ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
методическая разработка по теме

Константинова Татьяна Викторовна

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 п.Радченко

 

 

 

 

 

 

ПЕДСОВЕТ

« Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

 

Составила: старший воспитатель Константинова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель. Выполнение годовой задачи: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.

Подготовка к педсовету

  1. Подготовить информационный лист о планируемом педсовете (план проведения, срок, подготовка к педсовету).
  2. Проведение тематического контроля. Подготовка справки по итогам тематической проверки.
  3. Старшему воспитателю подготовить сценарий деловой игры по теме годовой задачи, необходимые материалы и оборудование.

 

План проведения педсовета:

Первая часть.

  1. Выступление-обращение руководителя ДОУ к участникам педсовета. Итоги выполнения предыдущего педсовета.
  2. Итоги тематической проверки по теме « Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы».- заведующая детсадом Бычкова О.В. (Приложение)

 

Вторая часть.

  1. Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы».-старший воспитатель Константинова Т.В.

Третья часть. Подведение итогов педсовета.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovetno5_mart.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 п.Радченко

ПЕДСОВЕТ №5

« Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Составила: старший воспитатель Константинова Т.В.

30. 03. 2012 год

Цель. Выполнение годовой задачи: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.

Подготовка к педсовету

  1. Подготовить информационный лист о планируемом педсовете (план проведения, срок, подготовка к педсовету).
  2. Проведение тематического контроля. Подготовка справки по итогам тематической проверки.
  3. Старшему воспитателю подготовить сценарий деловой игры по теме годовой задачи, необходимые материалы и оборудование.

План проведения педсовета:

Первая часть.

  1. Выступление-обращение руководителя ДОУ к участникам педсовета. Итоги выполнения предыдущего педсовета.
  2. Итоги тематической проверки по теме « Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы».- заведующая детсадом Бычкова О.В. (Приложение)

Вторая часть.

  1. Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы».-старший воспитатель Константинова Т.В.

Третья часть. Подведение итогов педсовета.

Ход педсовета.

Первая часть.

-Решение предыдущего педсовета.(Бычкова О.В.)

-Справка по итогам тематического контроля.  (Бычкова О.В.)

 

Вторая часть.

-Деловая игра для воспитателей. (Константинова Т.В.)

«Знатоки детской художественной литературы».

Цель:

  1. повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;
  2. развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

Раскрыть творческий   потенциал каждого педагога.

( Игроки делятся на 4 команды  согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде) 

Ход игры:

Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю  команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные  флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.

Разминка:

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

  1. « По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»
  2. « Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»
  3. « Спи,  глазок, спи,  другой!»
  4. « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
  5. «Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»
  6. « Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»
  7. « Кзлятушки-ребятушки отворитеся,  отопритеся»
  8. « Свет мой, зеркальце, скажи…»

2. Закончите пословицу:

  1. « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)
  2. « Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)
  3. « Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)
  4. « Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)
  5. «Что посеешь…»                      (то и пожнешь)
  6. « Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)
  7. « Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)
  8. « Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

  1. « Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)
  2. «На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)
  3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)
  4. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)
  5. «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)
  6.      «Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С»  (Считалка)

  1. -«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

  1. -«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

Задание     1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

  1. Слушать рассказывание или чтение  небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
  2.  Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.   (2-ая младшая группа)
  3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)
  4. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)

Задание   2.

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

  1. А. Барто.  «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока»,К.Чуковский. «Цыпленок»,С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»        (1-ая младшая группа)
  2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
  3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». ( средняя)
  4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)

Задание 3

Назовите автора произведения:

  1. «Приключения Чипполино» (Д.Родари)
  2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)
  3. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)
  4. «Цветик-семицветик» (В.Катаев)

Задание 4

 Написать  детские художественные произведения, написанные К.И. Чуковским за 1 минуту

 Год написания        Название

  1. 1917        Айболит
  2. 1925        Бармалей
  3. 1927        Краденое солнце
  4. 1916        Крокодил
  5. 1923        Мойдодыр
  6. 1924        Муха-Цокотуха
  7. 1943        Одолеем Бармалея
  8.         Приключения Бибигона
  9.         Путаница
  10.         Собачье царство
  11. 1923        Тараканище
  12. 1924        Телефон
  13.         Топтыгин и Лиса
  14.         Федорино горе
  15. 1926        Чудо дерево.

Задание 5.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

  1. …Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 

2… Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

3…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут  она повернулась и поползла к

дивану.       (Н.Носов. «Живая шляпа»)

4. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал- ну невозможно

есть ! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил,  что

у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда   попробовал, у

меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание,  потому что взял

тарелку, и быстро  выплеснул кашу на улицу  в окно… .

( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)

Задание 6.

 «Составь слово из слогов и отгадай сказку»

 (в форме финвордов)

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

Кашечрохав    («Хаврошечка»).

Боклоко            («Колобок») 

2 команда

Зоркомо            («Морозко»)

 Очвокамйюд     Дюймовочка

3 команда

Дыродйом         Мойдодыр                            

Гукароснеч      («Снегурочка»)

4 команда

Комерет           («Теремок»)

Щеинакатар        («Тараканище»)

Задание 7

Домашнее задание.

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 8.

« Чудесный мешочек»  Предложить командам назвать одним словом

  1. образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
  2. короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью(басня)
  3. устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях ( былина)
  4. основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
  5. короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему(анекдот)
  6. устное народное творчество, народная мудрость(фольклор)
  7. небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)
  8. вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
  9. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
  10. короткая из2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Задание 9 «Узнай и нарисуй»

Команды выбирают карточки с заданием, отгадывают его. Один из представителей команды со вторым направляющим с завязанными глазами изображает  героя  литературного произведения.

Карточка 1

Принесла овсяной кашки – отвернулся он от чашки

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски   («Усатый – полосатый»)

Карточка 2

   Мышка дом себе нашла

    Мышка добрая была

    В доме том в конце концов

   Стало множество жильцов

                                          «Теремок»

Карточка 3. Ах ты, Петя, простота,

   Сплоховал немножко,

   Не послушался кота,

   Выглянул в окошко

                              «Петушок – Золотой гребешок»

Карточка 4. Красна девица грустна

   Ей не нравится весна,

   Ей на солнце тяжко,

   Слезы льет бедняжка.

                                  «Снегурочка»

Подведение итогов деловой игры. Награждение.

Третья часть. Подведение итогов педсовета.

Тематическая «Книжкина неделя» прошла успешно. Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.   На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности. Надеемся, что очередная Книжкина Неделя стала новой ступенью на лестнице, ведущей к знаниям для детворы нашего посёлка!

Решение.

-Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.

-Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми. 

-Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

- В средней и старшей группе ввести традицию «Книжкины именины».

- Старшему воспитателю создать календарь праздников и событий по творчеству детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов.

- Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению.

-Продумывать при  планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).

-При планировании  воспитателям соблюдать «закон взаимосвязи» НОД,  предшествующей и последующей работы с детьми.

-Воспитателям обратить внимание при планировании художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»              Отчет по самообраз...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества» Цель работы: объединить ус...

Консультация для воспитаелей "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие ...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...

Справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...