Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи
методическая разработка по теме

Константинова Татьяна Викторовна

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 п.Радченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический контроль

«Развитие речи и речевого общения детей посредством

произведений художественной литературы»

 

 

 

 

Цель: Выполнение годовой задачи:

Задачи:Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей посредством произведений художественной литературы; путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество,  педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

 

 

 

Дата проведения: с 12.03.2012г.-по 23.03.2012г (10 кал. дн.)

 

Ответственные:

О.В. Бычкова- завдующая дет.садом

Т.В. Константинова -старший воспитатель

           Е.В. Васильченко-воспитатель

                                                                      Е.В. Ткач-воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

Март 2012 год

 

План проведения тематического контроля

Срок проведения: с 12.03.12- по 23.03.2012год (10 кал.дней)

Ответственные: О.В.Бычкова – заведующая дет.садом

                                 Т.В.Константинова -ст.воспитатель

                                 Е.В.Васильченко -воспитатель

                                 Е.В.Ткач -воспитатель

Направление работы

Содержание работы

Сроки контроля по возрастным группам

Ответственные

1-ая

Мл.гр.

 

 

2-ая Мл.гр.

 

Ср.гр.

 

 

Подг.

1

Оценка профессионального мастерства воспитателя

-Карта анализа НОД по ознакомлению детей с художественной литературой

 (с точки зрения оценки деятельности воспитателя на занятии, используемые методы и приемы).

15.03

 

 

22.03

16.03

 

21.03

16.03-в 9.30

 

23.03

14.03

 

21.03-в 9.40

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова-

ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

 

-Карта анализа итогового мероприятия (литературных праздников и развлечений во всех возраст.группах).

 

22.03-

вечер в 16.00

23.03-утро в 9.30

22.03-утро в 9.30

23.03-вечер в 15.30

 

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

 

-Наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью вне занятий: ежедневное чтение, беседы, создание условий для работы детей с книгой (организация и руководство)

12.03-23.03

12.03-23.03

12.03-23.03

12.03-23.03

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

 

2

Выявление уровня развития детей

-Карта анализа НОД по ознакомлению детей с художественной литературой (с точки зрения оценки деятельности детей).

15.03

22.03

16.03

21.03

16.03

23.03

14.03

21.03

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

 

- Наблюдение за самостоятельной  деятельностью детей.

12.03-23.03

12.03-23.03

12.03-23.03

12.03-23.03

Т.В.Константинова-

ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

 

- «Опросник»  по данной теме.

 

12.03-13.03

Т.В.Константинова-

ст.воспитатель

3

Оценка создания условий в группе

- Конкурс профессионального мастерства воспитателя по созданию «Уголка книги», вводящего ребенка в мир книжной культуры (с точки зрения её размещения, содержания,  метод.обеспечение, компетентность при её создании).

 

19.03.-все возрастные гр.

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Л.В. Орлова- муз.руководитель

 

4

Оценка планирования работы

-Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы НОД по разделу «Ознакомление детей с художественной литературой». Планирование совместной и самостоятельной деятельности вне занятий. Планирование работы с родителями по теме.

 

14.03-16.03

О.В.Бычкова

-заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

 

5

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме

-Карта анализа взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, консультации, посещение групповых праздников и развлечений, собраний по теме, индивидуальная работа). Тетрадь протоколов родительских собраний.

 

14.03-16.03(наглядная информация)

22.03.-итоговое мероприятие по теме в ср.гр.

23.03.- итоговое мероприятие по теме во второй мл. и старш.гр.

 

О.В.Бычкова

-заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

 

 

- Анкетирование по данной теме

(все возрастные гр.)

12.03-13.03

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

 

6

Подведение итогов

-Обработка материалов проверки. Справка по итогам тематического контроля.

 

 

 

26.03-30.03.2012г.

О.В.Бычкова

-заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

 

 

 

Материалы тематического контроля:

                                                                                                     

  1. Карта изучения профессионального мастерства воспитателя и изучение ЗУН детей во время НОД с детьми.
  2. Карта изучения итогового мероприятия.
  3. Карта изучения планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой».
  4. Карта анализа взаимодействия с родителями.
  5. Положение о смотре-конкурсе на лучший уголок Книги.
  6. «Опросник» для оценки знаний детей по теме.
  7. Анкета для родителей по теме.
  8. Индивидуальная карта воспитателя (оценка уровня педмастерства) по все разделам тематического контроля.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_hudlit.mart_2012_nash.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 п.Радченко

Тематический контроль

«Развитие речи и речевого общения детей посредством

произведений художественной литературы»

Цель: Выполнение годовой задачи:

Задачи:Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей посредством произведений художественной литературы; путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество,  педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

Дата проведения: с 12.03.2012г.-по 23.03.2012г (10 кал. дн.)

Ответственные:

О.В. Бычкова- завдующая дет.садом

Т.В. Константинова -старший воспитатель

           Е.В. Васильченко-воспитатель

                                                                      Е.В. Ткач-воспитатель

                                                                                           

Март 2012 год

План проведения тематического контроля

Срок проведения: с 12.03.12- по 23.03.2012год (10 кал.дней)

Ответственные:  О.В.Бычкова – заведующая дет.садом

                                 Т.В.Константинова -ст.воспитатель

                                 Е.В.Васильченко -воспитатель

                                 Е.В.Ткач -воспитатель

Направление работы

Содержание работы

Сроки контроля по возрастным группам

Ответственные

1-ая

Мл.гр.

2-ая Мл.гр.

Ср.гр.

Подг.

1

Оценка профессионального мастерства воспитателя

-Карта анализа НОД по ознакомлению детей с художественной литературой

 (с точки зрения оценки деятельности воспитателя на занятии, используемые методы и приемы).

15.03

22.03

16.03

21.03

16.03-в 9.30

23.03

14.03

21.03-в 9.40

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова-

ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

-Карта анализа итогового мероприятия (литературных праздников и развлечений во всех возраст.группах).

22.03-

вечер в 16.00

23.03-утро в 9.30

22.03-утро в 9.30

23.03-вечер в 15.30

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

-Наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью вне занятий: ежедневное чтение, беседы, создание условий для работы детей с книгой (организация и руководство)

12.03-23.03

12.03-23.03

12.03-23.03

12.03-23.03

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

2

Выявление уровня развития детей

-Карта анализа НОД по ознакомлению детей с художественной литературой (с точки зрения оценки деятельности детей).

15.03

22.03

16.03

21.03

16.03

23.03

14.03

21.03

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

- Наблюдение за самостоятельной  деятельностью детей.

12.03-23.03

12.03-23.03

12.03-23.03

12.03-23.03

Т.В.Константинова-

ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

- «Опросник»  по данной теме.

12.03-13.03

Т.В.Константинова-

ст.воспитатель

3

Оценка создания условий в группе

- Конкурс профессионального мастерства воспитателя по созданию «Уголка книги», вводящего ребенка в мир книжной культуры (с точки зрения её размещения, содержания,  метод.обеспечение, компетентность при её создании).

19.03.-все возрастные гр.

О.В.Бычкова-

заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Л.В. Орлова- муз.руководитель

4

Оценка планирования работы

-Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы НОД по разделу «Ознакомление детей с художественной литературой». Планирование совместной и самостоятельной деятельности вне занятий. Планирование работы с родителями по теме.

14.03-16.03

О.В.Бычкова

-заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

5

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме

-Карта анализа взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, консультации, посещение групповых праздников и развлечений, собраний по теме, индивидуальная работа). Тетрадь протоколов родительских собраний.

14.03-16.03(наглядная информация)

22.03.-итоговое мероприятие по теме в ср.гр.

23.03.- итоговое мероприятие по теме во второй мл. и старш.гр.

О.В.Бычкова

-заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

- Анкетирование по данной теме

(все возрастные гр.)

12.03-13.03

Е.В.Ткач-воспитатель

Е.В.Васильченко-воспитатель

6

Подведение итогов

-Обработка материалов проверки. Справка по итогам тематического контроля.

26.03-30.03.2012г.

О.В.Бычкова

-заведующая дет.садом

Т.В.Константинова

-ст.воспитатель

 

Материалы тематического контроля:

        

  1. Карта изучения профессионального мастерства воспитателя и изучение ЗУН детей во время НОД с детьми.
  2. Карта изучения итогового мероприятия.
  3. Карта изучения планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой».
  4. Карта анализа взаимодействия с родителями.
  5. Положение о смотре-конкурсе на лучший уголок Книги.
  6. «Опросник» для оценки знаний детей по теме.
  7. Анкета для родителей по теме.
  8. Индивидуальная карта воспитателя (оценка уровня педмастерства) по все разделам тематического контроля.

Ф.И.О. воспитателя___________________________________________________________________

Разделы  контроля

Оценка

Подпись

Проведение занятия

Планирование работы

Работа с родителями

Создание развивающей среды

Проведение  итогового  мероприятия

Итоговая оценка

В-  Высокий уровень

С - Средний уровень  

Н - Низкий уровень

Карта анализа предметно-развивающей среды.             

  Смотр – конкурс «Организация и содержание книжного уголка»   

Дата    «19»    марта  2012год

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды

Возрастные группы

№1

№2

№3

№4

1. Оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

3

3

3

3

2. Соответствие содержания уголка «Закону возрастных соответствий»

3

3

3

3

3. Соответствие содержания уголка «Закону возрастной перспективы» (например, книги для читающих детей; энциклопедии и т.д.)

-

3

3

3

4. Наличие книг, с которыми детей знакомят

на занятии

3

3

3

3

5. Наличие разноформатных книг (дизайнерские)

1

3

2

3

6. Наличие разножанровых книг (Сказки, рассказы, стихи и т.д.)

1

3

3

3

7. Наличие книг одного наименования и автора разных издательств

2

3

3

3

8. Материалы о художниках-иллюстраторах

-

-

1

3

9. Наличие портретов детских писателей

-

-

3

3

10.Доступность материала детям, эстетичность

2

3

3

3

11. Творческий подход по организации педагогического процесса (тематические папки, альбомы, создание « больнички для книги», выставки  и т.д.)

1

3

3

3

Итого баллов

24-100%

66%

27-100%

100%

33-100%

91%

33-100%

100%

Критерии оценки:

1 балл – недостаточный показатель;

2 балла – достаточный показатель, но есть перспектива роста;

3 балла – полное соответствие показателю.

Член комиссии:____________________________________( Бычкова О.В.)

                           ____________________________________(Орлова Л.В.)

Справка

по итогам проведения смотра-конкурса для воспитателей

на « Лучший уголок книги в детском саду»

           Согласно годовому плану, раздела организационно-педагогической работы на Март  месяц, был проведен смотр-конкурс на «Лучший уголок книги». В соревновании на лучший книжный уголок приняли участие  все  возрастные группы.

 Каждый уголок оценивался по  выполнению требований к содержанию книжного уголка, по использованию инноваций в способах, формах представления книг в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей, по содержанию книжных уголков на развитие познавательных, речевых, творческих способностей детей средствами детской книги, по взаимодействию с родителями по вопросам создания, наполнения и пополнения книжных уголков, и, конечно, по дизайну и размещению уголка в пространстве группы.

Непременным условием конкурса была презентация книжного уголка педагогами группы.

Для оценки уголков книги была создана конкурсная комиссия из 2 человек. Оценки, проставленные по трехбальной системе  заносились в протоколы каждым членом комиссии, а затем подсчитывались результаты и  заносились в графу «итого баллов». Конкурсная комиссия дала положительную оценку деятельности педагогов по созданию книжных уголков, несмотря на то, что в ходе проверки были сделаны незначительные замечания и рекомендации.

В ходе конкурса было установлено:

 Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т.д.).

Воспитатели каждой группы организовали свои уголки так, что ребенок может посмотреть (почитать) книгу, поиграть с ней.

Возрастная группа

Положительные моменты

Отрицательные моменты

1-ая младшая гр.

-  - представлены книги, с которыми детей знакомят на занятиях

- представлены игрушки

-не были представлены разнообразные книжки: книжки -вырубки, книжки –игрушки, книжки-картинки

-не были представлены разножанровые книги: потешки, стихи.

-не отразили творческий подход: книжки-малышки, книжки-загадки, тематические папки и т.д.

2-ая младшая гр.

- представлены книги, с которыми детей знакомят на занятиях

- представлены разнообразные книжки: вырубки, книжки –игрушки,

- представлены разножанровые книги (сказки, стихи, рассказы)

- представлена тематика  по ознакомлению с творчеством А.Барто.

- представлена книжки-самоделки : «Стихи в картинках», «Загадки в картинках», сделанные руками воспитателей

- оформлены правила работы с книгой в виде запрещающих знаков

Средняя гр.

- представлены книги, с которыми детей знакомят на занятиях

- представлена тематика по ознакомлению с творчеством К. Чуковского.

- создан тематический альбом «Природа зимой»

- представлены два экземпляра одинаковых книг, разных издательств «Лисичка Сестричка и Серый волк»,  что побуждает детей сравнивать, обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций

- не были представлены материалы о художниках-иллюстраторах

-присутствовал один экземпляр дизайнерской книги

-не отразили творческий подход при создании дизайнерской книги по творчеству К.Чуковского. Например, книжка-загадка по сказкам данного автора.

Подготовительная гр

- в помещении группы создали зону эстетического восприятия, которая включает в себя библиотеку детской книги; ознакомление с искусством «Полочка красоты», картина с репродукцией известных художников

- представлена тематика по ознакомлению с творчеством С.Я. Маршака .

- книги в библиотеке расположены по жанрам, темам. Обозначены соответствующими знаками для ориентировки детей.

- в библиотеке имеется каталог книг по темам- отражена в уголке книги взаимосвязь занятия по художественной литературе.

- предусмотрено место для «Книжкиной больницы»

- правила работы с книгой оформлены  в соответствии с возрастом детей

-представлены новые тематические папки: «История возникновения книги», «Кошки», « Рождественские святки», « Масленица»

Рекомендации:

 -Во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно родителями и детьми. 

-Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

- В средней и старшей группе ввести традицию «Книжкины именины».

- Старшему воспитателю создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов.

Решение:

 При подведении итогов конкурса места распределились следующим образом:

- 1 место заняли: вторая младшая группа (воспитатели-Титова Н.Н., Шаркалова С.А.); старшая группа (воспитатели- Ткач Е.В., Васильченко Е.В.)

- 2 место заняла средняя группа (воспитатели Кутузова Т.В., Артюхова О.А.)

- 3 место заняла первая младшая группа (воспитатели Глебова В.П., Самсонова Е.Н.)

Всех участников конкурса наградить дипломами.

                   Карта  проверки планирования  воспитательно-образовательной работы.

Срок проведения: 14.03-16.03

Направления воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с художественной литературой

Ф.И.О. воспитателей

1-ая мл.гр.

В.П.Глебова

Е.Н.Самсонова

2-ая мл.гр.

С.А.Шаркалова

Н.Н.Титова

Средняя гр.

Т.В.Кутозова

О.А.Артюхова

Подготовительная

Е.В.Васильченко

Е.В.Дворникова

Эстетика оформления документации (календарный план, перспективный план работы с родителями)

С

С

С

С

Планирование совместной работы с детьми (беседы, рассматривание книг, работа с тематическими папками, книжные выставки  и т.д.)

В

В

В

В

Планирование индивидуальной работы с детьми по теме.

С

С

С

С

Планирование самостоятельной игровой деятельности.

В

В

В

В

Взаимосвязь занятий и запланированных игровых мероприятий с детьми.

Н

Н

Н

Н

Планирование НОД (занятий) по теме.

В

В

В

В

Планирование чтения на каждый день.

Н

С

В

В

Планирование досугов, развлечений.

В

В

В

В

Комплексно-тематическое планирование по теме «Книга».

-

С

С

С

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

С

С

С

С

Положительные моменты:

Отрицательные моменты:

В-  Высокий уровень

С - Средний уровень  

Н - Низкий уровень

Карта анализа взаимодействия с родителями.

Срок проведения:14.03-16.03

Взаимодействие с родителями по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Ф.И.О.воспитателей

1-ая мл.гр.

В.П.Глебова

Е.Н.Самсонова

2-ая мл.гр.

С.А.Шаркалова

Н.Н.Титова

Средняя гр.

Т.В. Кутозова

О.А.Артюхова

Подготовительная Е.В.Васильченко

Е.В.Дворникова

Наличие перспективного плана на год (содержание соответствует годовым задачам)

В

В

В

В

Наглядная информация по теме в уголке для родителей (доступность, эстетичность оформления)

В

В

В

В

Планирование индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

В

В

В

В

Проведение совместных тематических мероприятий: родительских собраний или консультаций.

_

С

В

В

Открытые занятия по теме для родителей

_

В

В

В

Тетрадь протоколов проведения собраний.

Н

Н

Н

Н

Итоговая оценка:

В

В

В

В

Положительные моменты:

Отрицательные моменты:

Не была затронута тема о значении чтения детям.

В-  Высокий уровень

С - Средний уровень  

Н - Низкий уровень

Справка

по итогам проведения  тематического контроля на тему

«Развитие речи и речевого общения детей посредством

произведений художественной литературы»

     Сроки проведения: 12.03-23.03.2012г.

Проверку проводили:

заведующая детским садом- Бычкова О.В.,

ст. воспитатель -Константинова Т.В.,

воспитатель- Васильченко Е.В.,

воспитатель-Ткач Е.В.

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

  1. Изучение профессионального мастерства воспитателя.
  2. Изучение ЗУН детей во время НОД.
  3. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой».
  4. Анализ взаимодействия с родителями по теме.
  5. Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации  детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге;

Актуальность. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус "читающего человека". В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.  Поэтому наш педагогический коллектив  не стал исключением и  решил включить  в ежегодный план работы задачу: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы».

В этом учебном году наш детский сад организовал в марте «Книжкину неделю» и  посвятил мероприятия нашим друзьям, помощникам и советчикам -  Книгам. Все желающие от мала до велика смогли принять участие в викторинах, литературных играх, конкурсах поделок  и путешествиях по страницам книг. Воспитатели всех возрастных групп подготовили для маленьких читателей праздники, викторины, конкурсы и встречи с родителями. Творческая группа детского сада объявила благотворительную акцию «Новая книга в подарок детскому саду», благодаря чему детская библиотека пополнилась новыми интересными книгами.

 1. Изучение профессионального мастерства воспитателя.

 «Книжкина неделя»- всегда яркая, красочная, незабываемая встреча с любимыми книжными героями.

Педагоги детского сада стремились развивать у детей устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний; воспитывали бережное отношение к книгам. Старались создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников. Поэтому творческий коллектив нашего учреждения разработал ряд мероприятий, объединяющих детей и их родителей в процесс приобщения малышей к миру книги. В рамках "Недели детской книги" были проведены следующие мероприятия:

    Так, например, в рамках тематической недели творческой группой, в составе старшего воспитателя Константиновой Т.В., музыкального руководителя Орловой Л.В., воспитателей Титовой Н.Н. и Шаркаловой С.А. были организованы торжественные мероприятия: открытие «Недели детской книги», выставки книг на тему «Моя любимая книга», выставки игрушек, представленных на конкурс « Мой любимый сказочный герой», открытие детской мини-библиотеки в старшей группе. Прошли открытые занятия во всех возрастных группах по ознакомлению детей с художественной литературой. Яркими и интересными стали занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей в старшей группе на тему «Детский звуковой журнал» (воспитатель Васильченко Е.В.) где был создан первый выпуск звукового журнала, посвященный Международному Дню детской книги. В записи «Звукового журнала» приняли участие сотрудники детского сада и воспитанники старшей группы Титова Аня, Худякова Катя. Интересным занятием стало на тему «Мы идем в библиотеку» (воспитатель Ткач Е.В.), в игровой форме дети-библиотекари Худякова Катя, Самсонова Маша, Волкова Лиза, Титова Аня рассказали о разных жанрах детской художественной литературы. Тематические познавательные занятия «Откуда пришла книга», «Путешествие в историю книги» прошли в старшей и средней группах.  Воспитатель старшей группы Васильченко Е.В. организовала экскурсию в поселковую   библиотеку «В гости к книжкам». Поселковый библиотекарь Кондакова Л.К.  рассказала о пользе чтения, подчеркнула важность и актуальность посещения библиотеки. Специально для этого события она подготовила выставку детских книг, познакомила детей с творчеством детского писателя Б.Житкова. Призвала всех присутствующих учиться читать, бережно обращаться с книгами. Дети заинтересовались библиотекой и её работой.

Детская книга  остается одним из главных средств воспитания детей. Так Корней Чуковский приравнивал хорошую литературу для детей к доброкачественному питанию детской души, столь же необходимому для становления человека, как обычная пища — для физиологического развития. Воспитатель средней группы Артюхова О.А. в роли Доктора Айболита провела  игру-викторину по сказкам К.И. Чуковского. С помощью игры познакомила детей с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.  Воспитанницы Андреева Ангелина, Славинская Алёна, Агафонова Ульяна, Анисимова Полина читали вслух отрывки из сказок  Корнея  Ивановича.  Дети угадывали  героев сказок по рисункам и иллюстрациям,  отгадывали отрывки из произведений К.И. Чуковского.  

Для ребят второй младшей группы стала незабываемой встреча со сказочным  героем   - Колобком, которую организовали воспитатели Шаркалова С.А. и Титова Н.Н. Дети хором отвечали на все вопросы книжного героя. Во время викторины, Колобок  вместе с  детьми совершил путешествие по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Репка». Дети живо реагировали на происходящее, сопереживали и веселились вместе с героями. Воспитатель Титова Н.Н. творчески подошла по ознакомлению детей с новым стихотворением Д. Харца «Бульдог и Таксик», она нарисовала красочный демонстрационный материал, эмоционально обыграла стихотворение.

Интересное занятие прошло для детей первой младшей группы, подготовленное воспитателем Глебовой В.П. по сказке «Волк и семеро козлят». Детям была представлена «музыкальная книжка» с встроенной записью выразительного рассказывания сказки и музыкального сопровождения. Так же воспитатели провели для детей музыкальное развлечение по сказке «Волк и семеро козлят». Дети в роли козлят с удовольствием пели, танцевали, играли.

Воспитанники средней и старшей групп провели детскую акцию «Книжка заболела…», где со своими воспитателями Ткач Е.В. и Кутузовой Т.В. обучались практическим приемам «лечения» любимых книг.

Дети не только ремонтировали книги, но и рисовали, клеили книжки – малышки. 

2. Изучение ЗУН детей во время НОД.

  Занятии, проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований. Следует отметить, что значительно повысился уровень связной речи в средней и старшей группах по сравнению с началом учебного года. Дошкольники этих групп имеют достаточный активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми. Дети старшей группы используют в речи распространённые предложения, могут употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые синтаксические единицы речи, владеют элементарными нормами и правилами устного высказывания, стараются соблюдать правила речевого этикета. Это хорошо заметно при выполнении детьми заданий по пересказу художественного произведения. Открытое занятие в старшей группе (воспитатель Ткач Е.В. ) показало, что дети не только знают много произведений, но и могут назвать  и узнать авторов этих произведений.

Стоит также отметить необходимый уровень речевого развития у детей  второй младшей группе. Дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге, используют в речи под руководством педагога разные формы художественного слова (стихи, загадки, сказки). Умеют отвечать на вопросы воспитателя.

       Речевые умения малышей в первой младшей группе тоже соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Некоторые  малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

          Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны (ЗКР, интонационной выразительности речи). Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками. С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования: - в средней, а затем и в старших группах обращается внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.

3. Анализ взаимодействия с родителями.

В старшей группе  прошло родительское собрание  в нетрадиционной форме с участием детей и поселкового библиотекаря Кондаковой Л.К. «Мы читающая семья!» (Васильченко Е.В., Ткач Е.В.) Библиотекарь рассказала родителям о важности семейного чтения, а родители с детьми стали участниками викторины про книги и чтение. 

 Для родителей средней и  младших групп были проведены консультации  «Какие книги нужно читать малышу» (воспитатель Глебова В.П., Самсонова Е.Н) , « Роль книги в развитии ребенка» (Кутузова Т.В.), « Играем в театр!» (Титова Н.Н., Шаркалова С.А.)

В средней и во второй младшей группе прошли открытые занятия на которых присутствовали родители.  После проведения открытых мероприятий воспитатели получили положительные отзывы от родителей.

На момент проверки во всех возрастных группах, в «Уголках для родителей», были оформлены папки-раскладушки с консультациями по проблеме « Роль книги в развитии ребенка». Особенно хочется отметить воспитателей первой младшей группы Глебову В.П., Самсонову Е.Н. Они подошли грамотно к оформлению папки, выдержав все необходимые требования при создании наглядной информации для родителей.

 В рамках детско-взрослых совместных мероприятий во всех возрастных группах был объявлен конкурс на лучшую игрушку своими руками «Мой любимый сказочный герой». Победителями конкурса стали все участники, т.к  все игрушки оказались достойными носить звание «Лучшая».

4. Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой».

Изучение перспективных планов работы с родителями во всех возрастных группах показало, что воспитателями всех групп работа запланирована, темы актуальны, формы проведения разнообразны.

   Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов в рамках традиции «Театральной пятницы».В связи с этим педагоги планируют художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов, но не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке.

В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, воспитатели  от случая к случаю планируют индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Кроме того не продумывают при  планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). При планировании воспитатели не соблюдают «закон взаимосвязи» НОД,  предшествующей и последующей работы с детьми. Так же стоит воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.

5. Анализ развивающей среды прошел в форме смотра-конкурса на «Лучший уголок Книги» (см.Приложение)

6. Выводы и рекомендации.

-Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.

-Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми. 

-Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

- В средней и старшей группе ввести традицию «Книжкины именины».

- Старшему воспитателю создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов.

- Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению.

-Продумывать при  планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).

-При планировании  воспитателям соблюдать «закон взаимосвязи» НОД,  предшествующей и последующей работы с детьми.

-Воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»              Отчет по самообраз...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества» Цель работы: объединить ус...

Консультация для воспитаелей "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие ...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...

Справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...