Технология разработки образовательной программы ДОУ
методическая разработка по теме

 

Оглавление

Введение.

Глава 1 Теоретические основы проблемы разработки образовательной программы.

§1 Психолого-педагогические основы разработки образовательной программы.

§2 Особенности образовательной программы ДОУ.

Глава  2 Разработка образовательной программы ДОУ.

§1 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

§2 Технология разработки образовательной программы ДОУ.

Заключение.

 

Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, право, отношения, поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Особая роль отводиться духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека

ХХI-го века. Кроме всего прочего необходимо увеличивать роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Каждое дошкольное образовательное учреждение стремиться быть не похожим на другого и поэтому создаёт свою образовательную программу и свой учебный план. Идет активный процесс обновления содержания, организации форм и методов образования.

Порой это приводит к тому, что образовательная программа носит подчас не целостный характер, а является набором новомодных, не всегда нужных программ. Поэтому правильно составленная широким кругом специалистов образовательная программа является шагом к «процессу воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающемуся констатацией достижения гражданином (воспитанником) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением образования обучающимся понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом». (Закон РФ «Об образовании» от 12.07.1995 г.).

 

Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, - научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении. Такая растущая взаимосвязь приведёт к осуществлению совместных проектов, разумному и мирному решению неизбежных конфликтов. Такое образование будет носить творческий характер и станет основой нового мышления. На сегодняшний день тремя самыми важными столпами образования являются: «научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_razrabotki_obrazovatelnoy_programmy_dou.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение.

Глава 1 Теоретические основы проблемы разработки образовательной программы.

§1 Психолого-педагогические основы разработки образовательной программы.

§2 Особенности образовательной программы ДОУ.

Глава  2 Разработка образовательной программы ДОУ.

§1 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

§2 Технология разработки образовательной программы ДОУ.

Заключение.

Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, право, отношения, поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Особая роль отводиться духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека

ХХI-го века. Кроме всего прочего необходимо увеличивать роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Каждое дошкольное образовательное учреждение стремиться быть не похожим на другого и поэтому создаёт свою образовательную программу и свой учебный план. Идет активный процесс обновления содержания, организации форм и методов образования.

Порой это приводит к тому, что образовательная программа носит подчас не целостный характер, а является набором новомодных, не всегда нужных программ. Поэтому правильно составленная широким кругом специалистов образовательная программа является шагом к «процессу воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающемуся констатацией достижения гражданином (воспитанником) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением образования обучающимся понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом». (Закон РФ «Об образовании» от 12.07.1995 г.).

Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, - научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, культуре, традициях, мышлении. Такая растущая взаимосвязь приведёт к осуществлению совместных проектов, разумному и мирному решению неизбежных конфликтов. Такое образование будет носить творческий характер и станет основой нового мышления. На сегодняшний день тремя самыми важными столпами образования являются: «научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить».

Глава1 §1

В последние годы педагогической общественностью широко обсуждаются вопросы, связанные  с таким  объектом  исследования  как «образовательная программа».

Интерес вызван  необходимостью удовлетворить законодательные  требования, предъявляемые сегодня  специалистам образовательных учреждений (см. Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004 ).

Достижение  качества образования возможно, как  известно, в  условиях программно-целевого  подхода, требующего  осмысления педагогами  собственной  практики,  как  необходимого  условия  эффективности  организуемого  ими образовательного  процесса. Неслучайно, ряд нормативных документов  содержит требования  к  разработке  образовательной  программы  в  каждом образовательном учреждении.

Кроме этого, программно-целевой подход позволяет выработать в ОУ  возможные стратегические и тактические ориентиры  совершенствования образовательной деятельности всего педагогического коллектива. В этом случае,  создание образовательной программы специалистами ОУ рассматривается как условие удовлетворения социального заказа на образование в территории.

Поскольку  данная инициатива практиков требует компетентности   и не всегда подкрепляется квалифицированной помощью со стороны  специалистов  с  опытом и теоретическими знаниями  по  разработке образовательных программ, результат ее  чаще оставляет желать лучшего.

Разработать  качественную образовательную программу практикам мешают и существующие на сегодняшний день разночтения в определении самого понятия «образовательная программа». Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Дадим наиболее распространённые определения данного понятия.

Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Образовательная программа – это нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата.

Образовательная программа – это индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой.

Образовательная программа – это совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение им определённого уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде.

Образовательная программа – это организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.

Образовательная программа – это определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение её в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.

§2

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие  образовательные учреждения.

В этой связи, значительная часть  нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости  разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные  не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

В этой связи,  специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся  разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего  направленность образовательного процесса детского сада.

Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

- образовательная программа   ДОУ  рассматривается (в нормативно-правовом и  научно-методическом аспектах)  как многофункциональный  обобщенный нормативный документ, обязательный  к использованию,

- образовательная программа  есть  внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и  средств организации работы с детьми,

- содержание образования  не  может сводится только к  знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую  направленность и  включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,

- содержание образования, разрабатывается  на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи,

-  образовательная программа  есть  также инструмент  управления качеством образования, основание для  лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров  бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с  социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления  определяют качество  образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а  на основе  разрабатываемых  и  используемых образовательных программ, являющихся  внутренним стандартом образования и определяющих специфику  его деятельности.

Образовательная программа каждого  дошкольного учреждения  специфична, т.к.  разрабатывается  самими практиками с учетом  особенностей детского контингента.                      При этом, важно подчеркнуть также, что состав и структура образовательной   программы  являются едиными для всех типов учебных заведений (в т.ч. и ДОУ), что призвано облегчить реализацию принципа преемственности.

Уточним  основные   позиции, имеющие значение   в процессе разработки образовательной программы  дошкольного учреждения.

Образовательная программа для дошкольного учреждения,  также как и для  любого другого учреждения образования есть   обязательный к разработке и исполнению  нормативный документ. Она же – основание для  оценки образовательного процесса. Поэтому, сегодня  задача каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за  наличие и качество  образовательной программы, активизировать  педагогов детского сада на их разработку.

Задача  руководителя дошкольного учреждения  состоит и   в том, чтобы  своевременно определить особенности  деятельности учреждения в целом, а также отдельных групп и отразить в образовательной программе  реализуемые вариативные комплексные  и  парциальные программы.

Значимым в процессе проектирования образовательной программы является также  отбор реализуемого  содержания образования.

Педагогам в ходе разработки программы группы  необходимо учесть следующее содержание:

- виды основных  образовательных программ (комплексные, парциальные)

- виды дополнительных программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие),

- система используемых педагогических технологий,

- методический комплекс (методические пособия  для педагога),

- дидактический комплекс (пособия для организации обучения),

- система образовательной работы с детьми (образовательная нагрузка), предусматривающая различные формы работы с детьми.

Отбор содержания образования должен производиться по основным направлениям развития детей, как того требует Концепция содержания непрерывного образования. Напомним, что таких областей знания четыре, а именно: физическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально-эмоциональное развитие и художественно-творческое развитие.

Учитывая специфику стандарта дошкольного образования, важными  компонентами  образовательной программы должны быть помимо содержания развивающая среда и личностно-ориентированной взаимодействие педагогов с воспитанниками.

В этой связи,  в структуре образовательной программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:

- характеристика среды развития детей (в целом по учреждению или по возрастным группам)

- характеристика социально-психологических условий учреждения, обеспечивающих  социализацию и адаптацию воспитанников.

Специфика стандарта дошкольного образования  заключается также в отсутствии итоговой  аттестации  детей  при выпуске  из образовательного учреждения. В этой связи,  изучение  результативности  работы педагогов  строится, как правило,  на основе:

1-   промежуточной  и итоговой  педагогической диагностики  обученности, воспитанности и освоения детьми разных видов деятельности,

2-  итоговой психолого-педагогической диагностики  изучения  готовности  ребенка  к  следующей ступени образования,

3-  либо текущей медико-социальной и психолого-педагогической  диагностики развития ребенка, позволяющей комплексно увидеть динамику его  достижений.

В этом случае, педагогам  важно представить в образовательной программе  используемые в ДОУ критерии изучения  воспитанников, соотносимые с определенным видом учреждения. Так, например,

-  в ДОУ  «Детский сад», не имеющем особых материальных и кадровых условий,  целесообразно использовать диагностику 1 вида,

-  в  ДОУ с приоритетами  деятельности, обладающем дополнительными ресурсами, возможно использование более системной диагностики 2 вида (диагностика готовности ребенка к школе),

- в ДОУ, имеющем статус «Центр развития» должна использоваться  комплексная диагностика развития детей.

Диагностические критерии и показатели  должны также соотносится с  содержанием основных направлений развития детей, представленных в программе.

Обобщая все вышесказанное, образовательная  программа  дошкольного учреждения   это нормативный документ, внутренний стандарт учреждения,  определяющий содержание дошкольного образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся  ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.

Структура и содержание такой образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но  при необходимости  корректируется  педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.

Рассмотрим несколько вариантов структуры образовательной программы.

По Паршуковой И.Л.

1. Титульный лист:

когда и кем утверждена, с кем согласована программа

название программы с полным наименованием учреждения,

Ф.И.О., должности авторов,

наименование населенного пункта, год разработки

2. Общие положения:

2.1.Пояснительная записка,

направленность деятельности групп ДОУ,

характеристика основных концептуальных подходов к разработке программы,

реализуемые цели и ценности образования,

адресность программы,

сроки реализации программы.

2.2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности:

характеристика социального заказа на образование

характеристика основных достижений и проблем педагогов ( оценка индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания и развития воспитанников)

3. Содержание образования:

3.1. Программно-методический комплекс:

реализуемые программы (основные и дополнительные),

образовательные технологии,

характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей.

3.2. Система образовательной работы с детьми:

общие режимы дня по возрастным группам

формы и методы организации образовательного процесса,

общая образовательная нагрузка (сетки занятий )

вариативные образовательные маршруты для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей развития(вариативные режимы пребывания, режимы двигательной активности, скорректированные режимы обучения)

координация и взаимодействие специалистов по обеспечению индивидуального сопровождения воспитанников

3.3. Характеристика образовательной среды ДОУ (внешней и внутренней):

предметно-пространственная организация группы

основное оборудование,

индивидуально-ориентированный характер среды развития ( условия его обеспечения)

характеристика социо-культурного окружения детского сада, формы и методы взаимодействия с семьей

социо-культурные проекты педагогов

4. Управление реализацией программы:

4.1.Нормативно-правовая основа реализации программы,

4.2.Качество выполнения целей программы

4.3.Мониторинг индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания, развития и коррекции детей

4.4.Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов ,

5.План-карта инновационной работы, основные результаты внедрения инновационных проектов.

Представленный вариант образовательной программы ДОУ, отражает особенности функционирования ДОУ в современных условиях.

По Белой К.Ю.

Раздел 1. Цели и задачи воспитания, определенные на основе анализа работы и результатов выполнения Программы за прошедший учебный год.

Раздел 2. Определение Программы, педагогических технологий, методических материалов, выстраивание целостного педагогического процесса.

Раздел 3. Планирование текущей педагогической деятельности, формы организации педагогического процесса:

гибкий режим деятельности ДОУ (по возрастным группам);

график питания;

гибкая вариативная сетка занятий;

учебный план, учебная нагрузка;

система закаливающих мероприятий;

система физкультурно-оздоровительных мероприятий;

организация двигательного режима;

система коррекционной работы;

система работы по музыкальному воспитанию.

Раздел 4. Определение диагностических методик, используемых при обследовании детей (по всем разделам Программы).

Раздел 5. Условия реализации Программы в ДОУ:

система управления;

создание предметно-развивающей среды;

формы сотрудничества с семьей;

преемственность в работе со школой;

взаимодействие ДОУ с другими учреждениями; экспериментальная работа.

По Кузьмину С.

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы.

Глава 2 §1

1 декабря 2007 года были утверждены изменения в Законе РФ «Об образовании» в части федеральных государственных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных программ.

В соответствии с п. 6.2. ст.9 указанного закона федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

А фактически - общемировой тенденцией к стандартизации образования как деятельности по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса, повышения качества образования, экономии всех видов ресурсов, единства измерения результатов образовательного процесса. ФГОТ, несмотря на то, что не носят термин «стандарт», но это та же самая деятельность по стандартизации.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Помимо основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) дошкольное образовательное учреждение (группа) может реализовывать дополнительные программы в соответствии с Законом российской Федерации «Об образовании».

2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

4. Программа должна:

соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

5. Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом;

 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

6. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

9. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

10. В зависимости от направленности групп детей дошкольного возраста – общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной – и вида дошкольного образовательного учреждения могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:

для групп общеразвивающей направленности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, отражающую национально-культурные, демографические, климатические и другие условия, в которых осуществляется образовательный процесс; или приоритетную деятельность образовательного учреждения по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое; или приоритетную деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (для дошкольных образовательных учреждений вида «детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста»);

для групп оздоровительной направленности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, отражающую приоритетное осуществление деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии, Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, содержание которой направлено на развитие видов деятельности, способствующих коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии;

в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья только в возрасте от 5 до 7 лет в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии, Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, отражающую также приоритетное осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

10. Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

11. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

12. В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования не допускается сокращение времени, необходимого на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. В зависимости от конкретного режима пребывания и возраста воспитанников в указанных группах может быть сокращено время, отведенное на самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации Программы, а также за счет сокращения (отсутствия) времени, необходимого для организации дневного сна и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов и направленной на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

13. Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

14. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка.

Пояснительная записка должна раскрывать:

  1. возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
  2. приоритетные направления деятельности образовательного учреждения (группы детей дошкольного возраста);
  3. цели и задачи деятельности образовательного учреждения (группы детей дошкольного возраста);
  4. специфику условий осуществления воспитательно-образовательного процесса (социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других);
  5. принципы и подходы к формированию Программы.

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:

  1. описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности и соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

  1. планирование и проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, личностных и интеллектуальных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

1. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

2. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

3. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

4. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование положительного отношения к себе;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

5. Содержание образовательной области«Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

развитие сенсорной культуры;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

7. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

9. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

10. Содержание образовательной области «Музыка»направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

4) примерная программа (программы) коррекционной работы (для групп компенсирующей и комбинированной направленности);

Примерная программа (программы) коррекционной работы разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Программа (программы) коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Программа (программы) коррекционной работы должна обеспечивать:

-выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа (программы) коррекционной работы должна содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы:

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, корректировку коррекционных мероприятий;

- создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

В программе коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, коррекционно-развивающая программа составляется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, а именно:

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление:

о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

  1. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  2. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

6) система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения Программы (далее – система обследования) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, критериев, периодичности и содержания обследования.

Объектом обследования являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Формы обследования – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы обследования является сочетание высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность обследования детей – сентябрь, май; для детей старшего дошкольного возраста – сентябрь, май текущего года и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Для детей с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график (периодичность) обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей–логопедов, педагогов–психологов, дефектологов и др.).

Длительность обследования не может превышать двух недель в отношении высоко формализованных методов (таких, как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты). Низко формализованные методы (такие, как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения Программы.

Содержание обследования должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

 «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» должна:

1. Соответствовать Закону РФ «Об образовании», другим нормативным правовым документам, действующим в сфере дошкольного образования.

2. Выступать как общественный договор в качестве инструмента реализации целей дошкольного образования в интересах личности ребенка, семьи, общества и государства.

3. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие.

4. Способствовать достижению ребенком уровня психологической и физической готовности к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

5. Быть направленной на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, на преодоление отчуждения между общественным и семейным воспитанием.

6. Быть преемственной с примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования».

Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

3.1. Пояснительная записка

3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»

3.4. Примерная программа (программы) коррекционной работы

3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

         

И

Планируемые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Результаты подразделяются на итоговые и промежуточные.

Итоговые результаты описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Планируемые  (итоговые) результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни).

2. Любознательный, активный

(интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире), задает вопросы взрослому, экспериментирует, способен самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Принимает  активное, заинтересованное участие в образовательном процессе)

3. Эмоционально отзывчивый

     (откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует  на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы)

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

(адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается , обменивается  предметами, распределяет действия при сотрудничестве); способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации)

5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

(поведение ребенка определяется  преимущественно требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение  конкретной цели; соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике и др.)

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

(может применять  самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.)

7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

(Ребенок имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности др. людей к определенному полу;  о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях; о государстве (символах, «малой» и «большой» Родине, природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населении, природы планеты)

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

(умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции)

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

(сформированы умения и навыки речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности)

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  1. Объект мониторинга – физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка
  2. Формы мониторинга – сочетание низко формализованных методов (наблюдение, беседа и др.) и высоко формализованных методов (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.)
  3. Периодичность мониторинга – устанавливается образовательным учреждением (не должен приводить       к переутомлению детей   и  нарушению  хода образовательного процесса)
  1. Содержание мониторинга:

 - обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;

- направлен на оценку динамики развития детей;

  1. отражает  оценку  достижений детей в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
  2. содержит описание объекта, форм, периодичности и содержание оценки планируемого результата освоения  Программы

(В мониторинге используются только те методы, которые позволяют получить необходимый объем информации в оптимальные сроки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разработки образовательной программы ДОУ.

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие  образовательные учреждения. В этой связи, значительная часть  норм...

Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...

Положение о рабочей группе по разработке образовательной Программы ДОУ

Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы (далее – Рабочая группа) Муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения ...

Положение О рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Заведующая Советом Учреждения МКДОУ ХМР МКДОУ ХМР Детский сад «Теремок» «Детский сад «Теремок» ____________Е.А. Ахмедьянова С.Селиярово» Приказ № __ от «___» ________ 20 г. Приказ № ...

Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных образовательных программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"

Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных рабочих программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"...