«Проектирование образовательного процесса. Ежедневная организация жизни и деятельности детей»
методическая разработка по теме

Данный материал представляет собой лекцию в рамках повышения квалификации педагогов по 

образовательной программе дополнительного профессионального образования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.

Лекция расчитана на 8 академических часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metod.soprovozhdenie_pedagogov_po_vvedeniyu_fgt.zip321.78 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для педагогов дошкольного образования в рамках введения ФГТ

Блохина Ирина Александровна

старший воспитатель

1 квалификационная категория

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 39

г. Ревда Свердловской области

Тема: «Планирование образовательного процесса.

Организация ежедневной жизни и деятельности детей»

(с практическим материалом).

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ЕЖЕДНЕВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, подготовлен и находится на стадии рассмотрения новый федеральный законопроект «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Социальный портрет выпускника задан государством.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.

«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Направления развития детей и образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Образовательный процесс ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов,  призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

  1. Сочетать принципы научной обоснованности  и практической применимости;
  2. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  3. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОУ в настоящее время

Три модели организации образовательного процесса в ДОУ

1. Учебная модель

        В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид  “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

        В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

        Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

        Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

        Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)

Учебный блок

Блок совместной деятельности
взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Основная форма –

проведение занятий (в соответствии с расписани ем, на которых решались образовательные зада чи, сформулированные в комплексных програм мах по разделам - методикам)

Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирова ние у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.)

Предметно-развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.);

закрепление полученных детьми знаний и уме ний в индивидуальной работе и самостоятель ной деятельности.

Такая модель существовала до введения и утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразо вательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ). Новая модель организации образо вательного процесса, согласно п. 2.4. ФГТ, преду сматривает «решение программных образователь ных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных мо ментов в соответствии со спецификой дошкольно го образования».

Следовательно, с учетом ФГТ модель образо вательного процесса должна предусматривать две составляющие:

  1. совместная деятельность взрослого и детей (не посредственно образовательная деятельность и режимные моменты);
  2. самостоятельная деятельность дошкольников.

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

  1. Непосредственно образовательная деятельность

Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

  1. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая  и игровая среда

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели

  1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
  2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;
  3. Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  4. Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.

Такая структура образовательного процесса принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).

 «Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Совместная деятельность

  1. общая мотивация;
  2. общая цель;
  3. единое пространство взаимодействия участников;
  4. разделение единого процесса на связанные действия;
  5. взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости);
  6. последовательность действий в соответствии с целью;
  7. необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);
  8. наличие единого результата.

 «Самостоятельная деятельность детей» -

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Останутся ли ЗАНЯТИЯ в системе дошкольного образования - один из самых ак туальных вопросов для педагогов-практиков с момента введения в действие новых требо ваний. Сегодня можно с уверенностью сказать, что занятие как занимательное дело, осно ванное на одной из специфических детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направленное на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, сохраняется. Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).

Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте.

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ

Что такое «непосредственно об разовательная деятельность».

В настоящее время воспитатели и педагоги ДОУ ищут ответы на этот и многие другие вопросы. На пример, чем же отличаются занятия от непосред ственно образовательной деятельности? Каковы со ставляющие образовательного процесса в ДОУ? Как индивидуализировать виды деятельности с учетом разного темпа и уровня развития детей даже в одно возрастной группе? 

Найти ответы на эти вопросы помогут нор мативно-правовые документы нового поколе ния. Так, СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиоло гические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных ор ганизациях», утв. постановлением Главного госу дарственного санитарного врача Российской Фе дерации от 20.12.2010 № 164, вносит изменения в п. 12.16 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемио логические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных орга низациях", утв. постановлением Главного государ ственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10), а именно слово «занятия» заменяется словами «непо средственно образовательная деятельность». В связи с этим возникает вопрос, в чем же отличие «занятий» от «непосредственно образовательной деятельно сти»? Прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

  1. Анализ недостатков организации и методики занятий говорит не об их нецелесообразности, а о необходимости их совершенствования, повышение уровня профессиональной подготовки воспитателя

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно об разовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова1[1]:

  1. включенность воспитателя в деятельность нарав не с детьми;
  2. добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинар ного принуждения);
  3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии органи зации рабочего пространства);
  4. открытый временной конец деятельности (каж дый работает в своем темпе).

Автор предлагает также заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра - учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более подходящую с точки зрения психологии и соответ ствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

В своих пособиях Н.А. Короткова разъясняет, что образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Следовательно, непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контин гента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

Сколько видов деятельности в раннем возрасте? (игровая, общение, физическое движение , музыкальная деятельность)

В качестве при мера в приложении представлены формы органи зации непосредственно образовательной деятель ности в ДОУ.

Какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста? 

  1. Игровая деятельность (О.о. «Социализация»)
  2. Двигательная деятельность (двигательная активность) (О.о. «Физическая культура»)
  3. Трудовая деятельность (О.о. «Труд»)
  4. Познавательно-исследовательская деятельность (О.о. «Познание»)
  5. Коммуникативная деятельность (О.о. «Коммуникация»)
  6. Особый вид детской деятельности - восприятие художественной литературы (О.о. «Чтение художественной литературы»)
  7. Продуктивная деятельность (О.о. «Художественное творчество»)
  8. Музыкально-художественная деятельность (О.о. «Музыка»)

Сочетание видов детской деятельности и форм работы

Деятельностный подход

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет в виду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Основной результат развитие личности ребенка через разные виды деятельности

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Создать условия  для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком  мотивированным;
  2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  3. Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

«Золотые правила» деятельностного подхода

  1. Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  2. Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;
  3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  5. Учи анализировать каждый этап работы;
  6. Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Общий объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов)

Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:

  1. действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
  2. федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;
  3. типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;
  4. рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  5. специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.

При планировании и составлении расписания не посредственно образовательной деятельности не обходимо учитывать следующее:

  1. общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;
  2. продолжительность периодов непрерывной не посредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосред ственно образовательной деятельности в тече ние дня;
  3. распределение периодов непрерывной непо средственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
  4. перерывы между периодами непрерывной не посредственно образовательной деятельности.

Пояснения к каждому из этих условий можно найти в СанПиН 2.4.1.2660-10.

Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 12.14 при планировании не посредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего вре мени, отведенного на непосредственно образова тельную деятельность.

Непосредственно об разовательная деятельность с использованием деть ми компьютеров проводится в присутствии педагога или воспитателя (методиста) и в соответствии в требованиями.

Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп в соответствии с п. 12.22 проводится в форме самообслуживания, элемен тарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна пре вышать 20 мин в день.

Все эти и другие положения новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, касающи еся организации непосредственно образовательной деятельности, должны учитываться при составлении, как расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой возрастной группы. Таким образом, в современном дошкольном учреждении образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образователь ной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Именно поэтому «Режим дня» является главным до кументом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и само стоятельная деятельность воспитанников. В режи мах должно найти отражение "проживание" детьми разнообразных тем в разных видах детской дея тельности, поэтому режимов должно быть много на разные случаи (например, плохой погоды, темати ческого дня и др.). При этом неправомерным можно считать требование отдельных проверяющих орга нов о наличии в ДОУ учебных программ.

Перестройка организации образовательного процесса должна проходить в каждом учреждении постепенно и параллельно с обучением всех со трудников коллектива путем использования разных форм методического сопровождения.

Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности

Соблюдение режима дня имеет большое значение в жизни любого человека. Если дл я взрослого это залог хорошего самочувствия и результативности работы, то для ребенка – важное условие развития и адаптации к окружающей среде. Поэтому не случайно особое внимание в настоящее время уделяется разработке режима пребывания детей в ДОУ в соответствии с новыми СанПиН, а также ФГТ к структуре ООП ДО.

Необходимым условием, обеспечивающим укрепление здоровья детей, является организация правильного режима дня. Главный принцип постро ения правильного режима - его соответствие воз растным психофизическим особенностям ребенка.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна детей в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

  1. определенную продолжительность непосредственно-образовательной деятельности, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
  2. регулярное питание;
  3. полноценный сон;
  4. достаточное пребывание детей на воздухе.

Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, ги гиенических и оздоровительных процедур, занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способ ствует их нормальному психофизическому развитию и укреплению здоровья. Согласно Федеральным го сударственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного об разования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, раздел «Организация режима пре бывания детей в образовательном учреждении» является обязательным в структуре образовательной программы ДОУ.

Примерный режим дня есть во всех ДОУ. На его основе разрабатывается режим дня в каждой возрастной группе и вывешивается на информационном стенде для родителей. Режим дня должен быть вариативным, учитывая возможные ситуации: плохую погоду, карантины, периоды повышенной заболеваемости (увеличивается общая продолжительность пребывания детей на свежем воздухе, предусматривается время для проведения специальных лечебно-профилактических мероприятий, уменьшается объем непосредственно образовательной деятельности с повышенными физическими и интеллектуальными нагрузками). Такой режим называется гибким. Преобразовывая режим дня в гибкий, педагог каждой группы должен помнить о том, что основные компоненты режима (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулок) должны оставаться неизменными.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ГИБКОГО РЕЖИМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ (РАССМОТРЕТЬ И ОБСУДИТЬ)

Кроме гибкого режима, существует оптимальный режим, который составляется воспитателем в соответствии со следующими принципами:

  1. понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребенку «легкое» вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели;
  2. каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, по месту и форме и  организации;
  3. должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;
  4. учитывается время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять;
  5. должно быть предусмотрено время для профилактических мероприятий, релаксационных, музыкальных пауз и психотренингов.

Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении достигается за счет рас пределения детей по группам, каждая из которых имеет свой распорядок дня, учитывающий особен ности дошкольников определенного возраста.

Огромное значение имеют условия проведения и содержание каждого из режимных процессов, при планировании которых необходимо руководство ваться действующими СанПиН 2.4.1.2660-10 «Сани тарно-эпидемиологические требования к устрой ству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10).

Так, общая суточная продолжительность сна и его частота в дневное время уменьшаются по мере взросления детей, а период непрерывного бодрствования увели чивается (для детей 3-7 лет – 5,5-6 часов). Дневной сон в группах раннего возрас та должен составлять не менее 3 ч. (для детей до 1,5 года - до 3,5 ч в день). Прогулки проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-4,5 ч. В теплое время года рекоменду ется увеличивать время пребывания детей на све жем воздухе за счет организации разнообразных ви дов деятельности на улице (статья XII, пп. 12.5, 12.7 CaнПиН 2.4.1.2660-10).

Самостоятельной деятельности детей 3-7 лет (играм, подготовке к занятиям, личной гигиене) отводится в режиме не менее 3-4 часов.

При составлении режима непосредственно об разовательной деятельности следует соблюдать пп. 12.10, 12.11 CaнПиН 2.4.1.2660-10: «Максималь но допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных об разовательных программ» и «Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей».

Необходимо помнить, что особое место в режиме дня занимают:

  1. занятия в бассейне;
  2. утренняя гимнастика;
  3. гимнастика после сна;
  4. физкультминутки в процессе непосред ственно образовательной деятельно сти и в перерывах между разными ви дами организованной образовательной деятельности;
  5. досуги и праздники;
  6. индивидуальная работа с воспитанниками;
  7. самостоятельная деятельность детей.

Кроме этого надо учитывать такую составляющую двигательного режима, как подвижные игры - одно из важных средств все стороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого яв ляется комплексность воздействия на организм и личность ребенка. Являясь важным средством фи зического воспитания, подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Большое количество движений активизирует дыха ние, кровообращение и обменные процессы, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эф фект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Предлагаемый в приложениях 1 и 2 вариант гибкого режима реализации образовательных областей в процессе детской деятельности для детей младше го возраста и 6-7 лет соответственно является при мерным, потому что каждая возрастная группа "жи вет" в своем индивидуальном ритме. Взяв за основу режим, составленный и утвержденный администра цией учреждения с учетом основной общеобразова тельной программы, каждый педагог должен адап тировать его для воспитанников своей группы. При этом должны учитываться следующие факторы.

Образовательный процесс в дошкольном учреж дении ведется непрерывно, в течение всего дня, а не только в периоды непосредственно образователь ной деятельности. По ходу всех режимных момен тов (кроме времени, отведенного на сон) должны ре шаться задачи разных образовательных областей:

При составлении режима учитываются воз раст детей и их индивидуальные психические осо бенности, социальный заказ родителей, программа, по которой работает ДОУ, а также приоритетные направления развития воспитанников.

Режим должен строиться на основе традиций, сложившихся в данной возрастной группе (напри мер, "Минутка тишины", "Утро радостных встреч" и др.), и с учетом времени года.

Несмотря на то, что режим должен быть гибким, неизменным должно оставаться время, отведенное на прогулку, прием пищи и сон. Каждый день необ ходимо предусматривать время для чтения художе ственной литературы.

Составлять режим дня следует на каждый день для каждой группы в отдельности. В наибольшей сте пени это касается дошкольных учреждений с бассей нами и ДОУ, предлагающих дополнительные услуги.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕЖИМНЫМ МОМЕНТАМ

Таким образом, правильный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особен ностей детей, соблюдение условий проведения и соответствующее содержание всех режимных про цессов (сна и бодрствования, приемов пищи, гигие нических и оздоровительных процедур, непосред ственно образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников) создают основу для сохранения здоровья, способ ствуют нормальному психофизическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

  1. объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  2. выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
  3. четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  4. выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  1. основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  2. на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  3. на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  4. обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  5. планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГТ планирование образовательного про цесса в ДОУ должно основываться на комплексно тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость,  дань уважения, память.  Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное  участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

  1. Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
  2. Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
  3. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
  4. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?

В первую очередь тематическое планирование - это пла нирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям ("Фи зическая культура", "3доровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художествен ное творчество", "Музыка").  Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

ПРЕДЛОЖИТЬ ПЕДАГОГАМ РАССМОТРЕТЬ ВАРИАНТЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО, КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

  1. Перспективный план – составляется на  квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
  2. Календарно-тематический план– структурирует содержание образовательного процесса.
  3. Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый -  принцип те матического планирования - предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с инте грацией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдения, экскур сия, беседа и т. д.).

Принцип рациональности - понимается, как уме ние определять такие способы и формы организа ции образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (день, неделя, месяц) без перегрузки детей получить качественный результат - усвоение воспитанниками материала.

Выбранная тема выступает как сообщаемое зна ние и представляется в эмоционально-образной форме. В ней интегрируются цели и задачи из раз ных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формирова нию в сознании ребенка целостной картины мира.

ФГТ предусматривают реализацию задач развития ребенка по следующим направлениям:

  1. формирование круга предметных знаний;
  2. универсальных учебных действий ("умение учиться");
  3. формирование и развитие навыков взаимодей ствия со взрослым и сверстниками.

Все эти задачи должны быть реализованы посредством интеграции образовательных областей, формирования и развития интегративных качеств личности ребенка.

Любая из примерных основных общеобразова тельных программ дошкольного образования пред полагает усвоение предметных знаний о природе, своем организме, правилах безопасного поведе ния, формирование математических представле ний, развитие речи и т. д. Например, в программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы) эти знания формируют образовательные области. Объ ем знаний регулируется возрастными возможно стями детского организма и "зонами актуального и ближайшего развития" каждого ребенка и груп пы в целом.

Развитие интегративных качеств ребенка и рас ширение его знаний об окружающем мире и мире взрослых в форме занятий, экскурсий, проектной и продуктивной деятельности, викторин и т. д. яв ляется целью непосредственно образовательной деятельности, специально спланированной педа гогом.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного про цесса на учебный год можно представить следую щим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тема тического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учеб ный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой[2]:

первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);

четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих тре бований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве  столице России, ее исто рии", или "формирование первичных представле ний о себе, семье, обще стве, государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе.         Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

  1. выделение из программы и формулирование пе дагогической цели недели, задач развития ребен ка (детей);
  2. отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
  3. выделение события недели, основной формы ор ганизации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, раз вивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
  4. отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
  5. практическое планирование педагогической де ятельности на каждый день в течение тематиче ской недели;
  6. продумывание и организация процесса обсуж дения результатов проживания с детьми собы тия недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
  7. фиксация результатов освоения детьми образо вательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эф фективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции  старшего воспитателя оно позволя ет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по  разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.

В качестве примера в приложении представлено перспективное планирование тематических недель на учебный год.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. «Конвенция ООН о правах ребёнка»
  3. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 25.11.1989года. Вступила    в силу для СССР и Российской Федерации 15.09.1990 года.
  4. Федеральный закон от 24.07.98  № 124-Ф3   «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20.07.00)
  5. Закон Российской Федерации от 10.07.92. №3266-1 «Об образовании» (действующая редакция 2010 года)
  6. Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655
  7. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 № 593 «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»
  9. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
  10. Инструктивно-методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 17.07.1980 года № 295-М «Об организации воспитательной работы с детьми на прогулке»
  11. Письмо Министерства образования РФ от 17.05.95.№61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  12. Письмо Министерства образования РФ от 02.06.98. №89/34-16. «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».
  13. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.04.99.№70/23-16.
  14. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»
  15. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» Утв. Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ 17.06.03.
  16. СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиоло гические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных ор ганизациях», утв. постановлением Главного госу дарственного санитарного врача Российской Фе дерации от 20.12.2010 № 164, вносит изменения в п. 12.16 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемио логические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных орга низациях", утв. постановлением Главного государ ственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10)
  17. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011
  18. Толстикова О.В. Особенности разработки основной общеобразовательной образовательной программы и планирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011 –87 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

school20-dzr.narod.ru›

economy.gov.ru

Другие неизвестные источники


[1] Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Изд. Линка-Пресс, 2007.

[2]         Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневная организация жизни и деятельности детей в холодный период средняя группа (от 4 до 5 лет)

Ежедневная организация жизни и деятельности детей в холодный период средняя группа (от 4 до 5 лет) ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА

Организация жизни и деятельности детейв разновозрастной группе малокомплектного детского сада...

Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе детского сада

Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения ...

Игра – форма организации жизни и деятельности детей.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, чт...

Ежедневная организация жизни и деятельности детей средней группы

Ежедневная организация жизни и деятельности детей средней группы...

Родительское собрание « Роль игры в организации жизни и деятельности детей».

Родительское собрание в нетрадиционной форме проведения. Предварительное анкетирование, ход и презентация к собранию в игровой форме ....