Проект "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"
статья по теме

 Ильченко Наталья Александровна и Передерина Наталья Владимировна

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс инновационных проектов и программ

Создание условий в дошкольном учреждении для развития детской одаренности

проект

                                                                   Заведующий БДОУ города Омска               «Детский сад № 258 комбинированного вида»

Лисникова  Наталия Владимировна,

старший воспитатель

Передерина Наталья Владимировна,

воспитатель Гилева Татьяна Васильевна

                                                                         тел./факс 42-42-83

                                                                             е - mail: perederina.70@mail.ru

                                                   

                                                                           

        

Омск 2012

Краткая аннотация проекта

       Целью данного проекта является организация работы педагогического коллектива БДОУ города Омска  «Детский сад № 258 комбинированного вида» в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.

        Эта работа будет осуществляться через исследовательско - образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности. Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать создание и поддержание в БДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.

        Проект рассчитан на два учебных года, с  2011 по 2013 г.г., включает в себя несколько этапов реализации (аналитический, подготовительный, диагностический, организационный, заключительный этапы). При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшее эта работа будет продолжаться. Планируется на основе проекта наработать программно-методические материалы по взаимодействию БДОУ с семьей, учреждениями дополнительного образования. Координатором проекта  является старший воспитатель детского сада. Исполнителями проекта воспитатели дошкольных групп. Для реализации проекта создана инициативная группа педагогов, в состав которой вошли: педагог-психолог, музыкальные руководители, воспитатели старших групп.

Описание учреждения

       бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 258 комбинированного вида открытo в 1981 году и рассчитанo на 12 групп. Две из них – раннего возраста, две – коррекционные, для детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи.

        Всем детям в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей. Есть хорошо оборудованный музыкальный зал, просторный спортивный зал, кабинет психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.  В каждой группе за последние годы создана современная развивающая среда, приобретена новая мебель, развивающие пособия, игрушки.

        В основе образовательной деятельности БДОУ № 258 лежат комплексные программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, образовательная система «Школа 2100»,программа С.Г.Шевченко «Подготовка детей к школе с задержкой психического развития», программа Т.Б. Филичевой, С.Г. Чиркиной «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи», которые обеспечивает современным детям обогащенное гармоничное развитие.

        Кроме того, педагоги используют в своей работе ряд авторских развивающих технологий, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие.

       Дошкольное учреждение в  2011, 2012  гг. включенo  в деятельность регионального инновационного комплекса в образовании «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГТ».

        Основной перспективой работы БДОУ на ближайшие два года является организация методической и психолого-педагогической работы по обеспечению внедрения ООП на основе ФГТ.

Постановка проблемы

        В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть  включены родители, социальные институты.

        Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

       Опираясь на труды С.Л. Рубенштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия: «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности каждого ребенка», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей   (либо  общих, либо специальных) значительно отличается от среднего.

        Исходя из вышесказанного, мы выбрали интеллектуально-творческую одаренность детей дошкольного возраста и поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать проект  создание условий для сопровождения детей с высоким уровнем способностей внутри дошкольного учреждения.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:  создание условий в БДОУ по выявлению и развитию детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Основные задачи проекта:

1. Сравнительный анализ реального положения дел в конкретном детском дошкольном учреждении (успешность педагогического процесса, наличие методов и методик развития и обучения детей с повышенным уровнем способностей и т.д.).

2. Проведение сложных видов диагностики по выявлению детей с различными видами способностей, создание банка данных детей БДОУ №  258, имеющих ярко выраженные способности.

3. Повышение профессионального и творческого уровня педагогов  на 20-30%.

4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе  привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов.

5. Оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

6. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГТ.

Методы реализации проекта

Анализ конкурентных преимуществ БДОУ и противоречий образовательного процесса (аналитический этап)

        В ходе работы над реализацией проекта планируем создать и апробировать организационную модель психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в условиях детского сада в целях получения желаемого результата в их воспитании, обучении и развитии. Определяющим при разработке технологий работы с одаренными детьми должно стать органичное встраивание их в целостный образовательный процесс. Но для того, чтобы это встраивание происходило естественно, максимально безболезненно, необходима определенная и достаточно серьезная подготовка педагогов, взаимосвязь деятельности всех специалистов БДОУ в решении поставленных задач.

        Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей. Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Изучая талантливых детей, психологи характеризуют одаренность следующим образом: «Одаренность – это своего рода меры генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни». Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Для любого творческого процесса характерна его индивидуальность и самобытность. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.

        В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов, В.А. Моляко.  Правда, все это всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей в наше время.

        Государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития и отношений со взрослыми и сверстниками. Концептуальной основой для организации работы с одаренными детьми является программа Л.А. Венгера «Одаренный ребенок». Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Не менее важна и должна быть детально проработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми, анкетирование взрослых (родителей и воспитателей), индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик.

       Анализ реальной ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно-образовательную деятельность. Из 25 педагогов 12 человек (49%) с высшим образованием, 3 человека с высшей и 7 с первой категорией (40 %).

Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию:

  1. Профессиональный уровень педагогов:

Высокий - 60%

          Средний - 40%

  1. Творческий потенциал педагогов:

Высокий - 47%

          Средний - 53%

  1. Способность педагогов к инновационной деятельности:

 Высокий - 42%

           Средний - 58%

       Достаточно высокий уровень обученности (85%) и воспитанности (84%) детей БДОУ № 258. При 100% успеваемости выпускников на «4» и «5» учатся в начальной школе 70% детей. Потенциал детей, проявляющих ярко выраженные способности – 20 - 25%.

       В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках и студиях:

  1. Театральная студия «Сказка»
  2. Студия хореографии «Капелька»
  3. Кружок английского языка
  4. Кружок подготовки к школе

Вместе с тем были выявлены противоречия между:

  1. разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов к их раскрытию;
  2. возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;
  3. необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;
  4. стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.

На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно:

Приоритетные направления

Формы работы

Сроки

Ответственные

Подготовительный  этап

1.Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности коллектива к работе в инновационном режиме.

2. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность процесса творческого образования, воспитания и развития детей

Диагностический этап

1. Разработка и апробация комплекса диагностических методик на основе взаимосвязи и интеграции обследуемых компонентов

2. Выявление детей, имеющих ярко выраженные способности

Организационный этап

1. Разработка информационно-методических документов:

-план работы с кадрами по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности»;

-методические рекомендации для воспитателей и родителей;

-мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах

2. Разработка системы реализации проекта «Одаренный ребенок» по трем основным направлениям (работа с детьми, работа с родителями, работа с кадрами).

Составление перспективных планов работы кружков и студий на учебный год.

3. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (школа искусств № 9, хореографическая студия «Грация», библиотека им.М.Ю. Лермонтова, школа №107, музей «Искусствo города Омска»)

4. Создание в БДОУ обогащенной предметно-развивающей среды, максимально соответствующей поставленным целям и задачам

5. Проведение специально организованных мероприятий, создающих условия для активизации интеллектуально-творческого потенциала старших дошкольников (расширение традиций БДОУ)

 6. Проведение итоговой комплексной психолого-педагогической диагностики «Готовность детей к обучению в школе», в том числе усложненной для детей с высоким уровнем развития

Заключительный этап

1. Создание продукта проектной деятельности (технология, планирование, систематизация наработанного материала)

2. Принятие решения о дальнейшей деятельности БДОУ по данной проблеме, перспективы использования технологии в педагогическом процессе БДОУ.

Педагогический совет, теоретический семинар, психологический тренинг

 Написание проекта, лекции, семинары

Составление пакета психолого-педагогических диагностических методик

Проведение в комплексе сложных видов диагностики в соответствии с поставленными целями и задачами

Составление банка данных детей, имеющих ярко выраженные способности

Перспективное планирование методической работы

Пакет методических материалов в помощь воспитателю и родителю

Анкетирование родителей

1. Организация занятий, кружков во второй половине дня, которые предусматривают обогащение развития ребенка с учетом его интересов и способностей

Договор о сотрудничестве, совместные мероприятия

1. Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы.

2. Насыщение групп развивающими играми, пособиями, в том числе повышенного уровня сложности для индивидуально-подгрупповых занятий.

- Интеллектуальные игры, викторины.

- Презентации проектов, в том числе индивидуальных и семейных;

-Театральные и творческие недели в БДОУ;

- Концерты, в том числе благотворительные

Психолого-педагогическая диагностика детей старшего возраста

Семинар, конференция,  представление опыта работы

Педагогический совет

Сентябрь-октябрь 2011 г.

Октябрь- декабрь 2011 г.

Ноябрь-декабрь 2011  

Апрель-май 2012  

Октябрь 2013, апрель-май 2013  

 

ежегодно

Январь 2012 г.

Январь-февраль 2012 г.

Февраль 2012 г.

В течение учебного года

В течение учебного года

 По потребностям

В течение года

 

ежегодно май

Апрель-май 2013  

Апрель-май 2013  

Старший воспитатель, педагог-психолог

Творческая группа

Педагог-психолог

Педагог-психолог, воспитатели, узкие специалисты

Старший воспитатель

Старший воспитатель, педагог-психолог

Воспитатели узкие специалисты

Старший воспитатель

Воспитатели, старший воспитатель

Все педагоги

Педагог-психолог,

воспитатели,

узкие специалисты

Старший воспитатель, психолог, воспитатели

Совет педагогов

     

       Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших  форм и методов работы с детьми в БДОУ, но и внедрение новых. Одной из таких планируемых форм является кружок «Умники и умницы» на базе старших групп. Цель которого: максимальное раскрытие интеллектуального потенциала детей на основе развивающих игр. Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Формы работы с одаренными детьми:

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- кружки и секции;

- конкурсы, викторины, соревнования;

- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

- опытно-исследовательская деятельность.

Формы работы с родителями одаренных детей:

- родительский клуб;

- индивидуальные консультации психолога;

детско-родительские проекты.

Формы работы с педагогами:

 - педагогическое проектирование;

- открытые показы, семинары-практикумы.

Ожидаемые результаты выполнения проекта

       В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

       В процессе работы над проектом планируем  значительно обогатить предметно-развивающую среду БДОУ, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Также планируем приобрести интерактивную доску, которая поможет педагогам широко использовать инновационные технологии развития детей. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования в БДОУ. Для этого будут привлечены не только существующие, но и дополнительные ресурсы и возможности. Надеемся на тесное сотрудничество с родителями и другими социальными институтами для развития способностей детей.

        В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов. Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

Оценка результатов проекта

Методы диагностики в ходе проекта:

1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).

2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.

3. Специальные методы (деятельность психолога БДОУ: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).

4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).

5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).

6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.

7. Конкурсы, фестивали, выставки.

Оценка качества реализации проекта:

1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.

2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется).

3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).

4. Анкетирование родителей.

5. Открытые показы.  

Ресурсы (бюджет) проекта

Необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта

Наличие материально-технических ресурсов

Потребность в материально-технических ресурсах

Необходимая денежная сумма для удовлетворения потребностей в ресурсах

1. Методическая литература по работе с одаренными детьми.

2. Детская познавательная литература, энциклопедии

3. Развивающие игры, дидактические материалы

4. Пакет диагностических материалов для работы с детьми

Всего:

Недостаточно

Есть в наличии

Регулярно пополняются

недостаточно

Необходимо значительное обновление

Постоянное обновление, дополнение

Потребность есть

Приобретение современных апробированных диагностических материалов для качественной диагностики уровня развития ребенка

1500-2000 руб.

5000 руб.

20000 руб.

4000 руб.

31000 руб.

Практическая значимость результатов

         Мы считаем, что комплексный подход к обследованию и сопровождению детей с повышенным уровнем способностей будет способствовать благополучному развитию  их личности и дальнейшей успешной социализации. В значительной мере реализация проекта будет решать проблему психолого-педагогического просвещения родителей и преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы.    

        При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка, и одаренной личности в частности. Проект предусматривает целенаправленную работу с одаренными детьми, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Презентация "Создание условий в ДОУ для развития одаренности детей"

В  проекте представлен опыт педагогов ДОУ по работе со способными детьми...

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей

Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...