Технология разработки образовательной программы ДОУ.
методическая разработка по теме

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие  образовательные учреждения.

В этой связи, значительная часть  нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости  разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные  не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

В этой связи,  специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся  разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего  направленность образовательного процесса детского сада.

Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

- образовательная программа   ДОУ  рассматривается (в нормативно-правовом и  научно-методическом аспектах)  как многофункциональный  обобщенный нормативный документ, обязательный  к использованию,

- образовательная программа  есть  внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и  средств организации работы с детьми,

-содержание образования  не  может сводится только к  знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую  направленность и  включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,

- содержание образования, разрабатывается  на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи,

-  образовательная программа  есть  также инструмент  управления качеством образования, основание для  лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров  бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с  социальным заказом родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razrabotki_obrazovatelnoy_programmy_dou.docx64.43 КБ

Предварительный просмотр:

"Технология разработки образовательной программы ДОУ"

Дегтева Наталья Викторова,

Ст.воспитатель МДОУ №290 г.о.Самара

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы разработки образовательной программы.

§1 Особенности образовательной программы ДОУ.

§2 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Глава  2 Разработка образовательной программы ДОУ.

§1 Технология разработки образовательной программы ДОУ.

§2 Методические рекомендации к разработке и оформлению образовательной программы  ДОУ.

Заключение

Введение

В последние годы педагогической общественностью широко обсуждаются вопросы, связанные  с таким  объектом  исследования  как «образовательная программа».

Интерес вызван  необходимостью удовлетворить законодательные  требования, предъявляемые сегодня  специалистам образовательных учреждений (см. Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004 ).

Достижение  качества образования возможно, как  известно, в  условиях программно-целевого  подхода, требующего  осмысления педагогами  собственной  практики,  как  необходимого  условия  эффективности  организуемого  ими образовательного  процесса. Неслучайно, ряд нормативных документов  содержит требования  к  разработке  образовательной  программы  в  каждом образовательном учреждении.

Кроме этого, программно-целевой подход позволяет выработать в ОУ  возможные стратегические и тактические ориентиры  совершенствования образовательной деятельности всего педагогического коллектива. В этом случае,  создание образовательной программы специалистами ОУ рассматривается как условие удовлетворения социального заказа на образование в территории.

Поскольку  данная инициатива практиков требует компетентности   и не всегда подкрепляется квалифицированной помощью со стороны  специалистов  с  опытом и теоретическими знаниями  по  разработке образовательных программ, результат ее  чаще оставляет желать лучшего.

Разработать  качественную образовательную программу практикам мешают и существующие на сегодняшний день разночтения в определении самого понятия «образовательная программа». Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Дадим наиболее распространённые определения данного понятия.

Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Образовательная программа – это нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата.

Образовательная программа – это индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой.

Образовательная программа – это совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение им определённого уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде.

Образовательная программа – это организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.

Образовательная программа – это определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение её в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.

Специальных исследований, посвященных образовательной программе, недостаточно, а требования образовательного права обязывают каждое дошкольное учреждение разрабатывать и реализовывать её.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, а так же анализ литературы по этому вопросу позволили обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с основной учебной программой, реализуемой в том или ином ДОУ.

Глава 1 Теоретические основы разработки образовательной программы.

§1 Особенности образовательной программы ДОУ.

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие  образовательные учреждения.

В этой связи, значительная часть  нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости  разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные  не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

В этой связи,  специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся  разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего  направленность образовательного процесса детского сада.

Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

- образовательная программа   ДОУ  рассматривается (в нормативно-правовом и  научно-методическом аспектах)  как многофункциональный  обобщенный нормативный документ, обязательный  к использованию,

- образовательная программа  есть  внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и  средств организации работы с детьми,

- содержание образования  не  может сводится только к  знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую  направленность и  включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,

- содержание образования, разрабатывается  на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи,

-  образовательная программа  есть  также инструмент  управления качеством образования, основание для  лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров  бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с  социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления  определяют качество  образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а  на основе  разрабатываемых  и  используемых образовательных программ, являющихся  внутренним стандартом образования и определяющих специфику  его деятельности.

Образовательная программа каждого  дошкольного учреждения  специфична, т.к.  разрабатывается  самими практиками с учетом  особенностей детского контингента.                      При этом, важно подчеркнуть также, что состав и структура образовательной   программы  являются едиными для всех типов учебных заведений (в т.ч. и ДОУ), что призвано облегчить реализацию принципа преемственности.

Уточним  основные   позиции, имеющие значение   в процессе разработки образовательной программы  дошкольного учреждения.

Образовательная программа для дошкольного учреждения,  также как и для  любого другого учреждения образования есть   обязательный к разработке и исполнению  нормативный документ. Она же – основание для  оценки образовательного процесса. Поэтому, сегодня  задача каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за  наличие и качество  образовательной программы, активизировать  педагогов детского сада на их разработку.

Задача  руководителя дошкольного учреждения  состоит и   в том, чтобы  своевременно определить особенности  деятельности учреждения в целом, а также отдельных групп и отразить в образовательной программе  реализуемые вариативные комплексные  и  парциальные программы.

Значимым в процессе проектирования образовательной программы является также  отбор реализуемого  содержания образования.

Педагогам в ходе разработки программы группы  необходимо учесть следующее содержание:

- виды основных  образовательных программ (комплексные, парциальные)

- виды дополнительных программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие),

- система используемых педагогических технологий,

- методический комплекс (методические пособия  для педагога),

- дидактический комплекс (пособия для организации обучения),

- система образовательной работы с детьми (образовательная нагрузка), предусматривающая различные формы работы с детьми.

Отбор содержания образования должен производиться по основным направлениям развития детей, как того требует Концепция содержания непрерывного образования. Напомним, что таких областей знания четыре, а именно: физическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально-эмоциональное развитие и художественно-творческое развитие.

Учитывая специфику стандарта дошкольного образования, важными  компонентами  образовательной программы должны быть помимо содержания развивающая среда и личностно-ориентированной взаимодействие педагогов с воспитанниками.

В этой связи,  в структуре образовательной программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:

- характеристика среды развития детей (в целом по учреждению или по возрастным группам)

- характеристика социально-психологических условий учреждения, обеспечивающих  социализацию и адаптацию воспитанников.

Специфика стандарта дошкольного образования  заключается также в отсутствии итоговой  аттестации  детей  при выпуске  из образовательного учреждения. В этой связи,  изучение  результативности  работы педагогов  строится, как правило,  на основе:

1-   промежуточной  и итоговой  педагогической диагностики  обученности, воспитанности и освоения детьми разных видов деятельности,

2-  итоговой психолого-педагогической диагностики  изучения  готовности  ребенка  к  следующей ступени образования,

3-  либо текущей медико-социальной и психолого-педагогической  диагностики развития ребенка, позволяющей комплексно увидеть динамику его  достижений.

В этом случае, педагогам  важно представить в образовательной программе  используемые в ДОУ критерии изучения  воспитанников, соотносимые с определенным видом учреждения. Так, например,

-  в ДОУ  «Детский сад», не имеющем особых материальных и кадровых условий,  целесообразно использовать диагностику 1 вида,

-  в  ДОУ с приоритетами  деятельности, обладающем дополнительными ресурсами, возможно использование более системной диагностики 2 вида (диагностика готовности ребенка к школе),

- в ДОУ, имеющем статус «Центр развития» должна использоваться  комплексная диагностика развития детей.

Диагностические критерии и показатели  должны также соотносится с  содержанием основных направлений развития детей, представленных в программе.

Обобщая все вышесказанное, образовательная  программа  дошкольного учреждения   это нормативный документ, внутренний стандарт учреждения,  определяющий содержание дошкольного образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся  ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.

Структура и содержание такой образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но  при необходимости  корректируется  педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.

§ 2 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25,   ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990;  № 34, ст. 3938; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 14, ст. 1662), с 1 января 2010 года утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Помимо основной общеобразовательной программы дошкольного образования дошкольное образовательное учреждение (группа) может реализовывать дополнительные программы в соответствии с Законом российской Федерации «Об образовании».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом;

 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) примерная программа (программы) коррекционной работы (для групп компенсирующей и комбинированной направленности);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» должна:

1. Соответствовать Закону РФ «Об образовании», другим нормативным правовым документам, действующим в сфере дошкольного образования.

2. Выступать как общественный договор в качестве инструмента реализации целей дошкольного образования в интересах личности ребенка, семьи, общества и государства.

3. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие.

4. Способствовать достижению ребенком уровня психологической и физической готовности к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

5. Быть направленной на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, на преодоление отчуждения между общественным и семейным воспитанием.

6. Быть преемственной с примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования».

Глава  2 Разработка образовательной программы ДОУ.

§1 Технология разработки образовательной программы ДОУ.

 Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи, с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы учреждения.

Прежде чем приступить к ее разработке, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.

Качество образования в дошкольном учреждении определяется содержанием                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         организационно-педагогических условий, способствующих достижению высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований:

-построение развивающей среды, соответствующей целям и задачам образовательного процесса ДОУ;

-применение развивающих методов обучения (проблемных, частично-поисковых, исследовательских);

-оптимальное использование личностного и творческого потенциала, профессионального опыта работы каждого педагога и педагогического коллектива в целом;

-обеспечение управляемости педагогической деятельности (организация адаптации, создание мотивации, осуществление корректирующих действий и мероприятий);

-совокупность комплексных и парциальных программ, их адаптация к особенностям образовательной деятельности ДОУ.

Фундаментальным из вышеперечисленных условий, способствующих повышению качества дошкольного образования, является совокупность комплексных и парциальных программ.

  1. Выбор образовательных программ

Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования. Многие педагоги и руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в их оценке и выборе. Вместе с тем очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор.

  1. Виды дошкольных образовательных учреждений

Детский сад, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Детский сад для детей раннего возраста;

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

Детский сад присмотра и оздоровления;

Детский сад компенсирующего вида;

Детский сад комбинированного вида;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

Центр развития ребенка – детский сад.

Выбор образовательных программ должен определяться с учетом вида дошкольного учреждения. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение), установлено восемь видов ДОУ.

Типовое положение определяет право детского сада на выбор образовательных программ. Согласно п. 21 этого Положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования. Программа разрабатывается, принимается и реализуется им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, и с учетом особенностей психо физического развития и возможностей детей.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании" также выделено несколько видов образовательных программ дошкольного образования.

Общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ее цель – достижение образовательных результатов, определенных федеральными государственными требованиями.

Общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на интеграцию образовательных потребностей участников образовательного процесса, представляет собой совокупность основных и дополнительных программ в соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения.

Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

Основные программы дошкольного образования разделяют на комплексные и парциальные программы.

Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Комплексная программа предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста.

Парциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Дополнительные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. В отдельных случаях в качестве дополнительных программ могут быть использованы парциальные программы. Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану здоровья.

Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Когда образовательные программы выбраны, на педагогическом совете принимается решение об их внедрении в работу ДОУ. Выбранные образовательные программы необходимо внести в локальные акты дошкольного учреждения (устав, образовательная программа ДОУ). Затем учреждение должно получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Наименование реализуемых в учреждении образовательных программ должно соответствовать перечню образовательных программ, указанных в лицензии. Затем образовательные программы должны пройти государственную аккредитацию. В этом документе указываются уровень и направленность реализуемой в учреждении общеобразовательной программы.

  1. Разработка образовательной программы ДО

Определяя содержание образовательной программы ДОУ, дошкольное учреждение в соответствии с Типовым положением, решает следующие задачи:

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

-воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

-взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Во всех комплексных и парциальных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

занятия как специально организованную форму обучения;

нерегламентированные виды деятельности воспитанников;

организация свободного времени в течение дня.

Образовательная программа ДОУ разрабатывается по определенному алгоритму действий (пошаговая деятельность).

Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая разрабатывает образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива (5–7 человек).

Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица.

Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы.

Шаг 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

Шаг 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

Приступая к разработке образовательной программы ДОУ, на начальном этапе важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

-оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью);

-сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);

-анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);

уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);

-сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);

-диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);

-информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);

-состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);

-характеристика социума.

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

  1. Структура образовательной программы ДОУ

1. Титульный лист:

     -  когда и кем утверждена, с кем согласована программа

     -  название  программы с полным наименованием  учреждения,

     -  Ф.И.О., должности авторов,

     -  наименование населенного пункта, год разработки

2. Общие  положения:

            1. Пояснительная записка,

                -   направленность деятельности  групп ДОУ,

                -   характеристика основных концептуальных подходов к    разработке программы,

                -   реализуемые цели и ценности  образования,

                -   адресность  программы,

                -   сроки  реализации программы

             2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности:

                -   характеристика социального заказа на образование                -   характеристика основных достижений и проблем педагогов (оценка индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания и  развития воспитанников)

3. Содержание образования:

                      1.  Программно-методический комплекс:

-   реализуемые программы ( основные и дополнительные),

-   образовательные технологии,

-   характеристика  основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей

                      2. Система образовательной работы с детьми:

-  общие режимы дня по возрастным  группам

-  формы и методы организации  образовательного процесса,

-  общая образовательная нагрузка (сетки занятий )

-  вариативные образовательные маршруты для детей, разработанные с учетом   индивидуальных особенностей развития

( вариативные режимы пребывания, режимы двигательной активности, скорректированные режимы обучения)

- координация и взаимодействие специалистов по обеспечению индивидуального сопровождения воспитанников

  3. Характеристика образовательной среды ДОУ ( внешней и внутренней):

-   предметно-пространственная организация  группы

-   основное оборудование,

-   индивидуально-ориентированный характер среды развития (условия его обеспечения)

- характеристика социо-культурного окружения детского сада, формы и методы взаимодействия с семьей

- социо-культурные проекты педагогов

   4. Управление  реализацией программы:

  1. Нормативно-правовая основа реализации программы,
  2. Качество выполнения целей программы
  3. Мониторинг индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания, развития и коррекции детей
  4. Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов ,
  5. План-карта инновационной работы, основные результаты внедрения инновационных проектов.

Представленный вариант образовательной программы ДОУ, отражает особенности функционирования  ДОУ в  современных условиях.

Как же образом  следует представить  содержание образовательной программы дошкольного учреждения, как  отразить особенности его  деятельности?

Ниже предлагаются общие рекомендации к  оформлению образовательной программы  ДОУ того или иного вида.

§ 2 Методические рекомендации к разработке и оформлению образовательной программы  ДОУ.

Образовательная  программа  содержит различную информацию об особенностях  деятельности дошкольного учреждения в целом по возрастным группам. От того, насколько грамотно и системно  эта информация  представлена в программе  зависит и качество образовательной деятельности учреждения.

Ниже предлагаются рекомендации к оформлению отдельных разделов образовательной программы  ДОУ.

1. Титульный лист.

 Коль скоро, образовательная  программа  ДОУ есть нормативный документ к организации  деятельности,  как  и  любой  другой  документ она  предполагает наличие титульного листа. Титульный лист любой  их трех вариантов образовательных программ оформляется  одинаково.

На титульном листе образовательной программы целесообразно  представить следующую информацию:

- в правом верхнем углу листа обозначается информация о том, когда и кем утверждена программ ( например, советом педагогов от …числа )

- в центральной части титульного листа, как правило,  дается полное наименование учреждения (например, « образовательная программа  МДОУ - «Детский сад комбинированного вида №.. г.)

- ниже наименования указываются авторы, разработчики программы, коими могут быть  специалисты дошкольного учреждения ( воспитатели группы, а также заведующий, старший воспитатель, психолог, логопед, воспитатель) или  творческий коллектив, включающий также  специалистов других учреждений образования ( научного руководителя, специалиста отдела образования ),  

- в нижней части титульного  листа указываются наименование населенного пункта, в котором находится ДОУ и год разработки  образовательной программы.

Титульный лист может содержать и другую информацию ( например, о согласовании  программы с органами управления образованием в территории), в этом случает реквизит ставится в его левой верхней части.

2. Общие положения

 Раздел  «Общие положения»   включает пояснительную записку и проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ, а также содержит  общие  сведения  о  ДОУ статусе, направленности деятельности, характеристику основных результатов деятельности педагогов за предыдущий период времени (как правило,  это 3-5 лет).

2.1 Пояснительная записка

Пояснительная записка  содержит краткую  информацию об особенностях и основных направлениях деятельности ДОУ, а также информацию о порядке комплектования ОУ, наполняемости групп разного профиля, так называемая «адресность» образовательной программы.

В пояснительной записке указываются  также основные концептуальные подходы, использованные при разработке программы, описание ее целей и ценностей и  предполагаемые сроки ее  реализации.

В концепции программы важно  представить обоснование актуальности для учреждения разработки того или иного варианта программы. На чем основывается выбор конкретного варианта образовательной программы в учреждении? Как правило, при обосновании  выбора варианта образовательной программы отмечаются  следующие актуальные  позиции:

-   образовательная программа учитывает  потребности  детского контингента, что особенно актуально для учреждений с приоритетами в деятельности (например, ДОУ посещают дети с проблемами в развитии, требующие специализированной  коррекции, в связи с этим, программа предусматривает  систему коррекционно-развивающей работы с детьми),

-  содержание  образования может быть ориентировано  на  заказ родителей, что важно учитывать ДОУ- Центрам развития  ( в этой связи, в программу включено  соответствующие содержание дополнительного образования, либо организованы  вариативные  услуги  семьям  микрорайона),

-  при разработке программы учитываются  также культурно-образовательные особенности  территории, что важно для ДОУ любого вида (в этом случае, содержание включает региональный  компонент образования, например, региональные программы и технологии по музейно-педагогической работе, краеведению),
-  
при разработке ОП могут быть учтены также особенности деятельности специалистов ДОУ, уровень их квалификации,  позволяющие расширить реализуемое  на группе  содержание образования за счет  разработанного педагогами  авторского методического обеспечения.

Концепция включает также характеристику целей и ценностей  программы. Ценности, как правило, соответствуют общим идеологическим ориентирам образования (разностороннее развитие ребенка, воспитание  нравственного сознания и поведения, здоровый образ жизни, формирование общей культуры личности и т.д.). Цели, реализуемые  образовательной программой, представляют собой конкретизацию целей общего образования и могут быть различны, однако независимо от ее конкретного варианта направлены на реализацию  условий  для обучения, воспитания, развития, оздоровления воспитанников. Цели и задачи  ОУ определяются также в соответствии с его  Уставом и реализуемыми программами, технологиями.

     Ценности и цели  образовательной программы  могут быть представлены  как основные концептуальные идеи, например:

 Гуманизация  педагогической работы с детьми

  1. Гуманизация отношений  «взрослый-ребенок»:
  1. Взрослый придерживается в общении с детьми положения «не рядом, не над, а вместе».
  2. Ребенок - равноправный партнер в условиях сотрудничества
  1. Игра – способ организации детской жизни
  2. Создание вариативных условий для познавательно-речевого, социально-личностного развития, для проявления и развития творческих, художественных способностей детей

Целесообразная организация жизни ребенка, условий развития

  1. Продолжение работы по созданию развивающей среды на основе принципов
  1. Дистанции при взаимодействии
  2. Активности, самостоятельности, творчества
  3. Стабильности-динамичности
  4. Комплексирования и гибкого зонирования
  5. Эмоциогенности среды, индивидуального комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка
  6. Сочетание привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды
  7. Открытости-закрытости
  8.  Учет половых и возрастных различий детей
  1. Создание условий для воспитания детей с разным темпом  развития
  2. Основной способ организации детей  -  игра,
  3. Помощь каждому  ребенку  в приобретении знаний, умений и навыков, помогающих легко адаптироваться к школе
  4. Совершенствование методик обучения и развития детей с речевой патологией
  5. Вариативность форм и методов работы с детьми по коррекции речи и развитию психических процессов.

Преемственность на уровне «семья – дошкольное учреждение – школа»

  1. Продолжение работы по установлению доверительных деловых контактов между семьей и дошкольным учреждением по привлечению родителей к совместной практической деятельности:
  1. Пропаганда общественного воспитания
  1. Повышение педагогической культуры родителей
  1. Формирование положительного отношения к дошкольному учреждению
  1. Изучение и распространение положительного семейного опыта
  1. Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика
  2. Обеспечение преемственности в развитии детей дошкольного учреждения и начальной школы.

     Цель  конкретизируется в задачах работы и соотносится с  основными проектируемыми результатами, представляющими собой:

- либо определенный уровень образованности,

- либо уровень социализации воспитанников,

- развитие самостоятельности и  творческих возможностей и т.д.

Например,  

- цель:  реализация  эффективной системы  физического воспитания и оздоровления детей,

- задачи:              *   Обеспечить рациональную организацию  двигательной деятельности детей

                             *  Отработать систему мер по воспитанию потребности в здоровом образе жизни всех участников  образовательной деятельности

                              *  Внедрение системы эффективных оздоровительных мероприятий

- прогнозируемый результат:                              

                               *  Снижение детской заболеваемости

                               *  Приобщение к здоровому образу жизни

                               *  Повышение сопротивляемости организма ребенка.

2.2  Проблемно-ориентированный анализ деятельности

В  разделе  «Общие положения»  указывается  также  проблемно-ориентированный  анализ деятельности педагогов ДОУ. Данный раздел образовательной программы включает  характеристику социального заказа на образование, основных достижений и проблем педагогов.

Социальный заказ представлен в программе на примере характеристики социальных портретов семей воспитанников группы, позволяющих выявить особенности родительского контингента и семейного воспитания, а также  социального заказа территории ( отдела образования), семьи и особенностей развития воспитанников.

Анализ основных достижений и проблем представляется в образовательной программе с учетом реализуемого содержания в соответствии  с используемым педагогами диагностическим инструментарием. В данном разделе программы представляются  обобщенные  результаты  обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления  воспитанников, как правило,  в форме  сводных таблиц или  диаграмм: например,

-  уровень социальной компетентности  и воспитанности детей

-  общее количество  или % детей, освоивших программы (по уровням, представленным в реализуемых комплексных программах)

-  результаты освоения детьми разных видов деятельности

-  динамика развития  физических качеств воспитанников

-  показатели заболеваемости ( за 2-3 года)

-  количество или  процент детей, выпущенных с чистой речью

-  количество детей, у которых сформирована готовность к школе

-  результаты  адаптации  детей  в начальной школе

-  и другие  результаты  в соответствии с  содержанием проводимой в ДОУ диагностики.

3. Содержание образования

Основной частью образовательной программы является  3 раздел «Содержание образования», включающий  описание программно-методического комплекса, системы образовательной работы с детьми, характеристику образовательной среды группы. Каким образом их целесообразно представить в  материалах образовательной программы?

3.1 Программно-методический комплекс

Программно-методический комплекс   любого  варианта образовательной программы включает описание общеобразовательных (основных) и дополнительных программ, технологий обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления, характеристику  основных дидактических и методических пособий, представленных по образовательным областям.

Перечень используемых программ  можно представить текстом или в таблице:

 №

п\п

Основные

программы

Дополнительные

программы

комплексные

парциальные

комплексные

парциальные

 Обращаем внимание, что в перечне  реализуемых  в ДОУ  программ указываются программы дополнительные, позволяющие расширить содержание образования, создав условия  не только для обучения, но также для воспитания, развития, оздоровления  детей.

 В  таблице указывается точное наименование программы, авторский коллектив, место и год ее издания.

Образовательные технологии, реализуемые  педагогами группы, как правило, указываются по основным направлениям развития и только те, которые  используются в работе со всеми детьми, например:

п\п

Основные направления  развития

Образовательная технология

1.

2.

3.

4.

Физическое развитие

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-творческое развитие

 При  отборе  образовательных технологий  важно  указывать только те из них, которые действительно являются таковыми и  определены авторами как технологии.

 Помимо перечня программ и технологий, важной частью данного раздела   образовательной программы является характеристика используемого методического и дидактического обеспечения, т.к. именно оно определяет содержание реального учебно-воспитательного  процесса. Из всего возможного перечня педагогам следует указать только самое существенное оснащение, сориентировав его также по основным направлениям развития детей.

 № п\п

Основные направления развития

Основные методи-ческие  пособия

Основное дидакти-ческое  обеспечение

1.

2.

3.

4.

Физическое развитие

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-творческое развитие

Характеристика  программно-технологического и методического обеспечения образовательного процесса может быть представлена и по-другому, например:

п\п

Возра-стная

группа

Основное направление развития

Комплекс-ная про-грамма

Парциаль-ная про-грамма

Техно-логия

Методи-ческие и дидакти-ческие пособия

Следует напомнить, что в учреждениях, имеющих приоритетное направление деятельности, профиль работы  подтверждается  соответствующими парциальными программами и технологиями (например, в учреждении оздоровительной  направленности преобладают парциальные программы и технологии  оздоровления и физического развития детей, а  не художественно-творческие).  

3.2 Система образовательной работы с детьми

 Содержание образования включает  также представление образовательной нагрузки, характеристику форм и методов организации образовательного процесса. В этой части  образовательной программы целесообразно представить:

- вариативные режимы работы с детьми (режимы дня на теплый и холодный период времени года, адаптационный режим, режим двигательной  активности, оздоровительные  режимы и пр. ),

-  общую характеристику  форм и методов работы с детьми

-  сетки занятий (по возрастным группам),

-  общую образовательную нагрузку (сетку занятий), разработанную в контексте  реализуемой комплексной  программы.

Данный раздел  образовательной программы («содержание образования») включает также:

-   систему оздоровительной работы с детьми, программу оздоровительных мероприятий, дифференцированные по диагнозам и группам здоровья, например:

№ п\п

Общие для всех детей мероприятия

 группа часто болеющие дети

 группа ЛОР-патология

 группа бронхиальная астма

-информацию о координации и взаимодействии специалистов ОУ в образовательной деятельности группы (в обучении, в оздоровлении, в коррекционно-развивающей работе, в диагностике результатов образования).

 Следует отметить, что в учреждениях, обеспечивающих индивидуализацию образовательной работы (что характерно для учреждений, имеющих свой профиль деятельности, либо для ДОУ- Центров развития),  в данном разделе представляются также  индивидуальные образовательные маршруты воспитанников ( учебные, оздоровительные, коррекционно-разивающие), либо средства индивидуализации работы с детьми ( индивидуальные занятия, карты наблюдений, индивидуальные режимы посещения, индивидуальные консультации родителей специалистами ОУ  пр.).

Индивидуальная работа с детьми в ДОУ- «Детский сад» строится, как правило, на основании результатов диагностики освоения детьми программных знаний и отражается в календарном планировании.  

Важным компонентом раздела «содержание образования» является также  характеристика  образовательной среды группы, включающая   информацию об особенностях ее внутренней и внешней среды.

3.3 Характеристика образовательной среды ДОУ

Заполняя данный раздел образовательной программы важно указать:

- используемые основные компоненты  среды развития учреждения в целом (группа, бассейн, изостудия, комната природы и т.д.),

- используемое основное оборудование учреждения, размещающееся  в здании и на участке детского сада.

 №  п\п

Оборудование помещений

ДОУ

Оборудование участка

ДОУ

В данном разделе указываются также особенности  взаимодействия с  социальными партнерами, дается характеристика социально-психологи-ческих условий, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников. В образовательной программе данная информация представляется следующим образом:

- включается  общая характеристика социальных портретов семей воспитанников, посещающих ДОУ, на основании которой дается оценка особенностей семейного воспитания и проектируется  программа взаимодействия с ними ( для ДОУ всех видов),

- представляется характеристика  социо-культурного окружения  детского сада, развернутые схемы взаимодействия с основными социальными партнерами педагогов ДОУ (для ДОУ с приоритетами и «Центров развития»),

- представляются  социо-культурные проекты педагогов, направленные на создание дополнительных условий для социализации воспитанников, развития социальных связей, обеспечения преемственности и непрерывности образования (для ДОУ  – «Центров развития»).

Тематика таких проектов может быть различна, например: «Домашнее воспитание», «Мой подарок городу», «Образовательное учреждение - социо-культурный центр», «Индивидуализация образования» и др.

Проекты включаются в программу чаще всего в следующем варианте:

Тема

Цели-задачи

Ресурсы

Календарный план

мероприятий

Участники

Представление проекта

Проект может быть рассчитан на  короткий или длительный период времени (месяц, год, три и т.д.). В  образовательной программе может быть один  или несколько социальных проектов, реализуемых в разных возрастных группах.

В образовательной программе ДОУ любого вида отражается также  характеристика форм и методов образовательного взаимодействия с семьями воспитанников. Форму представления данной информации педагоги дошкольного учреждения  выбирают самостоятельно

                       4. Управление реализацией программы

 Следующий раздел образовательной программы «Управление реализацией программы»  раскрывает особенности механизма  управления качеством образования в ДОУ. Целесообразно включить в него следующие материалы:

4.1 - характеристику нормативно-правового обеспечения деятельности педагогов, включающую документы как федерального, регионального, так и локального уровня ( акты детского сада- Положения, Договора и пр.)

    В данном разделе  программы могут быть представлены также:

4.2 - анализ выполнения целей образовательной программы (текущий и итоговый по результатам работы  по программе  в течение периода ее действия  (3-5 лет),

4.3 - мониторинг процессов и основных результатов обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции   детей в соответствии с видом  и направленностью образовательной программы:

 * диагностика может быть сориентирована на уровень освоения  детьми программных знаний, уровень освоения детьми разных видов деятельности либо особенности, динамику развития каждого воспитанника.

При этом, качество выполнения целей и мониторинг основных результатов определяются  с учетом представленной  в программе характеристике ребенка на  выходе из  ДОУ.

Мониторинг предполагает характеристику форм оценки достижений детей  в образовательном процессе и описание диагностических методик.

Формы оценки достижений детей подразделяются как обязательные или дополнительные  и  могут быть представлены в сводной таблице:

Возрастная группа

Обязательные формы

Оценка достижений

Текущая диагностика

Итоговая диагностика

Организованное обучение

Совместная деятельность

Старшая группа

- диагности-ческие занятия

- работа с индивидуа-льными картами развития детей

- развитие познавательных способностей

- развитие поведения

 4.4  Составной частью данного раздела является и характеристика кадрового состава дошкольного учреждения,  динамика профессионального роста  и достижений педагогов. В программе эта информация может быть представлена:

-  как анализ итогов аттестации педагогов ОУ( для ДОУ «Детский сад»), -  как  динамика индивидуальных достижений специалистов ОУ( от разряда к категории через конкретные формы презентации педагогических достижений) для ДОУ с приоритетами и «Центров развития».

Кроме этого, управление реализацией программы в данных вариантах образовательной программы  предусматривает  наличие план-карты инновационной работы, стимулирующей  мастерство  педагогов группы.

     4.5.  План-карта инновационной работы, ведущейся в дошкольном учреждении  может быть представлена следующим образом:

Тип инновации

Характеристика инновации

условия внедрения

Проблемы

- новации в области содержания образования

- новации в области технологий образования

- новации в области управления

- новации в организации образовательного процесса

разработка и внедрение программы по изобразительной деятельности

разработка планирования работы с детьми в разных возрастных группах

недостаточное техническое оснащение

Разработчикам образовательной программы следует определить конкретный вид инновационной работы, который  будет способствовать совершенствованию  образовательного процесса на группе, повышать уровень профессионального мастерства педагогов, и, в целом, содействовать увеличению педагогического потенциала  ДОУ как образовательной системы.

Успех педагогической деятельности определяется сегодня не  столько эрудицией  практиков, сколько их коммуникативной культурой, способностью мотивировать, заинтересовать воспитанников предлагаемым содержанием образования, способностью организовать  соответствующую задачам образовательную среду. Именно эти проблемы и должны решаться в учреждении, в том числе и в инновационном режиме.

Заключение

Представленная технология разработки и оформления образовательной программы  ДОУ по сути есть ничто иное, как управление ее формированием. В зависимости от того,  насколько грамотно  педагогический коллектив учреждения  сможет проанализировать, спланировать, организовать  свою деятельность, зависит и конечный  результат всей образовательной работы.

Образовательная программа может стать инструментом совершенствования качества образования, если  разрабатывается  как  образовательный  стандарт  учреждения, учитывает  потребности социальных заказчиков, способствует достижению социально-значимых результатов образования, стимулирует профессиональное развитие специалистов.

В системе дошкольного образования  программа, рассматриваемая как основной нормативный документ,  позволит обеспечить единство Федерального культурного и образовательного пространства, гарантии прав граждан на качественное образование  и создать условия для сохранения сети дошкольных образовательных учреждений.

                         Список литературы

- Закон  РФ «Об образовании».- М., Гос. Дума, 12.07.1995 г.

- Федеральная программа развития образования // Вестник образования, 2000, № 12

- Типовые положения об общеобразовательном учреждении.-2001

- Образовательная политика России на современном этапе // - Официальные документы в образовании, 2002, № 2

- Инструктивно-методическое письмо «О реформировании образовательных программ общеобразовательных учреждений» // Народное образование № 8- 2000

- Информационно-методическое письмо «Об упорядочении терминологии образовательных программ» КОПО Ленинградской обл.

№ 3174-16/28 от 25.12.2002

- Арцев М.Н. Образовательная программа как программа развития образовательного учреждения.// Завуч. № 5, 2004, с.29-59

- Богуславский  М. Учебная и образовательная программы: исторический ракурс // Управление школой № 2 – 2003

- Владимирская О.Д. Образовательная программа индивидуального обучения: ( получение среднего образования в порядке экстерната). СПб., 1996

- Гостев А.Г. Теоретические основы управления развитием  муници-пального лицея: личностно- ориентированный аспект. Челябинск, Урал ГАФК, 1996, С.-216

- Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура. содержание, технология развития. М., 1998, с. 176

- Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. М., 2001, с.118

- Казакова Е.И. Возможные описания возможностей. // Детский сад. Управление. № 5,  2003

- Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования. М., 2010, с.128

Лебедев О.Е.  разработка образовательных программ как  управленческая задача.//  народное образование. № 7-8, 1999

- Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и  образовательного мониторинга. М., 2001

- Микляева Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ. М., 2010, с.127

- Молчанова  Т., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ Практические рекомендации. М., 2001, с.115

- Молчанов С.Г. теория и практика аттестации педагогических руководящих работников образовательных учреждений. – Челябинск, ЧелГУ, 1998.- С.258

- Молчанов С.Г.,  Гостев А.Г.  Понятие «образовательная программ»в законе РФ «Об образовании».// Образование. № 4, 1998, с.32-48

- Образовательная программа школы / Под ред. Г.И. Стрижовой . М., 1995

- Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. М.. 2001

- Рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения.// Завуч. № 2 - 1998

- Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Образовательная программа школы: назначение, сущность, структура.// Завуч. № 7 - 2000

- Третьяков Л.И. Управление школой по результатам. М., 1997

- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева.- М. Новая школа, 1995.- С.664

- Управление воспитательной системой школы:  проблемы и решения./ Под ред. В.А. Караковского,  Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М., 2001

- Шамова Т.И. , Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001, с.284

Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества. М., 2001

- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие  учащихся // Вопросы психологии. №2 – 1999

- Якиманская И.С.  Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников/ Под ред. И.С Якиманской. М., 1990

 Приложение 1

Положение

о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы (далее – Рабочая группа) муниципального дошкольного образовательного учреждения (наименование детского сада указывается в соответствии с уставом) (далее – Учреждение).

1.2. Положение разработано в соответствии со ст. 30 Конституции РФ, ст. 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

1.3. Деятельность Рабочей группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми документами об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Положением.

1.4. В состав Рабочей группы входят: председатель и члены Рабочей группы из числа педагогических работников Учреждения в количестве 5–7 человек.

1.5. Деятельность Рабочей группы направлена на разработку образовательной программы Учреждения.

1.6. Срок действия данного Положения – 1 год.

2. Задачи Рабочей группы

Главными задачами группы являются:

2.1. Разработка образовательной программы Учреждения на 2010–2014 гг. на основе федеральных государственных требований к структуре и содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей и внедрение ее в работу педагогического коллектива.

2.2. Разработка нормативной и методической документации, регламентирующей реализацию образовательной программы Учреждения.

2.3. Обеспечение полноценного физического и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

2.4. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства.

3. Функции Рабочей группы

Функциями Рабочей группы являются:

3.1. Изучение и анализ законодательных актов, нормативных документов, педагогической и методической литературы, регламентирующих вопросы дошкольного образования.

3.2. Осуществление проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности Учреждения за последние три года.

3.3. Определение целей и задач образовательной программы Учреждения на 2010–2014 гг.

3.4. Выбор содержания и составление учебных (базисного и дополнительного) планов, направлений педагогической деятельности, образовательного процесса в соответствии с требованиями к общеобразовательной программе дошкольного образования и приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.

3.5. Выработка управленческих направлений реализации образовательной программы Учреждения.

4. Права Рабочей группы

Рабочая группа имеет право:

4.1. Осуществлять работу по плану, утвержденному руководителем Учреждения, вносить в него необходимые дополнения и коррективы.

4.2. Требовать от работников Учреждения необходимую информацию для осуществления глубокого анализа образовательного процесса.

4.3. В отдельных случаях при необходимости приглашать на заседание Рабочей группы представителей общественных организаций, образовательных и медицинских учреждений.

5. Ответственность Рабочей группы

Рабочая группа несет ответственность за:

5.1. Выполнение плана работы по разработке образовательной программы Учреждения в обозначенные сроки.

5.2. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений.

5.3. Разработку в полном объеме общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.

5.4. Соответствие определенных форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей.

5.5. Соответствие образовательной программы Учреждения требованиям федеральных государственных требований.

6. Организация деятельности Рабочей группы

6.1. Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

6.2. Деятельность Рабочей группы осуществляется по плану, утвержденному руководителем Учреждения, с указанием соответствующих мероприятий.

6.3. Рабочая группа избирается из администрации Учреждения и высококвалифицированных педагогов, прошедших курсовую подготовку по общеобразовательной программе дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей, сроком на 1 год.

6.4. Результаты работы Рабочей группы доводятся до сведения педагогических работников на педагогическом совете.

7. Делопроизводство

7.1. Оперативные совещания Рабочей группы оформляются протоколом. Протоколы составляются секретарем и подписываются председателем Рабочей группы.

7.2. Нумерация протоколов ведется от начала календарного года.

7.3. Анализ работы Рабочей группы за истекший период представляется в письменном отчете председателем Рабочей группы.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя Учреждения.

8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение по мере необходимости и подлежат утверждению руководителем Учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разработки образовательной программы ДОУ

ОглавлениеВведение.Глава 1 Теоретические основы проблемы разработки образовательной программы.§1 Психолого-педагогические основы разработки образовательной программы.§2 Особенности образовательн...

Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...

Положение о рабочей группе по разработке образовательной Программы ДОУ

Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы (далее – Рабочая группа) Муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения ...

Положение О рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Заведующая Советом Учреждения МКДОУ ХМР МКДОУ ХМР Детский сад «Теремок» «Детский сад «Теремок» ____________Е.А. Ахмедьянова С.Селиярово» Приказ № __ от «___» ________ 20 г. Приказ № ...

Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных образовательных программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"

Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных рабочих программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"...


 

Комментарии

Лисовская Елена Васильевна

Спасибо за материал.Не знала с чего начать составление программы, ваша статья очень помогла.