Классификация методов воспитания
статья по теме

Воробьева Елена Евгеньевна

Методы воспитания- это способы педагогиче­ской работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, эти­ческих, эстетических и физических качеств лично­сти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikaciya_metodov_vospitaniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Методы воспитания - это способы педагогиче ской работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, эти ческих, эстетических и физических качеств лично сти. Методы воспитания - это способы взаимодей ствия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности. Педагоги приме няют эти методы, но не всегда осознанно, т.е. не обходимо знакомство педагогов дополнительного образования с классификацией методов воспита ния. Опираясь на классификацию Байбородовой Л.В. и Рожкова М.И., мы дополнили ее выявленными во время посещения занятий эффективными педаго гическими средствами, способствующими реали зации воспитательных задач занятия или урока (см. табл.).

Раскроем подробнее методы воспитания, их не которые формы и приемы.

  1. Метод убеждения и самоубеждения предпо лагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Логические выводы, сделанные самим ребенком, формируют его собственный комплекс взглядов.

Беседа - обмен знаниями.

Диспут - спор по определенной теме, к которо му участники приготовили свои доказательства и аргументы.

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.

  1. Метод внушения воздействует на эмоциональ ную сферу и предполагает формирование у чело века необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных сос тояний и причин, их порождающих.
  2. Метод требования формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и кос венные требования. Для прямого требования харак терны конкретность, понятные воспитанникам фор мулировки, не допускающие двоякого толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Требование-игра доставляет детям удовольствие, при этом дети незаметно для себя выполняют требование педагога.

Приучение применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необ ходимое качество.

  1. Упражнение - многократное выполнение тре буемых действий: доведение их до автоматизма. Упражнение в учебном процессе как воспитание настойчивости, выдержки и даже целеустремленно сти присутствует у всех педагогов. Но результат упражнения как метода воспитания - это устойчи вые качества личности - навыки и привычки. Про блемное задание помогает проявить устойчивые качества личности в противоречивых ситуациях. Поручение дает возможность формирования поло жительных привычек.
  2. Стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание. Поощре нием выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных формах.

Наказание - это компонент педагогического сти мулирования, применение которого должно предуп реждать нежелательные поступки детей.

  1. Метод мотивации способствует созданию си туации успеха воспитанников. Презентация, про смотр и анализ также мотивируют детей на лучшее выполнение работ', танца, исполнение номера.
  2. Метод коррекции поведения направлен на формирование у воспитанников навыков психиче ских и физических саморегуляций, развитие навы ков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. При использовании метода коррек ции поведения создаются условия, при которых ре бенок внесет изменения в свое поведение, в отно шение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с обще принятыми нормами, самоанализа последствий по ступка. Положительный пример — наиболее прием лемый путь к коррекции поведения воспитанников. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль и психо логические и педагогические тренинги также спо собствуют коррекции поведения, тому, что ребенок сам изменяет свое поведение и регулирует свои поступки.
  3. Анализ деятельности и общения также способ ствует саморегуляции воспитанников и проводится в форме КТД, коллективного анализа, рефлексии и презентации.
  4. Метод организации деятельности и поведе ния воспитанников в специально созданных усло виях еще называют методом воспитывающих

ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа органи зации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Этому способствуют формы реализа ции метода.

Когда в какой-либо ситуации возникает пробле ма для ребенка и существуют условия для самосто ятельного ее решения, создается возможность со циальной пробы или испытания. В результате у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность.

Соревнование формирует качества конкурентно-способной личности и Ьпирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству.

Один из приемов метода воспитывающих ситуа ций - сочинение, не только литературное, но и сло вотворчество, сочинение сказок, сценариев и др. Воспитанник самостоятельно или совместно с дру гими детьми решает проблему, допустим, постанов ки спектакля.

  1. Метод дилемм заключается в совместном об суждении воспитанниками моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Во время дискуссии по каждому вопросу дети долж ны привести убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор,.ценность, социальные роли и справедливость.

Рефлексия как процесс размышления воспитан ника о происходящем в его собственном сознании предполагает не только познание человеком само го себя в определенной ситуации или в определен ный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.

КЛАССИФИКАЦИЯ   МЕТОДОВ   ВОСПИТАНИЯ

Сферы личности

Методы воспитания

Формы и приемы

Интеллектуальная

Убеждение и самоубеждение

Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация

Эмоциональная

Внушение

Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча,

игра, настрой.

Речевые: слово, интонация, пауза.

Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ

Волевая

Требование

Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж

Упражнение

Проблемное задание, поручение

Мотивационная

Стимулирование

Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.

Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание. Соревнование

Мотивация

Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой

Саморегуляционная

Коррекция поведения

Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра

Анализ деятельности и общения

КТД, КА, рефлексия, презентация

Предметно-практическая

Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)

Дежурство, поручение, самостоятельная работа – творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра

Экзистенциальная

Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее)

Рефлексия, дискуссия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация методов.

Среди всего разнообразия методов, форм и приемов и их классификаций, наиболее удобна в работе оказалась классификация, составленная Верховкиной М.Е. соотнесение методов с формами образовательной деяте...

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Физическая культура — это самостоятельная область общей культуры человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, возникшее еще в первобытном обществе в связи с естественной необход...

Памятка для воспитателей "Классификация методов Обучения"

Классификация методов обучения в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания.

Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета педагога, который их применяет....

Классификация методов воспитания в дошкольной педагогике

Различные методы, которые могут быть использованы при воспитании детей....

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:эвристические беседы – п...

Классификация методов воспитания

Методы воспитания - это способы педагогиче ской работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, эти ческих, эстетических и физических качеств лично сти. Методы воспита...