Бланки смотра предметной среды для логопедического кабинета
методическая разработка по теме

Пчелинцева Надежда Степановна

Эти бланки разработаны на основе требований к кабинетц логопеда в ДС. Пришлось их разработать самой, когда готовила материалы для смотра-конкурса предметной среды ДС. Обычно, в таких конкурсах участвовали только группы с воспитателями и специалисты - музыкальные руководители и физруки, а вот логопеды как-то были обделены. Мне показолось это несправедливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blanki_smotra_predmetnoy_sredy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 г.Челябинска


(Само)контроль педагога.

Бланк самоаудита предметно-развивающей среды обеспечения коррекционно-образовательного процесса

В старшей, подготовительной группе        Дата обследований____________

Ф.И.О.______________________

№ п\п

Содержание

Степень соответствия

1

2

3

4

5

1

наличие зонирования кабинета:

1.1.

Зона по коррекции произношения

1.1.1.

Настенные зеркала

1.1.2.

рабочие планшеты с артикуляционными укладами трёх речевых профилей (свистящие, соноры [Л], [ЛЬ], сонорные вибранты [Р], [РЬ])

1.1.3.

занимательный картинный материал

1.1.4.

Методическая игрушка-персонаж

1.2.

Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи)

1.2.1.

рабочий планшет, содержащий рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме

1.2.2.

Сменная экспозиция (макет) в зависимости от времени года.

1.2.3.

многофункциональная разлинованная магнитная доска

указка

учебные планшеты – “Характеристика звука” и “Друзья Твёрдыша и Мякиша”;

Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты

Зона оздоровительно-развивающей коррекции

Зона индивидуальной коррекции речи

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения

Зона ТСО (технических средств обучения).

Рабочий стол учителя-логопеда

Информативная зона для педагогов и родителей

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:

1. Зона по коррекции произношения располагает настенными зеркалами (3 шт.), рабочими планшетами с артикуляционными укладами трёх речевых профилей (свистящие, соноры [Л], [ЛЬ], сонорные вибранты [Р], [РЬ]) и соответствующим занимательным картинным материалом, а также большой мягкой игрушкой – слонёнком Ушастиком. Дефекты шипящих звуков устраняются в течение одного месяца, поэтому в кабинете им не уделено много внимания.

2. Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через рабочий планшет, содержащий рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. В витражном окне “Лесная полянка” меняется экспозиция в зависимости от времени года. Например, зимой мох покрыт толстым слоем белоснежной ваты; под берёзовым пеньком спит, свернувшись клубком, резиновый ёжик; под искусственной ёлочкой устроил себе берлогу бурый медведь; белка щёлкает кедровые орешки; зайка теперь в белой шубке; лиса заметает свои следы пушистым хвостом; на полянке различные зимующие птицы; снегопад (из фольги) держится на тонкой леске, закреплённой скотчем и т.п. Наше “окно в мир природы” способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.

3. Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты. Это пространство оборудовано многофункциональной разлинованной магнитной доской, комплектом цветных магнитов (20 шт.), указкой (она же призвана превращаться в “волшебную палочку”); учебными планшетами – “Характеристика звука” и “Друзья Твёрдыша и Мякиша”; трёхъярусной этажеркой с 1) конструктором “Моделирование речи”, 2) магнитофоном, 3) мячами различной величины и фактуры; тремя учебными столами, имеющими приятную салатную окраску, и шестью стульчиками.

4. Зона оздоровительно-развивающей коррекции “Чудесная капелька” выполнена в цвете изумрудной волны, с аппликационными рыбками. Она оснащена двумя раковинами, двумя настенными зеркалами, полочкой с красными индивидуальными стаканчиками и технологическим планшетом с инструкциями по проведению “массажа…мозга”, “ручной” артикуляции и фонетической ритмики с аромотерапевтическим эффектом. (Любопытные процедуры? Тогда обратитесь к моим материалам на сайте Первого Фестиваля 2003/2004 уч.г.: http://festival.1september.ru).

5. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое овальное зеркало; над ним – изображения основных артикуляционных упражнений; столик, на котором скотчем наклеены слоговицы – 8 ярко-жёлтых квадратов 5х5, – помогающие правильно проговорить, отхлопывая ладошкой, сложные по структуре слова (детям нравится “проговаривать с квадратами”). В этой зоне обязательный для специалиста набор стерильных логопедических зондов; коробок с “волшебными” спичками – механическое подспорье при межзубном сигматизме; песочные часы – 5 минут; сменная игрушка на развитие физиологического дыхания; чётки из фундука – для формирования размеренного темпа речи и развития тонкомоторной координации; электронная клавишная музыкальная игрушка; попугай-диктофон, позволяющий вывести ребёнка на уровень произносительного самоконтроля; а также салфетница и мусорный стаканчик.

6. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:
справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;
материалы по обследованию речи детей;
методическая литература по коррекции звукопроизношения;
методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
учебно-методическая литература по обучению грамоте;
учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами);
пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, puzzles; игрушки);
оборудование, способствующее формированию речевого дыхания;
оборудование, способствующее развитию пальце-кистевой моторики.

7. Зона ТСО (технических средств обучения). Её пространство – на полочках изящной пластиковой этажерки и располагает магнитофоном, диктофоном, микрофоном, электронной музыкальной игрушкой, электронными игрушечными телефонами, электронной книжкой со звукоподражаниями.

Здесь же аудиотека (кассеты с весёлой азбукой, сказками, популярными детскими песенками) и видеотека (видеокассеты “Домашний логопед” – С.-Пб., “Мастерская Игоря Шадхана”).

8. Рабочий стол учителя-логопеда. Здесь в момент поиска истины весёленький бардачок – много всего и отовсюду (речевой материал, демонстрационные и раздаточные пособия, игрушки, аудиокассеты, подручная мелочь, что-нибудь природосообразное – потрогать и понюхать, и т.д.). Но вот профессиональная кулинария закончилась. Готовые “блюда” с удивительным “десертом” – уже на коррекционном занятии.

А на рабочем столе чинно возвышается логопедическая документация:
паспорт логопедического кабинета;
протоколы по набору и выводу детей из речевой группы;
перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы;
журналы обследования речи детей (по возрастным группам);
журнал посещаемости;
журнал движения детей;
речевые карты;
авторские индивидуальные коррекционные альбомы для домашних заданий: “РА-ДУ-ГА” (“Раскрашивай-Думай-Г[А]вори”) (см. сайт Первого Фестиваля 2003/2004 уч.г.: http://festival.1september.ru), а для алаликов – “Моя первая тысяча слов”;
план методической работы учителя-логопеда;
тетрадь протоколов родительских собраний;
тетрадь учёта медицинского спирта;
портфолио научно-методических достижений специалиста (или творческая папка педагога).

Возможно, коллега, Вас заинтересовал “паспорт логопедического кабинета”?.. В этом документе (фотоальбом с “магнитными” страницами А4) классифицирована вся информация о назначении, оборудовании и оснащённости рабочего кабинета, в фотографиях наглядно представлены все рабочие зоны; разделы “паспорта” дублируются из содержания зоны 6 – см. выше. В творческом документе допустимы милые сердцу символы, мудрые высказывания, стихотворения, а на последней странице – отзывы и предложения коллег по усовершенствованию кабинета. Указан в “паспорте” адрес образовательного учреждения, рабочий телефон и Ф.И.О. логопеда. Наличие такого документа значительно облегчает педагогу поиск необходимого учебного или методического материалов.

Ещё на моём рабочем столе есть не еженедельник, а “идейник” – блокнотик с отрывными листочками, на которых я фиксирую свежие идеи, а затем их претворяю в жизнь.

9. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах “Советы логопеда” в коридорчике, ведущем в кабинет, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Сегодня я мечтаю о приобретении в кабинет детской кушетки для проведения массажа и создании зоны релаксации – уголка игровой психотерапии, где музыка, природа, мягкие игрушки и мягкая мебель будут способствовать расслаблению заикающихся детей.

Уважаемый коллега! Вы удивлены, что столько всего наворочено в 9(!) рабочих зонах всего на 15 кв.м?.. Я Вам больше скажу: чтобы речь ребёнка долго не оставалась только “кабинетной”, мы целенаправленно расширяем коррекционное пространство кабинета, когда “жуком жужжим и летим” из группы на занятие или возвращаемся из кабинета – этот маршрут составляет около 30 м в один конец (по аналогии закрепляем “комариную песенку” [З], гусиную – [Ш], змеиную – [Щ], летим на грузовом самолёте – [Л] и т.д.)