиями родного города

Из бесед с бывшими выпускниками, с их родителями, проанализировав свои многолетние наблюдения и прочитав литературу об ознакомлении детей с трудом взрослых, с профессиями людей я пришла к мнению, что ...

Программа ознакомления дошкольников с профессиями

Уважаемые коллеги ! Предлагаю Вашему вниманию "Программу ознакомления дошкольников с профессиями". Данная программа была разработана нами для детей дошкольного возраста,  находящихся в социально ...

МАСТЕР – КЛАСС по ознакомлению дошкольников с профессиями «Все работы хороши»

Данная тема актуальна, т.к. в дошкольном детстве  закладываются основы личностной культуры, приверженность к общечеловеческим ценностям. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную ...

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с профессиями

«Кто где работает?»   Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место....

Энциклопедия профессий "От А до Я" (Ознакомление дошкольников с профессией дизайнер одежды)

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с профессией дизайнера одежды....